Технология продуктивного чтения
презентация к уроку

Южакова Екатерина Валерьевна

Технология продуктивного чтения

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehnologiya_produktivnogo_chteniya_22.pptx2.96 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

« Технология продуктивного чтения »

Слайд 2

«Люди перестают мыслить, когда перестают читать» (Д. Дидро)

Слайд 3

Технология продуктивного чтения ( формирование правильного типа читательской деятельности) Учит : Умению вычитывать все виды текстовой информации ( фактуальную , концептуальную , подтекстовую ); Самостоятельно осваивать текст до начала чтения , во время чтения , после чтения . Главными приемами анализа текста в этой технологии являются диалог с автором и комментированное чтение .

Слайд 4

Продуктивное чтение – это умение вычитывать все виды текстовой информации Фактуальная ( о чем в тексте сообщается в явном виде) Концептуальная (основная идея текста, его главные смыслы) Подтекстовая (о чем в тексте сообщается в неявном виде, читается «между строк»)

Слайд 5

Сравнительная характеристика традиционного и продуктивного чтения Традиционное чтение Продуктивное чтение до чтения Учитель готовит к восприятию текста, например: « Сейчас я расскажу вам о писателе» или «Сегодня узнаем о …» Ученики прогнозируют содержание текста: « Предположите , о чём этот текст, по его названию… А иллюстрация подтверждает это?» Возникает мотивация к чтению. во время чтения Учитель сам читает вслух новый текст, дети слушают « Читаем и ведём диалог с автором : задаём вопросы, прогнозируем ответы, проверяем себя по тексту». Возникает читательская интерпретация. после чтения Ученики отвечают на вопросы учителя и перечитывают текст по заданиям учителя Беседуем и уточняем позицию автора .

Слайд 6

1-й этап. Работа с текстом до чтения Цель : прогнозирование будущего чтения . Задание : предположите , о чем данный текст ( его направленность ): По названию По имени автора По иллюстрациям ( перед текстом ) По выделенным словам ( просмотровое чтение ) Привлекая предшествующий читательский опыт ↓ мотивирование чтения

Слайд 7

2-й этап. Работа с текстом во время чтения Изучающее чтение ( вслух / про себя ; индивидуально / классом ) в сочетании с разными приемами ( комментированное чтение , диалог с автором , словарная работа и т.д .) ПРИЕМ: диалог с автором Видеть в тексте прямые и скрытые В опросы ( выход на подтекстовый смысл ) Прогнозировать О тветы на эти вопросы П роверять свои прогнозы , по ходу чтения ↓ интерпретация текста

Слайд 8

3-й этап. Работа с текстом после чтения Концептуальная (смысловая) беседа по тексту. - Коллективное обсуждение прочитанного, дискуссия. Соотнесение читательских интерпретаций (истолкований, оценок) произведения с авторской позицией. - Формулирование основной идеи текста или совокупности его главных смыслов ↓ корректировка собственной интерпретации объективным авторским смыслом

Слайд 9

Методические приемы организации продуктивного чтения Отсроченная отгадка. В начале урока учитель задаёт загадку , (сообщает удивительный факт), разгадка которой (ключик для понимания) будет открыта на уроке при работе над новым материалом. Задай вопрос. Составь задание. Ученик задает себе вопросы : «Что это…?» «Почему…?», «Зачем это мне нужно…?» и т.п. Ученики “приподнимаются” над учебным материалом, выполняют “роль учителя”, конструируя учебные задачи. «Кубик Блумба» На гранях кубика написаны начала вопросов : «Почему», Объясни», «Назови», «Предложи», «Придумай», «Поделись». Ученик бросает кубик. Необходимо сформулировать вопрос к учебному материалу по той грани, на которую выпадет куб. « Аналитик » Пометки . Работа выполняется учениками не механически , а творчески . Разные виды работы с текстами . ( Памятка для учащихся -52 вопр .)

Слайд 10

Виды творческих приёмов на уроках литературного чтения Прогнозиозирование заголовка или текста до чтения ; Ассоциативный куст; Древо предсказаний; Толстые и тонкие вопросы; Словесное рисование; Драматизация; Карта слова; Иллюстрирование произведения или темы; Конкурсное чтение; Сочини или продолжи сказку, считалку,загадку; Обозначение пауз,рифмующихся слов в стихотворении; Творческие пересказы; Составление плана (картинного, словесного ) Творческие игры.

Слайд 14

Прием “ Вставь пропущенные … ( слова , фразеологизмы , и т.д .)”

Слайд 16

КУБИК БЛУМА

Слайд 17

Составление диаграммы Эйлера – Венна. Трудолюбивый Честный Ответственный Добрый Умный Смелый Ленивая Хитрая Обманщица Притворщица Воровка Злая Животные Главные герои сказки Муравей Лиса

Слайд 18

Работа в парах по таблице Утверждение Истина Ложь 1. Лиса и муравей решили вместе посеять пшеницу 2. Хитрая лиса каждый день трудилась 3. Муравей один трудился в поле с утра до вечера 4. Увидела лиса богатый урожай и захотела всю пшеницу отдать муравью 5. Лиса во весь дух побежала к полю. А муравей уцепился за её хвост. 6. Она сумела придумать новую хитрость. 7. Муравей жил сытно и спокойно.

Слайд 19

Толстые вопросы Дайте несколько объяснений, почему...? Почему Вы считаете…? В чем различие…? Предположите, что будет, если…? Что, если…? Толстые вопросы требуют неоднозначных ответов. Тонкие вопросы Кто…? Что…? Когда…? Может…? Будет…? Согласны ли Вы…? «Толстые и тонкие вопросы»

Слайд 20

Какие общеучебные умения развивает технология формирования типа правильной читательской деятельности ? Коммуникативные – формулировать свою позицию (интерпретация), адекватно понимать собеседника (автора) Интеллектуальные – извлекать информацию из текста Оценочные – в случае, если анализ текста порождает оценочные суждения Организационные – умение работать по плану (алгоритму)

Слайд 21

Личностные результаты оценивать поступки людей, жизненные ситуации с точки зрения общепринятых норм и ценностей; оценивать конкретные поступки как хорошие или плохие; эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции; понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать; высказывать своё отношение к героям прочитанных произведений, к их поступкам Средство достижения –тексты произведений, вопросы и задания к ним, диалоги героев.

Слайд 22

Регулятивные УУД: определять и формировать цель деятельности на уроке с помощью учителя ; проговаривать последовательность действий на уроке ; учиться высказывать своё предположение ( версию ) на основе работы с иллюстрацией учебника ; учиться работать по предложенному учителем плану Средство формирования регулятивных УУД – технология продуктивного чтения

Слайд 23

Познавательные УУД: ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в условных обозначениях); находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях; делать выводы в результате совместной работы класса и учителя; преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты Средство формирования – тексты учебника и его методический аппарат, обеспечивающие формирование функциональной грамотности.

Слайд 24

Коммуникативные УУД: оформлять свои мысли в устной и письменной форме ( на уровне предложения или небольшого текста ); слушать и понимать речь других ; выразительно читать и пересказывать текст ; договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следовать им ; учиться работать в паре , группе ; выполнять различные роли ( лидера , исполнителя ). Средство формирования - технология продуктивного чтения и организация работы в парах и малых группах .

Слайд 25

Предметные результаты воспринимать на слух художественный текст (рассказ, стихотворение) в исполнении учителя, учащихся; осмысленно, правильно читать целыми словами; отвечать на вопросы учителя по содержанию прочитанного; подробно пересказывать текст; составлять устный рассказ по картинке; заучивать наизусть небольшие стихотворения; соотносить автора, название и героев прочитанных произведений; различать рассказ и стихотворение.

Слайд 26

Технология продуктивного чтения может использоваться в любой образовательной системе Ваш ключ к успеху и творчеству!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технология продуктивного чтения как образовательная технология деятельностного типа (из опыта работы)

Чтение является универсальной техникой получения знаний в современном обществе, а понимание текста – это познавательная деятельность по установлению его смысла на основе читательского опыта. В докладе...

Развитие речи учащихся начальной школы при помощи использования современных образовательных технологий (технологии критического мышления, технологии продуктивного чтения, метода проектов)

«Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык, этот клад, это достояние, переданное нам нашими предшественниками... Обращайтесь почтительно с этим могущественным орудием, в руках умелых оно в состоя...

Технология продуктивного чтения как образовательная технология деятельностного типа.

Чтение – неотъемлемый элемент культуры общества, средство воспитания,  образования и развития личности. Чтение влияет на формирование эмоционально-ценностных отношений, обогащает личный опы...

Технология продуктивного чтения, как образовательная технология деятельностного типа.

Технология продуктивного чтения - это образовательная технология, обеспечивающая с помощью конкретных приемов чтения полноценное восприятие и понимание текста, читателем, активную читательскую п...

Выступление на заседании методического объединения учителей на тему «Технология продуктивного чтения, как образовательная технология деятельностного типа»

«Читать - это еще ничего не значит; что читать и как понимать прочитанное – вот в чем главное дело".К. Д. Ушинский.Перед учителями начальных классов стоит задача не только приобщить младших школьников...

ТЕХНОЛОГИЯ ПРОДУКТИВНОГО ЧТЕНИЯ, КАК ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ТЕХНОЛОГИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТНОГО ТИПА.

Данное сообщение было представлено на методическом объединении учителей начальных классов....

Презентация "ТЕХНОЛОГИЯ ПРОДУКТИВНОГО ЧТЕНИЯ, КАК ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ТЕХНОЛОГИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТНОГО ТИПА"

К моему сообщению по теме "Технология продуктивного чтения, как образовательная технология деятельностного типа" я создала презентацию, которая была показана на районном методическом объединение учите...