Методическая неделя для молодых педагогов «Методические основы современного учебного занятия, требования к его проведения»
учебно-методический материал

Орлова Алиса Александровна

В нашей школе прошла методическая неделя для молодых педагогов посвященная «Методическим основам современного учебного занятия, требования к его проведения»

Целью проведения данной недели является обмен опытом и обучения профессиональной деятельности

Скачать:


Предварительный просмотр:

Методическая неделя для молодых педагогов «Методические основы современного учебного занятия, требования к его проведения»

В нашей школе прошла методическая неделя для молодых педагогов посвященная «Методическим основам современного учебного занятия, требования к его проведения»

Целью проведения данной недели является обмен опытом и обучения профессиональной деятельности. (1слайд)

В первый день проведён методический семинар на тему «Подготовка к современному уроку». На данном семинаре мы рассматривали

- Типы урока (Урок изучения (объяснения) нового материала; Урок закрепления знаний и формирования умений и навыков; Урок повторительно-обобщающего характера; Урок коррекции знаний, умений и навыков (Урок работы над ошибками); Комбинированный урок; Урок контроля знаний, умений и навыков; Уроки «открытия- нового знания; Уроки рефлексии; Уроки общеметодологи ческой направленности; Уроки развивающего контроля.)

- Структура урока – строится (отличается) в зависимости от типа урока. Например…

 1. Структура урока усвоения новых знаний:

1) Организационный этап.

2) Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.

3) Актуализация знаний.

4) Первичное усвоение новых знаний.

5) Первичная проверка понимания

6) Первичное закрепление.

7) Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению

8) Рефлексия (подведение итогов занятия)

 

2 Структура урока комплексного применения знаний и умений (урок закрепления).

1) Организационный этап.

2) Проверка домашнего задания, воспроизведение и коррекция опорных знаний учащихся. Актуализация знаний.

3) Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.

4) Первичное закрепление

в знакомой ситуации (типовые)

в изменённой ситуации (конструктивные)

5) Творческое применение и добывание знаний в новой ситуации (проблемные задания)

6) Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению

7) Рефлексия (подведение итогов занятия)

 

3. Структура урока актуализации знаний и умений (урок повторения)

1) Организационный этап.

2) Проверка домашнего задания, воспроизведение и коррекция знаний, навыков и умений учащихся, необходимых для творческого решения поставленных задач.

3) Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.

4) Актуализация знаний.

с целью подготовки к контрольному уроку

с целью подготовки к изучению новой темы

5) Применение знаний и умений в новой ситуации

6) Обобщение и систематизация знаний

7) Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция.

8) Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению

9) Рефлексия (подведение итогов занятия)

 

4. Структура урока систематизации и обобщения знаний и умений

1) Организационный этап.

2) Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.

3) Актуализация знаний.

4) Обобщение и систематизация знаний

Подготовка учащихся к обобщенной деятельности

Воспроизведение на новом уровне (переформулированные вопросы).

5) Применение знаний и умений в новой ситуации

6)Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция.

7) Рефлексия (подведение итогов занятия)

Анализ и содержание итогов работы, формирование выводов по изученному материалу

 

5. Структура урока контроля знаний и умений

1) Организационный этап.

2) Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.

3) Выявление знаний, умений и навыков, проверка уровня сформированности у учащихся общеучебных умений. (Задания по объему или степени трудности должны соответствовать программе и быть посильными для каждого ученика).

Уроки контроля могут быть уроками письменного контроля, уроками сочетания устного и письменного контроля. В зависимости от вида контроля формируется его окончательная структура

4) Рефлексия (подведение итогов занятия)

 

6. Структура урока коррекции знаний, умений и навыков.

1) Организационный этап.

2) Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.

3) Итоги диагностики (контроля) знаний, умений и навыков. Определение типичных ошибок и пробелов в знаниях и умениях, путей их устранения и совершенствования знаний и умений.

В зависимости от результатов диагностики учитель планирует коллективные, групповые и индивидуальные способы обучения.

4) Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению

5) Рефлексия (подведение итогов занятия)

 

7. Структура комбинированного урока.

1) Организационный этап.

2) Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.

3) Актуализация знаний.

4) Первичное усвоение новых знаний.

5) Первичная проверка понимания

6) Первичное закрепление

7) Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция.

8) Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению

9) Рефлексия (подведение итогов занятия)

- этапы урока -  строятся в зависимости от структуры урока

- Результаты урока -  основываются на -…Личностные, предметные, метапредметные планируемые результаты являются частью системы оценки качества общего образования, которая используется для развития образования в России, планирования образовательных маршрутов и работы образовательных учреждений страны.

- Анализ урока (Цель анализа заключается в выявлении методов и приемов организации деятельности учителя и учащихся на уроке. Основной же задачей при этом является поиск резервов повышения эффективности процесса обучения.)

-Требования к уроку ФГОС

Требования к уроку

Традиционный урок

Урок современного типа

Объявление темы урока

Учитель сообщает учащимся

Формулируют сами учащиеся (учитель подводит учащихся к осознанию темы)

Сообщение целей и задач

Учитель формулирует и сообщает учащимся, чему должны научиться

Формулируют сами учащиеся, определив границы знания и незнания (учитель подводит учащихся к осознанию целей и задач)

Планирование

Учитель сообщает учащимся, какую работу они должны выполнить, чтобы достичь цели

Планирование учащимися способов достижения намеченной цели (учитель помогает, советует)

Практическая деятельность учащихся

Под руководством учителя учащиеся выполняют ряд практических задач (чаще применяется фронтальный метод организации деятельности)

Учащиеся осуществляют учебные действия по намеченному плану (применяется групповой, индивидуальный методы), учитель консультирует

Осуществление контроля

Учитель осуществляет контроль за выполнением учащимися практической работы

Учащиеся осуществляют контроль (применяются формы самоконтроля, взаимоконтроля), учитель консультирует

Осуществление коррекции

Учитель в ходе выполнения и по итогам выполненной работы учащимися осуществляет коррекцию

Учащиеся формулируют затруднения и осуществляют коррекцию самостоятельно, учитель консультирует, советует, помогает

Оценивание учащихся

Учитель осуществляет оценивание работы учащихся на уроке

Учащиеся дают оценку деятельности по её результатам (самооценка, оценивание результатов деятельности товарищей), учитель консультирует

Итог урока

Учитель выясняет у учащихся, что они запомнили

Проводится рефлексия

Домашнее задание

Учитель объявляет и комментирует (чаще – задание одно для всех)

Учащиеся могут выбирать задание из предложенных учителем с учётом индивидуальных возможностей

(слайд 2)

Во второй день молодые педагоги  посетили уроки учителей - стажистов МОУ Коменской СОШ.

В третий день наставники посетили уроки молодых педагогов.

Данная работа была проведена с целью знакомства с работой, выявления затруднений, оказания методической помощи. Молодым специалистам были предложены методические разработки: требования к анализу урока и деятельности учителя на уроке; типы, виды, формы урока; современный урок и его организация; современные образовательные технологии, их использование в учебном процессе; коммуникативная и интерактивная направленность урока, активные методы обучения.

Был предложен самоанализ  урока молодым специалистами и анализ уроков наставника.( слайд 3, 4)

На четвёртый день проведён круглый стол-анализ и самоанализ уроков (Самоанализ урока Это мысленное разложение проведенного урока на его составляющие с глубоким проникновением в их сущность, задачи с целью оценить конечный результат своей деятельности путем сравнения запланированного с осуществленным с учетом успехов и продвижения учащихся.)( слайд 5)

В заключающий день методической недели был проведён тренинг на тему: «Самопознание, как фактор успешной профессиональной и социальной адаптации молодых педагогов»

Цель данного тренинга:   способствовать психологической адаптации молодых педагогов к условиям работы в школе и содействие успешной социально-психологической адаптации молодых учителей. 

….Адаптация - это этап развития профессионала, характеризующийся освоением системы взаимоотношений в коллективе, новой социальной роли, приобретением профессионального опыта и самостоятельным выполнением профессионального труда.

Вхождение молодого специалиста в новую деятельность может сопровождаться высоким эмоциональным напряжением, требующим мобилизации всех внутренних ресурсов.

В такой ситуации необходимы условия для профессионального становления, мотивации к самосовершенствованию, саморазвитию, самореализации. Одним из таких условий, а кроме того и фактором успешного профессиональной адаптации выступает познание самого себя, своих слабых и сильных сторон….

(слайд 6)

Результат (слайд 7)

В целом, было отмечено, что проведение методической недели  имело положительный результат, так как позволило повысить свой методический уровень как учителю, дающему информацию по теме, так и тому педагогу, который посетил мероприятие. Молодому специалисту оказывалась помощь администрацией и педагогом-наставником в вопросах совершенствования теоретических и практических знаний, повышения профессионального мастерства.

Методическая неделя прошла в динамичной и творческой обстановке.

Спасибо за внимание!


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

МОУ «Коменская СОШ» Методическая неделя для молодых педагогов «Методические основы современного учебного занятия, требования к его проведения» Выполнил: Орлова А.А.учитель начальных классов, первой квалификационной категории. 2022г .

Слайд 2

1 день : Методический семинар «Подготовка к современному уроку» Типы урока Структура, этапы урока Результаты урока Анализ урока Требования к уроку ФГОС

Слайд 3

2 день: Посещение уроков учителей-стажистов молодыми педагогами Копылова И.М. – урок истории 5 класс Арефьева А.И. – урок математики 1 класс Балаганская Г.П. – урок технологии 4 класс

Слайд 4

3 день : Посещение наставниками и руководителями МО школы уроков молодых педагогов: Панченко О.А. – урок окружающего мира 3 класс Орлова А.А. – урок литературы 3 класс

Слайд 5

4 день: Круглый стол «Анализ урока» Составление анализа собственного урока по ФГОС; Анализ посещенных уроков

Слайд 6

5 день: Тренинг с молодыми педагогами «Самопознание, как фактор успешной профессиональной и социальной адаптации молодых педагогов»

Слайд 7

Результат: Обмен опытом Повышения профессионального мастерства Совершенствование теоретических и практических знаний Тренинг: раскрытие внутренних ресурсов, личностных качеств, способностей педагогов, определение стиля преподавания, изучение своей самооценки

Слайд 8

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проведение методической недели в начальной школе по теме «Современные педагогические информационные, компьютерные и игровые технологии в начальных классах, их роль в образовательном процессе»

Важнейшим средством повышения педагогического мастерства учителей, связующим в единое целое всю систему работы гимназии, является методическая работа. Роль методической работы значительно возрас...

Методическая неделя "Система оценивания достижений учащихся начальной школы в свете требований ФГОС"

Методическая неделя – одна из эффективных форм методической работы   в ...

Протокол заседания методической секции.Тема: «Дидактические аспекты проектирования современного учебного занятия по окружающему миру в соответствии с требованиями ФГОС НОО и ДО »

В протоколе записан ход работы районного методическогообъединения учителей начальных классов и воспитателей дошкольных образовательных учреждений Яранского района....

Сценарий методического фестиваля для молодых педагогов- 2020

Каждый из педагогов,  увеличивая стаж, так или иначе становится носителем ценного нематериального багажа под названием ОПЫТ. И этот опыт приобретает особую ценность,  когда не является досто...

Сценарный ход методического фестиваля для молодых педагогов - 2022

Каждый из педагогов,  увеличивая стаж, так или иначе становится носителем ценного нематериального багажа под названием ОПЫТ. И этот опыт приобретает особую ценность,  когда не является досто...