Проектная деятельность школьников – как средство формирования УУД
статья (1, 2, 3, 4 класс)

Ефимова Лидия Михайловна

В настоящее время всё более актуальным в образовательном процессе становится использование в обучении приёмов и методов, которые формируют умения самостоятельно добывать знания, собирать необходимую информацию, выдвигать гипотезы, делать выводы и умозаключения. А это значит, что у современного ученика должны быть сформированы универсальные учебные действия, обеспечивающие способность к организации самостоятельной учебной деятельности. Проектная деятельность младших школьников – как средство формирования УУД.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Выступление на педсовете

Ефимова Л. М., учитель начальных классов

МБОУ «Билютайская ООШ»

ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК СРЕДСТВО

РАЗВИТИЯ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ

МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

         Современная школа сегодня шагает в ногу со временем. На смену простой передачи знаний от учителя к ученику выходит способность ребенка к самостоятельности. Можно предположить, что главной задачей НОО становится формирование умения учиться, а главной задачей ученика – учить себя. Этого можно достичь благодаря использованию современных образовательных технологий, системно-деятельностному подходу, методу проектов. С точки зрения педагогов и психологов проектная деятельность является востребованной. Она практически реализуется и считается неотъемлемой формой современного обучения.

Развитие основ умения учиться (формирование универсальных учебных действий) определено Федеральным государственным образовательным стандартом (ФГОС) как одна из важнейших задач образования. Новые социальные запросы общества определяют следующую цель образования: общекультурное и познавательное развитие личности, решение ключевой педагогической задачи – «научить учиться».

Каждый из нас, учителей, задумывался неоднократно над вопросами: Что необходимо сделать мне, как учителю, чтобы качество знаний моих учащихся стало выше? Использую ли я, наиболее эффективные формы и методы обучения?

Обучение не может быть качественным, если оно не личностно ориентировано, если не созданы условия для развития каждого ребенка, даже не очень способного к обучению.

Как же помочь нашим детям учиться? Прежде всего, необходимо их заинтересовать, сделать процесс обучения увлекательным, создать такие условия, чтобы каждый ребёнок чувствовал себя успешным.

Важнейшей задачей современной системы образования является формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих школьникам умение учиться, способность к саморазвитию и самосовершенствованию. Формирование способности и готовности учащихся реализовывать универсальные учебные действия позволит повысить эффективность образовательно - воспитательного процесса в начальной школе.

           Я определила для себя одну из инновационных форм создания обучающей среды для развития универсальных учебных действий (УУД) младших школьников – проектно-исследовательскую деятельность.  

     Теорией и практикой обучения доказано, что учебное проектирование, связывает две стороны процесса познания. С одной стороны, оно является методом обучения, с другой — средством практического применения обучаемыми усвоенных знаний и умений.

     Организация работы школьников над проектами позволит существенно дополнить усилия учителей по формированию универсальных учебных действий по базовым дисциплинам и в результате продемонстрирует хорошие показатели в итоговой диагностике.

     При работе над проектами формируются УУД во всех видов: личностные, регулятивные, познавательные, коммуникативные.

     Учащиеся 1 класса вовлекаются в проектную деятельность постепенно, выполняя доступные проектные задания. При обучении первоклассников в основном используется метод проектов в игровой форме.

Приведу пример использования проектного метода в 1 классе на уроках математики.

При изучении темы «Нумерация чисел первого десятка» первоклассникам предлагается изготовить подарок для будущих школьников – книгу «Числа в загадках, пословицах, поговорках». Получив задание, первоклассники совместно с родителями в течение недели самостоятельно подбирают материал. В назначенный день на уроке математики ребята получают от учителя техническое задание: оформить страницы книги «Числа в загадках, пословицах, поговорках». 

Цели проекта:

- учить пользоваться дополнительной литературой, энциклопедиями,

- развивать творческий потенциал, стремление к успеху,

- воспитывать уверенность в себе, способность к взаимопониманию, интерес и внимание к творчеству, давать адекватную оценку полученным результатам (как собственных, так и чужих).

Планируемый результат: ученики создают книжки-малышки про цифры. Украсить красочно цифру, подобрать пословицы и поговорки про эту цифру.

Материалы: альбом, краски, карандаши, фломастеры

Время: 2 недели

Работа над проектом

1этап. Подготовительный.

1. Сообщение темы урока:

- Сегодня на уроке мы с вами будем исследователями.

2. Задача:

- Вам нужно найти загадки, пословицы и поговорки про цифры. А затем оформить книжку-малышку.

2 этап. Планирование и организация деятельности.

  1. Обсуждение названия проекта
  2. Направления работы

           - найти загадки

          - пословицы и поговорки

3 этап. Исследование (осуществление деятельности, выполнение работы)

Дети под руководством учителя знакомятся с дополнительной литературой и энциклопедиями, в которых есть необходимый материал. Распределяют между собой цифры, про которые будут писать. Дома с помощью родителей оформляют работы.

4 этап. Представление результатов, отчёт.

     Во втором и третьем классах развиваю умения определять тему исследования, анализировать, сравнивать, формулировать выводы, оформлять результаты исследования. Основой проектной деятельности младших школьников  является система продуманных наблюдений, демонстрационных опытов, практических работ.

     В конце третьего класса и в четвёртом классе исследовательский опыт обогащаю через дальнейшее накопление представлений о средствах и способах проектной деятельности; увеличиваю сложность учебно-исследовательских заданий, достигаю развернутости и осознанности рассуждений.

Погружение в учебный проект в общем виде может состоять из 4 основных этапов:

этап-погружение в проект.

этап-организация деятельности.

этап-осуществление деятельности.

этап-защита проекта (презентация).

1 этап. Формирует такое регулятивное универсальное учебное действие как умение определять цель деятельности. На этом этапе важно выявить исследовательский интерес и предпочтения ребенка. В ходе деятельности происходит адекватный выбор темы будущего исследования. При подборе направления исследования учитываются многие параметры: интерес, желание самого ребенка, его интеллектуальные способности, материальные и технические возможности семьи. На этапе погружения в проект осуществляется деятельность по определению проблемы, целеполаганию, постановке задач, будущей деятельности.

2 этап. На 2 этапе формируется целый ряд регулятивных универсальных учебных действий:

• умение планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками, определять цели, функции участников, способов взаимодействия;

•  умение задавать вопросы-инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации.

3 этап. Формирует умение определять успешность своей задачи в диалоге с учителем.

На этом этапе формулируются цели и задачи исследования. Ведется поиск информации по теме исследования.

4 этап. Этап защиты проекта (презентация). На этом этапе формируются такие регулятивные действия как умение оценивать обучающие действия в соответствии с поставленной задачей.

Таким образом, процесс подготовки проектов в начальной школе состоит из нескольких этапов (погружение в проект, организация деятельности, осуществление деятельности, защита проекта).

     На каждом этапе работы над проектом формирую УУД, которые представлены выше. При сохранении этапов работы действует система усложняющих факторов.

Проектная   деятельность   школьников – одна из форм организации образовательного процесса, где учащиеся являются субъектами этого процесса.

Практика проведения учебных исследований с младшими школьниками может рассматриваться как особое направление внеклассной работы, тесно связанное с основным учебным процессом и ориентированное на формирование и развитие исследовательской, творческой активности детей. А также на углубление и закрепление имеющихся у них знаний, умений, навыков. Эту работу можно проводить индивидуально или с группой детей в процессе учебных занятий.

Маленькие дети способны выполнять незамысловатые проекты и рассчитывать свою работу на несколько часов. Отсюда следует, что длительность проекта должна быть ограничена рамками. Поэтому и требования, предъявляемые к проекту самые простые. Чем меньше ребёнок, тем проще проект.

Отсюда вывод: проекты в младших классах несложные. Дети отчётливо представляют задачу, стоящую перед ними и пути её решения. Они учатся составлять план работы при помощи учителя (с чего начну, каким будет мой второй шаг…). Кроме этого, важно вместе со школьниками ставить учебные цели по овладению приёмами проектирования как универсальными учебными действиями. Например, задать вопросы: Какие умения понадобятся для выполнения этой работы?  Владеете ли вы этими умениями? Каким образом вы сможете приобрести нужные умения? Где ещё вы сможете их применять в будущем?

            Особого внимания в начальной школе требует завершающий этап проектной деятельности – защита проекта. Для этого следует помочь ученикам провести самооценку проекта и оценить процесс проектирования, например, с помощью вопросов. Конечно, нужно помочь ученикам подготовить проект к защите. Обычно (в 1-2 классах) презентация проектов проходит в форме выставки созданных работ, но целесообразно попросить детей подготовить небольшое выступление. Как правило, это рассказ о своём проекте.

Педагогическая ценность ученических проектов определяется новыми универсальными действиями, которые формируются в ходе работы над проектом и заинтересованностью ученика в работе. Несложность проектов обеспечивает успех их выполнения. Успех пробуждает желание к работе над другими проектами. Каждый проект представляет собой вполне реальное дело, пусть небольшое, но полезное.

Таким образом, с уверенностью можно сказать, что проектная деятельность младших школьников не только возможна, но и является одним из способов для формирования универсальных учебных действий младших школьников.

Список использованных источников:

1. Аргунова, Э. Р. активные методы обучения: учеб.-метод. пособие Е. Р. Аргунова, Р. Ф. Жуков, И. Г. Маричев. - Об .: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2005. - - 104 с.

2. Асмолов А. Г., Бурменская Г. В., Володарская И. А. и др. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли: пособие для учителя [Текст]/Под ред. А. Г. Асмолова.- Об .: Просвещение, 2008

3. Землянская Е. Н. Учебные проекты младших школьников/ Статья/ Журнал Начальная школа/ № 9. 2005.- 55 с.

4. Иванова И.В. Проект – это легко и весело. // Начальная школа. 2012. № 9. с.65-69

5. Исследовательская и проектная деятельность младших школьников: рекомендации, проекты / авт.- сост. В.Ф.Феоктистова. - Волгоград: Учитель, 2012. -142с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проектная деятельность младших школьников как средство формирования информационной культуры

Сегодня слово «проект» используется так широко, что трудно назвать область,  где  бы  он не  применялся. Под проектом понимают исполнение некоторого замысла - художеств...

«ПРОЕКТНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ»

Перемены в организации образовательного пространства требуют поиска инновационных методов и форм обучения. Ведущее место среди таких методов принадлежит сегодня методу проектов.Метод проектов -г...

Проектная деятельность учащихся как средство формирования ключевых компетенций

Материал содержит информацию о методе проектов как дидактическом средстве, позволяющем формироватьучебные навыки и компетенции младших школьников....

Проектная и исследовательская деятельность младших школьников как средство формирования творческой личности

Перечень универсальных учебных действий и умений, которыми должен овладеть школьник к концу обучения в начальной школе, впечатляет. Понимая безусловную значимость таких умений, как формулирование и до...

Выступление на педагогическом совете. « Проектная деятельность обучающихся как средство формирования метапредметных результатов в начальной школе в рамках ФГОС НОО».

Представлено выступление на педагогическом совете по теме " Проектная деятельность обучающихся как средство формирования метапредметных резултатов  в начальной школе в рамках ФГОС НОО"....

ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ШКОЛЬНИКОВ КАК СРЕДСТВО ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ

Проектная деятельность школьников, это новый, инновационный метод, соединяющий учебно-познавательный компонент, игровой, научный и творческий. В начальной школе ученики получают первые навыки исследов...