Развитие и формирование учебных навыков
статья

Теоретические представления о структуре учебной деятельности, об этапах формирования умственных действий.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon razvitie_i_formirovanie_uchebnyh_navykov.doc87 КБ

Предварительный просмотр:

«Развитие и

 формирование учебных навыков»

Содержание:

I. Понятие и особенности коррекционной работы.

  1. Предметное обучение как форма коррекционной –развивающей работы.

- Развитие умения учиться.

- Оценка работы младшего школьника.

II. Коррекция развитие и формирование учебных навыков.

1.Учебно-игровые занятия.

2.Обучающие занятия с учетом психологической информации.

Понятие и особенности коррекционной работы

Психологическая коррекция — это система мероприятий, направленных на исправление недостатков психологии или поведения человека с помощью специальных средств психологического воздействия. Процесс психологической коррекции сложен и многогранен.

По мнению Г.С. Абрамовой, в основе эффективной психокоррекции лежат: 1) общепсихологические знания о строении разных видов активности человека — деятельности и основных единиц деятельности — действий; 2) знания о закономерностях и механизмах психического развития человека.

Остановимся кратко на основных структурных моментах активности человека, знание о которых и возможности выделения делают работу по психологической коррекции обоснованной.

деятельность всегда представляет собой предметное преобразование по реализации специально построенного замысла. Итак, в структуру деятельности входят: цели, установки, задачи, мотивы, потребности, средства и способы активности, которые позволяют человеку осуществить планирование, исполнение и контроль.

для успешной коррекционной работы важно знать и понимать не только структуру деятельности, для коррекционно-развивающей работы с детьми, педагогами, родителями необходимы знания по различным аспектам деятельности:

1. Видам деятельности.

Особенно широко в коррекционной работе с детьми используется понятие «ведущая деятельность». В дошкольном и младшем школьном возрасте такой ведущей деятельностью является игра в различных ее разновидностях, в подростковом возрасте — общение и различного рода совместная взаимодеятельность.

2. Предметному содержанию деятельности.

З. Уровню выполнения конкретного действия.

4. Способам и средствам выполнения действий.

Поскольку эффективная коррекция должна осуществляться с ориентацией на собственные резервы клиента (в частности, ребенка). Психологу помимо знаний о деятельности необходимо знать закономерности и механизмы психического развития ребенка.

Соответственно основополагающими понятиями для эффективной коррекционной работы будут понятия возрастной и индивидуальной нормы.

Возможность работы с этими показателями в коррекционной работе основывается на понимании их происхождения, понятии социальной ситуации развития, кризиса раз вития, которые могут быть одной из теоретических, методических основ для организации психологической коррекции. Соответственно большое значение должно уделяться актив ному привлечению ближайшего социального окружения ребенка к участию в коррекционной программе. Система отношения ребенка с близкими взрослыми, особенности их межличностных отношений и общения, формы совместной деятельности, способы ее осуществления составляют важнейший компонент социальной ситуации развития ребенка, определяют зону его ближайшего развития. Ребенок не развивается как изолированный индивид отдельно и независимо от социальной среды, вне общения с другими людьми.

Понятие зоны ближайшего развития позволяет при давать коррекционной работе опережающий характер и строить ее как психологическую деятельность, нацеленную на формирование психологических новообразований.

Коррекционная работа может осуществляться в трех направлениях:

1) «делай как я» —эффективный способ и обучает его выполнению, добиваясь соответствия с образцом, психолог берет на себя ответственность за данный способ действия. Эта позиция ближе всего к психотехническим воздействиям, когда их содержание предлагается ученику как заведомо эффективное;

2) «давай сделаем вместе» — психолог делит ответственность за поиск и нахождение эффективного способа вместе с учеником. Эта позиция предполагает осознание клиентом своих возможностей, но это осознание предполагает ориентацию в большей степени на типичное во внутреннем мире клиента;

З) «давай подумаем, как сделать лучше» психолог передает ответственность за осуществление найденного способа ученику, предельно расширяет его возможности в выборе способа и его освоении. Эта позиция психолога предполагает ориентацию ученика в индивидуальных особенностях его внутреннего мира и их осознание.

Как отмечает Г. С. Абрамова, целесообразность каждой позиции определяется конкретными задачами коррекции, но нельзя не отметить, что если психолог пользуется какой-то одной позицией, то он уже работает стереотипно, а это затрудняет дифференциацию задач коррекции.

Остановимся на основных формах коррекционной работы и их содержании.

1. Предметное обучение как форма коррекционно-развивающей работы

В работе с младшими школьниками эта форма работы является наиболее часто используемой, так как большая часть проблем детей начальной школы связана с развитием учебных навыков: чтение, письмо, счет. Чаще всего такая коррекция используется при индивидуальной работе с детьми.

Коррекционная работа в форме предметного обучения содержит следующие компоненты: 1) объективация цели (образца); 2) объективация реального достижения ученика; З) объективация рассогласованности между целью (образцом) и реальным достижением ученика; 4) рекомендации по изменению характера и структуры учебных действий ученика [

Теоретические представления о структуре учебной деятельности, об этапах формирования умственных действий, а также о способности ребенка к соблюдению учебных правил лежат в основе проведения коррекционно-развивающей работы.

Для успешной коррекции в форме предметного обучения необходимо помнить об основных аспектах этого процесса.

1. Развитие умения учиться

При проведении коррекционно-развивающей работы в форме предметного обучения психолог должен отслеживать наличие у ребенка «умения учиться». Развитого умения учиться у ребенка 6—7 лет нет и поэтому его надо учить учиться. И в этом состоит главная задача психолога и педагога.

Ребенок умеет учиться, если:

• понимает, что он чего-то не понимает, не умеет, не может, и может говорить об этом с учителем, он может сказать: «Я не понял вопрос», «Я забыл, в какую сторону пишется буква Ю», и т. д.;

• умеет отличить новую задачу от старой и задумывается над тем, как ее решать, а не дает первый попавшийся ответ;

• отличает вопрос, на который можно ответить, поразмыслив, посмотрев, пощупав, от вопроса, на который невозможно ответить без дополнительных знаний, которые можно извлечь из учебника и книг или узнать у взрослого;

• может не только просто сказать взрослому о своем незнании, неумении, непонимании в инфантильной манере (я не знаю, я забыла, у меня не получается), но и сформулировать причины своих трудностей, рассматривая предмет с разных точек зрения.

Если же у ребенка все эти способности отсутствуют или развиты очень слабо, то их необходимо развивать. Психолог или педагог, проводя коррекционную работу, должен знать, что ребенок думает по-своему и не может сразу принять взрослую логику. Поэтому он должен следить не только за показом и повторением правильных рассуждений, но и за переводом их из одной логики в другую, обнажением противоречия двух логик —взрослой и детской. Он должен уметь говорить с ребенком сразу на двух языках. «Мы с тобой посчитали деревья в саду. Я насчитал 6 яблонь, а ты 8 деревьев. Кто же прав? (на рисунке — б яблонь и 2 елки).

В подобной ситуации не обязательно, чтобы всегда был прав взрослый. Лучше пусть будет прав ребенок, так он будет легко обучаться, сравнивая две точки зрения и выбирая истинную, а не ту, которую предлагает взрослый.

Задавая противоречия в такой несерьезной форме, можно приучить ребенка к двум важнейшим вещам. Во-первых, к умению любой вопрос рассматривать с разных точек зрения, искать и отстаивать свою собственную, а не принимать ее в готовом виде. А во-вторых, это дает ребенку опыт межличностных отношений, построенных на взаимном уважении двух по-разному мыслящих существ.

Помимо подобного проигрывания различных ситуаций, позволяющих ребенку обучаться, давая собственные объяснения решению задачи, важно научить ребенка понимать собственное незнание. Приемы могут быть разные. При ведем в пример некоторые из них.

Прежде чем рассказать ребенку о новых животных, можно предложить ему просмотреть все картинки, в рассматриваемой книге и посчитать, сколько зверей он уже знает, а про скольких еще предстоит узнать. Еще один прием. Психолог может вводить в свою речь непонятные ребенку слова и останавливать его, если он не переспрашивает. Здесь снова поможет роль иностранца, который часть русских слов еще не выучил и разговаривает так:

 «Пошли в «форест» и там слепим снеговика». «Пошли. Но что такое «форест»? Куда мы пойдем?»— такой ответ свидетельствует об умении ребенка отделять понятное от непонятного и спрашивать о непонятном, то есть учиться устанавливать со взрослым подлинно учебные отношения.

Подобными приемами при обучении ребенка может пользоваться не только школьный психолог, педагог, но и родители (в этом случае, психолог должен подсказать педагогу или родителю правильные приемы).

2. Оценка работы младшего школьника

При проведении психокоррекционной работы в форме предметного обучения важно уметь давать правильную оценку работе младшего школьника.

Выделяют несколько правил оценивания работы младшего школьника.

1) Необходимо прежде всего сконцентрировать внимание из множества «неуспеваемостей» ребенка на той, которую важно ликвидировать в первую очередь.

2) Важно побеседовать с ребенком, и начать с ликвидации тех учебных трудностей, которые наиболее значимы для него самого (если проводится коррекция скорости чтения, не нужно одновременно проводить коррекционную работу по выразительности и пересказу).

З) Важно помнить, что хвалить надо исполнителя (ребенка), критиковать — исполнение. Адресовать к личности ребенка надо похвалу: «Молодец, ты уже научился решать задачи в два действия!». При такой персональной похвале критика должна быть более безличной: «Такие задачи надо решать не в одно действие, а в два». Эта форма отрицательных оценок стимулирует исправление ошибок, но не сказывается отрицательно на отношении ребенка к занятиям.

4) Оценка должна сравнивать сегодняшние успехи ребенка с его собственными вчерашними неудачами, а не только с государственными нормами оценивания.

5) Положительная, но не обязательно высокая оценка — это своеобразная точка опоры, без которой невозможно откорректировать учебные навыки ребенка.

б) Оценка действий ребенка должна быть очень дробной, дифференцированной. За каждое отдельно выполненное учебное действие (правильность вычислений, умение решать задачи такого типа, грамотность записи, внешний вид работы) ребенок должен получать отдельную самостоятельную оценку.

7) Важно уметь ставить перед ребенком конкретные и реальные цели, которые он должен попытаться достичь.

Е.А. Бугрименко и Г.А. Цукерман предлагают использовать вместо привычных отметок «Волшебные линеечки», которые являются гораздо более безобидной и содержательной формой отметки. Вот так можно оценить домашнюю работу по русскому языку:

Это значит, что работа написана плохим почерком, но ребенок был очень внимателен (ни одного пропуска букв) и справился со всеми своими прежними ошибками, кроме ошибок на мягкий знака. Ясно, что это — не просто отметка, а руководство к действию: завтра надо сохранить все сегодняшние достижения, повторить все про мягкий знак и постараться хоть немного улучшить почерк.

Для наглядного сравнения вчерашних и сегодняшних успехов очень удобны различные графики, например, график ошибок, где красная линия показывает число пропущенных букв (внимание), а синяя — число орфографических ошибок.

для того чтобы все названные правила оказались действенными, необходимо объединить их в один важный принцип: ребенок должен быть не объектом, а соучастником оценки, его следует учить самостоятельно оценивать свои достижения. Умение себя оценить является необходимым компонентом умения учиться — главного средства преодоления учебных трудностей.

II. Коррекция, развитие и формирование учебных навыков

Коррекция учебных навыков занимает большое место в работе школьного психолога. Несмотря на то, что основная коррекция учебных навыков проводится педагогом, психолог помогает осуществлять этот процесс. В основе проведения коррекционно-развивающей работы лежат теоретические представления о структуре учебной деятельности, об этапах формирования умственных действий, а также о способности ребенка к соблюдению учебных правил. При развитии учебных навыков важно помнить об овладении ребенком умения учиться и главное здесь — учебная мотивация ребенка.

Коррекция учебных навыков может проводиться раз личными путями. Можно использовать три варианта коррекционно-развивающей и формирующей работы:

• учебно-игровые занятия (используются при индивидуальной работе с ребенком);

•обучающие занятия с учетом психологической информации (используются при индивидуальной работе с ребенком);

•тренинговые занятия, включающие двигательные упражнения (используются как при индивидуальной, так и при групповой работе).

1. Учебно-игровые занятия.

Корректируя учебные навыки ребенка: скорость чтения, правописание, счет и т. п., трудно установить равновесие между игровой свободой и жесткой обязательностью обучения, т. е. одновременно удовлетворять игровые интересы ребенка и полностью выполнять программу намеченного урока. Одна из главных задач психолога на этапе коррекции учебных навыков — развитие учебной мотивации, к которой можно прийти через мотивацию игровую.

Главное, чтобы в дидактических коррекционных упражнениях была лишь сюжетная заставка (отсутствие развития игрового сюжета), подчиненная конкретной учебной цели. За это ответственность несет психолог: условная игровая ситуация, конкретный набор слов для чтения и письма, форм выполнения задания — все это определяется ведущим, ребенку остается лишь исполнительская часть учебно-игрового действия.

Приведем в пример несколько подобных упражнений:

Упражнения для развития навыков чтения и правописания.

1. Игра «Страна Слов»

Начиная игру, ребенок должен знать главную тайну Страны Слов все предметы, люди, звери, речки и леса в этой стране невидимы, а чтобы они появились, надо написать их названия. Когда название написано и написано правильно, предмет тут же возникает на листе бумаги (для этого психологу необходимо по ходу игры рисовать самые неожиданные предметы). Если же слово написано неправильно, то предмет может получиться неудачным — сломанным, неудобным или несъедобным.

Игру можно строить как путешествие в Страну Слов.

Ведущий: на чем мы отправимся в путешествие? Хочешь лететь на воздушном шаре? Тогда надо написать слово ШАР. Чтобы не ошибиться (ведь если ошибешься, в шаре могут оказаться дыры), сначала протяни все звуки в этом слове, первый, второй и третий: ШШШ — ААА — РРР. Теперь слово получится правильное, а значит, и шар выйдет надежный (психолог рисует вместе с ребенком воз душный шар).

Шар готов, но он летит очень медленно, потому что нет ветра.

Ведущий: ну-ка, давай устроим ветер (если ребенок пишет слово ВЕТЕР с ошибкой, то ведущий комментирует). Почему-то ветер не дует, в чем тут дело? Проверь, может быть, оно неправильно написано?

После того как ребенок исправляет слово ВЕТЕР, участники дружно дуют, и воздушный шар стремительно летит вперед.

Ведущий: Я знаю, что под нами сейчас должно быть море, хотелось бы на него посмотреть. Ты помнишь, что для этого надо сделать?

Вслед за словом МОРЕ на бумаге появляются ВОЛНЫ, рядом можно писать: КИТ, ДЕЛЬФИНЫ, КРАН.

А кого бы ты хотел еще здесь поселить? (Ведущий помогает ребенку вспомнить и написать имена разнообразных обитателей моря).

— Посмотри, что натворила акула! Она набросилась на слова и откусила от каждого по букве. Вот что осталось:

ВОДОРО—ЛИ, КРА—, —КРА (водоросли, краб, икра).

—Догадайся, какие это были слова. Давай допишем их вернем в море все, что пыталась съесть акула.

Ведущий: Внимание, опасность! Наш шар быстро опускается вниз, и чтобы не упасть в море, надо срочно выбросить лишний груз (грузом, по желанию ребенка, могут быть любые предметы; главное, чтобы их названия были написаны правильно). Теперь шар снова летит вверх, опасность миновала. Прислушайся, откуда такой шум? Щебет, хлопанье крыльев, писк? Наверное, мы попали в стаю птиц. Давай на них посмотрим. Напиши, каких птиц ты бы хотел увидеть. Вот птицы, которые летят клином, прочитай, кто это:

Ведущий: раз мы встретили много птиц, значит, где-то неподалеку должна быть земля. Сейчас мы ее увидим. Прочитай: ОСТРОВ (ведущий рисует голый необитаемый остров). Наш шар приземлился, но на острове ничего нет, даже воды. Что же делать?.. Правильно, написать слова. Так мы посадим деревья с вкусными плодами, цветы, откроем родник.

Нам пора возвращаться. Обратный путь будет очень короткий, надо написать всего одно слово: ДОМОЙ!

Описанная здесь игра — это одновременно придумывание сюжета и его иллюстрация, а главное — управление игровым действием с помощью письма и чтения.

2. Игра «Путешествие в Страну гномов»

Ведущий: Путешествие в Страну гномов будет необычным: туда не добраться на поезде, корабле или на самолете. По пасть в эту страну может только тот, кто знает секрет волшебного превращения предметов: умеет из больших вещей делать маленькие. Давай потренируемся, я буду называть большой предмет, а ты называй такой же, только маленький:

Дом —... (домик)

Лес — ... (лесок)

Дерево — ... (деревце)

Человек — ... (человечек)

Рыба — ... (рыбка)

Палка — ... (палочка).

Ведущий: теперь ты сумеешь превратить себя в маленького человека. Напиши, как тебя будут звать, не забудь уменьшить и свою одежду — рубашку, брюки, ботинки (по мере того как ребенок пишет слова, вы рисуете его портрет). Ну вот, такого малыша гномы не побоятся пустить в свою страну.

Дальше вся игра может строиться как заполнение карты Гномии: учитель рассказывает ребенку о главных достопримечательностях этой страны (добром дракончике, подземных озерцах с серебряными и золотыми рыбками, рощицах с карликовыми деревьями и пр.) и затем вместе с ребенком наносит их на карту.

Вслед за Гномией можно побывать в Стране великанов. Для этого нужно научиться увеличивать предметы, соответственно изменяя слова (дом —домище).

Успешность занятий с ребенком будет зависеть не только от самого игрового сюжета — насколько он увлекателен, отвечает интересам и склонностям ребенка, но и от уровня сложности заданий, длительности игры, игровой инициативы ребенка. Переизбыток сложных слов может вызвать у ребенка утомление, потерю интереса к игре.

2. Обучающие занятия е учетом психологической информации.

Особенности использования психологической информации в процессе коррекционно-развивающей работы проиллюстрируем на материале коррекции навыков чтения у слабоуспевающих учащихся (по работе Б. Н. Боденко).

В такой работе психолог должен исходить из требований школьной программы, которым должны соответствовать навыки чтения. Это — беглое чтение, осознанное, вырази тельное, правильное, в установленные программой сроки.

Для осуществления работы психолог выбирает исходные теоретические положения, определяющие выбор конкретных способов работы. В данной работе предполагается, что нарушение навыка чтения связано с недостаточной сформированностью самоконтроля.

О сформированности самоконтроля можно судить по тому, может ли учащийся соотнести результат своих действий с образцом (целью) и использовать разногласие между целью и реальным достижением для внесения изменений в характер и структуру своих действий. У неуспевающих учащихся самоконтроль не сформирован.

Работая с детьми, психолог вводит наглядный, доступный ребенку способ фиксации его достижений. Это выглядит как график, который ребенок строит вместе с психологом (или родителями), где после каждого занятия он ста вит себе привычную пятибалльную оценку:

Наглядно наблюдая результаты своей работы, ученик занимается с большим усердием, у него появляется отношение доверия к психологу.

Работа ведется по нескольким направлениям.

1) Изучение качества чтения. Расчет и график качества чтения ведется по каждой части текста и по всему тексту в целом. Качество чтения оценивается следующим образом: соотношение числа верно прочитанных слов к их общему количеству, умноженное на 100%. Граница зон проводится для текста с определенным количеством слов, относительно конечного числа ошибок.

Наибольшую диагностическую ценность имеет анализ качества чтения по интервалам времени. для этого под считывается количество ошибок и неоправданных пауз за каждые 30 или 60 с. Определяются слова, вызвавшие потери темпа и качества чтения. Если при этом удается установить какую-то закономерность, то трудные слова подчеркиваются в тексте красным карандашом, и ученик дол жен их читать особенно внимательно.

После того как выделена буква, тип слога или вид слов, вызывающий у ученика наибольшее число ошибок, работа строится в двух направлениях: увеличение нагрузки на эту ошибку и составление списка слов, в котором не было слов, вызывающих ошибку. Первое направление — это тренировка, а второе направление работы — создание атмосферы безошибочного чтения, создание положительной установки на чтение.

для повышения качества чтения и темпа ребенку предлагается прочитать текст несколько раз. Сначала учащиеся не видят в этом смысла. Психолог, отражая в специальном графике рост скорости чтения в абсолютных единицах

(количество слов в минуту) и в процентах к норме после каждого прочтения, показывает ребенку целесообразность многоразового прочтения.

2) Формирование устойчивости навыка чтения. Показателем устойчивости формируемого навыка чтения является отношение верно прочитанных слов к числу ошибок при первом чтении. Разделив количество верно прочитанных слов на число ошибок, получим среднюю длину ошибок. Этот показатель позволяет психологу обоснованно вводить объем текста для чтения, поддерживать процент качества на должном уровне, чтобы не вызвать у ребенка отрицательных эмоций.

З) Объективация зоны ближайшего развития. Чтобы объективировать для ребенка зону его ближайшего развития, психолог может применять специальные средства для фиксация потенциальных возможностей ученика. Один из способов создания зоны ближайшего развития заключается в следующем. Ученику предъявляется для чтения как можно быстрее 5—10 знакомых слов. Измеряется затраченное время, рассчитывается скорость чтения, как если бы он всегда читал в таком темпе. Этот показатель и задается как желаемый.

Другой способ состоит в поинтервальном анализе читаемого учеником текста. Во время чтения текста в машинописной копии психологом делаются пометки через каждые 20, 30 или 60 с. Показатели высокой скорости отмечались специально и задавались как уровень, которого школьник может достичь, а если потренируется, то будет достигать всегда.

4) Формирование установки на безошибочность чтения. Достижение установки на безошибочность чтения также проводится с применением графиков, где ребенку показывается, что скорость безошибочного чтения выше, чем скорость чтения с ошибками. При ошибочном чтении ставится специальная задача организовать движение глаз ребенка слева - направо. для этого применяется действие пересчета цветных точек в направлении, соответствующем чтению.

Задания для этого следующие:

Задание «Мозаика» Ребенок должен на карточке, где выложен образец — четыре точки из цветной бумаги, выложить на специальной доске этот образец. Из кучи фишек он должен брать только одну фишку и выкладывать ее на доске. После безошибочного выполнения этого задания он должен выложить данный образец по памяти, кар точку показывали, потом убирали.

Задание «Телевизор» (используются задания из игры «Мозаика»: Подобно тому, как луч в телевизоре чертит изображение, пробегая слева направо и сверху вниз, так и ты выкладывай рисунок по строчкам, начиная с верхней. При этом бери из коробочки всегда только одну фишку нужного цвета

Чтение текстов из цветных строчек. Эти и другие задания направлены на тренировку в различии оптических стимулов, такие задания резко сокращают число ошибок на различение букв и описание тех букв, которые ребенок уже знал.

Затем ребенок переходит к заучиванию наизусть определенных последовательностей букв с опорой на их зри тельные образы.

5) Увеличение скорости чтения. С детьми, знающими буквы, тренировка на увеличение скорости чтения ведется с опорой на это знание. Для этого алфавит печатается в виде специальных табличек (буквы располагались в строчки), по шесть букв в строчке. Ребенку предлагается назвать буквы в столбик (при этом, нарушается алфавитный порядок). Со ответственно, по разнице названия букв в столбик и в строчку можно судить о степени сформированности операции рас познавания букв). Буквы, вызывающие снижение темпа, фиксируются, над ними проводится отдельная работа.

Перед учеником можно поставить задачу уравнять качество и скорость чтения, при назывании букв в строчку и в столбик.

6) Тренировка чтения слогов различной структуры. Тренировки в чтении слогов различной структуры строятся с помощью применения специальных карточек, где слоги написаны в столбик. Карточки должны отличаться по рядком слогов, цветом, чтобы избежать эффекта насыщения при многократном чтении одних и тех же слов.

На первом этапе ставится задача безошибочного чтения, на втором этапе — быстрого чтения с определенной

скоростью. Затем читаются тексты, распечатанные по слогам, — это тренировка в скорости чтения. Подобные упражнения приводят к росту скорости чтения и выработке ритма чтения, уменьшению сбоя перед словами со стечением согласных.

7) Тренировка запоминания содержания прочитанного.

Эта задача решается следующим образом: ребенок получает набор карточек с написанными на них названиями животных. Прочитав название, ребенок должен найти название этого животного на карточке, где были написаны названия двенадцати животных. Число написанных слов уменьшается, если ребенок не справляется с задачей. Аналогичная работа проводится с названиями других предметов.

Следующим этапом тренировки является выполнение инструкций, написанных письменно: «Принеси, подними и т. п.». Для этого используются различные игровые предметы, задания усложняются, увеличивается текст, который ребенок должен удержать в памяти после его прочтения.

Таким образом, данный вид психологической коррекции чаще всего применяется для воздействия на содержание действий ребенка, повышение эффективности их результатов. Для того, чтобы работать с содержанием этих (учебных) действий, психолог должен владеть содержанием материала, его основными закономерностями.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование первоначальных навыков работы с информацией у младших школьников средствами учебно-методического комплекта Л.В.Занкова

В современном обществе человеку приходится постоянно иметь дело с огромными потоками информации. Чотбы не затерятся в этом потоке, необходимо иметь навыки работы с информацией, основы которых должны б...

Формирование учебных умений и навыков как основной образовательной компетентности младших школьников

Для решения жизненных задач человеку, помимо способностей и личностных качеств, необходимы различные умения. Именно умения, прежде всего и развивает учитель, работая с учениками на определённом предме...

Формирование учебно-организационных умений и навыков в процессе овладения грамотным письмом

Формирование учебно-организационных умений и навыков в процессе овладения грамотным письмомБелоненко С. А.МБОУ «Кисловская СОШ»Д. Кисловка В образовательном стандарте начального общего образовани...

Развитие мыслительных операций на основе формирований орфографических навыков на уроках письма и развития речи в начальных классах

Формирование у школьников прочных орфографических навыков- одна из важнейших задач изучения языка в школе, так как грамотное письмо обеспечивает точность выражения мыслей, взаимопонимание людей в пись...

Развитие творческих способностей обучающихся. Влияние их на формирование учебных навыков и развитие речи

Творчество – это способность удивляться и познавать, умение находить решение в нестандартных ситуациях, нацеленность на открытие нового и склонность к глубокому осознанию своего опыта.Эрих Фромм...

Использование современных технологий при формировании коммуникативных навыков у детей с ограниченными возможностями здоровья в учебной и внеурочной работе.

Использование современных технологий при формировании коммуникативных навыков  у детей с ограниченными возможностями здоровья в учебной и внеурочной работе....

Формирование базовых учебных навыков у детей с раcстройством аутистического спектра на занятиях изобразительной деятельностью

Материал будет полезен для педагогов работающих с детьми инвалидами (психологам, дефектологам  и учителям ИЗО)...