«Проектная деятельность как звено в формировании УУД»
материал

Попкова Анна Владимировна

В данном докладе говорится о значимости проектной деятельности о том, какую играет она роль в формировании универсальных учебных действий . Рассматриваются основные этапы работы над проектом, их отличительные особенности. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proektnaya_deyatelnost_kak_zveno_v_formirovanii_uud.docx27.07 КБ

Предварительный просмотр:

Доклад

«Проектная деятельность как звено в формировании УУД»

Автор: учитель начальных классов

 МОУ СОШ №16,  

Попкова Анна Владимировна

     Проектная деятельность – это совместная учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность учащихся, учителя и родителей, имеющая общую цель, согласованные методы, способы деятельности, направленная на достижение общего результата.

     Современная проектная работа для начальных классов помогает развитию личности ребенка с раннего возраста. Проектная деятельность — это часть требований ФГОС (федеральных государственных образовательных стандартов).      

       Наверное, каждый педагог задавал себе вопрос: как научить детей тому, что поможет им во взрослой жизни. Чтобы человеку стать успешным, ему просто необходимо развиваться, ставить перед собой цели и уметь достигать их. Но для этого нужно спланировать пути достижения этой цели; подобрать необходимые средства; освоить нужные методы и идти к намеченной цели, корректируя свои действия. И, по моему мнению, именно метод проектов помогает достичь всего этого.

      В основу метода проектов положена идея о направленности учебно-познавательной деятельности школьников на результат, который получается при решении той или иной практически или теоретически значимой проблемы.

      Работа по методу проектов – это относительно высокий уровень сложности педагогической деятельности. Если большинство общеизвестных методов обучения требуют наличия лишь традиционных компонентов учебного процесса – учителя, ученика (или группы учеников) и учебного материала, который необходимо усвоить, то требования к учебному проекту – совершенно особые.

1) Необходимо наличие социально значимой задачи (проблемы) –исследовательской, информационной, практической.

2) Выполнение проекта начинается с планирования действий по разрешению проблемы, иными словами – с проектирования самого проекта, в частности – с определения вида продукта и формы презентации.

3) Каждый проект обязательно требует исследовательской работы учащихся.

Таким образом, отличительная черта проектной деятельности – поиск информации, которая затем будет обработана, осмыслена и представлена участникам проектной группы.

4) Результатом работы над проектом, иначе говоря, выходом проекта, является продукт.

5) Подготовленный продукт должен быть представлен заказчику и (или) представителям общественности, и представлен достаточно убедительно, как наиболее приемлемое средство решения проблемы.

Таким образом, проект требует на завершающем этапе презентации своего продукта. То есть проект – это “пять П”:

       Внедрение метода проектов в урочную и внеурочную деятельность способствует формированию УУД, а соответственно повышает результативность и эффективность всего образовательного процесса в начальных классах.

Суть универсальных учебных действий

          Универсальные учебные действия представляют собой совокупность различных способов действий учеников, обеспечивающих способность самостоятельному усвоению новых знаний и умений.

          Способность обучающегося самостоятельно успешно усваивать новые знания, формировать умения и компетентности, включая самостоятельную организацию этого процесса, т. е. умение учиться, обеспечивается тем, что универсальные учебные действия как обобщённые действия открывают учащимся возможность широкой ориентации как в различных предметных областях, так и в строении самой учебной деятельности, включающей осознание её целевой направленности, ценностно-смысловых и 6 операциональных характеристик. Таким образом, достижение умения учиться предполагает полноценное освоение обучающимися всех компонентов учебной деятельности, которые включают: познавательные и учебные мотивы, учебную цель, учебную задачу, учебные действия и операции (ориентировка, преобразование материала, контроль и оценка). Умение учиться — существенный фактор повышения эффективности освоения учащимися предметных знаний, формирования умений и компетенций, образа мира и ценностно-смысловых оснований личностного морального выбора.      

Универсальные Учебные Действия:

Личностные УУД обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию учащихся (умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами, знание моральных норм и умение выделить нравственный аспект поведения) и ориентацию в социальных ролях и межличностных отношениях. Применительно к учебной деятельности следует выделить три вида действий:   личностное, жизненное самоопределение;  действие смыслообразования, т. е. установление учащимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом, другими словами, между результатом учения, и тем, что побуждает деятельность, ради чего она осуществляется. Ученик должен задаваться вопросом о том, «какое значение, смысл имеет для меня учение», и уметь находить ответ на него; действие нравственно-этического оценивания усваиваемого содержания, исходя из социальных и личностных ценностей, обеспечивающее личностный моральный выбор.

        Познавательные УУД включают: общеучебные, логические учебные действия, а также постановку и решение проблемы.
К общеучебным УУД относятся:  самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;  поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств;  структурирование знаний;
осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме;  выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;  рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности;  определение основной и второстепенной информации; свободная ориентация и восприятие текстов художественного, научного, публицистического и официально - делового стилей;  понимание и адекватная оценка языка средств массовой информации;  постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера.

        Важно отметить такое общеучебное УУД как рефлексия. Рефлексия учащимися своих действий предполагает осознание ими всех компонентов учебной деятельности. 

       Особую группу общеучебных универсальных действий составляют знаково-символические действия: моделирование; преобразование модели с целью выявления общих законов,  определяющих данную предметную область.

Логическими УУД: анализ объектов с целью выделения признаков;  синтез;  выбор оснований и критериев для сравнения, классификации объектов;  подведение под понятие, выведение следствий;  установление причинно-следственных связей, представление цепочек объектов и явлений;  построение логической цепочки рассуждений, анализ истинности утверждений;  доказательство;  выдвижение гипотез и их обоснование.

Постановка и решение проблемы:  формулирование проблемы;  самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера.

              Коммуникативные УУД обеспечивают социальную компетентность и учёт позиции других людей, партнёров по общению или деятельности; умение слушать и вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении проблем; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со
сверстниками и взрослыми.

К коммуникативным действиям относятся:  планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками;  постановка вопросов;  управление поведением партнёра — контроль, коррекция, оценка его действий;  умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка, современных средств коммуникации.

       Существенное значение для формирования коммуникативных универсальных действий, как и для формирования личности ребенка в целом, имеет организация совместной работы учащихся в группе. 
               Регулятивные УУД  обеспечивают организацию учащимися своей учебной деятельности. К ним относятся: целеполагание, как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно; планирование; составление плана и последовательности действий;  прогнозирование;   контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона; коррекция;  оценка; саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию.

Овладение учащимися УУД происходит в контексте разных учебных предметов. Например, формирование универсальных логических действий, т.е. логической грамотности учащихся, происходит во всех учебных предметах. Основные виды коммуникативных, в т.ч. речевых действий, естественным образом распространяются на все учебные предметы и, особенно, на внеурочную деятельность. Существуют определённые различия формирования УУД в начальных классах, в среднем звене и старшей школе. Прежде всего, все изменения связаны с возрастными особенностями учеников, сменой целевых ориентиров и характера учебной деятельности, переносом приоритетов. 

       Но одним из самых важных и непременных условий формирования УУД на всех ступенях образования является обеспечение преемственности в освоении учащимися универсальных учебных действий.        Безусловно, учитель играет ведущую роль в формировании УУД. Подбор содержания, разработка конкретного набора наиболее эффективных учебных заданий, определение планируемых результатов – всё это требует от педагога грамотного подхода.  Не менее важным является использование учителем современных образовательных технологий.

Критерии оценки сформированности универсальных учебных действий: соответствие возрастно-психологическим нормативным требованиям; соответствие свойств универсальных действий заранее            заданным требованиям; сформированность учебной деятельности у учащихся, отражающая уровень развития метапредметных действий, выполняющих функцию управления познавательной деятельностью учащихся.

Рассмотрим основные этапы работы над проектом и соотнесем их с формируемыми УУД.

1. Погружение в проект. Формулировка проблемы проекта. Постановка цели и задач.

Регулятивные действия – целеполагание.

Познавательные действия – самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели, проблемы; самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера.

2. Организация деятельности. Организация рабочих групп. Определение роли каждого в группе. Планирование совместной и индивидуальной деятельности по решению задач проекта. Определение возможных форм презентации проектного продукта.

Регулятивные действия – планирование и прогнозирование.

Познавательные действия – поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств; рефлексия способов и условий действия

Коммуникативные действия – планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками – определение цели, функций участников, способов взаимодействия; постановка вопросов – инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации.

3.Осуществление проектной деятельности. Активная и самостоятельная работа учащихся. Оформление полученных результатов.

Регулятивные действия - саморегуляция и оценка, контроль и коррекция.

Познавательные действия - структурирование знаний; контроль и оценка процесса и результатов деятельности; моделирование.

Коммуникативные действия – умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

4. Презентация результатов.

Познавательные действия – осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме.

Коммуникативные действия – владение монологической и диалогической формами речи.

   

 Отличительные особенности проектной деятельности в начальных классах

       В настоящее время проектная работа внесла свои изменения в устоявшуюся классно-урочную технологию. Эти изменения диктуются самой жизнью, развитием новых способов образования, педагогических технологий, имеющих дело с индивидуальным развитием личности, творческой инициацией, формированием у детей способности самостоятельно мыслить, добывать и применять знания, тщательно обдумывать принимаемые решения и чётко планировать действия. Всё это потребовало широкого внедрения альтернативных форм и способов ведения образовательной деятельности в начальную школу, а также разработки понятийного аппарата и методики их применения. В таком контексте развития начальной школы перспективной представляется именно проектная деятельность. Проектная деятельность в начальных классах – это совместная учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность учащихся, имеющая общую цель, согласованные методы, способы деятельности. Основным отличием учебной проектной деятельности от научной является то, что в результате её учащиеся не производят новые знания, а приобретаются навыки исследования как универсального способа освоения действительности, развиваются способности к исследовательскому типу мышления, активизируется личностная позиция учащегося . Непременным условием проектной деятельности является наличие заранее выработанных представлений о конечном продукте деятельности, этапов проектирования (выработка концепции, определение целей и задач проекта, доступных и оптимальных ресурсов деятельности, создание плана, программ и организация деятельности по реализации проекта) и реализации проекта, включая его осмысление и рефлексию результатов деятельности.

         Метод проектов реализует, прежде всего, деятельностный подход к обучению. В основе каждого учебного проекта лежит проблема, из которой вытекает и цель, и задачи проектной деятельности учащихся. Проблема проекта обуславливает метод деятельности, направленной на ее решение. Целью проектной работы становится поиск способов решения проблемы, а задача проекта формулируется как задача достижения цели в определенных условиях.

         Возможности метода проектов, деятельностного подхода в обучении для развития личности и социализации школьников выявляются через анализ структуры деятельности учителя и ученика, которая существенно отличается от структуры их деятельности при традиционной организации обучения. Поэтому в начальной школе многие функции выполняет именно учитель, а не сам ученик.

Роль проектной деятельности в формировании универсальных учебных действий:

Виды проектов

УУД

Результативность деятельности

Творческие

Регулятивные

метапредметные

– определение целей деятельности, составление плана действий по достижению результата творческого характера,

– работа по составленному плану с сопоставлением получающегося результата с исходным замыслом,

– понимание причин возникающих затруднений и поиск способов выхода из ситуации.

Информационные

Познавательные

– предполагать, какая информация нужна,

– отбирать необходимые словари, энциклопедии, справочники, электронные диски,

– сопоставлять и отбирать информацию, полученную из различных источников: словарей, энциклопедий, справочников, электронных дисков, сети Интернет.

Коллективные

Коммуникативные

– организовывать взаимодействие в группе (распределять роли, договариваться друг с другом и т. д.),

– предвидеть (прогнозировать) последствия коллективных решений,

– оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций, в том числе с применением средств ИКТ,

– при необходимости отстаивать свою точку зрения, аргументируя ее. Учиться подтверждать аргументы фактами.

Культурно-исторической тематики

Личностные

формирование самоопределения школьников как граждан России.

      При работе над проектами формируются УУД во всех видов: личностные, регулятивные, познавательные, коммуникативные.

      Обучающиеся 1 класса вовлекаются в проектную деятельность постепенно, выполняя доступные проектные задания. При обучении первоклассников в основном используется метод проектов в игровой форме.

       Во втором и третьем классах развиваю умения определять тему исследования, анализировать, сравнивать, формулировать выводы, оформлять результаты исследования. Основой проектной деятельности младших школьников является система продуманных наблюдений, демонстрационных опытов, практических работ.

         В конце третьего класса и в четвертом классе исследовательский опыт обогащаю через дальнейшее накопление представлений о средствах и способах проектной деятельности; увеличиваю сложность учебно-исследовательских заданий, достигаю развернутости и осознанности рассуждений.

Заключение

      Формирование УУД через проектную деятельность позволит обеспечить учащемуся возможность самостоятельно осуществлять деятельность учения, ставить учебные цели, искать и использовать необходимые средства и способы их достижения, уметь контролировать и оценивать учебную деятельность и ее результаты; создать условия развития личности и ее самореализации на основе «умения учиться» и сотрудничать с взрослыми и сверстниками. Умение учиться во взрослой жизни обеспечивает личности готовность к непрерывному образованию, высокую социальную и профессиональную мобильность;  обеспечить успешное усвоение знаний, умений и навыков, формирование картины мира, компетентностей в любой предметной области познания.

       Овладение учащимися УУД создаст возможность самостоятельного успешного усвоения новых знаний, умений и компетентностей на основе формирования умения учиться.

       Вот поэтому необходимо использовать в обучении и внеурочной деятельности метод проектов. Эта педагогическая технология, не заменяет традиционную систему, а органично дополняет и расширяет ее. Для выполнения каждого нового проекта необходимо решить несколько интересных, полезных и связанных с реальной жизнью задач. Проект ценен тем, что в ходе его выполнения мои воспитанники учатся самостоятельно приобретать знания, получают опыт познавательной и учебной деятельности.

       Все этапы подготовки и планирования учащиеся осуществляют совместно с учителем.   Последующая работа выполняется ребятами самостоятельно, но обязательно под руководством учителя.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проектная деятельность учащихся- неотъемлемое звено в системе воспитания"

 Метод проектов  воспитывает сознательное отношение к учению, способствует развитию познавательной активности и культуры умственного труда, стимулирует стремление к самостоятельному п...

Статья по теме: "Проектная деятельность первоклассников как способ формирования УУД

Публикация статьи. 16 декабря проходил межрайонный методический семинар учителей начальных классов в городе Купино. Мое выступление было по теме "Проектная деятельность первоклассников как способ форм...

Проектная деятельность учащихся как способ формирования УУД. Творческие проекты в первом классе.

Очень важно для учителя создать положительный мотивационный настрой. Проблема, которую должны решить учащиеся, должна быть актуальной и интересной. На данном этапе формулируется тема и определяется ре...

Проектная деятельность учащихся как средство формирования ключевых компетенций

Материал содержит информацию о методе проектов как дидактическом средстве, позволяющем формироватьучебные навыки и компетенции младших школьников....

Проектная работа по методической теме «ФОРМИРОВАНИЕ КЛЮЧЕВЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ЧЕРЕЗ ПРОЕКТНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ»

В своей публикации я поделилась опытом работы по проектной деятельности в 1-4 классах....

Выступление на педагогическом совете. « Проектная деятельность обучающихся как средство формирования метапредметных результатов в начальной школе в рамках ФГОС НОО».

Представлено выступление на педагогическом совете по теме " Проектная деятельность обучающихся как средство формирования метапредметных резултатов  в начальной школе в рамках ФГОС НОО"....