Методические рекомендации по использованию приёмов ТРИЗ-технологии, как метода развития креативного мышления у учащихся начальной школы
методическая разработка
Данные методические рекомендации предназначены для оказания помощи учителям начальных классов в развитии креативного мышления детей посредством использования приёмов ТРИЗ-технологии.
В работе представлен ряд приёмов ТРИЗ-технологии, направленных на развитие креативности учащихся с подробным описанием заданий, упражнений, деятельностью учителя и учеников, времени и порядка работы, результативности используемого приёма. В приложении к работе предложен дидактический материал и ряд полезных интернет-ресурсов.
В основу рекомендаций положен практический опыт применения приёмов ТРИЗ-технологии на уроках в начальной школе.
Все приёмы, описанные в данной рекомендации, можно интегрировать в урочную деятельность по всем темам школьного курса начальной школы. Применение ТРИЗ-технологии возможно как индивидуально, так и при групповой форме работы, что помогает развивать творческий потенциал и командные навыки учащихся.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №8 г. Холмска»
Сахалинской области
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРИЁМОВ ТРИЗ-ТЕХНОЛОГИИ, КАК МЕТОД РАЗВИТИЯ КРЕАТИВНОГО МЫШЛЕНИЯ У УЧАЩИХСЯ
НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
Автор: Щербакова Анастасия Сергеевна,
учитель начальных классов МАОУ СОШ 8 г. Холмска
Холмск, 2025
Данные методические рекомендации предназначены для оказания помощи учителям начальных классов в развитии креативного мышления детей посредством использования приёмов ТРИЗ-технологии.
В работе представлен ряд приёмов ТРИЗ-технологии, направленных на развитие креативности учащихся с подробным описанием заданий, упражнений, деятельностью учителя и учеников, времени и порядка работы, результативности используемого приёма. В приложении к работе предложен дидактический материал и ряд полезных интернет-ресурсов.
В основу рекомендаций положен практический опыт применения приёмов ТРИЗ-технологии на уроках в начальной школе.
Все приёмы, описанные в данной рекомендации, можно интегрировать в урочную деятельность по всем темам школьного курса начальной школы. Применение ТРИЗ-технологии возможно как индивидуально, так и при групповой форме работы, что помогает развивать творческий потенциал и командные навыки учащихся.
Щербакова, Анастасия Сергеевна, педагог начальных классов школы №8 г. Холмска, учитель 1-й категории, nastenasakhalin65@mail.ru
СОДЕРЖАНИЕ
Введение ……………………………………………………………………………………..….4
Общие рекомендации по использованию приёмов…………………………………….….….5
Приёмы ТРИЗ-технологии для развития креативности младших школьников…………….6
Оценка результатов работ учащихся………….………….………………………….………..16
Список использованной литературы…….……………………………………………………18
Приложение 1……………………………………………………………………………….…..19
Приложение 2………………………………………………………...…………………………20
Приложение 3………………………………………………………...…………………………21
ВВЕДЕНИЕ
Креативное мышление становится важной компетенцией в условиях современного общества, где требуются инновационные подходы и решения. С точки зрения ФГОС, креативное мышление является одним из компонентов функциональной грамотности. На её формирование нацелены обновлённые ФГОС на всех уровнях образования. Особенно значимо формирование креативного мышления в младшем школьном возрасте, когда закладываются основы познавательной активности и творческого подхода к решению задач [5].
Одним из эффективных инструментов в развитии креативности является ТРИЗ-технология (теория решения изобретательских задач), разработанная советским учёным Генрихом Альтшулером. Эта методология предоставляет набор приёмов и инструментов, способствующих структурированию творческого процесса, а также формированию способности к системному мышлению и нестандартному решению проблем. ТРИЗ не только учит детей находить неожиданные решения, но и развивает их умение обосновывать свои идеи и доводы [1]. К тому же многие приёмы ТРИЗ можно интегрировать в игровые формы обучения, что делает процесс увлекательным и доступным для младших школьников.
Данные рекомендации могут оказать помощь учителям начальных классов в организации процесса развития креативного мышления младших школьников. В пособии представлены приёмы ТРИЗ-технологии, которые можно использовать на уроках в начальной школе в целях развития креативности учащихся.
Овладение опытом организации предлагаемой методики может помочь детям учиться находить нестандартные решения, а учителям создавать на своих уроках увлекательную и продуктивную образовательную среду, где каждый ребёнок чувствует себя свободным в выражении своих идей и мнений.
ОБЩИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ИСПОЛЬЗОВАНИЮ ПРИЁМОВ
Развитие креативности у младших школьников – важная задача, которая способствует формированию их творческого мышления, способности к решению нестандартных задач и улучшению навыков общения. Грамотная организация работы с использованием приёмов ТРИЗ-технологии позволить педагогу повысить уровень креативного мышления учащихся, улучшить их навыки совместной работы и общения. Кроме того, у детей формируется уверенность в себе при представлении своих идей и увеличивается интерес к учёбе и исследовательской деятельности.
Вот несколько рекомендаций для достижения этих результатов [8]:
- Создайте поддерживающую атмосферу: Дети должны чувствовать себя свободно в выражении своих идей. Ответы не должны оцениваться как «правильные» или «неправильные».
- Стимулируйте вопросы: Поощряйте детей задавать вопросы о мире вокруг них. Чем больше они будут интересоваться, тем больше у них появится идей.
- Разнообразие деятельности: Включайте в обучение различные виды деятельности (творчество, музыку, спорт), которые помогут развивать разные аспекты креативности.
- Регулярная практика: Креативность – это навык, который нужно развивать. Регулярные занятия помогут детям научиться мыслить нестандартно.
В следующей главе представлены приёмы и упражнения, которые могут быть адаптированы к различным возрастным группам и индивидуальным особенностям учеников, что делает их универсальными инструментами для развития креативности.
ПРИЁМЫ ТРИЗ-ТЕХНОЛОГИИ ДЛЯ РАЗВИТИЯ КРЕАТИВНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
№ | Приём, описание | Упражнения, задания | Рекомендации | Результат |
1. | Дерево предсказаний. Ученики определяют проблему и строят дерево возможных решений, начиная от корня (основной проблемы) и разветвляя на варианты решений. | - предсказания о погоде (какая погода сегодня?) - продолжить сказку, рассказ и т.п.; - предсказания на основе жизненных ситуаций (что произойдёт, если все дети в классе не выполнят домашнее задание?) | Начинать с простых задач (например, как улучшить классный уголок) и постепенно переходить к более сложным. | Эти упражнения помогут ученикам мыслить наперёд, предполагать, а также сделают занятия более увлекательными и интерактивными. |
2. | Смена функций. Учащимся предлагается поменять функции объектов или явлений. | - если бы книга могла говорить, что бы она рассказала? - выбрать персонажа и рассказать о предмете изучения от его имени (рассказать о деревьях от лица дятла) - разделите класс на группы и дайте каждой группе функцию (например, ученые, художники, писатели). Пусть они представляют один и тот же материал, используя свою "роль". Это может быть основано на прочитанной книге, учебном материале или даже на экскурсии. | Использовать в уроках по литературе или окружающему миру, побуждая детей к обсуждению. | Эти упражнения помогут не только усвоить материал, развить креативное мышление, но и развивать навыки общения, критического мышления и сотрудничества. |
3. | Противоречия. Разработка решений, которые позволяют устранить противоречия. | - как сделать так, чтобы игрушка была легкой, но при этом прочной? - возьмите знакомые сказки и измените в них некоторые детали, чтобы возникали противоречия. Например, в сказке о Красной Шапочке волк может дружить с бабушкой. Попросите детей обсудить, что в истории не так и как это повлияет на её смысл; - предложите ученикам логические задачи, содержащие противоречивую информацию. Например, "Если сегодня четверг, а завтра будет пятница, то почему в понедельник не будет солнца?" Пусть класс вместе найдет ответ или объяснение; - предложите учащимся задать вопросы, начинающиеся со слов "Что если...?", чтобы создать сценарии с противоречиями. Например: "Что если люди смогут летать, но при этом потеряют способность ходить?" Обсудите полученные идеи и их последствия. | Предлагать конкретные примеры или проблемы, с которыми сталкиваются дети в повседневной жизни. | Эти упражнения помогут детям не только научиться выявлять противоречия, но и развить умение аргументировать свои мысли и уважать мнение других. |
4. | Системный анализ. Рассмотрение предмета или явления как части системы, выявление его связи и взаимодействия с другими элементами. | - создание модели экосистемы (например, леса или водоема) с помощью природных материалов или рисунка. Обсудите, как различные компоненты (растения, животные, вода) взаимодействуют друг с другом; - вспомните известную сказку. Проанализируйте, какие персонажи влияют на события, как их действия взаимодействуют и как они создают конфликт или разрешение. | Применять на уроках окружающего мира, исследуя экологические или социальные проблемы. | Эти упражнения помогут детям развить навыки системного анализа и научиться мыслить более творчески и комплексно. |
5. | Мозговой штурм. Генерация идей в группе, где каждый может вносить свои предложения без критики. | - как можно использовать предмет по-новому? - создание плаката на определённую тему в группах; - Попросите учащихся представить себя в разных ролях (например, исследователи, супергерои, путешественники) и придумать, как бы они решили определённые проблемы или задачи. | Установить правила (например, не обсуждать каждую идею сразу, поощрять оригинальность) и задавать конкретные темы для обсуждения. Убедитесь, что атмосфера безопасная для выражения идей. Поощряйте каждую мысль, даже самую необычную. | Улучшается способность к импровизации и нестандартному мышлению. |
6. | Ассоциативные карты. Использование карт, где слова или картинки связываются с центральной темой. (Приложение 3) | - каждому ученику или группе предлагается выбрать несколько карт. На основе этих карт они должны придумать и рассказать краткую историю. Можно ограничить время на подготовку, чтобы сделать задание более интересным; - разделите класс на группы по 4-5 человек. Каждая группа получает набор ассоциативных карт. Один ученик выбирает карту и озвучивает слово или фразу, которые приходят ему на ум. Остальные члены группы должны по очереди добавлять свои ассоциации, основываясь на предыдущем слове. | Позвольте детям свободно ассоциировать и не ограничивать их в выборе слов. | Развивается свобода мышления и умение находить связи между различными концепциями. |
7. | Ролевые игры. Игра в ролевые ситуации, которые требуют креативного подхода и принятия решений. | - создание сценки, в которой дети представляют себя различными профессиями (например, космонавтами или исследователями); - рассказать о предмете или явлении от первого лица | Поощряйте детей использовать костюмы и реквизиты, чтобы визуализировать свои роли и усилить эффект. | Развивается воображение, умение работать в команде и способность к критическому мышлению. |
8. | Творческое письмо. Создание коротких историй, рассказов или стихов по заданным темам или изображениям. | - дети получают картинку и должны написать историю, которая с ней связана. - начните рассказ и остановитесь на самом интересном моменте. Попросите детей придумать, как он закончится, и написать свои версии. | Не оценивайте качество написанного текста, а поощряйте креативность и оригинальность. Можно предложить разные жанры (фантастика, приключения) и давать интересные сюжеты. | Улучшается литературное творчество, развиваются навыки самовыражения. |
9. | Конструирование. Работа с конструкторами (например, LEGO) для создания оригинальных моделей. | - дети собирают свою собственную постройку, которая может решить какую-то проблему (например, дом для животных). - дайте ученикам набор ненужных вещей (упаковка, бумага, кнопки и т.д.). Пусть они создадут из них что-то новое (модель, инструмент или искусство). | Поощряйте их работать в группах и делиться идеями. | Развиваются пространственное мышление и технические навыки. Развитие мелкой моторики, воображения и креативного подхода к решению задач. |
10. | Открытые задачи. Использование задач с «размытым» условием, различными путями решения и неоднозначными ответами. | - в начале изучения новой темы назвать удивительный факт, который заинтересует учащихся, а новый материал поможет найти решение; - формулировать условие не полностью, чтобы учащиеся задавали уточняющие вопросы. | Подбирать яркий и интригующий материал для составления открытых задач. Можно использовать научно-популярную литературу, интернет-ресурсы соответствующей тематики. | Ученики выходят за пределы предмета, овладевают общеучебными навыками, учатся решать практические задачи, связанные с различными жизненными ситуациями. |
11. | Фокальные объекты. Поиск новых идей и характеристик объекта на основе присоединения к исходному объекту свойств других, выбранных случайно, объектов. | - наделить разные предметы нетипичными признаками; - дети составляют героя из частей других объектов, героев других сказок. Можно усложнить игру, попросив зарисовать придуманного героя и «отправить» его в новую сказку; - выбрать случайное слово, выделить его свойства и присоединить к живому объекту; - усовершенствовать объект, наделяя его свойствами случайно выбранных предметов. | Лучше использовать случайные слова из разных областей. Это могут быть техника, поэзия, фантастика, явления природы, живые объекты и другие. Слова не должны относиться к той же области, что и сам фокальный объект. | Позволяет получить новые необычные свойства и ассоциативные связи, которые обеспечивают объекту возможность выполнения новых функций. |
12. | Гирлянды. Построить метафорическую и очень объёмную гирлянду ассоциаций. | - подбор синонимов к объекту; - определить все возможные признаки объекта; - создать комбинации между синонимами, признаками и ассоциациями. | Выбрать случайные объекты, которые не имеют ничего общего с основным объектом. Можно использовать словарь. | Помогает найти большое количество подсказок для новых идей путём образования ассоциаций, пробуждает творческое состояние, активизирует ассоциативное мышление и воображение. |
13. | Да-нет. Приём сужения поиска посредством задавания вопросов, на которые можно отвечать «да-нет». | - ведущий загадывает предмет/ явление/ понятие, относящееся к изучаемой теме, игрокам необходимо прийти к ответу при помощи вопросов. | Вопросы для отгадывания должны быть построены таким образом, чтобы ведущий мог ответить только «да» или «нет» и ответ на них позволял сужать поле поиска. | Формируются навыки логического мышления, умение задавать вопросы. У ребёнка расширяется словарный запас, улучшается умение слушать и быть внимательнее. |
14. | Креатив-бой. Интеллектуальное командное соревнование, в качестве заданий которого предлагаются открытые (т.е. творческие, изобретательские или исследовательские) задачи. | - предложить каждой команде одну открытую задачу, учащимся необходимо продумать и предложить самую оригинальную идею. | Идеи задач можно взять из книги А.А. Гина «Сказки-изобреталки от кота Потряскина» [3]. | Развивает умение работать в команде, систематичность мышления, развивать мысли сокомандника, отстаивать своё мнение. |
15. | Фишбоун. Приём основан на схематической диаграмме в форме рыбьего скелета. (Приложение 2) | - раздать шаблон с темой, основные понятия и аргументы по данной теме. Учащимся необходимо расположить карточки на шаблоне по порядку; - раздать шаблон с темой, попросить ребят заполнить его своими примерами. | Для младших школьников лучше использовать уже готовый яркий шаблон «рыбки». | Этот приём стимулируют интересы учащихся через творческие задачи; развивают умения передавать информацию, а не просто заучивать её. Таким образом, помогает решать задачи развития функционально грамотной личности. |
Для достижения лучших результатов важно регулярно применять данные методы на уроках. Поддержка со стороны учителей, создание атмосферы свободы и доверия – ключ к развитию креативности у младших школьников. Важно помнить, что успех каждого ученика зависит от его индивидуальности, поэтому подходы должны варьироваться в зависимости от их потребностей и интересов.
ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ РАБОТЫ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ПРИ ИСПОЛЬЗОВАНИИ ПРИЁМОВ ТРИЗ-ТЕХНОЛОГИИ
№ | Аспекты | Обоснование |
1. | Креативность и инновационность | Оценка того, насколько оригинальными и творческими были решения, предложенные учениками. Это может быть количественно оценено через количество предложенных идей или обосновано их уникальностью. |
2. | Способность к анализу и критическому мышлению | Оценка того, насколько активно ученики применяли аналитические навыки для решения задач. Важно также оценить, как они могли идентифицировать проблемы и формулировать задачи. |
3. | Работа в команде | Оценка того, как ученики взаимодействовали в группе, делились идеями и сотрудничали. Это можно оценивать как наблюдением за процессом работы, так и через обратную связь от самих учащихся. |
4. | Продуктивность | Определение, насколько быстро и эффективно школьники смогли решить поставленные задачи с использованием ТРИЗ-приёмов. Можно использовать временные рамки для выполнения заданий. |
5. | Уровень усвоения материалов | Проверка знаний и навыков, полученных в процессе работы с ТРИЗ-технологиями, может осуществляться через тестирование, опросы или практические задания. |
6. | Отзыв субъективной оценки | Опросы и анкеты могут дать представление о том, насколько ученикам понравились упражнения и как они воспринимают методику. Это важно для дальнейшего использования ТРИЗ. |
7. | Результаты итоговых проектов | Проекты, разработанные с использованием ТРИЗ, можно оценивать по критериям: оригинальность, практическая значимость, проработка идеи и реализация. |
Для более глубокой оценки стоит комбинировать качественные и количественные методы, а также учитывать индивидуальные достижения и группу в целом [7].
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Книги:
- Алевич В. Г. ТРИЗ — теория решения изобретательских задач: Учебное пособие для вузов. М.: Высшая школа, 2010. – с. 15-20.
- Гельфгат И. М. Творческое мышление: методы и технологии. М.: Питер, 2011. – с. 5-9.
- Гин А.А. Сказки-изобреталки от кота Потряскина: Для детей младшего школьного возраста. М.: Вита-пресс, 2002. – 80 с.
- Дьяконов, Д. В. ТРИЗ в образовании: Современные подходы и методы обучения. М.: Наука, 2015. – с.24-28.
- Косарев А. С. Методы развития креативного мышления у детей в условиях школьного образования. Воспитание и обучение детей, 2016 – с. 75-80.
- Зимняя И. А. Креативное мышление в образовательном процессе. М.: Просвещение, 2012. – с.7-12.
- Рзаев И. Ф. (2018). Применение ТРИЗ в начальной школе: методические рекомендации. М.: Профессионал, 2018. – 21 с.
- Олексанич Л. И. Современные подходы к развитию креативного мышления у младших школьников. Включение технологий ТРИЗ в образовательный процесс. Оренбург: Оренбургский государственный университет, 2017 – с. 12 – 17.
- Ширяев В. И. Детское влияние на развитие креативности: Эффективные стратегии и техники. М.: Урал, 2013 – с.10-17.
- Ярмоленко Г. Г. Возможности дидактических инструментов ОТСМ-ТРИЗ в начальной школе при организации продуктивного обучения. Пермь: Меркурий, 2015. – С. 193-197.
Электронные ресурсы:
- Скирденко М.Н. Технология ТРИЗ как средство формирования творческих способностей учащихся [Электронный ресурс].
- Хоменко Н.Н. Теория Решения Изобретательских Задач – ТРИЗ (краткая справка). 2001 г. [Электронный ресурс].
http://otsm-triz.com/otsm-triz.com/otsmtriz.org/en/node/120.html.
Приложение 1
Тест Т.Торренса «Круги»
Цель – определение уровня развития креативного мышления, способности создавать оригинальные образы.
Материал: карточки размером в половину стандартного листа (А 5), на каждой из которых нарисованы круги, набор карандашей (можно простой карандаш).
Инструкция.
Сейчас вы будете дорисовывать волшебные круги. Волшебные они потому, что каждый круг можно дорисовать так, что получится какая-нибудь картинка.
Если ребёнок не принимает инструкцию (обводит круг, рисует рядом что-то своё, не используя её, рисует непредметные изображения – узор и т.п.) , экспериментатор может нарисовать на листе бумаги квадрат и показать, как его можно превратить в дом, портфель, вагон, машину, которая едет по улице города, и т.п. Затем следует снова попросить ребёнка дорисовать круги. В дальнейшем помощь и показ не используется.
Оценка результатов
Результаты выполнения детьми задания оцениваются по 3-х бальной системе.
Оценка 3 (высокий уровень) ставится тем детям, которые наделяют оригинальным образным содержанием преимущественно без повторения одного или близкого образца.
Оценка 2 (средний уровень) ставится тем детям, которые наделяют образным содержанием все или почти все круги, но допускают почти буквальное повторение (например, цветочек или мордочка) или оформляют круги очень простыми, часто встречающимися в жизни предметами (шарик, мяч, солнышко и т.п.).
Оценка 1 (низкий уровень) ставится тем, кто не смог наделить образным решением все круги, задание выполняют не до конца и небрежно.
Приложение 2
Фишбоун (шаблоны)
Рис.1
Рис.2
Приложение 3
Ассоциативные карточки
Рис.3
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Нетрадиционные методы развития логического мышления у детей начальной школы» (деятельностный метод)
В своей работе мы ставим перед собой задачу: не только дать учащимся первые представления и понятия в области языка, математике, окружающего мира, но и формировать у школьников общелогические мыслител...
Развитие логического мышления у учащихся начальных классов с использованием технологии развития критического мышления
Итоговая работа по модулю инвариантной части курсов повышения квалификации ИОЧ «Основные направления региональной образовательной политики в контексте модернизации российского образования»...

Методы развития творческих способностей у учащихся начальной школы
Методы развития творческих способностей у учащихся начальной школы...

Робототехника как средство развития инженерного мышления у учащихся начальной школы
Образовательная робототехника- это процесс технического творчества, самостоятельного создания инноваций....

Методические рекомендации по развитию познавательного интереса у учащихся начальной школы
Данная работа является методической рекомендацией учителям начальных классов (из опыта работы)....

РАЗВИТИЕ ОСНОВ КРЕАТИВНОГО МЫШЛЕНИЯ У УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ
Современный мир постоянно меняется, в связи с этим, наблюдается стремительный прогресс в области науки и техники, который обусловлен необходимостью развития и воспитания людей, имеющих творческое мышл...




