«Формирующее оценивание и оценка результатов проектной деятельности учащихся»
статья

Сакаева Алия Альбертовна

Выступление на РМО по теме «Формирующее оценивание и оценка результатов проектной деятельности учащихся»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rmo_sakaeva.docx75.19 КБ

Предварительный просмотр:

«Формирующее оценивание и оценка результатов проектной деятельности учащихся»

Сакаева Алия Альбертовна

E:\!!!   РМО Новый\Мой выступление\img66666.jpg

Введение

Решение дидактических задач через самостоятельную разработку проблемы учащимися - в этом заключается суть метода проектов в начальной школе. Виды проектов бывают различными, но всегда предполагают оформление результатов в виде конечного продукта. Им может стать макет, книга, презентация, видеофильм, инсценировка и т. д. Особую ценность представляет не полученный результат, а опыт, приобретенный ребенком в процессе работы.

 Виды проектов в начальной школе по ФГОС должны подбираться с учетом детских возможностей. Чем младше ученики, тем проще будут поставленные задачи, в младшей школе предпочтение отдается краткосрочным .

Наиважнейшим критерием оценки эффективности проектной деятельности детей является применение методик и инструментов формирующего оценивания. С какой целью используются методики и инструменты в проектной деятельности – какие результаты прогнозирует?

Назовём четыре основных шага, которые формируют алгоритм оценивания в проектной деятельности детей,  легко переносимых на разные предметы и формы работы.

1.           Показать, что получилось хорошо.

2.           Указать, что нуждается в улучшении (исправлении).

3.           Дать рекомендации о необходимых исправлениях.

4.           Дети вносят исправления.

Проектная деятельность детей реализуется через  урочную, внеурочную деятельность,  воспитательную работу.

Ожидаемые результаты:

  • у детей появляется интерес к новым знаниям, желание добыть их, чтобы применить тут же для решения поставленных в проекте задач;
  • каждый ученик может проявить себя как творческая личность;
  • работа над проектом воспитывает целеустремленность, инициативность;
  •  развиваются умения вести себя в условиях, когда требуется за короткое, ограниченное время сделать много разнохарактерных дел, большинство из которых им встретились впервые;
  • учатся управлять своим учебным процессом, оценивать себя и своих товарищей;
  • учатся самовыражению, самоопределению, самореализации;
  • обеспечение освоения стандарта всеми учащимися в наиболее комфортных для каждого условиях.

Из опыта работы.

Работа над проектами в начальной школе начинается уже с 1 класса. Проекты в начальной школе выполняются разные. Групповые и коллективные проекты получаются особенно удачными.

Больше всего проблем возникает с проектами с первоклассниками, которые еще плохо читают и пишут, не умеют работать с информацией. На этом этапе рекомендованы мини-проекты. Рассмотрим групповой мини-проект на примере урока окружающего мира. По теме «Здоровая пища» первоклассникам предлагается выполнить мини-проект «Витамины». Класс делится на 3 группы по рядам (витамин А,В,С), в каждой группе выбирается хорошо читающий ребенок, который читает для своей группы информацию про соответствующий витамин. Группе нужно выбрать продукты, богатые витаминами и приклеить их на ватман и рассказать про свой витамин. В итоге у нас получились 3 мини-проекта. По итогу этой работы ребятам было предложено оценить свою работу путем приема «Дерево успеха», где каждый ребенок приклеил фрукт соответствующего цвета.

Работая по программе «Школа России» уже в первом классе мы начинаем детей знакомить с индивидуальными проектами, которые могут быть выполнены как в классе, так и дома.

Например на уроках окружающего мира проекты «Моя семья», «Мои домашние питомцы», на уроках математики «Орнамент на посуде», на уроках русского языка «Пословицы», «Загадки» и т.д. Если для оценивания этих работ в 1 классе , также можно использовать самооценку, используя различные приемы, то уже в 3-4 классах оцениваем не только полученный продукт, но и умение демонстрировать полученный продукт, лаконично, но полно рассказывать о нем; выступать перед публикой, аргументированно доказывать свое мнение. Для оценивания  используем таблицы с критериями оценивания, которые известны детям заранее.

Проекты очень часто используются на уроках технологии, как групповые, парные, так и индивидуальные. Например индивидуальный проект «Танграмм». Использовался прием оценивание по критериям.

Использовались все части танграмма

Да/нет

Получилась узнаваемая фигура

Да/нет

Работа выполнена аккуратно

Да/нет

Разберем проект, выполненный детьми на курсе внеурочной деятельности «Учусь создавать проект». Был задуман проект совместно с детьми под общим названием «Природа родного края», который был связан с проектом РДШ «Родина моя». Целью этого проекта было рассказать о природе родного края. Для этого проекта использовался мобильный класс, продуктом проекта стали презентации, выполненные в паре. Учащиеся должны были выбрать более узкую тему, пользоваться только базой данных из нетбуков, в которые была загружена общая информация о нашем крае и фотографии по теме. Первый урок дети выбирали тему и  готовили информацию, которую они хотят донести до слушателя. На втором уроке выполнялись непосредственно презентации. В итоге у нас получились 12 презентаций о природе родного края.

Для оценивания этой работы использовались карточки самооценки и взаимооценки. После каждой защиты обсуждались плюсы и минусы каждой работы совместно с детьми. Так как подобная работа ведется постоянно, дети адекватно оценивают свою работу и умеют оценивать работу своих одноклассников.

Также надо сказать  и о творческих проектах. У нас это проекты «День победы», «Наш Самуил Маршак», проект посвященный Н.Носову  «Живая шляпа». проект «Моя семья-мое богатство» и т.д. В основном в творческих проектах, в котором участвуют дети, применяется оценивание жюри по критериям. Но важно после объявления результатов обсудить с детьми что получилось и что не получилось, над чем надо работать.

Заключение.

Таким образом идет плодотворная работа по формированию у младших школьников первоначальных навыков проектной деятельности, а правильно спланированное оценивание помогает детям самостоятельно продвигаться по проекту, получить и презентовать определенный продукт. Дети уже с первого класса учатся оценивать себя и своих одноклассников, также аргументировать свое оценивание.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Как оценить результаты учебной деятельности учащихся. Критерии оценивания на основе разных УМК.»

Материал в помощь учителю при оценивании результатов учебной деятельности учащихся...

Компетентностный подход к оцениванию результатов проектной деятельности младших школьников

Проектная деятельность как способ организации образовательного процесса...

Использование инструментов формирующего оценивания для экспертизы эффективности внеурочной деятельности

Внеурочная деятельность также является одной из составляющих ФГОС. Наверное все ведут курсы внеурочной деятельности.            Сегодня я х...

Критерии оценивания результатов проектной деятельности обучающихся на уровне начального общего образования

Стандарты второго поколения ставят задачу - сформировать компетенции младшего школьника: научить принимать решения, быть коммуникативным, мобильным, заниматься проектной деятельностью. Технологией, с ...

Формирующее оценивание. Приемы оценки.

Формирующее оценивание. Приемы оценки....