Тема доклада: «Воспитание и развитие младших школьников с ОВЗ через привитие трудовых навыков».
учебно-методический материал (2 класс)

Наталия Николаевна Сироткина

Доклад на МО воспитателя.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_na_mo_vospitateley.docx22.81 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное казенное общеобразовательное учреждение

Краснодарского края специальная (коррекционная) школа № 8 города Лабинска

 Доклад на МО воспитателей

Тема: «Воспитание и развитие младших школьников с ОВЗ через привитие трудовых навыков».

Подготовила: Воспитатель Сироткина Н.Н.

                                                   Январь, 2024 г.

                                           Доклад на МО воспитателей

Тема: «Воспитание и развитие младших школьников с ОВЗ через привитие трудовых навыков».

 Труд - всегда был основой для человечества и культуры. Поэтому и в воспитательной работе труд должен быть одним из основных элементов.

                                                                                                         А.С. Макаренко

В настоящее время очень важно развитие трудовых умений у детей с ОВЗ, овладение ими элементарной культурой труда. В зависимости от возраста у детей формируются культурно-гигиенические умения, связанные с трудом по самообслуживанию, хозяйственно-бытовым навыкам. Именно развитие трудовых умений у детей с ОВЗ предполагает овладение элементарной культурой труда, в которую входят: понимание цели действий, правильный отбор материалов и инструментов, умением пользоваться выбранными инструментами, осуществление действий в определенной последовательности, оценка результатов своего труда.

Трудовая подготовка для детей с особенностями развития очень значима. Это обусловлено гораздо меньшими возможностями детей с ОВЗ самостоятельно принимать, осмысливать, сохранять и перерабатывать информацию, получаемую из окружающей среды.

Определенное значение имеет также сниженная активность детей с ОВЗ, гораздо более узкий круг их интересов, а также другие своеобразные проявления эмоционально – волевой сферы.

        Труд для детей с ОВЗ имеет большое значение: в процессе знакомства с назначениями, свойствами и качествами материалов и инструментов, овладения действиями с ними, планирования последовательности операций развиваются: восприятие, представления, различные формы мышления, и мыслительные операции. В процессе трудового воспитания расширяются и конкретизируются представления детей о жизни и занятиях людей, о пользе и результатах их труда.

Труд также служит средством физического воспитания детей, поскольку происходит развитие зрительно-двигательной координации, мелкой моторики, совершенствуются движения, их координация и согласованность. Большое значение имеет формирование произвольности движений в процессе трудовых действий.

Достижение трудовых целей, их результаты доставляют радость детям, вызывают эмоциональный отклик.

       Главными задачами трудового воспитания детей с ОВЗ являются воспитание трудолюбия, потребности в труде, создание психологической и практической готовности к труду. В связи с этим важно формировать мотивацию трудовой деятельности детей, развивать интерес к разным формам труда и помощи старшим.

Трудовое воспитание — важное средство всестороннего развития личности ребенка с ОВЗ. Так как труд должен доставлять удовлетворение и радость, поэтому это возможно при условии, что он посилен ребенку с особенностями в развитии, осмыслен им как приносящий пользу другим людям. Поэтому разумно организованный труд укрепляет физические силы, здоровье ребенка, а также оказывает существенное влияние и на умственное развитие этих детей. Он способствует формированию таких качеств, как: сообразительность, наблюдательность, сосредоточенность; тренирует: память, внимание, активизирует восприятие.

Трудовые навыки закладываются в процессе жизни и бытия человека. От того насколько будут сформированы трудовые навыки у подрастающего поколения, а особенно у ребёнка с ограниченными возможностями здоровья зависит дальнейшее их самоопределение. В процессе трудовой деятельности дети постепенно начинают проявлять себя как самостоятельно формирующиеся личности, что существенно для их самостоятельной жизни.

Под трудовым воспитанием детей с ОВЗ понимается, совместная тесная деятельность педагога и особенного ребенка, направленная на развитие у детей обще трудовых умений и способностей, психологической готовности к труду, формирования ответственного отношения к труду и его продуктам, на сознательный выбор будущей профессии.

Особое значение в трудовом воспитание детей с ОВЗ оказывает коллективно творческая деятельность, ведь именно в процессе ее ребята приобретают навыки общения, учатся коллективно работать, делить успех и ответственность с другими, узнают друг о друге много нового, просто знакомятся и приобретают друзей. Таким образом, идут два важных процесса одновременно – формирование и сплочение коллектива, и формирование личности ребенка. Коллективные творческие дела становятся мощной силой, обеспечивают положительный эмоциональный настрой, гарантированный ситуацию успеха, пробуждают добрые чувства, сопереживание всем.

Не секрет, что большинство детей с ОВЗ не могут успешно адаптироваться в жизни, испытывают большие трудности в процессе трудовой деятельности на производстве, эти дети не могут обустроить свой быт.

В результате наблюдений за деятельностью своих воспитанников была отмечена необходимость проведения систематической и целенаправленной работы по формированию у детей с ОВЗ и детей-инвалидов трудовых навыков в процессе коллективной работы. Ведь для особенных детей – это дальнейшее условие их жизненного успеха. Поэтому трудовое воспитание детей с ОВЗ должно являться основным направлением работы и в общеобразовательных учреждениях. Еще в 20-х годах прошлого века огромный вклад в решение вопросов организации трудовой деятельности внес отечественный педагог А. С. Макаренко. Выдвинувший и доказавший на практике положение о том, что труд является «основным стержнем, объединяющим всех детей в коллектив, ядром всей воспитательной системы».

Цель работы педагогов по развитию трудовых навыков – формирование социально-адаптированной личности ребёнка с ограниченными возможностями здоровья в процессе трудовой деятельности. Для работы по реализации данной цели поставлены задачи в данном направлении:

  • Знакомство детей с ОВЗ с направлениями коллективно творческой деятельности в образовательном учреждении.
  • Развивать трудовые навыки, навыки ответственного и творческого отношения к труду.
  • Создать условия для развития каждого ребёнка путём вовлечения в различные виды труда сообразно со способностями, интересами и возможностями.
  • Воспитать у детей с ОВЗ уважение к членам коллектива и бережное отношение к результатам труда.

Ожидаемый результат работы по трудовому воспитанию – развитие интереса у особенных детей к общественно полезным делам, воспитание у них ответственности за порученное дело.  Использование этого направления дает возможность не только изучить различные техники и способы работы, на уроках технологии и внеурочных занятиях, с такими материалами как: нитки, бумага, различные природные материалы, но и применить их комплексно на предметах одежды и в предметном дизайне.

В процессе развития трудовых навыков педагогами используются разнообразные методы обучения: объяснительно-иллюстративный, рассказ, беседы, работа с книгой, просмотр журналов, книг, фотографий, демонстрация, упражнение, практические работы репродуктивного и творческого характера, методы мотивации и стимулирования, обучающего контроля, взаимоконтроля и самоконтроля, познавательная игра, проблемно-поисковый, ситуационный, экскурсии.

Наиболее распространенные характерные методы трудового воспитания:

Объяснение – для сообщения правил поведения и последовательность выполнения различных рудовых приемов и операций.

Инструктаж – применяется для сообщения правил по ТБ перед практическими занятиями. Инструктаж проводится непосредственно перед началом работы.

Индивидуальные задания – применяются с целью повышения знаний и умений, расширения представлений о возможностях воспитанников их склонностях и способностях.

Профориентационая беседа – Изучение воспитанниками более глубоких сведений способствует осмыслению воспитанниками знаний о труде, мире труда и людях трудовых профессий.

Просмотр художественных фильмов и телевизионных передач - важная форма работы по трудовому воспитанию и профессиональному просвещению. Важен не только подбор и содержание фильмов, а их последующее совместное, общее обсуждение. Процесс обсуждения помогает правильно понимать содержание и идейный смысл увиденного.

Социально-значимые акции – с общественно-значимым смыслом, где воспитанники могут проявить свое личное отношение к труду. Такая форма может увлечь воспитанников общим делом, идеей, дает возможность показать свои трудовые умения и навыки другим людям.

В работе воспитателя групп младшего школьного возраста можно использовать ролевые игры при знакомстве с профессиями. Но профессий очень много и поэтому необходимо освещать и другие профессии и говорить о их значимости и профессиональных качествах, которые необходимы при овладении этих профессий. Для более старших воспитанников использовать игры-практикумы, экскурсии, встречи с интересными людьми разных профессий (хотя бы которые работают в интернате – повар, медицинская сестра, воспитатель, уборщик помещений и др.).

     Проводятся      теоретические и практические занятия. Основой содержания теоретических занятий являются: вводные беседы по технике безопасности, содержание и задачи   выполнения ручного труда.  На практических занятиях дети с ОВЗ учатся пользоваться различными материалами, инструментами, получают навыки изготовления изделий. На занятиях прослеживаются связи с историей, технологией. Формы организации трудовой деятельности: индивидуальная, групповая, фронтальная, подгрупповая.

 - индивидуальная форма (выполнение посильных трудовых поручений);

 - коллективная (общественно полезный и производительный труд во внеклассное время через практические занятия, необходимые воспитанникам для дальнейшей правильной адаптации в социуме);

групповая (праздники на тему труда).

Программа по трудовому обучению во внеурочной занятости детей с ОВЗ может быть составлена по разделам:

  • Работа с бумагой.
  • Работа с красками.
  • Работа с пластилином.
  • Дежурство по классу.
  • Дежурство в столовой.
  • Уборка территории на улице.
  • Уход за комнатными растениями.

В работе используется пошаговая техника по формированию трудовых умений и навыков у детей с нарушенным интеллектом. Техника построена с позиции гуманистической концепции обучения и воспитания, она позволяет создать условия для всестороннего развития личности в трудовой деятельности, сформировать положительную мотивацию к труду, вооружить доступными техническими и технологическими навыками и умениями и компенсировать имеющиеся дефекты.

В работе с воспитанниками с ОВЗ важны группы методов:

  Приучение + упражнение (это многократное повторение, многократное обучение и научение (как мы приучаем ребенка мыть руки, умываться, точно так же необходимо упражнять и приучать ребёнка выполнять трудовые операции).

  Убеждение + внушение (умственно отсталому ребёнку необходимо внушение веры в собственные силы, в то, что он сможет справиться с порученными заданиями нарастающей сложности, приобрести дело по душе и заниматься им в дальнейшем, быть полезным).

Можно использовать пошаговую технику по формированию трудовых умений у детей с ограниченными возможностями здоровья:

   

Шаг 1

Шаг 2

Шаг 3

Шаг 4

Не труд, а праздник

Признание достижений

Попробуй, и ты сможешь!

Система поощрений

 

 Шаг 1: «Сделать неприятное приятным». Например, ребята не хотят мыть пол, не хотят делать влажную уборку. Я даю им новые, красочные вёдра, разноцветные тряпочки - это их привлекает, делаю в ведре пену. Дети с удовольствием начинают делать все, что я от них требую. В работу включаю конкурсы «на самую лучшую заправленную кровать», и т.д.

Шаг 2: «На один минус два плюса». Не скупиться на похвалу. Есть дети, которые нуждаются в дополнительной стимуляции. Необходимо всегда признавать их достижения.

Шаг 3: Замените «Не умею, не могу!» на «А я попробую!» с целью преодоления феномена избегания неудачи. Дети «нытики» очень часто негативно настроены на работу. И они нуждаются в том, чтобы их оценили по достоинству – их заранее, «авансом» надо одобрить и похвалить.

Шаг 4: «Система поощрений» - аплодисменты, выставки работ, звёзды (наклейки, награды), экраны чистоты с картинками и др.

В результате развития трудовых навыков у детей с ОВЗ достигаются определенные результаты:

  • Выработается  у  детей привычка  к  систематическому труду.
  • Сформированность  у  детей общетрудовых умений и навыков.
  • Создание и формирование детского коллектива через  активную коллективно творческую деятельность.
  • Воспитание  гражданина, семьянина, труженика у которого будет сформировано сознательное отношение к труду.

Трудовое обучение и воспитание детей с ОВЗ обеспечивает решение широкого набора задач, но главная из них – формирование трудовых умений, навыков, качеств, которые позволили бы этим детям успешно социализироваться в обществе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Лекция "Духовно-нравственное воспитание и развитие младших школьников"

В данной статье дается описание концепции "Духовно-нравтсвенного воспитания и развития младших школьников"  и даются рекомендации по написанию программы духовно-нравственного коспитания младших ш...

Консультация "Духовно-интеллектуальное воспитание и развитие" младших школьников на основе лингводидактического подхода

В  этой работе  рассматриваются  подходы к решению духовно-интеллектуального воспитания и развития младших школьников с помощью лингводидактики....

Программа духовно-нравственного воспитания и развития младших школьников "Лучики солнца"

Формирование личности ребёнка, воспитание у него определённо направленной  нравственной позиции – сложный педагогический процесс. Многолетний опыт воспитания младших школьников показывает, что эт...

Доклад «Воспитание толерантности у младших школьников.»

В условиях формирования новых социально-экономических отношений особое значение приобретает проблема научно-обоснованной адаптации системы образования к толерантной идеологии. К тому же, она ключевая ...

Доклад на тему: "Роль игры в развитии младших школьников"

А.С.Макаренко говорил: «Между игрой и работой нет такой большой разницы, как многие думают. Хорошая игра похожа на хорошую работу, плохая игра – на плохую работу». Из всех видов игр ...

Доклад: Воспитание и развитие детей с нарушениями слуха через игровую деятельность.

Воспитание и развитие детей с нарушениями слуха через игровую деятельность....