Продуктивное чтение
материал

Крестникова Наталья Ринатовна

Федеральный государственный образовательный стандарт начального и основного общего образования поставил перед школой задачу освоения  обучающимися умений полноценного чтения, что предполагает готовность школьников к решению таких познавательных и коммуникативных задач, как понимание текста (общее, полное и критическое), поиск конкретной информации, что является выходом в комплексной работе, самоконтроль, восстановление широкого контекста, интерпретация, комментирование текста и др.     

Проблема современных детей в том, что они не вчитываются в тексты, не понимают смысла прочитанного и поэтому часто имеют низкий балл после выполнения комплексных работ.

Решением этой проблемы является технология формирования типа правильной читательской деятельности, Технология продуктивного чтения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vystuplenie_produktivnoe_chtenie.docx662.5 КБ
Файл vystuplenie_krestnikova.pptx1.73 МБ

Предварительный просмотр:

Добрый день, уважаемые гости!

     Федеральный государственный образовательный стандарт начального и основного общего образования поставил перед школой задачу освоения  обучающимися умений полноценного чтения, что предполагает готовность школьников к решению таких познавательных и коммуникативных задач, как понимание текста (общее, полное и критическое), поиск конкретной информации, что является выходом в комплексной работе, самоконтроль, восстановление широкого контекста, интерпретация, комментирование текста и др.      

     Проблема современных детей в том, что они не вчитываются в тексты, не понимают смысла прочитанного и поэтому часто имеют низкий балл после выполнения комплексных работ.

    Решением этой проблемы является технология формирования типа правильной читательской деятельности, Технология продуктивного чтения. 

     Технология универсальна. Она эффективна как на уроках литературного чтения, так и на уроках русского языка, математики и окружающего мира.

Нужно становиться учителем – партнёром, наблюдателем и вдумчивым наставником, помогающим каждому ученику выстроить собственный вектор личностного развития. Действия учеников становятся более активными, творческими и самостоятельными, а учитель лишь руководит этой активной, познавательной деятельностью  обучающихся. Творчески раскрепощённые и эмоционально настроенные дети глубже чувствуют и понимают прочитанное произведение.

Таким образом, технология продуктивного чтения – это образовательная технология, опирающая на законы читательской деятельности и обеспечивающая с помощью конкретных приёмов чтения полноценное восприятие и понимание текста читателем, активную читательскую позицию по отношению к тексту и его автору. По выработке навыков продуктивного чтения нужно проводить  уроки с помощью определённых заданий и упражнений.

Я расскажу, о применении  этой технологии на уроках математики, русского языка и окружающего мира.

Итак, в 1-ом классе на уроках математики мы начинаем систему работы с учебно–научными текстами. Это происходит на текстах 3–х видов:

-тексты задания;

-тексты правил и определений;

-тексты текстовых задач.

Работа со всеми тремя видами текстов на уроке предполагает взаимодействие детей в диалоге, так как текст надо не только прочесть, но и понять, а затем использовать извлечённую из него информацию.

Технология продуктивного чтения предполагает три этапа работы с текстом: до чтения, во время чтения и после чтения. 

Таким образом, общий алгоритм работы с любым из трёх видов текстов на уроках математики таков:

1. Предположения, о чём пойдёт речь в тексте (это относится к 1–му и 2-му виду текстов).

2. Изучающее чтение с карандашом в руках, подчёркивание основной информации (все виды текстов).

3. Перевод основных единиц информации из вербального вида в условно–схематический (рисунок, схема, краткая запись).

4. Обсуждение и разъяснение смысла полученной информации.

5. Формулирование алгоритма действий (задания, правила, текстовые задачи).

Широкое поле деятельности для формирования у обучающихся умений работать с текстом на уроке математики открывает текстовая задача.

   В 1-м классе используется следующий алгоритм действий по анализу задач:

1. Чтение текста «про себя» детьми. Подчёркиваем основную

информацию. Это все числа, описанные в задаче, слова,

поясняющие эти числа и главный вопрос задачи. Дети не только могут, но и должны помогать друг другу искать эту информацию. На этом этапе можно организовать работу в парах.

2. Педагог организовывает опрос детей на тему «Какую информацию нашли?». При этом выписывает на доску без обсуждений любую названную информацию.

Например, на одном из уроков математики была предложена  для решения задача:  На клумбе было 15 тюльпанов. Для букета срезали 5 тюльпанов. Сколько тюльпанов осталось на клумбе?

Выбирая необходимую для анализа задачи информацию, ученики без труда назвали все числовые данные и множество важных, по их мнению, слов-помощников:  в букете, было, срезали, осталось, тюльпаны.     

3. Педагог организовывает беседу с детьми, побуждая их к анализу и оценке информации, вынесенной на доску (верно она записана, неверно, нужна, не нужна и т. д.)

После обсуждения текста на доске остались слова: было, срезали, осталось, тюльпаны и числовые данные.     

4. Педагог вместе с детьми отбирает из того, что написано на доске, только самую необходимую информацию и организовывает краткую запись.

 Было -15 т.

Срезали -5 т.

Осталось - ? т.

5. В случае необходимости, если в классе есть хотя бы один ученик, который не в состоянии от этой краткой записи перейти к решению задачи, педагог организует деятельность детей по созданию наглядно –схематической модели к задаче.

______15т.____________                    

  5 т.                ? т.

Это может быть как схема, так и схематический рисунок, а так же сочетание этих моделей. Дети сами под руководством учителя выстраивают внятную для них наглядную опору.

Т.е. учитель работает поэтапно с текстом задачи. Но этапы работы над задачами немного отличаются в 1 классе и 2-4 классах.

При работе над задачами также использую  и другие методические приемы:

- Приём преобразования вопроса. (Например: измени вопрос к задаче так, чтобы задача решалась в 2 действия);

- Приём преобразования отношений в соответствии с математической записью. (Например: подумай, что можно изменить в тексте задачи, чтобы выражение 15-10  было её решением).

- Приём сравнения используется для приобретения опыта математического анализа текстов учебных заданий, в том числе и задач.

Например: « Сравни тексты задач. Чем они похожи? Чем различаются?»

У Васи было 10 марок, а у Пети на 5 марок больше. Сколько марок было у Пети?

У Васи было 10 марок, а у Пети на 5 марок меньше. Сколько марок было у Пети?

Сравнивая тексты задач, ученик устанавливает, что в них сюжет, числовые данные и вопрос одинаковые, но различаются задачи условием: в одном случае на 5 марок больше, а во втором на 5 меньше.

Приём сравнения способствует развитию умения выделять признаки и, ориентируясь на них, сравнивать предметы.

- Приём поиска и выделения необходимой информации из графической модели, схемы.

- Приём дополнения условия задачи. 

 Например: выбери данные, которыми можно дополнить условие задачи, чтобы ответить на поставленный вопрос.

- Приём « Вставь пропущенные …» напоминает задание с «окошками».

Инструкции при его использовании могут быть такими: « Вставь пропущенные слова в текст задачи. Вставь пропущенные числа в текст задачи. Вставь пропущенные цифры. Вставь пропущенные знаки действий в решение задачи. Вставь пропущенные слова в правило. Вставь пропущенные слова в определение. Вставь пропущенные слова в таблицу, составленную по диаграмме». 

Для того чтобы научить детей внимательному вычитыванию условия и вопроса, следует включать в содержание уроков и предлагать для решения задачи с излишними или недостающими данными.

Практически на каждом уроке математики проводите минутку смекалистых, в ходе которой включены в урок решение нестандартных задач, начинайте с задачи-шутки, задачи-сказки, старинных задач и т.п. Нестандартные задачи стимулируют мыслительный процесс, заставляют рассматривать условие задачи с разных точек зрения, вырабатывают диалектичность мышления у обучающихся.

Решение текстовых задач с использованием приёмов смыслового продуктивного чтения, вовлечение учащихся в процесс активной деятельности на уроках поможет детям не бояться, что решая задачу, что-то не получится, а наоборот, поможет им оценить в себе по достоинству смелость и трудолюбие, доставит им истинное удовольствие от самого процесса работы над задачей.

Также можно использовать данную технологию и на уроках русского языка. Я вас познакомлю с некоторыми приемами этой  технологии на данном предмете.

http://xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai/%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D0%B8/418347/img.JPGhttp://xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai/%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D0%B8/102584/image1.jpg

https://ds04.infourok.ru/uploads/ex/0e34/000e528b-ca859c0e/img10.jpg

На уроке окружающего мира познакомились с темой «Чудо под ногами». В ходе исследования свойств почвы учащиеся должны  научиться характеризовать состав почвы, роль почвы в природе и роль живых организмов в образовании почвы; извлекать из источников дополнительную информацию о строении почвы, способах формирования почвы, делать доклады.

Работа с текстом до чтения.

Просмотрев параграф, выделить ключевые слова темы.

(Почва, земля, перегной, плодородие, песок, чернозём, глина)

Работа с текстом во время чтения.

  • Прочитать тему урока и 1 абзац текста.
  • Ответить на вопросы -  4 ответа на букву П
  1. Верхний слой земли, в котором растут растения. (Почва)
  2. Одна из составных частей почвы. (Песок)
  3. Вещество, повышающее плодородие почвы. (Перегной)
  4. Основное свойство почвы. (Плодородие)

 

Работа с текстом после чтения

  • Еще раз прочитать  текст.
  • Обсудите в парах, какое определение можно дать понятию «чернозём»?

   Запишите определение в тетрадь.

 Чернозём – часть почвы, состоящая из перегнивших остатков растений и животных.

  • Подумайте и обсудите в парах ответ на вопрос:

Из каких частей состоит почва?

                 Начертите схему « Состав почвы» в тетради.

По рисунку расскажите о составе и свойствах почвы.

Игры-дискуссии на уроке

  1. «Хорошо-плохо».

Дети разбиваются на 2 команды – команду «Хорошо» и команду «Плохо». Задача команд – обосновать положительное или отрицательное воздействие следующих компонентов на почву:

- растения;

- человек;

--вода;

 - ветер.

Например, команда «Хорошо» начинает: «Благодаря растениям в почве содержится перегной. Это хорошо, так как перегной делает почву плодородной». Команда «Плохо» продолжает: «Но растения забирают питательные вещества из почвы. Это плохо, потому что почва истощается».

В конце дискуссии делаются выводы о бережном отношении к почве.

  1. «Полезно-вредно».

Две команды учащихся «Полезно» и «Вредно» получают одинаковые конверты с карточками, на которых перечислены полезные и вредные для почвы действия. Каждая команда за определённое  время должна выбрать и оставить в своём конверте только те карточки, которые  соответствуют названию команды. По истечении времени команды поочерёдно перечисляют, что полезно и что вредно для почвы.

Тексты карточек: 1. Снегозадержание.2. Образование оврагов. 3. Посадка растений.

4.Выветривание. 5.внесение удобрений. 6.Закапывание мусора.7. Использование ядохимикатов. 8. Размывание водой. 9. Промышленные отходы. 10.Сжигание сухой листвы.

Некоторые карточки могут оказаться и у той, и у другой команды. Например, внесение удобрений, с одной стороны, полезно, поскольку усиливается плодородие почвы, с другой стороны, вредно в больших количествах.

Посмотрите на слайд. Что вы видите? (билет) Предположим , что вам подарили этот билет и сказали, что вы идёте на новогоднюю ёлку. Вы рады?

hello_html_6b0d0606.jpg

- Сможем ли мы попасть на это новогоднее представление? Докажите. ( Выслушиваем разные мнения) Что помогло вам определить то, что мы не сможем попасть на это представление? ( театр находится в Дагестане, нет названия, даты и т.д.)

- Что мы делали с этим билетом? ( читали) А как? ( внимательно, вдумчиво) То есть продуктивно.

- Мы знаем, что тексты бывают сплошные и не сплошные. Где мы сталкиваемся с не сплошными текстами? ( графики, диаграммы, схемы, таблицы, карты, планы, чеки, расписания, меню и т.д) Что помогает нам справится с заданиями в виде не сплошных текстов во всероссийских проверочных работах? ( внимательное чтение)

Для того чтобы учащиеся могли самостоятельно работать с книгой и сформировали у себя навыки репродуктивной и творческой умственной деятельности, их надо обучать таким приёмам работы с книгой, которые ведут к формированию познавательной самостоятельности и навыков решения учебных проблем. В такую группу приёмов входят выделение существенного; сортировка материала; ответы на вопросы; пересказ в определённой логической последовательности; составление плана, тезисов; конспектирование.

Рассмотренные приёмы работы с текстом учебника обеспечивают не только усвоение учебного материала, но и активизирует умственную деятельность учащихся, прививает интерес к изучаемому предмету.

Говоря о достоинствах технологии продуктивного чтения, хотелось бы отметить:

-  применима самостоятельно вне урока;

- возрастносообразна и доступна;

- ориентирована на развитие личности читателя;

- развивает умение прогнозировать результаты чтения;

- способствует достижению понимания на уровне смысла.

Положительные стороны применения технологии:

- Обучающиеся учатся самостоятельно добывать знания;

 - Становятся активными участниками образовательного процесса.

Таким образом, эффективность процесса обучения зависит от умения правильно выбрать технологические приёмы, удачно комбинировать их, вмещать их в рамки уже знакомых традиционных форм урока. Важно понимать, что каждый ученик успешен, талантлив и уникален во всем. Использование данной стратегии ориентировано на развитие навыков вдумчивой работы с любой информацией, а не только с текстом. 


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Применение приемов продуктивного чтения на других уроках, при подготовке к комплексной работе. Крестникова Наталья Ринатовна учитель начальных классов 15 марта 2019 г.

Слайд 2

Виды задач: тексты задания; тексты правил и определений; тексты текстовых задач.

Слайд 3

до чтения во время чтения после чтения Р аботы с текстом

Слайд 4

Алгоритм Предположения , о чём пойдёт речь в тексте. 2 . Изучающее чтение с карандашом в руках, подчёркивание основной информации. 3 . Перевод основных единиц информации из вербального вида в условно–схематический. 4 . Обсуждение и разъяснение смысла полученной информации. 5. Формулирование алгоритма действий.

Слайд 5

На клумбе было 15 тюльпанов. Для букета срезали 5 тюльпанов. Сколько тюльпанов осталось на клумбе?

Слайд 6

Было - 15 т. Срезали - 5 т. Осталось - ? т . ______ 15т. ____________ 5 т. ? т.

Слайд 7

Математика . Этапы работы с текстом составной задачи. 1 класс 2-4 класс Фронтальное жужжащее чтение Вычитывание текста с опорой на схему (ключевые слова) и заполнение схемы. Работает плохо читающий ребёнок ( один-два) Проверка заполненной схемы хорошо читающими детьми. Составление плана решения через анализ схемы. Фронтальная работа Индивидуальная или парная работа детей по решению задачи. При этом те дети, которые могут пока решать только простые задачи, выполняют только первое действие, остальные идут дальше. Запись решения на доске, объяснение полученного результата, все дописывают решение задачи до конца. Объяснение решения более слабыми учениками. Оценивание результатов. Основной методический приём на всех этапах анализа: постановка учителем вопросов и получение на них ответов учащихся. Фронтальное чтение про себя и подчёркивание всех информационных единиц. Разбор текста задачи и одновременное построение оптимальной вспомогательной модели к данной задаче путём выписывания опорных слов , найденных величин и числовых данных и вопроса. Оценка этой модели с точки зрения её понятности и доступности. Работают слабые. Составление плана решения задачи, заданного детьми. Фронтальная работа Индивидуальная или парная работа детей по решению задачи. Запись, объяснение полученного результата, сравнение возможных способов решения, совместное оценивание результата. Если никто из детей не нашёл другой способ, то учитель выводит на него детей наводящими вопросами или предлагает готовое решение, спрашивает, можно ли так решить и просит объяснить, что находили каждым действием. 30

Слайд 8

Приём преобразования вопроса. Приём преобразования отношений. Приём сравнения . Приём поиска и выделения необходимой информации . Приём дополнения условия задачи. Приём « Вставь пропущенные …»

Слайд 9

Изучающее чтение текстов правил и определений Цели чтения: - глубокое понимание - запоминание - применение Алгоритм работы: 1.Определяем количество смысловых частей по количеству абзацев. 2.Задаем вопрос к каждой части. 3.Получаем "вопросный" план текста. 4.Пересказываем текст с опорой на план. 5.Представляем информацию в другой форме (рисунок, схема, опорный конспект). 28

Слайд 10

Пример изучающего чтения текста определения "Русский язык" 3 класс Предложения, которые состоят только из главных членов (подлежащего и сказуемого), называются нераспространён- ными . Наступила ночь . Предложения, в которых есть и главные, и второстепенные члены, называются распространёнными. Наступила теплая ночь . 1) Как называются предложения, состоящие только из главных членов? 2) Как называются предложения, состоящие из главных и второстепенных членов ? - нераспр . + вт.чл. - распр. 29

Слайд 13

4 П Верхний слой земли, в котором растут растения. Одна из составных частей почвы. Вещество, повышающее плодородие почвы. Основное свойство почвы.

Слайд 14

« Хорошо-плохо » - растения; - человек; - вода; - ветер. « Полезно-вредно » 1. Снегозадержание . 2 . Образование оврагов. 3. Посадка растений. 4.Выветривание. 5.внесение удобрений. 6.Закапывание мусора . 7 . Использование ядохимикатов. 8 . Размывание водой. 9 . Промышленные отходы. 10.Сжигание сухой листвы.

Слайд 16

выделение существенного; сортировка материала; ответы на вопросы; пересказ в определённой логической последовательности; составление плана, тезисов; конспектирование.

Слайд 17

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Применение технологии формирования типа правильной читательской деятельности (продуктивное чтение) на уроках литературного чтения для повышения качества знаний учащихся.

Перед учителями начальных классов стоит задача не только приобщить младших школьников к чтению в целом, но и обучить их вдумчивому, аналитическому чтению. Справиться с этой задачей поможет использован...

Технологическая карта урока по литературному чтению по методу продуктивного чтения О.В.Чиндиловой " Как мудрость в жизни помогает по мотивам татарской сказки " Мудрый старик"

1.В начале урока создается интрига для открытия нового знания и анализа самими учащимися, когда учитель спрашивает:- На ваш взгляд, кого можно назвать мудой?- Можете предположить, о чем будет сказка? ...

Мастер-класс "Технология продуктивного чтения как средство формирования УУД на уроках литературного чтения"

Мастер - класс с мультимедийным приложением на примере фрагментов урока "Знакомство с творчеством И.А. Крылова"...

Мастер-класс "Технология продуктивного чтения как средство формирования УУД на уроках литературного чтения"

Мастер - класс с мультимедийным приложением на примере фрагментов урока "Знакомство с творчеством И.А. Крылова"...