Мастер-класс «Использование форм, методов и технологий деятельностного подхода к обучению при подготовке к ВПР»
методическая разработка

Соловьева Оксана Александровна

Познакомить коллег с использованием различных форм, методов и технологий деятельностного подхода к обучению при подготовке к итоговой аттестации в форме ВПР.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Мастер-класс

«Использование форм, методов и технологий деятельностного подхода к обучению при подготовке к итоговой аттестации в форме ВПР»

Цель: познакомить коллег с использованием различных форм, методов и технологий деятельностного подхода к обучению при подготовке к итоговой аттестации в форме ВПР.

- Здравствуйте, уважаемые коллеги! Тема нашего разговора – «Использование форм, методов и технологий деятельностного подхода к обучению при подготовке к итоговой аттестации в форме ВПР».

Каждую из нас волнует вопрос: что необходимо сделать, чтобы хорошо подготовиться к ВПР?

Сегодня я хочу поделиться с вами своими подходами в этом направлении.

Иногда мы можем услышать в общении друг с другом такие слова «у меня легко на сердце» или «у меня тяжело на сердце». Начиная любое дело, человек имеет ожидания и опасения. Ожидания напоминают нам что-то лёгкое, воздушное, а опасения – тяжёлое.

Применяя метод «Что у меня на сердце» выполните следующее задание.

Перед вами лежат сердечки, возьмите их и с одной стороны вы напишите ожидания, а с другой – опасения от данного мастер-класса.

В конце занятия мы вернёмся к этим сердечкам и узнаем, подтвердились ли ваши опасения или вам было уютно и комфортно.

Позвольте у вас узнать – а вы давно учились в школе? (ответы участников).

Тогда ответьте на следующие вопросы.

  • Чему учили вас в школе?
  • С какими трудностями сталкивались?
  • Какие были проблемы?
  • Учиться было нелегко?
  • А сейчас легче?
  • Что в вашем понятии - учиться легко? (ответы участников).

Сейчас, пожалуйста, выполните такое задание:

Произнесите фразу: «Иди к доске» с разными интонациями (произносят).

  • После какой интонации ребенок захочет выйти к доске и начнет работать?
  • Какой вывод можно сделать?

Вывод: успех наших обучающихся в определенной степени зависит от учителя.

Успешного ребенка может воспитать только тот учитель, который сам переживает радость успехов.

В.А. Сухомлинский: «Успех в учении – это единственный источник внутренних сил, рождающих энергию для преодоления трудностей, желания учиться.»

-Готовимся к ВПР без паники!

Всероссийские проверочные работы (ВПР) – это, конечно, испытание, но не приговор! Давайте вместе превратим подготовку в увлекательное приключение, а не в гонку на выживание.

Моя позиция такова: не пугать детей и их родителей страшным словом «ВПР», наоборот, настраивать на то, что готовиться ко Всероссийской проверочной работе можно весело и интересно.

Проучившись 4 года в начальной школе, ученик вполне сможет ответить на все вопросы и выполнить задания. Это не олимпиадные задания, а проверка соответствия знаний школьников требованиям ФГОС.

Задача учителя – определить, где у ребенка затруднения, и их ликвидировать.

Опыт выполнения работ разного формата позволит ученику быть психологически готовым к ВПР с любой структурой. Для учителя подготовка детей к испытаниям – это не самоцель, а гарантия того, что мы сделали все возможное для улучшения образовательных результатов, чтобы ребята перешли в следующий класс с прочными знаниями.

Прием «Верите ли вы?»

Вначале мне хотелось бы, чтобы вы ответили на следующие вопросы:

1. Верите ли вы, что по окончанию мастер – класса, вы что-нибудь возьмёте для своей педагогической копилки?

2. Верите ли вы, что можно детей научить учиться?

- Как вы считаете, для чего я задала вам эти вопросы? Мотивирование к учебной деятельности (организационный момент)

Чтобы включить вас в деятельность я использовала один из приемов «Верите ли вы?»

Побуждающей силой деятельности является мотив, поэтому чтобы обеспечить мотивацию учащихся на занятии при подготовке к ВПР можно использовать:

- пожелания друг другу;

- положительный настрой;

- подумать, что пригодится для успешной работы на уроке;

- девиз, эпиграф;

- знакомство с планом урока;

- притчу;

- проблемный вопрос.

Мотивация у нас с вами есть: результативная подготовка учащихся к ВПР.

Хочу поделиться с вами своими стратегиями успеха:

Понимание – наше всё!
* Разберитесь, что именно проверяют ВПР по вашему предмету. Какие темы, навыки?
* Не стесняйтесь заглянуть в демоверсии и спецификации. Это как карта сокровищ!
* Поговорите с детьми: что им кажется сложным, где нужна помощь?

Повторение – мать учения!
* Регулярно повторяйте пройденный материал. Не оставляйте всё на последний момент!
* Используйте разные форматы: игры, викторины, карточки, устные ответы.
* Включайте повторение в каждый урок, даже на 5-10 минут.

Практика, практика и ещё раз практика!
* Решайте как можно больше заданий, похожих на ВПР.
* Не просто решайте, а разбирайте ошибки. Почему ответ неправильный? Что нужно повторить?
* Не бойтесь использовать онлайн-тренажёры и сборники заданий.

Индивидуальный подход – наше секретное оружие!
* У каждого ребёнка свои сильные и слабые стороны.
* Дайте задания, которые подходят именно его уровню.
* Помогите слабым ученикам, не забывая про сильных.

Позитивный настрой – залог успеха!
* Создайте в классе атмосферу поддержки и уверенности.
* Говорите детям, что ВПР – это просто ещё одна возможность показать свои знания.
* Хвалите за старание, а не только за результат.

Где же найти материал для подготовки?

* Демоверсии и спецификации ВПР: их можно найти на сайте ФИОКО.
* Сборники заданий: выбирайте те, которые соответствуют вашим учебникам.
* Онлайн-тренажёры: их сейчас много, выбирайте те, что вам по душе.
* Карточки и дидактические игры: можно сделать самим или найти готовые.
* Презентации и видеоуроки: помогут разнообразить подготовку.

Предлагаю вам построить проект реализации системно- деятельностного подхода при подготовке учащихся к итоговой аттестации

Этапы реализации системно- деятельностного подхода при подготовке к итоговой аттестации.

1) мониторинг (пробное тестирование, выявление пробелов в знаниях, составление индивидуальных карт, маршрутов);

2) повторение теоретического материала на основе выявленных проблем, (систематизация материала осуществляется двумя способами: методом индивидуальной подборки информационного материала и методом групповой работы (работа над ошибками «Мои ошибки»; работа в группе – составление опорных схем, конспектов, таблиц»));

3) тренировочные упражнения, введение заданий на основе небольших текстов, вариантов тестовой работы, совпадающих с заданиями в итоговой аттестации;

4) самостоятельная работа с тестовыми заданиями;

5) работа с тренажерами, интерактивными презентациями;

6) промежуточное тестирование;

7) коррекционная работа;

8) контрольное тестирование.

Следующий прием приём «Лови ошибку». При объяснении нового материала или желая заострить внимание учащихся на проблемном месте в задании, педагог намеренно допускает ошибку (одну или несколько).

Преимущества приема «Лови ошибку»:

  • универсален, его применение возможно на уроках практически по всем школьным дисциплинам;
  • приводит в тонус внимание, мыслительную деятельность учащихся;
  • развивает аналитические способности;
  • предоставляет поле для практического применения полученных знаний;
  • порождает желание проверить надежность источников, сравнить с данными других ресурсов;
  • воздействует на эмоциональную сферу учащихся, способствует более прочному усвоению учебного материала.

Применю этот прием в отношении вас. Найдите в тексте ошибку и исправьте ее.

  1. Задание.

Главное в деятельностном методе – это деятельность учителя (самих учащихся). Попадая в проблемную ситуацию, учитель (дети сами) ищет из нее выход. Функция учителя носит лишь направляющий и корректирующий характер. Учитель (Ребенок) должен доказать право существования своей гипотезы, отстоять свою точку зрения.

Одним из приемов активизации познавательной активности учащихся на уроке является синквейн, он же является достаточно известным и распространенным способом рефлексивной деятельности, позволяющим научить школьников излагать личное отношение к общественному явлению, подводить итоги размышления.

Вам, коллеги, я предлагаю закончить наш мастер класс составлением синквейна и дать ответ на вопрос: что же такое ВПР?

Работа

Всероссийская, проверочная

Проверяет, оценивает, фиксирует

ВПР оценивает уровень общеобразовательной подготовки обучающихся 4 класса в соответствии с требованиями ФГОС.

Итог

В первой строке записывается слово — существительное, отражающее основную суть темы.

Во второй – два прилагательных, которые выражают основную идею

В третьей – три глагола, которые обозначают действия внутри темы

В четвертой – главная смысловая фраза темы

В пятой – существительное, которое служит заключением

Хороший прием подготовки к ВПР — это, конечно, игра. Я предлагаю вам сыграть в «Свою игру»

Вывод: в целом, ВПР — это хорошо. Относиться к ним надо спокойно. И очень хочется надеяться, что это, действительно, поможет слабым школам и не очень сильным учителям стать лучше, опытнее и полезнее для своих подопечных, да и для страны в целом, как бы высокопарно это ни звучало.

Подводя итог нашего мастер-класса, вернёмся к методу «Что у меня на сердце». Вспомните, какие ожидания или опасения были у вас в начале мастер-класса. Определите для себя, оправдались ваши ожидания или подтвердились опасения. Покажите своему соседу ту сторону сердечка, на которой записаны ожидания, которые оправдались или ту сторону сердечка, на которой записаны опасения и они подтвердились (показывают).

Ученик – это не сосуд, который нужно наполнить, а факел, который нужно зажечь! Желаю, чтобы вам , коллеги, всегда удавалось быть той самой зажигалочкой!

Притча о свече

Однажды мне приснился чудесный сон о человеке и свече... Наступал вечер. Некий человек взял маленькую свечку и начал взбираться с ней по длинной винтовой лестнице.
- Куда мы идем? - спросила свечка.
- Мы взбираемся на башню, чтобы осветить кораблям путь в гавань.
- Но ни один корабль в гавани не сможет увидеть мой свет, - возразила свеча.
- Хоть твой огонек и невелик, - сказал человек, - все же продолжай гореть так ярко, как сможешь, остальное же оставь за мной.

Так беседуя, они достигли вершины лестницы, и подошли к большой лампе. Человек зажег лампу при помощи маленькой свечки, и вскоре, большие отполированные зеркала за лампой отразили лучи от маленькой свечки, и свет ее распространился на мили окрести вглубь моря, освещая путь кораблям и путешественникам. ...Как маленькая свечка или даже спичка могут разжечь огромный костер и указать путь сотням людей, так и малое пламя твоего душевного тепла и хорошего примера сможет в принципе изменить жизнь, мировоззрение и судьбу людей, даже если ты сам этого еще и не осознаешь в полной мере. Просто будь светом для окружающих тебя людей как тот маячок, который радостно направлял корабли в безопасную гавань. "

Задание.

Главное в деятельностном методе – это деятельность учителя.Попадая в проблемную ситуацию, учитель ищет из нее выход. Функция учителя носит лишь направляющий и корректирующий характер. Учитель должен доказать право существования своей гипотезы, отстоять свою точку зрения.

СИНКВЕЙН на тему «ВПР»

В первой строке записывается слово — существительное, отражающее основную суть темы.

Во второй – два прилагательных, которые выражают основную идею

В третьей – три глагола, которые обозначают действия внутри темы

В четвертой – главная смысловая фраза темы

В пятой – существительное, которое служит заключением

СИНКВЕЙН на тему «ВПР»

В первой строке записывается слово — существительное, отражающее основную суть темы.

Во второй – два прилагательных, которые выражают основную идею

В третьей – три глагола, которые обозначают действия внутри темы

В четвертой – главная смысловая фраза темы

В пятой – существительное, которое служит заключением


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Метод проектов – педагогическая технология системно – деятельностного подхода в обучении».

В статье представлены теоретические основы исследоовательской деятельности в обучении, а также раскрыты практические аспекты реализации исследовательской деятельности в школе - интернате 27....

Использование в образовательном процессе технологии деятельностного метода обучения.

Технология деятельностного метода - это организация учебного процесса, в которой главное место отводится активной и разносторонней в максимальной степени самостоятельной познавательной деятельно...

Система использования современных образовательных технологий, направленная на реализацию системно-деятельностного подхода в обучении

Мною составлен план деятельности по внедрению в практику современных образовательных технологий, который включает изучение теории каждой технологии, разработку методических материалов....

Обобщение опыта по теме самообразования « Системно-деятельностный подход в обучении учащихся через активные формы и методы работы с ними».

Обобщение опыта по теме самообразования  « Системно-деятельностный подход    в обучении учащихся через активные формы и методы работы  с ними».Цель самообразования...

«Формы, методы и технологии деятельностного подхода к обучению при подготовке к ВПР».

Презентация к мастер классу "«Формы, методы и технологии деятельностного подхода к обучению при подготовке к ВПР»....