Применение кинезиологических упражнений и развитие межполушарного взаимодействия (из опыта работы учителя-дефектолога)
методическая разработка
В сообщении из опыта работы учителя-дефектолога представлен материал о применении кинезиологических упражнений, необходимых для развития мелкой моторики рук у детей с ДЦП, и развитии межполушарного взаимодействия, которое является основой интеллекта.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 39 КБ |
Предварительный просмотр:
Применение кинезиологических упражнений и
развитие межполушарного взаимодействия
(из опыта работы учителя-дефектолога)
Работая с детьми с ДЦП, понимаешь, что ведущим в клинической картине является нарушение мелкой моторики и тонуса мышц. Поэтому важной задачей в комплексной реабилитации обучающихся с НОДА является развитие мелкой моторики, которое необходимо потому, что вся дальнейшая жизнь ребенка с ДЦП потребует использования точных, координированных движений кистей и пальцев, которые необходимы, чтобы одеваться, писать и рисовать, а также выполнять множество разнообразных бытовых и учебных действий.
Выявленная проблема определила содержание и систему работы по развитию двигательных нарушений детей с ДЦП. Одним из методов, показавших свою эффективность при коррекции двигательных нарушений является кинезиология.
Кинезиология - наука о развитии умственных способностей и физического здоровья через определённые двигательные упражнения. Эти упражнения позволяют создать новые нейронные сети и улучшить межполушарное взаимодействие, которое является основой развития интеллекта.
Чем лучше будут развиты межполушарные связи, тем выше у ребенка будет интеллектуальное развитие, память, внимание, речь, воображение, мышление и восприятие.
Ученые подтверждают взаимосвязь движения и работы мозга: "Ум ребенка находится на кончиках его пальцев!" В.А.Сухомлинский И.П. Павлов считал, что любая мысль заканчивается движением. «Рука является вышедшим наружу головным мозгом»- отмечал И.Кант.
Поэтому в своей работе я постоянно использую кинезиологические упражнения и игры на развитие межполушарного взаимодействия на индивидуальных и групповых коррекционно-развивающих занятиях. Эти упражнения являются «гимнастикой для мозга» и будут полезны и детям, и взрослым, даже если с сформированностью межполушарных взаимодействий все в порядке.
Каждое занятие начинаем с проведения игрового пальчикового самомассажа пальцев и кисти рук. Массаж является одним из видов пассивной гимнастики, улучшает кровообращение и стимулирует рецепторы на кончиках пальцев. И так же использую кинезиологические упражнения, которые всем хорошо знакомы, «Кулак-ребро-ладонь», «Ухо-нос -хлопок», «Колечко» и др.
Сортировка круп и разноцветных предметов – важнейшая мыслительная операция, полезная для развития межполушарного взаимодействия и мелкой моторики, а также усидчивости, но достаточно простая игра из подручных средств. При сортировке движения выполняются одновременно двумя руками или поочередно. Задание усложняется, если на руках появляются закрепленные тарелочки, и предметы нужно поочередно сложить в каждую из них, при этом ничего не уронив.
Также использую метод тактильно-кинестетической стимуляции с применением массажных мячей: перекатывание мяча по столу по определенной геометрической фигуре: сначала каждой рукой по очереди, затем двумя руками одновременно – это одновременная тренировка межполушарного взаимодействия и зрительно-моторной координации.
С этой же целью использую игру с клеточным полем и разноцветными кружками, которые нужно расположить согласно образцу.
Упражнения с межполушарной доской – эффективный кинезиологический метод: это дидактический лабиринт, способствующий развитию межполушарного взаимодействия. Игры с межполушарными досками положительно влияют на развитие ребенка, а именно: развивают концентрацию; усидчивость; улучшают мыслительную деятельность; способствуют улучшению памяти и внимания; синхронизируют работу полушарий; развивают мелкую моторику. Межполушарные доски имеют разные уровни сложности. Самый легкий рисунок- круги, самый сложный – лабиринт. Чем больше углов на рисунке, тем он сложнее для ребенка. Упражнение на межполушарной доске ребенку значимо начинать с работы пальчиками, а уже после переходить к бегункам и специальным карандашам для доски. Прохождения лабиринта необходимо постепенно усложнять: 1. ведущей рукой; 2. неведущей рукой 3. по часовой стрелке, против часовой стрелки. 4. ассиметрично (одна рука по часовой стрелке, вторая против).
Наконец, для максимальной сложности можно подключить к игре самое обычное зеркало, которое размещают непосредственно перед ребенком. Нужно пройти лабиринт, глядя в зеркальное отражение сначала каждой рукой по отдельности, затем обеими руками. Это не так просто, как может показаться сначала, поэтому данному упражнению мы только обучаемся.
Упражнение «Пройди по дорожке», где нужно выполнить задание – провести по линиям сразу двумя руками. Проходить дорожку можно не только на листе бумаги, но и на стене, используя более сложный маршрут.
Зеркальное рисование «Симметричные рисунки» - взять карандаш или фломастер в обе руки и одновременно на листе бумаги рисовать симметричные – зеркальные рисунки.
Можно использовать специальные нейропрописи для развития межполушарного взаимодействия, нейроблоки или нейрораскраски - это универсальные тренажеры, которые содержат стимулирующие и расслабляющие упражнения для рук и глаз. При выполнении этих упражнений деятельность обоих полушарий синхронизируется, заметно увеличивается эффективность работы всего мозга.
Такая системная коррекционная работа с применением кинезиологии очень продуктивна, она ведет к улучшению двигательной сферы ребенка с ДЦП. Все перечисленные кинезиологические упражнения на начальном этапе даются детям с ДЦП достаточно тяжело, но дети с удовольствием и с огромным желанием работают на таких занятиях.
По результатам промежуточного мониторинга прослеживается положительная динамика в развитии не только мелкой моторики рук, но и в целом в развитии познавательной деятельности ребенка.
Таким образом, эффективный путь помощи в развитии интеллекта и мелкой моторики рук детям с ДЦП - это раннее комплексное и целенаправленное коррекционное воздействие с учетом индивидуальных особенностей и возможностей ребенка с помощью кинезиологических упражнений.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Примеры применения кинезиологических упражнений на разных этапах урока.
Примеры применения кинезиологических упражнений на разных этапах урока....

Использование упражнений на межполушарное взаимодействие в работе логопеда.
Данная статья рассчитана для логопедов, работающих с воспитанниками, имеющими нарушения зрения. В ней представлены некоторые направления в работе, заимствованые из психогимнастики. А так же упражнения...

Из опыта работы учителя-дефектолога в организации помощи детям с РАС в условиях психолого-педагогического центра
Дети с РАС относятся к сложной категории детей, нуждающихся в коррекционной помощи. Как им помочь максимально, ничего не упустив?...

Статья на тему : "Применение кинезиологических упражнений в работе логопеда"
Корреккионно-развивающая работа должна быть направлена снизу - вверх (от движения к мышлению). Кинезиология - это наука о развитии головного мозга через движение, это универсальный метод развития умст...

Взаимодействие учителя-логопеда и учителя-дефектолога в работе над развитием речи обучающихся с ОВЗ.
В статье представлен практический опыт взаимодействия учителя-дефектолога и учителя-логопеда в работе над развитием речи обучающихся с нарушением интеллекта. Комбинированные занятия, совместно пр...

Статья «Применение кинезиологических упражнений в работе учителя-логопеда в начальных классах с детьми, имеющими тяжёлые нарушения речи»
Кинезиология - научная и практическая дисциплина, изучающая мышечное движение во всех его проявлениях.Кинезиологические упражнение - это комплекс движений позволяющих активизировать межполушарное возд...

«Применение кинезиологических упражнений в работе учителя начальных классов».
laquo;Едва ли 10% людей на земле сбалансировано используют оба полушария своего головного мозга. Остальные развивают только левое полушарие и игнорируют колоссальный творческий потенциал правого полу...