мастер класс приёмы активизации внимания
статья

Петрова Ольга Валерьевна

Приёмы активизации внимания

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon master_klass.doc52.5 КБ
Файл prezentatsiya_mk_izmeneno.pptx247.24 КБ

Предварительный просмотр:

Как Вы думаете, какой психический процесс называют «монархом сознания»? Без него невозможна никакая сознательная умственная деятельность, никакое эффективное обучение. Да, это – внимание. Именно, недостатками в развитии внимания очень часто объясняется не успешность детей в школе. 

Как же завоевать их внимание? Несмотря на их проблемы дома, непростые отношения со сверстниками и просто плохое настроение. Я предлагаю Вам обсудить проблему развития и активизации внимания обучающихся с ОВЗ. Это и будет темой нашего разговора.

Внимание обладает определенными свойствами. Какими? (объем, устойчивость, концентрация, избирательность, распределение, переключаемость, произвольность). Внимание, как психический процесс не может проявляться вне других процессов. Мы внимательно или невнимательно слушаем, смотрим, думаем, делаем. Нарушение каждого из данных свойств, приводит к низкой успеваемости. Причём, подобные недостатки могут быть устранены в процессе занятий с ребенком и требуют для их преодоления специально организованной работы.

 Выделяют три вида внимания:        

1) внимание непроизвольное — самое простое и генетически исходное; представлено рефлексом ориентировочным, возникающим при воздействии неожиданных и новых раздражителей;

2) внимание произвольное — обусловленное постановкой сознательной цели;

3) внимание послепроизвольное.        

В зависимости оттого, где находится объект внимания — во внешнем мире или в субъективном мире человека — выделяются внимание внешнее и внутреннее.

Я хочу предложить Вам методику, которая позволяет развивать разные параметры внимания: переключение, распределение, устойчивость, концентрация внимания. Это корректурные игры и упражнения. Эту диагностику сейчас с вами проведём.

Инструкция:

 «На бланке напечатаны наборы букв русского алфавита. Последовательно рассматривая каждую строчку, нужно отыскать буквы „К“ и „Н“ и отметить их. Букву „К“ нужно зачеркнуть, букву „Н“ – обвести кружком. Задание необходимо выполнить быстро и точно. Время работы – 1 минута». Таким образом мы видим, что каждый из нас выполнил эьо задание по разному.

Корректура - (от лат. correctura - исправление – улучшение) «Корректурная проба» – это метод исследования внимания, который был создан в 1895 году Б. Бурдон. Да, известна эта методика давно, но используется не достаточно широко. При помощи корректурных игр и упражнений появляется больший интерес ко всему учебному процессу. Лучше усваивается и запоминается изучаемый материал. Это особенно важно для детей с ОВЗ.

В основе внимания лежит интерес. Чем интереснее и разнообразнее будут игры и упражнения, которые вы предложите ребёнку, тем больше шансов развить его внимание. Особенность корректурных упражнений состоит в том, что их можно модифицировать на любой предмет. 

1 группа упражнений направлена на развитие концентрации внимания:

А) Необходимо найти и вычеркнуть в печатном тексте определённые буквы в течение 1-3 минут (например «А»). Это основной тип упражнений, в которых ребенок имеет возможность почувствовать, что значит «быть внимательным» и развивать состояние внутреннего сосредоточения. Для их проведения потребуются любые печатные тексты (старые ненужные книги, газеты и др.), карандаши и ручки. Желательно использовать тексты с крупным шрифтом. По мере овладения игрой правила усложняются: меняются отыскиваемые буквы, по-разному зачеркиваются и др.; одновременно отыскиваются две буквы, одна зачеркивается, вторая подчеркивается; на одной строке буквы обводятся кружочком, на второй отмечаются галочкой и т.п ( Дать инструкцию ученикам)

Б) Раздели склеенные слова. Тематика определяется предметом.

Зимаглаголветкаприставкакореньбуквааренакнигакукурузатеремокписьмо

Можно усложнить задание

Зимаглаголветкаприставкакореньбуквааренакнигакукурузатеремокписьмо

В) Задание: первые 2 буквы зачеркните, следующие 2 буквы подчеркните и т.д. Фраза получится из подчеркнутых букв.

«Акзнованювиекатопрльтзкоюмтойыгдошазплнаряникте, куьогцчдаутприоиовббркыетрсенеооулхсиурлижаямвнимеиыснтлижь, анжоеоицднзройнупаьпмямктьытю.»

Л. Толстой

2 группа упражнений направлена на тренировку распределения внимания:

А) Предлагается выполнение двух разнонаправленных заданий: левой рукой медленно перелистывать в течение 1 мин книгу с иллюстрациями (запоминая их), а правой чертить геометрические фигуры или решать несложные примеры.

Что я и предлагаю сделать вам сейчас (даются книги и листы бумаги)

Б) Чтение рассказа и подсчет ударов карандаша по столу.

В) Педагог предлагает ребёнку следующее задание.

Написать числа от 1 до 20, одновременно считая вслух от 20 до 1.

3 группа упражнений направлена на увеличение объема внимания:

А) В течение 10-15с увидеть вокруг себя как можно больше предметов одного и того же цвета (или одного размера, формы, материала и т.п.). По сигналу один ребёнок начинает перечисление. Затем пробуют другие.

Усложнить задание можно проговаривая всё, что отвечает на вопрос Что? на улице, в классе, дома…

 Б) 2 ученика одновременно рассказывают стихотворение или правило по - русскому языку.

В) «Ассоциация» Учитель говорит «учебник» дети по очереди говорят по - одному слову, относящихся к этой теме.

Также я предлагаю несколько игр с движениями. Выберите одну или две и попробуйте проиграть (выдается перечень игр с пояснением) - «Спин, спан, спойнт» Слова можно брать с любого предмета или с любой темы. - «Овощи». - «Весёлый счёт».

Подведение итога Таким образом, использование специальных игр и упражнений на уроках позволяет обеспечить эффективную организацию учебного процесса, развивать и активизировать внимание детей на уроках.

Как вы думаете, кроме того, что эти упражнения полезны для детей, чем они удобны для учителя? Каковы основные «+» использования корректурных упражнений?

1. Малозатратны. Не надо много времени и подготовки.

2. Увлекательность упражнений. Их можно преподнести в игровой форме. Можно устраивать конкурсы между группами учеников, выдавать победителям жетоны. Эти упражнения помогут избежать однообразия на уроках;

3. Действенность. Высокая продуктивность упражнений;

4. Универсальность. Применимы в любой области знания, на любом типе урока и на любом этапе урока;

5. Развивают мыслительные способности, повышают общий уровень интеллекта, способность к обучению, восприятию, понимаю материала.

Проведение повторной диагностики после использования данных приёмов на постоянной основе, даёт возможность определить степень продвижения каждого ребёнка.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

«Развитие и активизация внимания обучающихся с ОВЗ» Подготовила: учитель начальных классов МБОУ «ООШ №21» Петрова О.В.

Слайд 3

Свойства Внимания: Объем С осредоточенность (концентрация), Р аспределяемость , У стойчивость, Переключаемость

Слайд 4

Диагностика Методика «Красно-черная таблица» Методика изучения концентрации и устойчивости

Слайд 6

Как развивать внимание: «Корректурная проба» – это метод исследования внимания, который был создан в 1895 году Б. Бурдоном

Слайд 7

Группа упражнений на развитие концентрации внимания

Слайд 8

Раздели склеенные слова Зимаглаголветкаприставкакореньбуквааренакнигакукурузатеремокписьмо Зима глагол ветка приставка корень буква арена книга кукуруза теремок письмо Тематика определяется предметом

Слайд 9

Анаграммы (рассыпанные слова) Расшифруйте слова, найдите среди них одно лишнее. ИАКБНИ КВАСЛАДО УРЧШИНА КОВЫЛР Что обозначают эти слова?

Слайд 10

Анаграммы (продолжение) Найдите и выпишете слова, исправьте возможные ошибки . ВУКПРСАБАКАЖЮТР ЯЫЙЦЁОРТПЕТУХЬЖЭЪ МЕДВЕДЬЙФЫУЪЭЮЬ ЛЗАЯЦУКАПРОДШГ

Слайд 11

Примеры Заданий Отделите, друг от друга слова и составьте из них пословицу: ВСЕГДААЛЕНЬБЕРЁТТРУДТОЛЬКОДАЁТ Задание: первые 2 буквы зачеркните, следующие 2 буквы подчеркните и т.д. Фраза получится из подчеркнутых букв. « Ак зн ов ан юв ие ка то пр ль тз ко юм то йы гд ош аз пл на ря ни кт е , к уь ог цч да ут пр ио ио вб бр кы ет рс ен ео оу лх си ур ли жа ям вн им еи ыс нт ли жь , ан жо ео иц дн зр ой ну па ьп мя мк ть ыт ю .»

Слайд 12

Найти спрятанные буквы

Слайд 13

“Путаница” Найдите замаскированные изображения и запишите слова существительные, укажите склонение.

Слайд 14

Группа упражнений на тренировку распределения внимания

Слайд 15

Предлагается выполнение двух разнонаправленных заданий: левой рукой медленно перелистывать в течение 1 мин книгу с иллюстрациями (запоминая их), а правой чертить геометрические фигуры или решать несложные примеры . Написать числа от 1 до 20, одновременно считая вслух от 20 до 1

Слайд 16

числовые таблицы Шульте .

Слайд 17

Графические диктанты Под диктовку учителя двигаться по клеткам в заданных направлениях. Можно проводить как в начале урока, для выведения темы урока, так и в закрепительной части.

Слайд 18

Кодирование слов с помощью цифр Каждой букве соответствует своя цифра. Н М Е Т Р А Л О С 1 2 3 4 5 6 7 8 9 Закодируйте слова МЕТРО, ТОРТ используя таблицу. Прочитайте числа, которые у вас получились. Разложите на разрядные слагаемые.

Слайд 19

Группа упражнений на увеличение объема внимания

Слайд 20

Примеры заданий: В течение 10-15 с увидеть вокруг себя как можно больше предметов одного и того же цвета (или одного размера, формы, материала и т.п.). По сигналу один ребёнок начинает перечисление. Затем пробуют другие . 2 ученика одновременно рассказывают стихотворение или правило по - русскому языку.

Слайд 21

основные «+» использования игровых упражнений 1. Малозатратны . 2. Увлекательны. 3. Действенны. 4. Универсальны. 5. Развивают мыслительные способности, повышают общий уровень интеллекта, способность к обучению, восприятию, понимаю материала.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер - класс "Приёмы рефлексии учащихся на уроке"

Мастер - класс "Приёмы рефлексии на уроке в начальной школе"...

Мастер-класс «Приёмы рефлексии учащихся на уроках в начальной школе».

В данном мастере классе раскрываются следующие учебные цели и задачи:Цель: повысить мотивацию коллег к овладению рефлексивной деятельностью учащихся. Задачи:Познакомить коллег с понятием “ре...

Презентация и конспект мастер-класса "Приёмы и способы, облегчающие заучивание стихотворений

Данный материал содержит презентацию и конспект мастер-класса на тему "Приёмы и способы, облегчающие заучивание стихотворений" на уроках литературного чтения в начальных классах. Учителя могут использ...

мастер -класс "Приёмы создания проблемной ситуации на уроках окружающего мира как средство формирования универсальных действий"

Демонстрируются приёмы создания проблемной ситуации на мотивационно-целевом этапе урока окружающего мира. Дана таблица "Методическая копилка"...

Мастер-класс "Приёмы работы над развитием орфографической зоркости у младших школьников на уроках русского языка".

Всех учителей начальных классов волнует проблема грамотного письма учащихся. Как сделать так, чтобы количество ошибок уменьшалось, а письмо стало бы осознанным и грамотным?  Главная причина ...

Мастер - класс "Приёмы работы по проблемно-ценностному общению"

В качестве приоритетного вида деятельности выделяю проблемно-ценностное общение с акцентом на формирование профориентации  и толерантности.Я хочу показать несколько приёмов, которые применяю в во...

Мастер-класс «Приёмы развития орфографической зоркости на уроках русского языка у учащихся начальных классов»

Данный материал поможет учителям начальных классов в работе над развитием орфографической зоркости на уроках русского языка....