Формирующее оценивание. Приемы оценки.
статья

Легостаева Наталья Викторовна

Формирующее оценивание. Приемы оценки.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл formiruyushchee_otsenivanie._priemy_otsenki.docx23.14 КБ

Предварительный просмотр:

Наверное, самой сложной задачей для современного учителя является обучение детей совершенно разного уровня, с разными способностями одинаково хорошо. За последнее десятилетие в содержании образования произошли качественные изменения:

акцент с предметных знаний, умений и навыков был перенесен на формирование обще учебных компетентностей учащихся. Это повлекло за собой конечно и изменения в системе оценивания. 

  Наиболее полно новая образовательная стратегия выражается лозунгом, сформулированным английской системой образования: «Возьми в свои руки контроль над своим обучением».

Для того чтобы этот лозунг реализовался на практике и переворот в педагогике стал необратимым, ученику необходим доступ к оцениванию. То есть учитель, всегда остававшийся контролёром – монополистом, должен поделиться с учеником инструментами оценивания, раскрыть ему основания, или критерии, по которым производится оценивание, и дать возможность воспользоваться результатами оценивания в своих интересах.

Еще в начале 2000 годов стало ясно, что, когда в основу оценивания образовательных достижений заложены преимущественно тестовые методики, такой подход ограничивает возможности развития системы образования. К примеру, на сайте министерства образования Великобритании появились слова о том, что тесты замечательно измеряют, но не помогают улучшить положение дел. Чтобы добиться улучшения, необходимы новые инструменты оценивания. И значит, учителям надо их осваивать.
     

 То есть тесты показали риски их тотального применения, и «маятник» качнулся в обратном направлении – в сторону живого общения учителя с детьми и учеников друг с другом, где ученик занимает не пассивную, а активную позицию, проявляя все больше самостоятельности, в том числе в организации своей учебной деятельности и оценивании ее результатов. Как реакция на массовую эксплуатацию тестирования пришло в образовательную практику формирующее оценивание или, как его еще называют, оценивание для обучения

        Что значит «оценивать»?  с латинский этот глагол переводится как «сидеть с».  При оценивании мы сидим с учеником.  Мы делаем это с ним и для него. А не просто применяем к ученикам процедуру. (Green, 1998)

Итак, попробуем разобраться-  что такое формирующее оценивание или оценивание для обучения?

В 2006 году в Техасе на встрече участников Государственного объединения по проблемам оценивания и стандартов обучения было разработано следующее определение: «Формирующее оценивание – процесс, используемый учителями и ученикам в течение обучения, который обеспечивает обратную связь, для выстраивания преподавания и познания для улучшения достижения запланированных учебных результатов»

Самым интересным в этом определении является желание подчеркнуть, что формирующее оценивание представляет собой процесс, а никак не тест, оценку или задание и то, что учащиеся в этом процессе также работают над совершенствованием своего обучения с помощью обратной связи от учителя.

В целом есть немало названий термина: формирующее оценивание, формативное оценивание, активная оценка, оценивание для обучения.

Первыми учеными, которые всерьез привлекли внимание к эффективности формирующего оценивания, были Поул Блэк и Дилан Уильям они провели анализ эмпирических исследований, и увидели что прирост в знаниях учащихся, на которых применяли практики формирующего оценивания, оказался самым большим по сравнению с результатами всех других педагогических технологий.  Особенно важным открытием стало то, что формирующее оценивание больше всего помогает слабым учащимся, сокращая при этом разрыв в достижениях и повышая также в целом уровень успеваемости в классе.

         Наблюдение и анализ учебного процесса и формирующее оценивание позволяют сделать так, чтобы школьники могли более успешно учиться, а учителя более эффективно преподавать. Наблюдение за процессами, происходящими в классе, позволяет учителям более внимательно и тонко следить за тем, как изо дня в день протекает обучение. Учителя, таким образом, получают возможность сделать класс лабораторией, в которой они исследуют то, как происходит учение, прийти к пониманию этого процесса и более эффективно влиять на него через собственное преподавание.

        Наблюдая за учениками в момент обучения, собирая информацию на основе обратной связи и осторожно проводя эксперименты в ходе учебного процесса, учителя могут многое узнать о том, как школьники воспринимают материал и как они реагируют на те или иные приёмы преподавания.

       Педагоги, предполагающие, что ученики выучили то, что они пытались им преподать, проведя контрольные работы и тесты, часто испытывают разочарование, убедившись в том, что это совсем не так.

Увы, дети не обучаются в таком объёме и так хорошо, как того ждут от них учителя. Есть огромный разрыв между тем, что дал преподаватель и тем, чему обучились школьники. Когда педагоги это замечают, решать проблему бывает уже поздно.

Поэтому формирующее оценивание необходимо для того, чтобы диагностировать, как идёт процесс обучения на начальной и промежуточной, а не только конечной стадии и – если данные окажутся неудовлетворительными – на основе полученной информации внести в него необходимые изменения. Именно это стоит за определением формирующего оценивания как оценивания для обучения.

           Основная цель данного вида оценивания – мотивировать учащегося на планирование целей и путей достижения образовательных результатов, т.е. на дальнейшее обучение и развитие.

           Формирующее оценивание будет являться таковым только в случае, если его результаты будут немедленно использоваться для определения новых путей и форм обучения. Для проведения формирующего оценивания не важно, какие формы, приемы и методы используются, оно характеризует не применение определенных заданий, а цель проведения – личный прогресс ребенка в обучении.

          Как увидеть, в чем разница между стандартизированным (суммирующим) оцениванием и формирующим?

          Суммирующее оценивание проводится с целью установления соответствия знаний учащихся нормам и требованиям стандартов обучения и констатирует факт обученности учащихся.

          Если формирующее оценивание проводится самими участниками образовательного процесса и с той частотой, которая необходима учителю и учащимся для достижения образовательных целей, то суммирующее оценивание осуществляется, как правило, внешними органами согласно тем или иным нормативным документам. При формирующем оценивании шкала оценивания может быть разработана учителем или группой учителей, при суммирующем оценивании используется общепринятая государственная шкала оценивания.

Суммирующее оценивание обеспечивает подход к разным ученикам с “одной меркой”, независимо от их индивидуальных возможностей и потребностей

Формирующее оценивание можно сравнить с поливом растения. “Поливаем, чтобы росло, учим, чтобы ученики почувствовали "вкус" к учебе!”

         Формирующее оценивание учебных достижений, по мнению ученого и педагога М.А. Пинской, обладает следующими характеристиками:

• Центрировано на ученике

Т.е. фокусирует внимание учителя и ученика в большей степени на отслеживании и улучшении учения, а не преподавания. Оно даёт учителю и ученику информацию, на основании которой они принимают решения, как улучшать и развивать учение.

• Направляется учителем-

предполагает автономию, академическую свободу и высокий профессионализм учителя, поскольку именно он решает, что оценивать, каким образом, как реагировать на информацию, полученную в результате оценивания. При этом учитель не обязан обсуждать результаты оценивания с кем-либо помимо собственного класса.

• Разносторонне результативно

Поскольку оценивание сфокусировано на учении, оно требует активного участия учащихся. Благодаря соучастию в оценивании ученики глубже погружаются в материал и развивают навыки самооценивания. Кроме того, растёт их учебная мотивация, поскольку дети видят заинтересованность преподавателей, стремящихся помочь им стать успешными в учёбе.

           Учителя также работают более концентрированно, ведь они постоянно спрашивают себя: «Какие наиболее существенные знания и умения я стремлюсь преподать своим ученикам?»; «Как я могу выяснить, научились ли они этому?»; «Как я могу помочь им учиться лучше?». Если учитель, отвечая на эти вопросы, работает в тесном контакте с учениками, он совершенствует свои преподавательские умения и приходит к новому пониманию своей деятельности.

• Формирует учебный процесс

Цель данного оценивания – улучшать качество учения, а не обеспечивать основание для выставления отметок. Оно почти никогда не является балльным и часто анонимно.

• Определено контекстом

Это оценивание должно соответствовать определённым характеристикам и нуждам учителя, учеников и изучаемых дисциплин. То, что хорошо работает в одном классе, необязательно подойдёт для другого.

• Непрерывно

Оценивание запускает механизм обратной связи и постоянно поддерживает его в работающем состоянии. Используя различные техники, учитель получает от учеников обратную связь относительно того, как они учатся, и сообщает им, как можно улучшить процесс учёбы. Для того, чтобы проверить, насколько эти предложения оказались полезны, учитель опять запускает механизм обратной связи, проводя новое оценивание. Этот подход интегрируется в ежедневную работу, происходящую в классе.

Коренится в качественном преподавании

Учитель активно задаёт ученикам вопросы, отвечает на те вопросы, которые возникают у них, наблюдает за их поведением, выражением их лиц, читает домашние задания, проверяет тесты и т.д. Формирующее оценивание даёт возможность естественным образом интегрировать оценивание в традиционные процессы преподавания и учения, происходящие в классе.

Педагогическая технология формирующего оценивания предполагает определенный алгоритм взаимодействия учителя и учащихся при организации образовательного процесса и состоит из девяти шагов.

Специфика данной технологии предполагает предварительный шаг на этапе разработки рабочей программы педагога, а не собственно проведения урока. В рабочей программе педагога должны быть спланированы и распределены/сгруппированы образовательные результаты (предметные, метапредметные, личностные) учащихся по учебным темам.

Для того чтобы цель обучения была диагностируемой, она должна быть сформулирована с точки зрения деятельности ученика, а не учителя.

Далее цели урока должны быть трансформированы в задачи урока, которые отражают конкретные действия учащихся на уроке. Решение всех задач урока должно привести к достижению цели.

И сформулированы конкретные критерии оценивания деятельности учащихся на уроке.

Критерии могут быть созданы учителем совместно с учащимися. Школьник должны заранее знать критерии оценивания выполнения задания.

При выборе критериев оценивания необходимо помнить, что они должны

1) быть однозначным, т.е. результат оценивания не должен зависеть от личностей оценивающего и оцениваемого;

2) быть понятным не только учителю, но и учащимся, чтобы они могли проводить самооценку и взаимооценку работ;

3) быть конкретными - без таких абстрактных формулировок, как, например, «хорошо понимает», или «успешно освоил». Они должны давать возможность однозначно оценить результат деятельности ученика.

Посте того как критерии сформулированы, необходимо оценивать деятельность учащихся в строгом соответствии с данным критериями.

И осуществить обратную связь: учитель-ученик, ученик-ученик, ученик-учитель.

Важным условием организации обратной связи является ее обратный механизм: ученик должен получать отклик от учителя.

Это могут быть устные или письменные комментарии, или система условных обозначений;

С какого-то момента учитель уже дает ребятам задания, побуждающие к самостоятельным оценочным действиям и осмыслению проявившихся в ходе оценивания результатов. Например, предлагает обменяться тетрадками, прочитать работы друг друга, а потом дать друг другу совет, что нужно, чтобы в следующий раз сделать работу лучше. Замечу, что один из принципиальных моментов заключается в том, что в практике формирующего оценивания обязательно присутствует взаимооценка. Это важно: когда мы все делаем вместе – мы учимся друг у друга. Чтобы увидеть, чего мне недостает для успешного обучения, я могу посмотреть на работу товарища.

3.  Обратная связь обязательно должна заканчиваться взаимодействием педагога с учащимися, в ходе которого происходит обмен информацией о трудностях ученика, возникающих в процессе обучения.

При оценивании необходимо сравнивать образовательные результаты учащихся с предыдущим уровнем их достижений. Т.е. педагог уровень достижений ученика сравнивает не с нормами, стандартами, а предыдущим уровнем его достижений. Этот подход должен быть отражен в отметке учащегося.

Определив личный «образовательный прогресс» учащегося, необходимо проанализировать возможности достижения цели в заданный временной период с учетом результата достигнутого учащимся на нынешнем этапе.

По итогам формирующего оценивания можно откорректировать образовательные маршруты учащихся за счет вариативности задания (например, тестов разного уровня сложности); различного темпа выполнения задания (ознакомление учащихся заранее с тем минимумом, который они должны выполнить обязательно); выбора элективных курсов; выбора направлений внеурочной деятельности.

Техник и приемов формирующего оценивания существует много. Это и хорошо знакомые вам самые простые в использовании, светофорчики, волшебные линеечки, прием незаконченных предложений и лестница успеха. И более трудоемкие, но дающие более выраженный эффект…

некоторые из них мы посмотрим сегодня на примере урока русского языка в 3 классе, который подготовили мы с коллегами.

Заключение хотелось бы посвятить тому, какие положительные тенденции я заметила у своих учеников после использования формирующего оценивания в классе.

  1. Виды работ, предполагающие формирующее оценивание, являются совершенно новыми для детей и непохожими на то, что они делали, поэтому, несомненно, вызывают у них огромный интерес
  2. Не смотря, что поначалу такой вид оценивания вызывает удивление, вскоре дети втягиваются в этот процесс, где они наделены как правами, так и ответственностью за то, что они делают.
  3. Наличие критериев оценивания способствует более объективной оценке работы, поэтому у учащихся перестают возникать вопросы по поводу отметок.
  4. Постоянно тренируясь в самооценивании и оценивании своего товарища, учащиеся приобретают самостоятельность в обучении, автономию от учителя.
  5. Ученики понимают, сделать ошибку – это не плохо, скорее естественно, но важнее понять, почему ты ее допустил, и что сделать, чтобы в следующий раз ее избежать
  6. Дети приобретают навыки коллективной работы, понимание необходимости делиться своими знаниями, получать новое не только от учителя, но и от своих одноклассников
  7. Так как формирующее оценивание не предполагает выставление отметок, главным для ребенка становится не получение высшего балла, а переход на следующий уровень, поиск пробелов и их ликвидация при помощи одноклассников и учителя.

           Формирующее оценивание для учителя – это, прежде всего, источник информации не только о знаниях учащихся, но и о своей методике преподавания. Оно позволяет каждый день делать свою работу лучше, получая обратную связь от детей, приспосабливая свою деятельность под их нужды здесь и сейчас. 

         


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технология формирующего оценивания. "Методика активной оценки"

Теоретический материал познакомит учителя с элементами стратегии активной оценки. Ведь, когда учитель оценивает активно, он вместе с учениками проживает очень интересную жизнь, втягивая их в процесс м...

Система оценки планируемых результатов освоения образовательных программ. Формирующее оценивание.

Статья-выступление на августовском совещании педагогических работников образовательных организаций города Когалыма....

Примеры приемов формирующего оценивания

Приведены примеры приемов оценивания...

Формирующее оценивание как средство измерения и оценки учебных достижений учащихся

В статье раскрывается суть формирующего оценивания., а также описываются эффективные инструменты оценивания....

Приемы формирующего оценивания

В презентации представлены приемы формирующего оценивания: "Индекс-карточки", "Одноминутное эссе", "Недельный отчет"....

Формирующее оценивание: приемы и возможности использования на уроках

Формирующее (формативное) оценивание – это целенаправленный непрерывный процесс наблюдения за учением ученика. Оно основывается на оценивании в соответствии с критериями и предполагает обратную ...

«Формирующее оценивание и оценка результатов проектной деятельности учащихся»

Выступление на РМО по теме «Формирующее оценивание и оценка результатов проектной деятельности учащихся»...