Воспитательная практика «Формирование креативного мышления у учащихся начальной школы средствами технологии наставничества»
учебно-методический материал (4 класс)

Авдеева Виктория Петровна

Для достижения поставленной цели я использую методы творческого обучения и технологию наставничества. Каждый урок предполагает активное взаимодействие учителя и обучающегося, обучающегося и группы. Обязательным элементом урока является этап рефлексии, позволяющий определить степень эффективности занятия, степень сформированности УУД, степень самооценки.

Основной организационной формой является урок.

Для изучения нового материала использую традиционный урок-беседа, урок творчества, урок-исследование, творческое чтение. Для закрепления и обобщения материала – урок-игра, упражнения ассоциации, театрализованный урок, проекты.

Формирование креативного мышления осуществляется также во внеурочной деятельности. Во втором классе проводится внеурочная деятельность «Учусь мыслить творчески», основной задачей которой является развивать креативное мышление посредством применения метода творческого чтения. Этот метод также реализуется формами наставничества, основными из которых является учитель-ученик, ученик-ученик. Учитель направляет творческую активность детей, начиная с простых методик: пересказ, рассказ по кругу, затем переходит к более сложным: сочинение сказок, рассказ-продолжение, рисованная сказка, инсценированние прочитанного произведения или придуманного детьми.  Детям предлагается самим формировать группы, распределять роли.

Благодаря данной программе внеурочной деятельности дети в процессе творчества соединяют литературное и художественное искусство. Как следствие, формируется креативное мышление - способность создавать или иным образом воплощать в жизнь что-то новое, будь то решение проблемы, художественный объект (сказка, иллюстрация, схема) или форму подачи материала. Креативное мышление помогает быстро реагировать на любую проблему и находить нестандартные пути выхода из сложных ситуаций. Креативное мышление младших школьников является личностной характеристикой и представляет собой способность предлагать необычные идеи, находить оригинальные решения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл avdeeva_vospitatelnaya_praktika.docx29.23 КБ

Предварительный просмотр:

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

ВСЕРОССИЙСКИЙ КОНКУРС ПЕДАГОГИЧЕСКИХ РАБОТНИКОВ «ВОСПИТАТЬ ЧЕЛОВЕКА»

Номинация «Формирование культуры наставничества»

ПАСПОРТ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ ПРАКТИКИ 

«Формирование креативного мышления у учащихся начальной школы средствами технологии наставничества»

Автор воспитательной практики:

Советник директора по воспитанию и взаимодействию

 с детскими общественными объединениями

МБОУ «Андрейковская СОШ»

Вяземского района Смоленской области

Авдеева Виктория Петровна

с. Андрейково

2025 г.


Описание воспитательной практики

    Структурные    компоненты

Содержание

1.

обоснование актуальности воспитательной практики

  1. Невозможность сформировать креативное мышление средствами традиционных технологий.
  2. Недостаточный уровень разработанности методического материала, в частности практических работ, учитывающих индивидуальные особенности обучающихся.
  3. Несформированность навыка межличностного общения.
  4. Неумение обучающихся работать с информацией: неумение находить, обрабатывать, систематизировать информацию.
  5. Низкий уровень познавательной активности.

2.

краткое описание (аннотация) воспитательной практики

Для достижения поставленной цели я использую методы творческого обучения и технологию наставничества. Каждый урок предполагает активное взаимодействие учителя и обучающегося, обучающегося и группы. Обязательным элементом урока является этап рефлексии, позволяющий определить степень эффективности занятия, степень сформированности УУД, степень самооценки.

Основной организационной формой является урок.

Для изучения нового материала использую традиционный урок-беседа, урок творчества, урок-исследование, творческое чтение. Для закрепления и обобщения материала – урок-игра, упражнения ассоциации, театрализованный урок, проекты.

Формирование креативного мышления осуществляется также во внеурочной деятельности. Во втором классе проводится внеурочная деятельность «Учусь мыслить творчески», основной задачей которой является развивать креативное мышление посредством применения метода творческого чтения. Этот метод также реализуется формами наставничества, основными из которых является учитель-ученик, ученик-ученик. Учитель направляет творческую активность детей, начиная с простых методик: пересказ, рассказ по кругу, затем переходит к более сложным: сочинение сказок, рассказ-продолжение, рисованная сказка, инсценированние прочитанного произведения или придуманного детьми.  Детям предлагается самим формировать группы, распределять роли.

Благодаря данной программе внеурочной деятельности дети в процессе творчества соединяют литературное и художественное искусство. Как следствие, формируется креативное мышление - способность создавать или иным образом воплощать в жизнь что-то новое, будь то решение проблемы, художественный объект (сказка, иллюстрация, схема) или форму подачи материала. Креативное мышление помогает быстро реагировать на любую проблему и находить нестандартные пути выхода из сложных ситуаций. Креативное мышление младших школьников является личностной характеристикой и представляет собой способность предлагать необычные идеи, находить оригинальные решения.

3.

цель воспитательной практики

Формирование креативного мышления на уроках у учащихся начальных классов средствами технологии наставничества.

4.

задачи воспитательной практики

  • разработать комплекс творческих заданий, ориентированных на формирование креативного мышления у младших школьников средствами технологии наставничества;
  • сформировать различные способы креативного мышления средствами технологии наставничества;
  • развивать познавательную активность обучающихся посредством системы заданий, учитывающих индивидуальные особенности;
  • развивать навыки и умения управления творческим процессом, развивать творческий интеллект, поиск нестандартного решения поставленной задачи, развивать способности придумывать нестандартные, уникальные, необычные идеи.

5.

планируемые результаты воспитательной практики

Результатом сформированности креативного мышления является мониторинг, разработанный совместно с психологом школы, в основу которого положены критерии Дж. Гилфорда и Е.П. Торренса:

  • способность к обнаружению и постановке проблем;
  • способность к генерированию большого числа идей;
  • гибкость – способность к легкой переключаемости и выдвижению разнообразных идей из различных сфер знания и опыта;
  • оригинальность – способность отвечать на раздражители нестандартно;
  • способность усовершенствовать объект, добавляя детали;
  • способность решать проблемы, т.е. способность к анализу и синтезу.

6.

целевая аудитория воспитательной практики и количество участников

Обучающиеся 1-4 классов в рамках урочной деятельности.

Количество участников в группе – в практике принимает участие весь класс.

7.

кадровые ресурсы реализации воспитательной практики

Для реализации воспитательной практике привлекается один учитель.

8.

научно-методические ресурсы реализации воспитательной практики

Указ Президента Российской Федерации от 27 июня 2022 г. № 401 «О проведении в Российской Федерации Года педагога и наставника»

9.

материально-технические ресурсы реализации воспитательной практики

Оборудование и материалы для организации воспитательной практики:

- компьтер, проектор, экран (поиск информации в сети Интернет, подготовка презентаций, буктрейлеров, просмотр видеороликов и пр.);

- фотоаппарат (для фиксации результатов рефлексии);

- принтер (для распечатывания наглядного материала).

10.

формы реализации воспитательной практики (краткое описание мероприятий в рамках реализации воспитательной практики)

В целях формирования креативного мышления разработаны:

  • программы внеурочной деятельности «Проектная деятельность», «Учусь мыслить творчески»;
  • системы уроков и занятий с применением способов креативного мышления;
  • внеклассные мероприятия, направленные на формирование функциональной грамотности;
  • система мультимедийных уроков, презентаций;
  • комплекс дидактических приёмов и упражнений, направленных на формирование навыков работы в группе, на формирование умения применять необходимую информацию на практике;
  • серия памяток, алгоритмов.

11.

период реализации воспитательной практики

1 этап реализации: определение основных направлений работы:

- оформление кабинета, где будут проходить занятия внеурочного цикла;

- подготовка раздаточного материала для занятий.

На 2 этапе - внедрение воспитательной практики во внеурочную деятельность, во время реализации которой отбирались наиболее эффективные формы работы на занятиях.

На 3 этапе педагогическому сообществу на разных уровнях был представлен опыт моей работы по формированию креативного мышления у учащихся начальной школы средствами технологии наставничества.

12.

результаты реализации воспитательной практики (количественные и качественные).

Представление опыта работы на муниципальном этапе Всероссийского конкурса педагогического мастерства «Учитель года – 2024». На конкурсе заняла 1 место.


13.

использованная литература, ссылки, сайты

  1. Выготский Л.С. «Мышление и речь»
  2. https://blog.ikraikra.ru/kak-izmerit-kreativnost-testy-na-kreativnost-dlya-vzroslyh/
  3. Александр Ковалев «Развитие креативного мышления младших школьников»
  4. https://infourok.ru/igrovye-tehnologii-kak-instrument-razvitiya-kreativnogo-myshleniya-6424768.html 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа опытно-экспериментальной работы по теме: «Формирование ценностно – смысловой ориентации учащихся начальной школы средствами УМК «Экология учебной деятельности: «Учусь учиться»

В Программе развития универсальных учебных действий  определены требования к личностным результатам начального образования – на основе сформированности  личностных универсальных учебны...

Формирование ключевых компетенций у учащихся начальной школы через технологию Французские мастерские.

В перезентации представлен краткий обзор понятий: компетенция и компетентность, ключевые компетенции в начальной школе, деление их на группы.Сравнение этапов современного урока открытия нового зн...

«Формирование универсальных учебных действий учащихся начальной школы средствами УМК «Начальная школа 21 века» с использованием проблемно – диалогической технологии»

Из опыта работы учителя начальной школы. Формирование творческой личности, одна из главных задач, провозглашенных в концепции модернизации российского образования....

Формирование творческого мышления у учащихся начальных классов средствами художественно-конструкторской деятельности на уроках технологии

Когда мы говорим об особенностях формировании творческого мышления учащихся начальных классов, то имеем в виду о потенциальных возможностях учащихся, о тех функциях и способностях еще не приобретенных...

РАЗВИТИЕ ОСНОВ КРЕАТИВНОГО МЫШЛЕНИЯ У УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ

Современный мир постоянно меняется, в связи с этим, наблюдается стремительный прогресс в области науки и техники, который обусловлен необходимостью развития и воспитания людей, имеющих творческое мышл...

Методические рекомендации по использованию приёмов ТРИЗ-технологии, как метода развития креативного мышления у учащихся начальной школы

Данные методические рекомендации предназначены для оказания помощи учителям начальных классов в развитии креативного мышления детей посредством использования приёмов ТРИЗ-технологии.В работе представл...