Проектная деятельность в экологическом воспитании детей с ОВЗ во внеурочной деятельности
методическая разработка

Намдакова Сарана Эрдэмовна

«Проектная деятельность учит школьников, а не презентует какие-то их достижения. Это деятельность обучающая, нацеленная на личностные результаты. Образно проектную деятельность можно определить так: "Проект – это дорога, и от точки А к точке B человек придёт другим"»

Ольга Стрелова.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Проектная деятельность в экологическом воспитании детей с ОВЗ во «Проектная деятельность учит школьников, а не презентует какие-то их достижения. Это деятельность обучающая, нацеленная на личностные результаты. Образно проектную деятельность можно определить так: "Проект – это дорога, и от точки А к точке B человек придёт другим"» 

Ольга Стрелова.

     Человечество вступило в новую эпоху, которая характеризуется дестабилизацией окружающей среды, вызванной потребительским отношением самого человека к природе, низким уровнем экологической культуры населения. Человек использует природные ресурсы для удовлетворения своих жизненных потребностей. Современное состояние окружающей среды становится кризисным, что угрожает здоровью каждого в отдельности и благополучию всего человечества в целом. Для дальнейшего существования цивилизации нужен разумный подход и нравственное отношение к природе, где важным звеном является экологическое  воспитание и образование детей в младшем школьном возрасте,  так как именно в этом возрасте знания об окружающей среде переходят в убеждения о ценности природы, ребенку прививается умение адекватно с ней взаимодействовать, что затем перерастает в экологические потребности [36].

     На современном этапе развития образования проектная методика детально исследуется как зарубежными, так и отечественными авторами: Дж. Дьюи, В.Х. Килпатрик, С.Т. Шатцкий.

     Многочисленными исследованиями было установлено, что проектная деятельность выступает как важный компонент системы продуктивного образования и представляет собой нестандартный, нетрадиционный способ организации образовательных процессов через активные способы действий (планирование, прогнозирование, анализ, синтез), направленных на реализацию личностно-ориентированного подхода

     Одним из инновационных методов, позволяющих добиться позитивных результатов в экологическом воспитании младших школьников, является метод проектов.

     Проектная деятельность позволяет развить наблюдательность, творческое мышление, самодисциплину, речь, память, внимание. Позволяет участникам быть более активными в школьной жизни, способствует развитию у детей навыков общения в группе. Не все виды проектов подходят для работы с нашими детьми. Мы используем и предполагаем использовать в дальнейшем такие виды проектов как: информационный, творческий, познавательный, частично исследовательский.

     Успех в реализации проектной деятельности в процессе обучения младших школьников во многом зависит от грамотной организации процесса. Проектная деятельность является уникальным средством обеспечения сотрудничества между детьми и взрослыми. В работе над проектом происходит взаимодействие всех участников образовательного процесса: специалистов, детей, родителей.

      Важное значение при работе с детьми придается нравственному аспекту: развитию представлений о ценности природы, эмоционально- положительному отношению к ней, выработке первых навыков экологически грамотного и безопасного поведения в природе в быту.

     При организации проектной деятельности возникают трудности, связанные с психофизическими особенностями детейтотальное недоразвитие всех высших психических функций: речи, восприятия, памяти, внимания, а также эмоциональной сферы.

     У данной категории детей наблюдаются большие речевые дефекты, влияющие на развитие познавательных процессов. Эти дети имеют небольшой словарный запас, нарушение звуковой, лексической, грамматической сторон речи.

     Проектная деятельность учит детей учиться, получать знания с последующим применением этих знаний в жизни. Участвуя в реализации проекта, дети с ОВЗ приобретают умения:

  • ставить цели;
  • планировать свою работу;
  • работать с разными источниками информации;
  • перерабатывать информацию;
  • выбирать способы реализации целей;
  • выделять главное;
  • оценивать свою деятельность
  • общаться с другими детьми.

         В работе с детьми выделяют 4 этапа работы по проекту:

1.Подготовительный- (педагог) воспитатель формулирует проблему и цель проекта, ставит задачи, определяется продукт проекта.

2.Практический. На этом этапе педагог помогает детям грамотно планировать деятельность детей, по необходимости оказывает ребятам практическую помощь, а также направляет и контролирует осуществление проекта.

3.Оценочно-рефлексивный. У детей происходит формирование разнообразных знаний, умений и навыков.

Педагог обобщает результаты работы, анализирует деятельность, формулирует выводы.

4.Презентационный – презентация детьми продуктов проекта родителям, презентация опыта работы воспитателем.

     Существуют некоторые особенности проектной деятельности при работе с детьми с ОВЗ:

  1. во время подготовки этапов проектной деятельности и при составлении плана включения их в совместную деятельность мы учитываем их психологическое и физическое состояние для обеспечения щадящей учебной, познавательной и коммуникативной нагрузки.
  2. в ходе проектной деятельности необходимо участие различных специалистов: учителя начальных классов, воспитателя, логопеда, психолога, библиотекаря. Такое сотрудничество необходимо для решения проблем ребенка с ОВЗ.
  3. родители являются активными участниками образовательного процесса. Присутствуют на занятии, пошагово учатся вместе с ребенком, помогают в отборе информации, помогают составить сообщение, нарисовать иллюстрации и сделать поделки, оформить портфолио.

Использование проектной деятельности во внеурочной деятельности.

В своей педагогической деятельности я часто использую метод проекта.

Активное включение школьника в создание тех или иных проектов дает ему возможность осваивать новые способы человеческой деятельности в социокультурной среде.

     Проектная деятельность способствует формированию умения самостоятельно планировать свою деятельность, направлена на расширение кругозора учеников, формирует умение самостоятельно применять имеющиеся знания и умения в реальных жизненных ситуациях, а также приобретать знания для решения новых познавательных и практических задач.

При планировании и разработке того или иного проекта, я, безусловно, исхожу из возможностей учащихся, из возрастных способностей, их потребностей (то, что подходит для определенного возраста, то, что будет интересно самим детям).

Проблема проекта или исследования, обеспечивающая мотивацию включения школьников в самостоятельную работу, должна быть в области познавательных интересов учащихся и находиться в зоне их ближайшего развития. Считаю, что соблюдение этого правила сделает выполнение проекта более успешным.

Знаю, что существует огромное количество проектов. В своей деятельности использую разные виды проектов: исследовательский, творческий, ролевой, информационный, практико-ориентированный (прикладной), личные, классные.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Проектная деятельность в экологическом воспитании детей с ОВЗ во внеурочной деятельности

Слайд 2

«Проектная деятельность учит школьников, а не презентует какие-то их достижения. Это деятельность обучающая, нацеленная на личностные результаты. Образно проектную деятельность можно определить так: "Проект – это дорога, и от точки А к точке B человек придёт другим"» Ольга Стрелова.

Слайд 3

Дж. Дьюи В.Х. Килпатрик С.Т. Шатцкий . Исследователи

Слайд 4

Метод проектов Это система обучения, в которой знания и умения обучающиеся приобретают в процессе планирования и выполнения постепенно усложняющихся практических заданий- проектов

Слайд 5

типы проектов Игровой или ролевой Практико- ориентированный

Слайд 6

дети с ОВЗ приобретают умения: • ставить цели; • планировать свою работу; • работать с разными источниками информации; • перерабатывать информацию; • выбирать способы реализации целей; • выделять главное; • оценивать свою деятельность • общаться с другими детьми.

Слайд 7

4 этапа работы по проекту: 1 этап: Подготовительный 3 этап: Оценочно-рефлексивный 4 этап: Презентационный 2 этап: Практический

Слайд 10

Спасибо за внимание !


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщение опыта по теме «Экологическое воспитание детей с использованием проектной деятельности».

Поставленные задачи:1. В течение года провести цикл занятий по природоохранной деятельности.2. Провести сезонные экскурсии в лес.3.Подготовить и распространить листовки «Как вести себя в лесу».4. Пров...

Выбор системы оздоровления. Оздоровительные мероприятия при организации внеурочной деятельности по физическому воспитанию детей младшего школьного возраста.

Сохранение и укрепление здоровья подрастающего поколения, является одной из важнейших задач государства  на сегодняшний день. В связи с ухудшением экологической обстановки, и как следствие, ...

Экологическое воспитание младших школьников на занятиях внеурочной деятельности.

В настоящее время экологическое образование и воспитание в начальной школе становится всё более приоритетным направлением в педагогической теории и практике....

Разнообразие форм работы во внеурочной деятельности по экологическому воспитанию детей младшего школьного возраста

Экологическое воспитание младших школьников является  одной  из важнейших задач учителя начальных классов и предполагает использование различных форм и методов экологического воспитания...

Об итогах районного семинара для учителей начальных классов «Внедрение в педагогическую практику учителей начальных классов курса внеурочной деятельности «Педагогическая технология воспитания детей 7-11 лет в духе толерантного общения»

В ходе  семинара участники ознакомились с опытом работы экспериментальной площадки по внедрению в педагогическую практику учителей начальных классов курса внеурочной деятельности «Педагогич...

Статья на тему "Экологическое воспитание младших школьников в рамках внеурочной деятельности"

В данной статье вы узнаете, каким образом в рамках ФГОС формировать у учащихся начальых классов экологическое мировоззрение и воспитание....

Программа внеурочной деятельности по экологическому воспитанию школьников.

   Согласно ФГОС, экологическое образование реализуется как экологическая составляющая базовых учебных предметов, включая окружающий мир, природоведение, физику, химию, биологию, геог...