Влияние цифровых образовательных ресурсов на психофизическое состояние учителя
статья

Юдина Анна Сергеевна

В современном обучении учителя должны реализовывать образовательные программы, несмотря на собственную тревожность, связанную с пандемией, оказывать эмоциональную поддержку учащимся и стимулировать их мотивацию к обучению. Стресс учителей повышается из-за отсутствия или отсутствия поддержки со стороны школьных администраторов и значительного увеличения рабочей нагрузки учителей, вызванной необходимостью поиска новых методов преподавания и подготовки к занятиям на расстоянии, усилением общения с учащимися и их родителями, и увеличением количества домашних заданий для проверки. Цифровые образовательные ресурсы, несмотря на высокую эффективность в преподавании, оказывают сильное влияние на психофизическое состояние учителя, включая новую организацию работы на дому и изменения в балансе между работой и личной жизнью. Наиболее распространенные стратегии преодоления стресса и уменьшения его воздействия на психофизическое состояние педагога включают усилия по поиску положительных сторон и/или новых возможностей в использовании цифровых образовательных ресурсов, поиск социальной и эмоциональной поддержки.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Юдина Анна Сергеевна

Московский государственный областной университет,

магистрант кафедры общей и педагогической психологии

Влияние цифровых образовательных ресурсов на психофизическое состояние учителя

Аннотация. В современном обучении учителя должны реализовывать образовательные программы, несмотря на собственную тревожность, связанную с пандемией, оказывать эмоциональную поддержку учащимся и стимулировать их мотивацию к обучению. Стресс учителей повышается из-за отсутствия или отсутствия поддержки со стороны школьных администраторов и значительного увеличения рабочей нагрузки учителей, вызванной необходимостью поиска новых методов преподавания и подготовки к занятиям на расстоянии, усилением общения с учащимися и их родителями, и увеличением количества домашних заданий для проверки. Цифровые образовательные ресурсы, несмотря на высокую эффективность в преподавании, оказывают сильное влияние на психофизическое состояние учителя, включая новую организацию работы на дому и изменения в балансе между работой и личной жизнью. Наиболее распространенные стратегии преодоления стресса и уменьшения его воздействия на психофизическое состояние педагога включают усилия по поиску положительных сторон и/или новых возможностей в использовании цифровых образовательных ресурсов, поиск социальной и эмоциональной поддержки.

Ключевые слова: цифровые образовательные ресурсы, психофизическое состояние, учитель, психологический стресс, стратегии преодоления.

Глобальные изменения в обществе, вызванные возникновением и развитием информационного общества, привели к компьютеризации образования, что позволило решить одну из основных задач образования - повышение его качества за счет использования современных информационных и коммуникационных технологий.

Цифровая трансформация всех сфер жизни обусловлена внедрением информационных коммуникативных технологий, мобильных приложений, искусственного интеллекта, мультимедиа, облачных технологий, которые характеризуют современное образовательное пространство. Важнейшим требованием к условиям реализации образовательных программ на основе ФГОС ОО выступает применение цифровых образовательных ресурсов на базе электронной информационно-образовательной среды организации [2].

Актуализировали данный процесс и объективные обстоятельства мирового масштаба весны 2019 года, связанные с повсеместным распространением коронавирусной инфекции, что требовало оптимизации применения цифровых образовательных ресурсов, позволяющих осуществлять обучение в удаленном формате. Воплощение в жизнь новой идеи электронного образования неразрывно связано с процессом его цифровизации.

Под огромным давлением внешних обстоятельств, вызванных пандемией COVID-19, школьным учителям пришлось быстро осваивать новые инструменты и форматы обучения. Эта ситуация повлияла на субъективное благополучие и эмоциональные переживания учителей.

Преподавание – одна из самых изнурительных социальных видов деятельности, которая часто чревата психологическим стрессом. Недавние международные исследования показывают, что по сравнению с представителями других профессиональных групп учителя испытывают более высокие показатели проблем с психическим здоровьем. Основными факторами стресса, влияющими на учителей, являются стрессоры на работе, которые включают высокую рабочую нагрузку, неподдерживающее администрирование и чрезмерную эмоциональную вовлеченность в отношения со студентами, их родителями и коллегами [4].

Ряд проведенных исследований показывают, что эти стрессоры вызывают депрессию и раздражительность, оказывают негативное влияние на самооценку и удовлетворенность работой, предсказывают психосоматические симптомы и могут привести к зависимостям. Все это симптомы выгорания, одного из наиболее тяжелых последствий длительного воздействия стресса, которое заключается в психологической неспособности справиться с трудностями, связанными с работой. Риски выгорания особенно высоки, когда во время пандемии и в условиях самоизоляции приходится применять новые методы и инструменты работы. Таким образом, анализ стратегий преодоления стресса является важной предпосылкой для разработки рекомендаций для учителей, которые помогут им поддерживать субъективное благополучие в трудных обстоятельствах.

Благополучие учителя во многом определяет качество современного образовательного процесса, который основан на создании безопасной среды, способствующей развитию, творчеству, обучению и социализации. Учителя, довольные своей жизнью и способные защитить собственное душевное спокойствие, гораздо лучше прививают своим ученикам качества, необходимые для достижения тех же результатов.

Влияние цифровых образовательных ресурсов на психофизическое состояние учителя выражается в трех основных составляющих:

1. Изменения в рабочей и домашней жизни во время пандемии COVID-19 (время, проведенное в самоизоляции; использование цифровых образовательных ресурсов; общение с учащимися, их родителями и коллегами; технологическая и психологическая поддержка со стороны школьных администраторов; изменения в распорядке дня; взаимодействие с членами семьи);

2. Воспринимаемый стресс и используемые стратегии преодоления (баланс между работой и личной жизнью во время изоляции; методы ухода за собой; распорядок дня, питание, сон, общение с друзьями и семьей, физические упражнения);

3. Представления о будущем (возвращение к нормальной жизни; практика самоизоляции, которая может быть полезна в будущем; изменения в отношениях со студентами, их родителями и коллегами) [1].

Во влиянии цифровых образовательных ресурсов на психофизическое состояние учителя важное место занимает административная поддержка, которая может проявляться во внимательном уведомлении учителей об использовании новых ресурсов, составления четких инструктажей по их использованию, в предоставлении доступа к техническим и информационным ресурсам.

Учитывая влияние пандемии, необходимо отметить и увеличение рабочей нагрузки преподавателя в период дистанционного обучения, что вызвано не только необходимостью поиска новых цифровых образовательных ресурсов и адаптации содержания к новому формату, но и усилением общения с учащимися и их родителями, и увеличением количества домашних заданий для проверки. Некоторые рутинные задачи стало сложнее выполнять при дистанционном обучении, такие как просмотр письменных заданий и подготовка отзывов для каждого студента. Эта жалоба была наиболее распространена среди учителей начальной школы.

На психофизическое состояние учителей, в частности на баланс между работой и личной жизнью, повлияли переход на новый формат работы и увеличение рабочей нагрузки [3].

Таким образом, усиление воздействия на психофизическое состояние учителя во время пандемии COVID-19 было вызвано тем, что учителя должны были освоить современные технологии и цифровые образовательные ресурсы в течение чрезвычайно короткого периода времени, оказывая поддержку учащимся и их родителям и поддерживая мотивацию учащихся к обучению. Стресс усугублялся отсутствием или отсутствием следующих факторов: административной поддержки, готовности к переходу на дистанционное обучение, технических и информационных ресурсов, а также психологической поддержки со стороны коллег и администраторов.

Существенно возросшая рабочая нагрузка стала критическим стрессом для учителей, что проявилось в необходимости поиска новых цифровых образовательных ресурсов, изучение методов работы с ними и подготовки уроков в контексте дистанционного обучения, активизации общения с учащимися и их родителями и увеличении объема домашних заданий для проверки. О перегрузке работой чаще всего сообщали учителя начальных классов, что может быть связано с особенностями работы и возрастом детей, с которыми они работали.

Проведенный анализ указывает на необходимость создания системы поддержки психического здоровья учителей, которая необходима для повышения эффективности образования как с точки зрения результатов обучения, так и психологического благополучия всех участников учебного процесса.

Литература:

  1. Жуков О.Ф., Черкесова Е.В., Алексеева М.Н. Влияние условий дистанционного обучения на эмоциональное и физическое состояние учителя // Современные проблемы науки и образования. – 2021. – № 2. – С.12-20
  2. Заусенко И. В. Психологическое благополучие школьников и педагогов в период введения Федерального государственного образовательного стандарта // Педагогическое образование в России. – 2013. – № 4. – С. 196–199
  3. Константиновский Д. Л., Пинская М.А., Звягинцев Р.С. /Профессиональное самочувствие учителей: от энтузиазма до выгорания // Социологические исследования. – 2019. – № 5. – С.14-25
  4. Петракова А. В., Канонир Т. Н., Куликова А. А., Орел Е. А. Особенности психологического стресса у учителей в условиях дистанционного преподавания во время пандемии COVID-19 // Вопросы образования / Educational Studies Moscow. – 2021. – № 1. – С. 93–114.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование цифровых образовательных ресурсов в образовательном процессе

Использование цифровых образовательных ресурсов в образовательном процессе...

Образовательный проект по теме: «Использование цифровых образовательных ресурсов и создание среды, развивающей собственную мотивацию учащихся к изучению предмета»

Цель проекта – отобрать, структурировать и экспериментально проверить эффективность использования комплекса методов интерактивного обучения младших школьников на уроках в начальной школе.Задача ...

Использование цифровых образовательных ресурсов (ЦОР) в коррекционном процессе учителя-логопеда в условиях дистанционного обучения

Новые реалии жизни поставили педагогов и обучающихся в новые, немного необычные условия взаимодействия. Другими словами, стало необходимо проводить  занятия дистанционно или в онла...

РАОП_ Использование цифровых образовательных ресурсов (ЦОР) в учебном процессе на примере цифровой платформы Яндекс.Учебник.

РАОП_ Использование цифровых образовательных ресурсов (ЦОР) в учебном процессе на примере цифровой платформы  Яндекс.Учебник....

Мастер-класс_Использование цифровых образовательных ресурсов (ЦОР) в учебном процессе на примере цифровой платформы Яндекс.Учебник.

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ  ЦИФРОВЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ РЕСУРСОВ (ЦОР) В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ НА ПРИМЕРЕ ЦИФРОВЫХ   ПЛАТФОРМ: «ЯНДЕКС. УЧЕБНИК»  «РЭШ»  «GLOBALLAB&ra...

Мастер-класс_Использование цифровых образовательных ресурсов (ЦОР) в учебном процессе на примере цифровой платформы Яндекс.Учебник.

Мастер-класс_Использование цифровых образовательных ресурсов (ЦОР) в учебном процессе на примере цифровой платформы  Яндекс.Учебник....

Цифровые образовательные ресурсы в работе учителя-логопеда

Цифровые образовательные технологии открывают широкие возможности для оптимизации деятельности логопеда и создания современной предметно–развивающей среды для детей с особыми образовательными по...