доклад «Одна семья - один бюджет»
учебно-методический материал

Орлова Алиса Александровна

Деньги - это средства необходимые для существования человека, они играют в нашей жизни важную роль. Часто многие семьи испытывают нехватку в денежных средствах. Не только молодые семьи, которые только что начали вести совместную жизнь, но и семьи, прожившие в браке много лет.
          Вроде и доходы такие же, как в семьях подруг, но вот почему то не хватает, хоть плачь, и постоянно приходится до получки занимать то у родителей, то у друзей. Куда уходят деньги? Почему утекают, как песок сквозь пальцы? И как другим удается не только сохранить деньги до следующей зарплаты, но еще и приумножить и накопить? Почему у подруги всегда полный кошелёк, вроде и она покупает такие же продукты? Но у вас уже через неделю после получки денег нет, а у неё деньги есть всегда.
          Семейный бюджет – это общая сумма доходов и расходов всех членов семьи в течение, определённого времени.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon proekt_kursy.doc156 КБ
PDF icon prezentatsiya_2.pdf206.76 КБ
PDF icon prezentatsiya_1.pdf230.89 КБ

Предварительный просмотр:

                         

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего образования

«РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ НАРОДНОГО ХОЗЯЙСТВА
И ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ

ПРИ ПРЕЗИДЕНТЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»

Бурятский финансово-кредитный колледж  – филиал РАНХиГС

ИТОГОВАЯ АТТЕСТАЦИОННАЯ РАБОТА

на тему:

«Одна семья - один бюджет»

г.Улан-Удэ

2023 г.

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

3-4

1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ЗАНЯТИЯ

5-6

2. ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ЗАНЯТИЯ

6-8

3. МЕТОДИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ЗАНЯТИЯ

9

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

10

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ДОКУМЕНТОВ И ИСТОЧНИКОВ

11

ПРИЛОЖЕНИЯ

12

ВВЕДЕНИЕ

Деньги - это средства необходимые для существования человека, они играют в нашей жизни важную роль. Часто многие семьи испытывают нехватку в денежных средствах. Не только молодые семьи, которые только что начали вести совместную жизнь, но и семьи, прожившие в браке много лет.
         Вроде и доходы такие же, как в семьях подруг, но вот почему то не хватает, хоть плачь, и постоянно приходится до получки занимать то у родителей, то у друзей. Куда уходят деньги? Почему утекают, как песок сквозь пальцы? И как другим удается не только сохранить деньги до следующей зарплаты, но еще и приумножить и накопить? Почему у подруги всегда полный кошелёк, вроде и она покупает такие же продукты? Но у вас уже через неделю после получки денег нет, а у неё деньги есть всегда.
         Семейный бюджет – это общая сумма доходов и расходов всех членов семьи в течение, определённого времени.

Семейный бюджет составляется для:

- контроля  за финансовым положением семьи;

- достижения  финансовых целей (квартира, машина, отдых, образование, и т. д.);

- финансовой защиты семьи (создания денежных сбережений в виде резервного фонда, инвестиций и пенсионных накоплений).

Семейный бюджет нужен прежде всего для того, чтобы понять  ОТКУДА ПРИХОДЯТ И КУДА УХОДЯТ ВАШИ ДЕНЬГИ. Только разобравшись с движением денег в  семье, вы сможете их контролировать и начать управлять ими.

Основная задача при составлении бюджета - правильно распределить будущие доходы на необходимые статьи расходов, чтобы в конечном итоге расходы не превышали доходы (чтобы бюджет был сбалансированным) и нам  хватило денег на жизнь.  Для этого необходимо правильно определить основные статьи доходов и расходов в семье.
        Доход семьи складывается из денежных средств, которые супруги получают в виде заработной платы, из выплат детских пособий, алиментов, пенсий, от сдачи в аренду жилого помещения, от начисления процентов по банковским вкладам и прочие денежные поступления.
       Так же в доход семьи входит материальная помощь от родственников, например: родители ежемесячно дают определенную сумму денег молодой семье или дети помогают престарелым родителям.
        Расходы - это денежные средства, затраченные на содержание семьи. Расходы бывают постоянные и непредвиденные.

Методическая разработка занятия на тему: «Структура  дохода семьи» отражает реализацию образовательной программы по финансовой грамотности. Она предназначена для учащихся 3 классов общеобразовательных школ в курсе внеурочной деятельности.

Основная цель методической разработки заключается в построении модели учебного занятия. Форма проведения – занятие с элементами практикума и игры, основной  дидактической целью которой является реализация усвоенных понятий в интеллектуальной или практической деятельности учащихся. Такая форма проведения занятий расширяет кругозор и формирует рациональное логическое мышление учащихся.

Тема весьма интересна и важна для рассмотрения. Актуальность темы заключена в том, что рассматриваемые понятия (доход; источники и виды дохода) - есть часть бюджета любой семьи, призванная обеспечивать ее благополучие.

Практической значимостью данной темы является то, что ее можно использовать на уроках по финансовой грамотности, на классных часах.  В результате у школьников формируются умения грамотного планирования бюджета.

  1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ЗАНЯТИЯ

Характеристика условий реализации проекта

  • Объект:

МОУ Коменская СОШ

  • Участники проекта: педагоги:

   

  Орлова Алиса Александровна, МОУ Коменская СОШ, учитель начальных классов;

Учащиеся: 3 класс

  • Название курса: внеурочная деятельность
  • Место занятия в логике реализации предмета: изучение нового материала.
  • Вид деятельности учащихся:  внеурочная
  • Количество занятий по теме/ порядковый номер в теме: 3 / 2

Тип занятия: комбинированный

Формы проведения: занятие по внеурочной деятельности

 Оборудование и/ или характеристика образовательной среды: демонстрационный ПК (мультимедиа проектор, экран), презентация, карточки с заданиями для игры и практической работы.

Учебно-методическое обеспечение:

интернет-источники:

       1. http://www.7budget.ru – сайт журнала «Семейный бюджет»;
      2. 
http://ekonomica.org – сайт по основам финансовой грамотности;
      3. 
http://www.dostatok.ru – сайт по основам финансовой грамотности.

       Литература:

Финансовая грамотность: материалы для учащихся, 2-3 классов общеобр. организаций. В 2 –х частях, ч.2-М: ВАКО-2020, 80 стр.

 2. Как вести семейный бюджет: учеб. пособие / Н.Н. Думная, О.А. Рябова,        О.В. Карамова; под ред. Н.Н. Думной. – М.: Интеллект-Центр, 2010.

Педагогическая характеристика занятия

Тема: «Одна семья- один бюджет»

Цели занятия: практическое закрепление знаний о структуре дохода семьи

Предметные образовательные результаты: усвоение знаний о структуре семейного бюджета, умения планировать расходы,  доходы семьи, определять семейный бюджет.

Метапредметные образовательные результаты:

  • Коммуникативные: самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе; определять собственное отношение к явлениям современной жизни, формулировать свою точку зрения.
  • Регулятивные: самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему; искать и выделять необходимую информацию.
  • Познавательные: анализировать, сравнивать, обобщать факты и явления; давать определения понятиям
  • Личностные УУД: 

       формирование ответственного отношения к учению, готовности и

       способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию.

Этап

Продолжитель-ность

Действия учащихся при выполнении заданий или типы заданий для учащихся

Мотивация

2 мин

Слушают стихотворение Ш. Галлиева «Три копейки на покупку» и анализируют представленную ситуацию

Актуализация учебной задачи

3 мин

Разбирают проблемную ситуацию, ищут решение на основе своего жизненного опыта

Усвоение новых знаний

10 мин

Участвуют в диалоге, отвечают на вопросы, аргументируют свои ответы

Решение практических задач

20 мин

Делятся на группы, работают в группах по решению практических задач

Рефлексия

5 мин

Отвечают на вопросы, делают выводы, выполняют задания в тестовой форме

Этап

Метод

Типы заданий контрольно-измерительных процедур

Мотивация

Словесный

Работа со стихотворением Ш. Галлиева «Три копейки на покупку»

Актуализация учебной задачи

Проблемно-диалогический, частично-поисковый

Решение проблемной ситуации

Усвоение новых знаний

Наглядный, словесный, игровой

Игра «Доскажи словечко», игра – диалог «Доход-расход»

Решение практических задач

Наглядный, групповой, частично-поисковый

Работа в группах «Распредели бюджет семьи»

Рефлексия

Наглядный, игровой

Мини-тест, задание «Выбери монетку»

  1. МЕТОДИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ЗАНЯТИЯ

Перечень методик (технологий, методических приемов), используемых на занятии:

- словесные (объяснение нового материала, беседа);

- наглядные (демонстрация мультимедийной презентации);

- работа учащихся в группах (решение практических задач);

- проблемно-диалогический, частично-поисковый (совместная деятельность по усвоению новой темы).

Методика оценки педагогической эффективности занятия:

  • Подведение итогов
  • Понравилась ли вам данная форма проведения занятия?
  • Что бы вы изменили в занятии?
  • Где полученные знания вам могут пригодиться в жизни?

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Данное занятие позволяет показать учащимся взаимосвязь между доходами семьи и ее структурой, с одной стороны, и уровнем финансового благополучия – с другой, что, в свою очередь, повышает финансовую грамотность обучающихся младшего школьного возраста. Необходимо с детского возраста объяснять, откуда берутся деньги, как их зарабатывают и для чего они нужны. Приобретенные в процессе занятия умения и навыки помогут в практическом применении знаний при формировании семейного бюджета.

1. Самый доступный способ улучшить благосостояние - научиться контролировать расходы, и главное - понять, какие покупки нужны, а от каких можно отказаться (покупка сладостей или бесконтрольная трата денег на телефон и интернет), ничего не потеряв при этом.

 2. Чтобы правильно контролировать свой бюджет, необходимо производить несложные экономические расчеты ежедневно, т.е. рассчитать сумму повседневных расходов и стараться придерживаться данных расчетов.

3. Никогда не экономить на всем подряд, ведь нельзя экономить на здоровье, питании, образовании.

Если мы своевременно будем вносить некоторые корректировки и наведем порядок в своем бюджете, то со временем у нас выработается грамотный подход к планированию бюджета


СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ДОКУМЕНТОВ И ИСТОЧНИКОВ

Основы потребительской культуры: Методическое пособие / В. Д.

  Симоненко, Т. А.Степченко - М.: Вита-Пресс, 2004.

2. Финансовая грамотность: материалы для учащихся, 2-3 классов общеобр. организаций. В 2 –х частях, ч.2-М: ВАКО-2020, 80 стр.

3. Как вести семейный бюджет: учеб. пособие / Н.Н. Думная, О.А. Рябова, О.В. Карамова; под ред. Н.Н. Думной. – М.: Интеллект-Центр, 2010.

Интернет-ресурсы:

1.http://ekonomica.org – сайт по основам финансовой грамотности;

2.http://www.7budget.ru – сайт журнала «Семейный бюджет»;

3.http://www.dostatok.ru – сайт по основам финансовой

          грамотности.

4.https://www.dni-fg.ru/list - онлайн- уроки по финансовой грамотности

ПРИЛОЖЕНИЕ

Конспект занятия на тему: «Структура дохода семьи»

Цели занятия: практическое закрепление знаний о структуре дохода семьи

Предметные образовательные результаты: усвоение знаний о структуре семейного бюджета, умения планировать расходы,

       доходы семьи, определять семейный бюджет.

Метапредметные образовательные результаты:

  • Коммуникативные: самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе; определять собственное отношение к явлениям современной жизни, формулировать свою точку зрения.
  • Регулятивные: самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему; искать и выделять необходимую информацию.
  • Познавательные: анализировать, сравнивать, обобщать факты и явления; давать определения понятиям
  • Личностные УУД: 

       формирование ответственного отношения к учению, готовности и

       способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию.

Класс: 3 класс

Форма проведения: занятие по внеурочной деятельности

Оборудование: демонстрационный ПК (мультимедиа проектор, экран), презентация, карточки с заданиями для игры и практической работы.

Методы: словесный, наглядный,  проблемно-диалогический, частично-

поисковый, работа в группах.

Ход занятия:

Мотивация.

    Учитель читает стихотворение Ш. Галлиева  «Три копейки на покупку».

Маму в магазин провожает сын,

 Пять копеек он дает ей: "Вот!

Купи мне самолёт.

А ещё ружьё, лопатку, танк, лошадку, шоколадку,

Самосвал, тетради, краски, маски, сказки и салазки!

Постарайся не забыть.

А на сдачу можешь даже и свистульку мне купить..."

- Можно ли купить столько товаров на пять копеек? (Нет).

- Почему? Как вы считаете?     (Потому что,  пять копеек это мало денег).

- А что  можно купить на пять копеек?     (Ответы детей)

  1. Актуализация учебной задачи.

- Дайте определение, что такое семья.

(Семья – это коллектив родственников, которые живут в одном доме и ведут общее хозяйство.)

- Нужна ли человеку семья? Аргументируйте свой ответ.

- На основе чего состоят взаимоотношения в семье?

- Назовите правила поведения в семье.

(Ведение общего хозяйства, общий бюджет, выполнение обязанностей по дому, решение всех проблем, доверие и уважение, забота друг о друге, поддержание и укрепление семейных традиций и т. д.)

- Что необходимо для содержания семьи? (Деньги, работа.)

- Семья – это не только родители и дети, это и общее жилье, и общее имущество, и общие деньги. Вот деньги семьи и принято называть «СЕМЕЙНЫМ БЮДЖЕТОМ». Свой бюджет, то есть деньги, есть не только в семьях, но и в каждом населенном пункте, будь то многомиллионный город  или  небольшой поселок, у каждого предприятия (завода или магазина), и даже у целой страны.

- А что такое БЮДЖЕТ?

Занятие  мы с вами начинаем
И в экономику вникаем.
“Семейный бюджет” — вот тема нашего занятия.
Задача наша – обсудить бюджет семьи, 
Зачем он нужен, для чего?
Узнать, как можно распланировать его.
Дискуссией мы будем заниматься, 
То есть обсуждать, беседовать и спорить,
Искать ответы на эти вот вопросы.

Усвоение новых знаний.

Бюджет семьи – это деньги, которые семья зарабатывает и расходует.

- Разным семьям необходима различные суммы денег, так как одни расходуют много средств, а другие на всем экономят, но и у тех, и у других, бюджет складывается из доходов и расходов.

А что такое доходы?

Доходы – это деньги, которые мы зарабатываем и получаем.

Из чего складываются доходы, другими словами, откуда в семье берутся деньги? (Ответы учащихся).

Мама и папа работают. Что они получают за свой труд?  (Зарплату).

- В семье есть дедушка и бабушка. Они уже пожилые, не работают. Что получают дедушка и бабушка? (Пенсию).

- Кому еще в нашем государстве платят пенсию?? (Инвалидам)

- Дочка учится в училище и за хорошую учебу получает  …? (Стипендию)

- Что еще может приносить доход семье? (Государственные дотации: пособия, субсидии; доход от акций, доход от приусадебного хозяйства; от сдачи жилья, машины, дачи в наем и другие).

- А что такое расходы? (Ответы детей).

Учитель обобщает ответы детей.

- Какие могут быть в семье незапланированные доходы и расходы?

Решение практических задач.

Работа в группах.

Задания для работы в группе.

Описание ситуации.

Семья  Ивановых (Красновых) состоит из 5 человек: папа, мама, бабушка, сын и дочь.

Папа (работает): зарплата 50 000 рублей в месяц, написал книгу и получил гонорар 200 000 руб.

Мама (работает): зарплата 30 000 рублей в месяц, получила премию 15 000 рублей.

Бабушка (пенсионерка): пенсия 10 000 руб. в месяц, выиграла в лотерею 5 000 руб.

Сын (студент): стипендия 2 000 руб. в мес.

Дочь (школьница) __________________________.

На текущие покупки семья тратит 50 000 руб. в месяц

За коммунальные услуги семья платит 20 000 руб. в месяц.

На транспорт семья тратит 5 000 руб. в месяц.

На лекарства  уходит 5 000 рублей в год.

В этом году семья купила телевизор за 40 000 рублей и компьютер за 30 000 рублей.

Отдых всей семьи обошелся в 200 000 рублей.

Ежемесячно на занятия танцами дочери уходит 2 000 рублей, на занятия английским языком сына – 5 000 рублей.

Семья Петровых (Веселовых) состоит из 3 человек.

Мама – работает воспитателем, зарплата 15000 рублей, детское пособие на ребенка  4000 рублей

Дочь – 13 лет (учится в школе, посещает музыкальную школу)

Бабушка – пенсионерка, получает пенсию 10000 рублей

На текущие покупки семья тратит 8 000 руб. в месяц

За коммунальные услуги семья платит 3 000 руб. в месяц.

На транспорт семья тратит 1 000 руб. в месяц.

На лекарства  уходит 2000 рублей в год.

В этом году семья купила холодильник за 15 000 рублей.

Ежемесячно на занятия в музыкальной школе дочери уходит 1 000 рублей.

Задания.

1. Заполните таблицу «Доходы и расходы»

Виды доходов

Сумма в месяц

Сумма в год

Итого

Виды расходов

Сумма в месяц

Сумма в год

Итого

- Посчитайте, какова разница между доходами и расходами семьи.

- Как вы думаете, правильно ли семья распоряжается своим бюджетом?

Вывод: Чтобы доходы не превышали расходов, необходимо просчитывать семейный бюджет.

- На чем можно экономить в семье?

 Игра «Доскажи словечко»

Мама с папой на работе,

У станков стоят все дни.

За труды их есть награда,

Называется ___________.

И  бюджет из года в год

Пополняет ___________.

Если хочешь урожай,

То давай поли, сажай.

Чтобы денег больше было,

Мама в магазин ходила,

Папа может сдать в __________

Дом, гараж, машину, землю.

Брат собрался с мыслью тут,

Поступил он в институт.

Он    ____________     несет,

И бюджет семьи растет.

А двадцатого числа

Деду   _______     пришла.

Денег много накопили,

В банк скорее поспешили.

Валютный счет семьи открыли,

За год   ________ получили.

Игра – диалог «Доход-расход».

Правила игры. Учитель предлагает детям определить, является ли названное  доходом, или же расходом семьи. Дети должны объяснить свой выбор.

Папа получил зарплату — Д.

Бабушка заболела — Р.

Выиграли в лотерею — Д.

Потеряли кошелёк — Р.

Продали часть урожая помидор — Д.

Нашли 20 рублей — Д.

Порвались штаны — Р.

Заплатили за воду — Р.

Купили арбуз — Р.

Рефлексия.

Что такое семейный бюджет?

2.        Какие виды доходов может получать семья?

Перечисли самые необходимые семейные расходы.

Мини-тест.

Отметьте, что может являться доходом семьи:

заработная плата;

покупка велосипеда;

гонорар;

пенсия бабушек и дедушек;

оплата жилья;

покупка лекарств;

пособие на детей.

Отметьте, что является расходом семейного бюджета?

прибыль от работы фирмы;

стипендия;

оплата транспорта;

покупка билетов в кино;

выигрыш в лотерею.

На чем может экономить семья?

покупка сладостей;

покупка лекарств;

бережное отношение к личным вещам.

- Оцените свою работу. На столах у вас лежат монетки (из бумаги) трех видов: золотые, серебряные, медные, выберите одну из них:

золотая – на занятии было интересно, все полезно, у вас все получилось;

серебряная – было нам занятно, но немного непонятно;

медная – надо больше нам трудиться, есть к чему стремиться!


Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Родительское собрание в 1 классе по теме "Школа - дом - одна семья"

Первое родительское собрание - встреча с родителями первоклассников.  •Цели:создание атмосферы сотрудничества и сотворчества, необходимой для дальнейшей совместной деятельности учителя и родител...

Цикл занятий по коррекции межличностного взаимодействия между членами замещающей семьи "Ты и я - одна семья"

Из всех трудностей, с которыми сталкивается человек, 80% занимают проблемы общения и взаимодействия. Они же являются основными и в детско-родительских отношениях. Извечная тема “отцов и детей” трево...

Урок Знаний .Тема: «Казахстан – 2050: одна - страна, один – народ, одна – судьба».

Данный урок провела в форме путешествия. Проводился в 1 классе. Поговорили о Родине, посчитали, поиграли,узнали  новое, получили Медали за работу. Все остались довольны!...

Программа социальной адаптации детей – сирот, модуль «Дом. Семья. Россия» «Бюджет семьи»

 Научить  детей  следующим  понятиям: «бюджет», «доходы», «расходы»;развивать интерес к экономической сфере жизнедеятельности и желание принимать активное участие в обсужден...

Тема: «Казахстан – 2050: одна - страна, один – народ, одна – судьба».

Цель: Воспитывать  интерес к учению.Задачи: 1.        Дать сведения о своей Родине2.        Расширять кругозор.3....

Работа с семьей - один из аспектов воспитательной работы

Опыт работы с семьей обучающегося в гимназии "Альма-Матер"...