Выступление на семинаре
статья

Тема "Использование практико-ориентированных заданий для формирования естественнонаучной грамотности на уроках окружающего мира в начальной школе"

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл praktiko-orientir_zadaniya_dlya_formirovaniya_eng.docx25.17 КБ

Предварительный просмотр:

Использование

практико-ориентированных

заданий для формирования

естественнонаучной грамотности

на уроках окружающего мира
в начальной школе

МБОУ «Излучинская ОНШ»

Аблахатова Г.С.

учитель начальных классов

                       

2023 г

Изменение подходов к оценке качества  российского образования в условиях внедрения федеральных стандартов нового поколения заставляют учителя находить новые подходы к обучению.

Внимательное ознакомление с результатами международных исследований TIMSS, проводимых с участием российских учащихся, позволяет обратить внимание на существенные недостатки их естественнонаучной грамотности. (Слайд 2)

Поэтому перед педагогом стоит задача – развивать  эту грамотность, то есть  соединить опыт учебной  деятельности с реальными процессами жизни.

Образовательный процесс должен способствовать формированию таких умений, как на слайде. (Слайд 3)

Развитию естественнонаучной грамотности мне помогает использование в своей педагогической практике особых практико-ориентированных заданий.

Под практико-ориентированным заданием мы понимаем задание, имеющее специфическую структуру: проблемный характер, ситуационную формулировку, ориентацию на комплекс применяемых умений и знаний. (Слайд 4)

Процесс развития  естественнонаучной грамотности  требует моделирования образовательных ситуаций, в которых учащийся продемонстрирует требуемый способ деятельности. Практико-ориентированные  задания позволяют использовать возможности материала, изучаемого в рамках образовательной программы, для формирования ключевых компетентностей учащихся. 

Практико-ориентированные задания  можно разбить на следующие блоки (Слайд  5):

1. Задания, формирующие знаниевый компонент естественнонаучной грамотности.

2. Задания,  направленные на  применение знаний в опыте деятельности.

3. Задания, позволяющие  сформировать опыт рассуждения при решении нестандартных задач – жизненных  ситуаций.

(Слайд 6) Блок 1. Задания, формирующие знаниевый компонент естественнонаучной грамотности.

В учебнике и рабочей тетради по курсу «Окружающий мир». этот тип заданий – самый распространенный 

Например 1.  Соедини линиями понятия.

Пример 2. Проставь номера месяцам по порядку следования в году. Укажи число дней и месяцев.

Пример 3. Запиши показания термометров.

Пример 4.  Расскажи, какие изменения в неживой природе происходят осенью

Для формирования естественно-научной грамотности я дополняю эти задания. Для закрепления при изучении месяцев даю задания- определи месяц изготовления и месяц окончания срока хранения продуктов. И раздаю по группам различные продукты, молоко, шоколад, батончики, сок. В конце дети высказывают мнение, почему необходимо уметь определять дату. (Слайд 7)

(Слайд 8) Использую задания: восстановление текста по опорным словам, задание на формирование умения составлять схемы к тексту.

Например. Прочитай текст. Составь на основе текста схему, которая покажет причины засыхания деревьев.

В давние времена люди вздумали навести порядок в одном лесу. Лесничий рассуждал так: «Лес–это деревья, а все остальное лишнее!». И по его приказу вырубили кустарники.А случилось вот что. Когда вырубили кустарники, улетели в другие края птицы, которые гнездились и прятались в зарослях. Зато для жуков и гусениц, которых поедали птицы, началось привольное житье. Развелось их видимо-невидимо. Одни листья едят, другие корни грызут. Вот деревья и стали сохнуть. Пожалел лесничий, что приказал кустарники вырубить. (Кустарники → птицы →жуки, гусеницы →деревья)

Применяю приёмы технологии развития критического мышления (Слайд 9-11) Приём «Да-нет». Приём «Лови ошибку»

Использую «Научные раскраски Чевостика». Они очень нравятся детям, особенно 1-2 классникам. (Слайд 12 - 13)

Слайд 14. Блок 2. Задания,  направленные на  применение знаний в опыте деятельности

Большое внимание при этом отводится работе с различными моделями с целью продемонстрировать понимание естественнонаучных понятий. Формулировка  подобных заданий в учебнике и рабочей тетради не способствует формированию мотивации учащегося на выполнение  задания, соотнесению этих заданий с реальными объектами действительности. Практико-ориентированные задания обычно подкрепляются  так называемым «стимулом», который погружает ученика в контекст задания и мотивирует на его выполнение, а также источниками информации (статьи из энциклопедии, Интернет и т.п. ( Слайд 15)

Например, задание «Расскажите правила ухода за комнатными растениями» я задаю следующим образом: Вы уезжаете на летние каникулы в отпуск с родителями, за комнатными цветами согласилась ухаживать ваша подруга. Напишите ей памятку, как ухаживать за цветами.

В основе задания – работа с первичной информацией, когда учащийся проводит наблюдение  в соответствии с поставленной задачей, извлекает информацию из учебника, систематизирует извлеченную информацию в рамках простой заданной структуры (памятка).

Рефлексия, которой заканчивается работа над заданием, позволяет  выявить не только затруднения учащихся, но и обратить их внимание на способ деятельности. 

Пример 2. Наступили  каникулы. Теперь вы чаще остаетесь дома одни. Какую записку оставит вам мама? Ребята вспоминают все правила безопасности.

Использую в своей практике очень интересное и полезное пособие «Опыты и эксперименты в начальной школе», работаем с ним как на уроках, так и во время внеурочной деятельности. (Слайд 16) (Слайд 17-18)

(Слайд 19) Авторский электронный курс для по предмету «Окружающий мир» https://okrmir.cpm77.ru/ 

На сайте есть разработки по разным темам, с учебниками Плешакова не совпадает, но можно взять практико-ориентированные задания для каждого класса.

(Слайд 20) Блок 3. Задания, позволяющие  сформировать опыт рассуждения при решении нестандартных задач – жизненных  ситуаций.

В заданиях на установление причинно-следственных связей и их анализ  от учащихся требуется  на основе проведенного анализа проблемы находить решение проблемы и давать объяснение способа решения.

Умение  найти и дать анализ проблемы – важное  интегрированное умение.

К этому блоку относится различные виды проектов и выполнение итоговых тематических работ, где формулируют  вопрос, планируют исследование, делают выводы на основе полученных данных, приводят доказательства и аргументы, а также решают нестандартные задачи.

(Слайд 21)Также есть рабочая тетрадь «Мониторинг формирования ЕНГ» по классам, где подобраны тематические  итоговые работы.

       Механизм «встраивания» практико-ориентированного задания  в занятие может быть различным.  Выбор механизма зависит от цели, которую преследует учитель, целей урока, целей ребенка, этапа урока.

Урок, включающий практико-ориентированные задания, позволяет  учащемуся стать полноправным участником  процесса  обучения, где оцениваются все продукты учебно-познавательной деятельности учащихся, показывающие не только результаты обучения, но и усилия, приложенные учащимся к конструированию нового знания, и его прогресс в обучении

Таким образом, одним из инструментов для достижения качества в  развитии функциональной грамотности учащихся, будет использование на уроках практико-ориентированных заданий.

- Практико-ориентированные задания  при сохранении содержания стандарта позволяют формировать интегральные умения, основы функциональной грамотности и  повышают мотивацию при изучении предмета.

(Слайд 22) Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление на семинаре ГМО

Тема "Дидактическая игра, как средство повышения познавательной активности учащихся "...

Выступление на семинаре. Тема "Формирование УУД на этапе создания проблемной ситуации"

О том, какие УУД формируются на этапе создания проблемной ситуации....

Выступление на семинаре"Современные технологии в начальной школе"

Технология формирования типа правильной читательской деятельностиТри этапа технологии:1.Работа с текстом до чтения( предположения, лексическая работа в тетрадях на п\о  и др.)2. Работа с текстом ...

Выступление на семинаре завучей.

Публикация по теме: "Ко мне пришел мой новый класс"....

"Современный урок по ФГОС" выступление на семинаре

выступление на семинаре по теме "Современный урок  в начальной школе"...

Выступление на семинаре "Отличительные особенности учебников Образовательной программы "Школа 2100"

В данном выступлении проведен сравнительный анализ учебников образовательной программы "Школа 2100" для 1 класса....

выступление на семинаре по ФГОС

Выступление по стандартам второго поколения...