Дифференцированное обучение на уроках русского языка.
учебно-методический материал

Исхакова

Выявляя индивидуальные возможности учащихся, необходимо развивать их способность мыслить глубоко, оригинально, свободно и эмоционально. Учитель может делать трудные задачи легкими, помогая тем самым ученикам в усвоении программного материала. И   реальным путём к достижению такой цели является индивидуально-дифференцированный подход к организации учебного процесса. Повышение уровня мотивации в овладении нормами современного русского языка - проблема, которую можно решать с использованием методов дифференцированного обучения.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Дифференцированное обучение на уроках русского языка

Из опыта работы Исхаковой З.К.

       Выявляя индивидуальные возможности учащихся, необходимо развивать их способность мыслить глубоко, оригинально, свободно и эмоционально. Учитель может делать трудные задачи легкими, помогая тем самым ученикам в усвоении программного материала. И   реальным путём к достижению такой цели является индивидуально-дифференцированный подход к организации учебного процесса. Повышение уровня мотивации в овладении нормами современного русского языка - проблема, которую можно решать с использованием методов дифференцированного обучения.

       Технология уровневой дифференциации была разработана московскими и ленинградскими педагогами в середине 80-х годов XX века.

Внутренняя (уровневая) дифференциация - совокупность методов, форм и средств обучения, применяемых с учетом индивидуальных особенностей учеников на основе выделения разных уровней учебных требований.

       Чтобы определить учебные возможности класса, необходимо знать уровень его работоспособности и обучаемости.

        Уровень работоспособности своих учеников каждый учитель может определить по объёму выполненной работы.

       Уровень обучаемости проверить сложнее. Можно, например, использовать проверку, рассчитанную на три урока:

-объявляется тема, в течение 10-15 минут идёт объяснение; письменная проверочная работа, определяется количество учащихся, не справившихся с заданием;

-на следующем уроке ученикам результаты проверки работ и предлагаете прослушать этот же материал ещё раз, и снова даёте проверочную работу;

-на третьем уроке вновь анализируете полученные результаты и убеждаете детей, что нужно прослушать объяснение того же материала ещё раз. И опять письменно закрепляете его. С заданием справились почти все, но остались те, кому нужен сугубо индивидуальный подход.

      Теперь учащихся можно разделить их на группы : сильные, средние, слабоуспевающие ученики – группы С ,В, А.

1 группа (С) – сильные учащиеся с высоким уровнем усвоения, с высокими познавательными способностями, умеют работать самостоятельно, выполняют задания повышенной трудности.

2 группа (В) – учащиеся со средним уровнем способностей. Для них необходимо создавать условия для продвижения в развитии и постепенного перехода в 1 группу. Работая с этой группой, нужно развивать способности, воспитывать самостоятельность, уверенность в своих силах.

3 группа (А) – учащиеся с пониженной успеваемостью, в результате их педагогической запущенности или низких способностей. Этой группе приходится уделять особое внимание, поддержать, помочь усваивать материал, работать некоторое время только с ними на уроке, пока 1 и 2 группа работают самостоятельно. Систематическая работа с ними помогает части детей перейти на работу 2 группы. Есть дети с пониженной обучаемостью, у которых педагогическая запущенность сочетается со слабыми умственными способностями. Они выполняют упражнения по данному плану, по схеме, по опорным словам и т. д.

      Разноуровневые группы подвижны. Если ученик второй или третьей группы работает в полную силу, он может перейти из одной группы в другую. Ущемления личности быть не должно.

      Как работать дальше? Ставлю перед классом одну и ту же познавательную задачу. Изучаем тему урока. Если не последовало вопросов от учащихся группы С (сильных учеников), они получают задание творческого характера. Оно может быть записано на доске или на карточке.

       Для учащихся второй и третьей групп проводится повторное объяснение темы. Если и здесь не будет вопросов, то учащиеся второй группы получают задание с элементами творчества.

        Далее работа проводится с учащимися группы А с использованием таблиц, параграфа учебника (это можно делать и с привлечением сильных учеников, пока учитель помогает учащимся второй группы), возможно практическое задание.

       Движение вперёд идёт на основе возврата к изученной теории, закрепления на большом количестве примеров и упражнений. Каждый работает в меру своих сил и возможностей, овладевает умениями и навыками, предусмотренными программой, и не теряет интерес к предмету. Непременным залогом успеха в данном подходе, несомненно, является проверка работы каждого ученика (по мере возможности и значимости задания), а не заслушивание одного представителя от группы.

       Необходимым условием данной методики является дифференциация материалов учебника, в котором содержится информация различной степени сложности:

-для самостоятельных наблюдений;

-для ознакомления с определённой информацией в рамках данной темы;

-теоретические сведения, требующие осмысления, а не запоминания;

-материал для обязательного заучивания;

-сведения, имеющие сугубо практическое значение.

      Учебник русского языка  УМК « Школа России » содержит достаточный дидактический материал для такой дифференциации.

      В связи с этим следует по-разному использовать теоретические сведения в работе с учениками, учитывая их интересы и способности. Сильным учащимся предлагаются вопросы и задания в ходе самостоятельных наблюдений, можно предложить ученикам дополнительные поиски информации.  При освоении теоретических сведений,  которые необходимо только осознать без обязательного запоминания, нужно привлечь к работе средних учащихся, так как они могут не придать им должного значения, не сориентироваться в материале, что приведёт к нежелательным результатам при формировании умений. Слабоуспевающему ученику увеличить срок подготовки, но обязательно проконтролировать исполнение и дать оценку.

      На этапе закрепления, применения и обобщения знаний и умений основой дифференцированного подхода является организация самостоятельной работы. Здесь наиболее важен учёт работоспособности и индивидуальных особенностей обучающихся.

Итак, для осуществления дифференцированного подхода необходимы следующие условия:

а) знание индивидуальных и психологических особенностей отдельных учащихся;

б) умение анализировать учебный материал, выявить возможные трудности, с которыми встретятся разные группы учащихся;

в) составление развёрнутого плана урока, включая вопросы разным группам и отдельным учащимся;

г) умение «спрограммировать» обучение разных групп учащихся;

д) осуществление оперативной обратной связи;

е) соблюдение педагогического такта.

        

          Наиболее типичные приёмы и виды дифференцированных заданий. 

    Лучше составить 2-3 варианта заданий (работа с текстом, анализ предложений, словосочетаний, разные виды разбора - фонетический, морфемный, морфологический, синтаксический; творческие задания; тесты и др.). Учащиеся сами выбирают вариант или заранее предназначаю задание определённой группе учеников. Возможные затруднения при выполнении работы отдельным ученикам нужно разъяснять. Наиболее удобны задания в форме индивидуальных карточек, которые подобраны в соответствии со школьной программой и различны по трудности и характеру. Слабым учащимся для самостоятельной работы можно дать облегчённые карточки-задания.

Варианты заданий, использованные на уроках.

3  класс. Практическая работа с дифференцированными заданиями

по теме «Второстепенные члены предложения»

1. Словарно-орфографическое задание

Уровни В, С. Задание: вставь пропущенные буквы, обозначь орфограммы.

Уровень А. Задание: вставь пропущенные буквы и подчеркни их.

 

Осв…щать ф…нарем, отд…ленная мес…ность, ко(л,лл)ичество осадков,

 

обл…котиться, точ(ь)ный, защ…щать пл…нету ,про…ьба, сож…ление,

 

иску(с,сс)тво, пишу в тетрад…, на опушк… леса, рыщ…т по полю, буду

 

береч…, летуч…я мыш… , с…ежится от холл…да.

2. Синтаксический разбор предложений 

Уровень А. Разбери предложения по членам, дай им характеристику.

 

Лес пахнет дубом и сосной.

 

Угрюмо бор гудит.

 

Ночью ветер злится да стучит в окно.

 

Москва – столица России.

 

Уровень В. Разбери предложения уровня А +

 

Белые цветочки вечером расцветают, а утром увядают.

 

Уровень С. Поставь пропущенные знаки препинания, разбери предложения, дай им характеристику.

 

Высоко поднялся и белеет полумесяц в бледных небесах.

 

Летний вечер тих и ясен.

 

Точность и краткость   вот первые достоинства прозы.

 

Язык   это путь цивилизации и культуры.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование дифференцированного подхода в обучении на уроках русского языка в начальной школе.

Дифференцированный подход к учащимся показан мною на примере уроков по развитию связной речи...

Мастер -класс "Дифференцированный подход к обучению на уроках русского языка"

Материл для проведения мастер - класса " Дифференцированный подход к обучению на уроках русского языка"....

Дифференцированное обучение на уроках русского языка в условиях реализации ФГОС НОО

В данном материале рассматривается дифференцированное обучение на уроках русского языка в условиях реализации ФГОС НОО с применениями дифференцированных заданий и дифференцированного подхода к обучени...

Теоретические методологические подходы к обеспечению дифференцированного подхода на уроках русского языка и обучения грамоте с целью развития орфографической зоркости

Рассмотрение дифференцированного подхода в обучении в научно – методической литературе. Развитие орфографической зоркости у учащихся на уроках русского языка и обучения грамоте....

Практические аспекты дифференцированного обучения на уроках русского языка

Основная задача дифференцированного обучения – вовлечь в работу каждого ученика,    развивать способности «сильных» и  помочь «слабому»Цель моей ...

Применение технологии дифференцированного обучения на уроках русского языка

Рассмотрим виды дифференциации, которые используются на уроках русского языка. Дифференциация учебных заданий по уровню творчества. Такой способ предполагает различия в характере познаватель...