«ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ»
методическая разработка

Хомяченко Елена Александровна

Цель данной разработки - доказать и на примере показать учителям-коллегам, что заниматься проектной деятельностью в начальной школе не сложно и интересно.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл organizatsiya_proektnoy_deyatelnosti_v_nachalnoy_shkole.docx40.96 КБ

Предварительный просмотр:

МАСТЕР-КЛАСС «ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ»

Хомяченко Елена Александровна

ТМК ОУ «Диксонская средняя школа» пгт Диксон, учитель начальных классов

Аннотация: С целью достижения нового качественного образовательного результата в соответствии с требованиями ФГОС НОО необходимы современные методы обучения для развития творческих способностей младших школьников. Одним из эффективных методов является проектное обучение, которое имеет высокую степень самостоятельности, приобретение детьми опыта исследовательско - творческой деятельности, межпредметная интеграция знаний, умений, навыков.

        Многие учителя считают, что проекты в младших классах – это проблематично, так как дети еще слишком малы для проектирования, что у них нет достаточных знаний и навыков для этого.

Целью данной разработки является доказать и на примере показать  коллегам, что заниматься проектной деятельность в начальной школе – это не сложно, а даже  интересно!

Цель занятия: рассмотреть методы и приёмы организации проектной деятельности в начальных классах.        

Задачи мастер-класса:

  • создать условия для активного взаимодействия участников мастер - класса между собой;
  • систематизировать знания о проектной деятельности;
  • отработать методические подходы и некоторые приемы проектной деятельности;
  • провести рефлексию собственного профессионального мастерства участниками мастер-класса.

Планируемые результаты мастер – класса:

Метапредметные.

Регулятивные УУД:

  • Участвовать в постановке проблемы мастер - класса;
  • Принимать и сохранять учебную задачу;
  • Умение осуществлять действие по заданному алгоритму;
  • Умение контролировать свою деятельность.

Познавательные УУД:

  • Установление причинно – следственных связей;
  • Контроль и оценка процесса и результатов деятельности.

Коммуникативные УУД:

  • Уметь пользоваться педагогической терминологией;
  • Участвовать в диалоге; приходить к общему решению;
  • Участвовать в общей беседе, соблюдая правила речевого этикета.

Личностные УУД:

  • Осознавать необходимость в работе над данной темой;
  • Проявлять самостоятельность в разных видах деятельности;
  • Дипломатично выражать своё мнение.

Методы: методы организации учебной деятельности (словесные, наглядные, практическая и самостоятельная работа); методы стимулирования и мотивации обучения (метод формирования интереса); методы контроля и самоконтроля (практическая работа, групповое задание, самооценка);

Технологии: Проблемно-диалогическая технология.

Форма: практическое занятие 

Оборудование: презентация; раздаточный материал для практической

части клей, ножницы, цветные карандаши, фломастеры, смайлики.

Ход мастер-класса

1. Организационное начало

Звучит заманчиво звонок.
Милые коллеги! Всем внимание:
Начинаем методический урок!

2. Мотивационное начало

        - Работу предлагаю начать с высказывания Антуана де Сент – Экзюпери, которое должно быть девизом для каждого учителя: «Не снабжайте детей готовыми формулами, формулы – пустота, обогатите их образами и картинками, на которых видны связующие нити. Успешнее и дальше идёт тот, кто мучительно преодолевает себя и препятствия. Любовь к познанию – вот главное мерило».

3. Самоопределение к деятельности

-Перед вами слово Проект. Какие ассоциации у вас возникают со словом Проект? (Ответы участников).

-У нас это тема занятия “«Организация проектной деятельности в начальной школе». Каждый учитель регулярно задает себе вопросы: “Как сделать эффективным процесс обучения?”, “Какая методика будет адекватна современной модели образования личности?”. Я тоже задавала себе эти вопросы, пока не прочитала одну китайскую притчу. Она гласит: “Скажи мне – и я забуду, покажи мне – и я запомню, вовлеки меня – и я научусь”. Эта китайская пословица может служить эпиграфом к проектной деятельности в обучении.

-Итак, проект – план, замысел, в результате которого автор должен получить что-то новое: продукт, программу, отношение, модель, книгу, фильм, сценарий и т.д. Проект – это одна из форм исследовательской работы.[5]. Несколько нетрадиционное и эмоциональное определение предлагает американский педагог У. Килпатрик: "Проект есть всякое воздействие, индивидуальное или групповое, совершаемое от всего сердца" [3, с.79].

В педагогике под методом проектов понимается совокупность приёмов, операций, которые помогают овладеть определённой областью практических или теоретических знаний в той или иной деятельности.[5]

Поэтому, если мы говорим о методе проектов, то имеем в виду способ достижения дидактической цели через детальную разработку проблемы, которая завершится практическим результатом.

Метод проектов не является принципиально новым в мировой педагогике. Сами того не подозревая, мы, каждый день становимся участниками и руководителями разных проектов. Не верите?

Вы каждый день думаете над тем, что бы приготовить на завтрак, ужин, а потом воплощаете идеи в жизнь – это проект! Вы решаете, какую программу провести на свой День рождения, а потом воплощаете задуманное – это тоже проект! Вы решили сменить имидж и полностью поменять образ – это тоже проект!

Мы сегодня попытаемся обобщить материал, который всем известен о проектной деятельности. А поможет нам в этом ряд заданий, которые вам предстоит выполнить, чтобы получить конкретный результат.

4. Первичное восприятие материала

  • Выделение основных этапов проекта

- Ну что, продолжаем работу? (все гости уже сидят таким образом, что сформированы  группы).

-У вас перед глазами текст одной мудрости. Прочитайте, пожалуйста, текст (Приложение 1.).

Задание 1- Опираясь на сказочную историю, попробуем выделить основные этапы проекта. А для этого вам необходимо ответить на вопросы, которые написаны после текста.

- С чем столкнулся мудрец на берегу реки? (надо переправиться через реку)

-Что сделал мудрец, чтобы решить возникшую проблему? (Представил, как он переправляется, нарисовал схему лодки, произвел расчеты, составил план)

- Чем занимались ученики в сказке? (начали строить, опираясь на план)

- Как быстро построили лодку и почему? (через 15 минут, т.к. были распределены роли и обязанности)

- Что сделали ученики, прежде чем спустить лодку на воду? (осмотрели со всех сторон, проверили, нет ли трещин)

- Каков результат этой истории? (ученики и учитель переправились на другой берег)

- Как вы думаете, какова была роль учителя в этой истории? (он наблюдал, консультировал, давал советы).

- Посмотрим, что у вас получилось. Полученные ответы помогут вам выявить основные этапы проекта.

Задание 2. Поставьте в соответствие ответы первого задания с этапами проекта (Приложение 2.).

  1. Выдвижение проблемы, цели проекта.
  2. Планирование.
  3. Выполнение проекта.
  4. Анализ результатов.
  5. Защита проекта.

- Итак, мы с вами выделили основные этапы проекта - это «пять П»: Проблема — Проектирование (планирование) — Поиск информации — Продукт — Презентация.

Шестое «П» проекта — его портфолио - папка, в которой собраны все рабочие материалы проекта, черновики, планы, отчеты, результаты исследований и анализа, схемы, рисунки, фотографии, электронный вариант учебного проекта для презентации. [4]

 В начальных классах эффективна следующая последовательность модификаций проекта: от недолговременных (1–2 урока) однопредметных проектов к долговременным, межпредметным, от личных проектов к групповым и общеклассным.[3, с.99]

-Проекты в младшей школе отличаются несложностью и простотой. Ученик должен отчетливо представлять не только задачу, стоящую перед ним, но и, в основном, пути ее решения. [1]

- На мой взгляд – метод проектов очень интересная работа, которая позволяет соединять знания из разных областей и применять их на практике. Это одна из технологий воспитания мотивированных детей - социальные, коммуникативные, мыслительные, исследовательские навыки.

5. Отработка полученных знаний на практике

I этап – проблема.

- Сегодня я предлагаю вам стать участниками проектной деятельности на тему: «Диксон - моя малая родина». Для начала, мы распределимся с вами на группы.

  • Распределение по группам.

- Скажите, почему мы можем взять эту тему, в чем состоит проблема? (К нам часто приезжают туристы, гости посёлка. Их интересует, что любопытного может быть в нашем посёлке, можно ли его любить?).

II этап - формулирование темы и цели проекта

- Какую цель, и какие задачи будет решать наш проект? (Группы формулируют цель, задачи, проблемы и ключевые направления для работы). 

- Я предлагаю поработать с раздаточным материалом. Рассмотрите предложенные материалы и подумайте, какой проект можно сделать в наших условиях? (Варианты: презентацию, буклет, стенгазету).

- Пусть продуктом проекта будет буклет, который нам поможет получить представление о Диксоне.

III этап – работа над проектом – 10 -15мин

 - Итак, вы стали сотрудниками дизайнерской идеи. Кто-то из вас будет оформлять страничку истории посёлка, второй человек – страничку достопримечательностей посёлка, третий – страницу флоры и фауны Диксона.

- Давайте, составим с план работы:

  1. Отбор нужного материала
  2. Разработка дизайна
  3. Определение порядка выполнения работы
  4. Презентация

- Ваша задача: из предложенных текстовых и  фото материалов отобрать необходимую информацию и оформить свою часть буклета; озаглавить страничку с помощью цветных карандашей или фломастеров; быть готовыми к презентации.

IV этап – промежуточный контроль

1. Обсуждение возникших проблем.

2. Рекомендации по их решению (неформальный опрос).

3. Доработка проектов.

V этап – презентация.

- Посмотрим, что у вас получилось. Представители каждой группы демонстрируют отчет о проделанной работе. У вас получился продукт совместной деятельности. В его создании участвовал каждый член группы и внес свой вклад, чтобы получить конкретный результат.

6. Рефлексия

- После мастер-класса возникло ли у Вас желание посетить свою малую родину?  Достигли мы цели, поставленной в начале проекта?

- Как вы считаете можно ли аналогичный проект осуществить в рамках изучения других учебных предметов?

- На доске  изображены три ступеньки: 1-я - мне было скучно, 2-я - было иногда интересно, 3-я  – мне понравилось. Я прошу Вас, наклеить своего смайлика на ту ступеньку, которая соответствует вашему настроению на данном занятии.

- Закончить нашу работу я хотела бы, используя метод «Незаконченные предложения »:

•«Я буду использовать в своей работе проектный метод, потому что…»

•« Создание проекта позволило мне…»

•«Для меня было новым…»

7. Подведение итогов в виде синквейна

-Наш методический урок близится к завершению. Но любой урок требует подведения итогов. Для осознания собственной деятельности предлагаю вам составить синквейн для слова ПРОЕКТ.

8. Заключительное слово

Удачи вам, уважаемые учителя!
Удачи! Особенно по утрам, 
Когда вы входите в школьные классы,
Одни – как в клетку, другие – как в храм.

Спасибо за внимание и за сотрудничество!

Библиографический список

Статьи из журналов и периодических изданий:

  1. Агеева Л. В., Шелякина Н. А., Герус В. Л. Проектная деятельность в начальной школе в рамках ФГОС // Молодой ученый. — 2017. — №2. — С. 566-569.;
  2. Иванова Н.В., Марунина Г.Н. Как организовать проектную деятельность в начальной школе: Методическое пособие. – М.: АРКТИ, 2013. – 128 с.: ил. (Начальная школа);

Книга:

  1. Килпатрик У.Х. Основы метода. М.; Л., 1928.

Электронный ресурс удаленного доступа (Internet):

  1. Проект - это "пять" П./ Бодня Анна Анатольевна//Электрон. дан.   Режим доступа URL: http://bodnia.ru/index.php/tvorcheskie-raboty/130-proekt-eto-pyat-p.html (дата обращения 01.11.2018г)
  2. Проектная деятельность учителя в соответствии с требованиями новых стандартов/ Аптекина Л.А. //Электрон. дан.   Режим доступа URL: http://akademkniga.ru/upload/comment_file_tmp/48a/aptekina_l_a_proektnaya_deyatelnost_uchitelya_po_fgos_prezentatsiya.pdf (дата обращения 01.11.2018г)

Приложение 1

Задание 1

        Однажды мудрец странствовал в поисках смыслов и добрел до реки.  Ни моста, ни лодки не было видно. Возникла проблема – надо переправиться, но как… Задумался мудрец… Что же сделать? Как связать два берега реки? Мудрец закрыл глаза и представил, как он переправится на другой берег. 

 «Эврика!», - сказал мудрец, – «Надо сделать лодку, которая приведет меня к моей мечте и решит проблему». Сел мудрец, нарисовал схему лодки, расчеты произвел, план составил… Тут как раз ученики его подоспели, и они вместе начали действовать, периодически заглядывая в план, оценивая правильность и исправляя ошибки.  В команде дело шло быстро, и очень скоро лодка была готова! Со всех сторон осмотрели ее путники – нет ли где трещин, потом спустили на воду - плывет! Можно переправляться! УРА!

Не прошло и 15 минут как мудрец и ученики были на другой стороне реки! Проблема решена и можно было дальше странствовать.

Задание 2

- С чем столкнулся мудрец на берегу реки?

-Что сделал мудрец, чтобы решить возникшую проблему?

- Чем занимались ученики в сказке?

- Как быстро построили лодку и почему?  

- Что сделали ученики, прежде чем спустить лодку на воду?

- Каков результат этой истории?

- Как вы думаете, какова была роль учителя в этой истории?

Приложение 2

Поставить в соответствие ответы, полученные в первом задании с этапами проекта:

  1. надо переправиться через реку

  1. анализ результатов

  1. нарисовал схему, произвел расчеты

  1. выполнение проекта

  1. начали строить, опираясь на план

  1. планирование

  1. проверили нет ли трещин

  1. защита проекта

  1. переправились через реку

  1. выдвижение проблемы, цели проекта  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление на тему: «Организация проектной деятельности в начальной школе» (из опыта работы).

В работе описан опыт по организации проектно – исследовательской работы в начальных классах. Представлены примеры выполненных работ, а также методы и приёмы, помогающие детям определиться с темой прое...

Организация проектной деятельности в начальной школе

Одной из актуальных педагогических проблем в начальной школе остается проблема внедрения в школьную образовательную практику «метода проектов», проектной деятельности. Методу проектов принадлежит сего...

Организация проектной деятельности в начальной школе с использованием информационно-коммуникативных технологий (Из опыта работы)

В статье на примере работы над проектом показана этапность организациипроектной деятельности в начальной школе.   Ключевые слова: РЕФОРМИРОВАНИЕ, ПРИНЦИПТВОРЧЕСТВА, САМОСТОЯТЕЛЬНА...

Выступление на педагогическом совете «Организация проектной деятельности в начальной школе»

В данном выступлении представлены практические материалы по организации проектной деятельности младших школьников...

Публичный отчет перед общественностью из опыта работы на тему "Организация проектной деятельности в начальной школе"

Материал из опыта работы по теме "Организация проектной деятельности в начальной школе". Приведены примеры проектов, над которыми работали мои ученики....

Методические рекомендации "Организация проектной деятельности в начальной школе как средство реализации развивающих идей ФГОС "

Проектная деятельность в начальной школе  в настоящее время является актуальной. В  работе с младшими школьниками я считаю её  альтернативой  игровой деятельности. Вместо усвоения ...

Организация проектной деятельности учащихся начальной школы при интеграции урочной и внеурочной деятельности

Цель – подготовка учащихся к проектной деятельности.Задачи: - определение проблемы, темы целей проекта  в ходе совместной деятельности педагога и обучающихся...