«Активное использование информационно-коммукационных технологий в педагогической деятельности учителя.»
статья

Русских Марина Николаевна

Как обычный урок сделать необычным? Как неинтересный материал представить интересным? Как с современными детьми говорить на современном языке? 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ispolzovanie_ikt_na_urokah_.docx19.45 КБ

Предварительный просмотр:

«Активное использование информационно-коммукационных технологий в педагогической деятельности учителя. »

Выполнила: Русских М.Н.

учитель начальных классов

   Как обычный урок сделать необычным? Как неинтересный материал представить интересным? Как с современными детьми говорить на современном языке? Эти и многие другие вопросы задаёт, наверное, каждый учитель, приходя сегодня в класс. Каждый решает эту проблему по-своему, потому что на современном этапе формирования и развития личности ребёнка недостаточно предоставлять материалы на уроке в традиционной форме, зачастую выдавая его, как некий информационный блок. Что же можно сделать в этой ситуации?  

  Реализацию этих проблем в своей практике я осуществляю через применение в учебно-воспитательном процессе информационно – коммуникационной технологии.

Внедрение информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) в образовательную деятельность призвано повысить эффективность уроков, освободить учителя от рутинной работы, усилить привлекательность подачи материала, осуществить дифференциацию заданий, а также разнообразить формы обратной связи.

Использование ИКТ на уроках позволяет  развивать коммуникативные умения учащихся, повышать интенсивность учебного труда, развивать познавательную активность, вовлекать в учебную деятельность пассивных учащихся, прививать им навыки сотрудничества, обеспечивая учебный процесс новыми, ранее недоступными материалами. 

Для начальной школы это означает смену приоритетов в расстановке целей образования: одним из результатов обучения и воспитания в школе первой ступени должна стать:

1.готовность детей к овладению современными компьютерными технологиями.

2.способность актуализировать полученную с их помощью информацию для дальнейшего самообразования.

Применение средств ИКТ помогает перейти от стихийного к целенаправленному формированию умственного и речевого развития.

ИКТ играют ключевую роль в таких общеучебных действиях, как:

- поиск информации;

- фиксация (запись) информации, в том числе, с помощью аудио- и видео -записи, цифрового измерения с целью дальнейшего использования записанного;

- создание текста, набираемого на клавиатуре;

- подготовка выступления с аудио-визуальной поддержкой.

Мультимедийные презентации – это удобный и эффективный способ представления информации с помощью компьютерных программ. Он сочетает в себе динамику, звук и изображение, т.е. факторы, которые наиболее долго удерживают внимание учащихся. Более того, презентация дает возможность учителю самостоятельно скомпоновать учебный материал исходя из особенностей конкретного класса, темы, что позволяет построить урок так, чтобы добиться максимального учебного эффекта.

ИКТ можно использовать на всех этапах процесса обучения: при объяснении нового материала, закреплении, повторении, контроле. Использовать информационно – коммуникационные технологии можно на всех этапах урока и во внеурочной деятельности:

- объяснение нового материала: презентации, информационные Интернет – сайты, информационные ресурсы на дисках.

- при отработке и закреплении навыков: компьютерные обучающие программы, компьютерные тренажёры, ребусы, компьютерные игры, печатный раздаточный материал (карточки, схемы, таблицы, кроссворды без автоматической обработки результатов) – (цифровые таблицы), печатный иллюстративный материал.

- этап контроля знаний: компьютерные тесты (открытые, закрытые), кроссворды ( с автоматической обработкой результата).

- для самостоятельной работы учащихся: цифровые энциклопедии, словари, справочники, таблицы, шаблоны, электронные учебники, интегрированные задания.

-для исследовательской деятельности учащихся: цифровые естественнонаучные лаборатории, Интернет.

- в физминутках.

  Конечно, не следует, что теперь уроки надо проводить с использованием компьютера и все изложение учебного материала перепоручить ему. Живое, эмоциональное слово учителя никогда не заменить машине, пусть даже умной. Да и весь урок нецелесообразно строить на работе с компьютером. Общение с умной машиной не должно занимать более 15-35 минут урока.

Современный этап развития образования связан с широким использованием современных ИКТ в деятельность всех участников образовательного процесса и возможностей, предоставляемых глобальной сетью Интернет.

Что предлагает Интернет в помощь образовательной деятельности?

1. Уроки в режиме on-line.

2. Ресурсы для учителей.

3. Ресурсы для учащихся.

4. Проекты on-line.

Рассмотрим позитивные характеристики использования Сети в учебном процессе.

Значимость (ценность) Интернет-уроков для учащихся:

1.    Обучение и работа в классе в командах. Сотрудничество помогает в решении проблем.

2.    Работа в школьных группах вне класса.

3.    Формирование мыслительных навыков высшего уровня (предполагаемый анализ информации и создание собственного интеллектуального продукта).

4.    Возрастание информационной грамотности учащихся.

Значимость (ценность) Интернет-ресурсов для учителей:

1.    Знакомство с профессиональной информацией.

2.    Использование планов уроков, on-linе  курсов, Web-сайтов.

3.    Обмен информацией с коллегами и специалистами-экспертами из других стран.

4.    Объединение профессиональных ресурсов для решения общих задач.

Все вышесказанное должно убедить в правильности, своевременности и необходимости использования ресурсов Интернет в педагогической деятельности для достижения более ярких, значимых результатов в обучении учащихся.

Применяя информационные технологии на уроках  удалось:

- индивидуализировать учебный процесс, за счет предоставления возможности учащимся как углубленно изучать предмет, так и отрабатывать элементарные навыки и умения;

- повысить информативность урока, эффективность обучения;

- повысить качество наглядности в учебном процессе;

- снизить трудоемкость процесса контроля и консультирования;

- создать условия для развития самостоятельности учащихся, ученик работает самостоятельно, не копируя с доски или у товарища;

- повысить интерес к предмету, уверенность в том, что учащийся может усвоить предмет.

Таким образом, использование информационных технологий значительно повышает не только эффективность обучения, но и помогает создать более продуктивную атмосферу на уроке, заинтересованность учеников в изучаемом материале, способно преобразить формат преподавания и обучения, сделав учебный процесс более эффективным и привлекательным.

Список литературы:

1. Афанасьева О.В. Использование ИКТ в образовательном процессе. – www.pedsovet.org.

2. Ларина Г.А. Роль ИКТ в деятельности современного учителя. [Электронный ресурс]. Режим доступа:

3. СанПиН 2.4.2.2821-10 от 29 декабря 2010 г. № 189 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Информационные технологии в педагогической деятельности учителя начальных классов

Правительство  повсеместно внедряет компьютерные технологии и в школы, а значит, и учителю необходимо владеть данными компетентностями.       Отсюда проблема: как со...

Использование новых образовательных технологий в педагогической деятельности

При прхождении аттестации педагогическим работникам приходится заполнять форму об использовании в своей деятельности новых педагогических технологий. Предлагаю в помощь аттестующимся  свой матери...

Всероссийский конкурс тестирования для педагогов « Использование информационно-коммуникационных технологий в педагогической деятельности» Диплом

Всероссийский конкурс тестирования  для педагогов « Использование информационно-коммуникационных технологий в педагогической деятельности» Диплом...

Всероссийский конкурс тестирования для педагогов « Использование информационно-коммуникационных технологий в педагогической деятельности»

laquo; Использование информационно-коммуникационных технологий в педагогической деятельности» Диплом  (2-ой степени)....

Использование Интернет-технологий в педагогической деятельности учителя начальных классов

Основная цель обучения в начальной школе - научить каждого ребёнка за короткий промежуток времени осваивать и использовать в практической деятельности огромные массивы информации. Помочь учителю в реш...