Мастер-класс «Нейрогимнастика: от движения к мышлению»
учебно-методический материал
Как работа мозга связана с организацией высших психических функций – памяти, внимания, мышления? Как работа мозга связана с движениями? Передо мной встал вопрос: как можно развивать эти когнитивные процессы совмещая не только с программным материалом, но и при проведении физминуток с еще большей пользой, а не только для предупреждения переутомления или смены вида деятельности. И я наполнила урок элементами нейрогимнастики - это комплекс упражнений, которые активизируют работу мозга через выполнение физических движений, что в свою очередь стимулирует образование новых нейронных связей.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 50.72 КБ | |
| 2.35 МБ |
Предварительный просмотр:
Мастер-класс
«Нейрогимнастика: от движения к мышлению»
Уважаемые коллеги! Свой мастер-класс мне бы хотелось начать с высказываний педагогов и философов.
… (ум) находится на кончиках пальцев. В.Сухомлинский
Силу … (уму) придают упражнения, а не покой. А.Поп
Рука – это вышедший наружу … (мозг). Кант.
Как работа мозга связана с организацией высших психических функций – памяти, внимания, мышления? Как работа мозга связана с движениями? На эти вопросы нам поможет ответить наука нейропсихология. Это достаточно молодая наука, возникшая на стыке психологии и нейрофизиологии. Первые исследования начал еще Л.С.ВыгОтский, но основной вклад сделал его ученик - Александр Лурия, который говорил, что «Нейропсихология изучает мозговые механизмы психологической деятельности». Мы знаем, что головной мозг – очень сложная структура, состоящая из двух полушарий, отвечающих за конкретные виды деятельности. Правое контролирует и регулирует координацию, творческие способности, пространственное восприятие и способности к гуманитарным наукам. Левое полушарие контролирует и регулирует способности к точным наукам, анализу, а еще отвечает за речь и логику.
Мои наблюдения показали, что дети при поступлении в 1й класс испытывают трудности в когнитивной сфере (познавательное, речевое, эмоциональное, коммуникативное развития). Сейчас время цифровых технологий, и от этого никуда не деться, дети больше нас разбираются в технике и это здорово! Но они ведут малоподвижный образ жизни, сидят с телефоном или у компьютера. Недостаточность физической активности детей ведет к недостаточному снабжению головного мозга кислородом, несформированной координации движений, неразвитой речи, моторики, ориентировке в пространстве, неразвитому чувству ритма, а также дисгармоничному развитию межполушарных связей. Это научно доказано.
Передо мной встал вопрос: как можно развивать эти когнитивные процессы совмещая не только с программным материалом, но и при проведении физминуток с еще большей пользой, а не только для предупреждения переутомления или смены вида деятельности. Меня заинтересовал опыт работы Шамиля Ахмадулина, который предлагает множество различных упражнений, направленных на развитие памяти, внимания, зрительного восприятия, мышления, межполушарного взаимодействия. И я наполнила урок элементами нейрогимнастики - это комплекс упражнений, которые активизируют работу мозга через выполнение физических движений, что в свою очередь стимулирует образование новых нейронных связей.
Образование новых нейронных связей позволяет быстрее обучаться, лучше усваивать новую информацию и приобретать новые навыки. Быстрее всего новые нейронные связи образуются в детском возрасте, поскольку именно в этот период у человека закладывается фундамент интеллекта, выстраиваются связи между левой и правой половинками головного мозга.
Хочу поделиться опытом своей работы и предлагаю вам прожить один школьный день с первоклассниками. Вы согласны?
Какими дети утром приходят в школу? (в основном дети неактивны). Поэтому в начале дня для активизации мозговой деятельности я провожу упражнения – «Шапочка», «Ленивая восьмерка». Они направлены на развитие межполушарного взаимодействия, улучшение работы мозга. Объединяют все каналы восприятия: аудиальный, визуальный, кинестетический.
Первый урок - обучение грамоте - варианты упражнений, которые я использую: артикуляционные упражнения (после изучения буквы). Или, например, упражнение «Хлопни, топни». Нужно прохлопать и протопать столько раз, сколько звуков услышит ребёнок. На звук [А] – хлопни, на звук [У] – топни (сопровождается зрительным ориентиром – карточки, на которых символами изображено задание). Упражнение «Алфавит». Называем букву и положение руки (Л,П,О).
Нейроупражнение для развития ассоциативного мышления, развивает словарь.
Для данного упражнения понадобятся цветные кубики.
Возьмите кубик любого цвета и придумайте 10 ассоциаций. Например, синий - небо, море, волна, василек. В качестве усложнения можно использовать секундомер и ограничивать время или стараться придумать по 20 ассоциаций.
Второй урок – письмо. Например, в начале урока письма – серия упражнений (лесенка, вертолётик, пианино, ежик, домик-замочек). Они способствуют подготовке руки к письму, сосредоточенности, успокаивают.
Упражнения с массажным мячиком (Су-Джок) – поднимают тонус коры полушарий.
Этот кругленький дружок Называется Су-Джок Этот шарик разноцветный Покатаем мы в руках Чтобы легче было думать, Сила чтоб была в руках. | Покатаем по ладошкам Он откроется вот так! Там, волшебное колечко Ни большое, ни малое, В гости к пальчикам заходит Всем оно подходит. |
В середине урока – зарядка с ускорением (Соку-Соку).
Упражнение, которое позволяет ребенку быть более собранным и сосредоточенным «Телескоп-клювик».
Повысить грамотность ребенка поможет упражнение «Только согласные»: диктую предложение, задача детей записать только согласные. Например, МАМА МЫЛА РАМУ. У ребенка запись- ММ МЛ РМ. Усложнение – записать только гласные.
Третий урок - математика. Для повторения порядка чисел, а также для тренировки внимания, его концентрации и переключаемости использую упражнение – «Цветные числа» (число и положение рук). Другой вариант упражнения. Листочек делим на 2 половины, в произвольной последовательности записываем числа от 1 до 20. Ребенок берет два пишущих инструмента и начинает считать, при этом обводит числа. Нужно делать это максимально быстро.
В средине урока использую карточки «Повтори позу» – карточки с перекрестными движениями. Эти упражнения улучшают возможности приема и переработки информации, направленные на развитие мозолистого тела головного мозга.
«Рисование двумя руками» - направлено на развитие межполушарного взаимодействия. Карточки – провести руками или дорисовать по образцу.
Нейрогимнастика подходит не только для использования на уроках, но и на переменах. Давайте поиграем!
Игры на внимание с карточками
Еще один вариант игры на внимание – по кругу катаем мячик и одновременно пальцами показываем точки 1-2.
Нейроупражнение «Хват мяча» направлено на развитие межполушарного взаимодействия, мелкой моторики, координации и ловкости.
Исходное положение: стоя на двух ногах, в одной руке теннисный мяч. Сперва пробуйте отпускать и ловить мяч так, чтобы он не успел упасть на пол. Амплитуда броска не должна быть большой. Сперва делаем упражнение правой рукой (10-12 повторений), затем левой рукой. Когда вы хорошо освоили хват мяча одной рукой, можно пробовать выполнять нейроупражнение двумя руками одновременно. Самый сложный вариант данного упражнения - это поочередный хват мяча (бросаем мяч правой рукой, а ловим левой).
«Энергизатор»
Последнее в этой группе упражнение для мозга хорошо выполнять в конце рабочего дня для расслабления. Сядьте и положите руки на стол ладонями вниз. Опустите голову между вашими руками, коснувшись стола лбом. Сделайте выдох, а затем глубокий вдох, наполняя воздухом всю грудную клетку. Затем, легко не напрягаясь, поднимите голову, начиная со лба, шею и верхнюю часть туловища. Плечи и нижнюю часть туловища держите расслабленными. Выдохните и опустите подбородок на грудь, стараясь максимально расслабить и как бы удлинить задние мышцы шеи и спины. Оставайтесь расслабленными и дышите ровно и спокойно.
Достоинств у нейрогимнастики много: тренируем внимание, память, улучшается восприятие и запоминание новой информации, а значит повышается успеваемость и самостоятельность. Эта методика на основе применения телесно-ориентированных практик, помогающая «разбудить» те отделы мозга, которые не работают в полную силу.
Польза нейрогимнастики для мозга
Систематическое выполнение нейроупражнений обеспечивает весьма ощутимый эффект:
- увеличивает скорость восприятия и обработки информации;
- благоприятно влияет на внимание и память;
- стимулирует кровообращение;
- способствует развитию мышления и речи;
- помогает справиться с проблемами с чтением (дислексией) и проблемами с письменной речью (дисграфией);
- способствует развитию моторики (общей и мелкой);
- повышает устойчивость к стрессовым ситуациям
Нейрогимнастика проста в исполнении, доступна для всех возрастов. И важно учитывать индивидуальные особенности, а также возрастные особенности - усложнение заданий.
Оценить сегодняшний мастер класс помогут упражнения:
- методика интересная, попробую использовать в своей работе –положение рук «Класс»
- данная тема меня не увлекла – положение рук «вниз класс»
ДВИЖЕНИЕ – ЭТО НЕ ТОЛЬКО ЖИЗНЬ, ДВИЖЕНИЕ - ЭТО ИТЕЛЛЕКТ!
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
… находится на кончиках пальцев . В.Сухомлинский Силу … придают упражнения, а не покой. А.Поп Рука – это вышедший наружу … . И.Кант Ум уму мозг
« Нейрогимнастика : от движения к мышлению »
Начало учебного дня
ОБУЧЕНИЕ ГРАМОТЕ «ХЛОПНИ-ТОПНИ»
ОБУЧЕНИЕ ГРАМОТЕ «Телескоп-клювик » «АЛФАВИТ»
ПИСЬМО
МАТЕМАТИКА «Цветные числа»
ПЕРЕМЕНА Игры на внимание с карточками Нейроупражнение «Хват мяча »
Польза нейрогимнастики для мозга увеличивает скорость восприятия и обработки информации; благоприятно влияет на внимание и память; стимулирует кровообращение; способствует развитию мышления и речи; помогает справиться с проблемами с чтением и проблемами с письменной речью; способствует развитию моторики (общей и мелкой )
методика интересная, попробую использовать в своей работе данная тема меня не увлекла
ДВИЖЕНИЕ – ЭТО НЕ ТОЛЬКО ЖИЗНЬ, ДВИЖЕНИЕ - ЭТО ИНТЕЛЛЕКТ!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс по теме: "Приёмы технологии критического мышления через чтение и письмо"
Думаю, что этот мастер-класс поможет сделать уроки учителей начальной школы интересными, полезными, не скучными, эффективными, а главное-результативными!...
Мастер-класс по теме: "Использование технологии критического мышления на уроках ОРКСЭ"
Мастер-класс был проведён в рамках республиканского семинара "Использование инновационных технологий при реализации курса ОРКСЭ"...
Мастер-класс "Использование приёмов технологии развития критического мышления"
На данном мастер-классе показан пример использования приёмов технологии развития критического мышления на каждом этапе урока....

Мастер-класс «Использование приёмов технологии развития критического мышления на уроках литературного чтения»
Цель: познакомить педагогов с историей появления технологии, представить опыт своей работы. Современный школьник должен получить не только знания, но и умение приме...

Мастер-класс «Использование приёмов технологии развития критического мышления на уроках литературного чтения»
Цель: познакомить педагогов с историей появления технологии, представить опыт своей работы. Современный школьник должен получить не только знания, но и умение приме...

Мастер-класс. Тема: «Применение технологии развития критического мышления в образовательном процессе»
Мастер-класс. Тема: «Применение технологии развития критического мышления в образовательном процессе»...

Мастер - класс «Синквейн как средство формирования критического мышления и развития творческих способностей на уроках в начальной школе».
Требования современных Федеральных государственных образовательных стандартов ориентированы не только на индивидуальные достижения школьников в рамках учебных предметов, но и на результаты освое...



