Педагогическое сопровождение семей, имеющих «особого ребенка».
учебно-методический материал
Психолого-педагогическое сопровождение семей, имеющих «особого ребенка».
Семья – это особый мир, внутри которого разворачиваются индивидуальные счастливые и несчастливые истории человеческих взаимоотношений, формируется либо деформируется личность ребенка. Для ребенка, имеющего дефект психического или соматического характера, семья, как первичное, наиболее эмоционально значимое пространство жизнедеятельности, должна выполнять свое базовое предназначение – стать для него своеобразной коррекционно-развивающей средой, обеспечивающей компенсацию дефекта. Включаясь в такую среду, ребенок с ограниченными возможностями здоровья учится возмещать свои природные недостатки, обретает возможность справиться с возрастными задачами иными путями. Однако жизнь большинства семей, в которых рождается такой ребенок, сопровождается целым рядом деструктивных переживаний (вины, разочарования, страха, одиночества, душевной боли, отчаяния), и родители зачастую сами нуждаются в психологической помощи, не имея ресурсов для создания условий, способствующих его адаптации и развития. Именно поэтому особая деятельность по психолого-педагогическому сопровождению таких семей является востребованной и актуальной.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 78.31 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное общеобразовательное учреждение Республики Коми «Специальная (коррекционная) школа - интернат № 7» г. Воркуты
Педагогическое сопровождение семей,
имеющих «особого ребенка».
Подготовила:
Сычёва Юлия Сергеевна
учитель начальных классов.
Воркута
Психолого-педагогическое сопровождение семей, имеющих «особого ребенка».
Семья – это особый мир, внутри которого разворачиваются индивидуальные счастливые и несчастливые истории человеческих взаимоотношений, формируется либо деформируется личность ребенка. Для ребенка, имеющего дефект психического или соматического характера, семья, как первичное, наиболее эмоционально значимое пространство жизнедеятельности, должна выполнять свое базовое предназначение – стать для него своеобразной коррекционно-развивающей средой, обеспечивающей компенсацию дефекта. Включаясь в такую среду, ребенок с ограниченными возможностями здоровья учится возмещать свои природные недостатки, обретает возможность справиться с возрастными задачами иными путями. Однако жизнь большинства семей, в которых рождается такой ребенок, сопровождается целым рядом деструктивных переживаний (вины, разочарования, страха, одиночества, душевной боли, отчаяния), и родители зачастую сами нуждаются в психологической помощи, не имея ресурсов для создания условий, способствующих его адаптации и развития. Именно поэтому особая деятельность по психолого-педагогическому сопровождению таких семей является востребованной и актуальной.
Психолого-педагогическое сопровождение семьи, имеющей ребенка с ограниченными возможностями здоровья, – это деятельность, направленная на актуализацию коррекционных ресурсов семьи, обеспечивающих эффективность ее функционирования, особенно в периоды кризисов, связанных с воспитанием и развитием ребенка с ограниченными возможностями здоровья, что позволяет создавать соответствующее возрасту ребенка коррекционно-развивающего пространство, формировать и реализовывать адекватные потребностям ребенка стратегии воспитания, базирующиеся на конструктивных родительских установках и позициях по отношению к нему.
Следует отметить, что в последнее время термин «сопровождение» достаточно часто употребляется педагогами и психологами в различных ситуациях и применительно к различным задачам. А что означает это понятие «сопровождать»?
В «Толковом словаре русского языка» (под редакцией Д. Ушакова) читаем: сопровождать – значит – производить одновременно с чем-нибудь, сопутствовать чему-нибудь, следовать вместе с кем-нибудь, находясь рядом, ведя куда-нибудь или идя за кем-нибудь. В Новом толково-словообразовательном словаре русского языка (автор Т. Ф. Ефремова) сопровождение понимается как: 1. Процесс, сопровождающий какое-либо явление, действие. 2. Игра на музыкальном инструменте, пение, сопровождающее чью-либо игру или пение; аккомпанемент. 3. Группа военнослужащих или боевых машин, самолетов и т.п., сопровождающая или конвоирующая кого-либо, что-либо.
Понимание сути психолого-педагогического сопровождения семьи, воспитывающей ребенка с ОВЗ, в наибольшей степени предполагает ориентацию на идею ведения, нахождения рядом («аккомпанемента»), и в меньшей степени деятельность специалистов по сопровождению должна быть созвучна теме жесткого директивного ведения и конвоирования.
В своей работе мы используем понятие «дети с ограниченными возможностями здоровья» (дети с ОВЗ). К ним относятся дети, имеющие физические и (или) психические недостатки, которые препятствуют освоению образовательных стандартов без создания специальных условий для получения образования.
Функции специалистов сопровождения семьи с ребенком с ОВЗ
Представление о семье как системе (системная модель семьи)
Успешность и результативность деятельности по психолого-педагогическому сопровождению семьи, имеющей ребенка с ОВЗ, во многом зависит от той теоретической модели семьи, в рамках которой будут осуществляться ее анализ и диагностика. С нашей точки зрения, системная модель семьи наиболее эффективна и практична, так как позволяет специалистам по сопровождению сформировать целостное представление о структуре и характеристиках семейного пространства, дает в руки ориентиры для понимания и прогнозирования поведения членов семьи, позволяет точно выделять точки приложения сил по гармонизации внутрисемейных отношений и, в конечном итоге, усиления коррекционно-развивающего потенциала.
В рамках системной модели любая семья может быть охарактеризована рядом параметров. Для диагностики семейных дисфункций и нарушений, нуждающихся в дальнейшей коррекции, выделяются следующие характеристики семьи как системы:
- Стереотипы взаимодействия, определяющие диапазон поведения, требования
- Семейные правила
- Семейная история
- Семейные мифы
- Сплоченность
- Альянсы и коалиции
- Гибкость
- Иерархия
- Субсистемы
- Границы
Основные направления работы по оказанию психолого-педагогической помощи семье для «перевода» ее в состояние психологического благополучия
Работа специалистов по психолого-педагогическому сопровождению семьи, отнесенной по выделенным выше индикаторам к неблагополучной, может разворачиваться по нескольким направлениям, что позволяет обеспечить своеобразный перевод из состояния неблагополучия в состояние психологического благополучия:
1. Обучение эффективной внутрисемейной коммуникации всех членов семьи, способствующей формированию адекватной самооценки и дающей возможность получать эмоциональную поддержку. Для этих целей может быть реализована программа группового тренинга эффективной коммуникации для нескольких семей. В программу тренинга целесообразно включить разделы:
- обучение навыкам активного слушания;
- обучение новым способам общения (подчеркивая эффективность позитивного подкрепления в отличие от негативного подкрепления);
- обучение навыкам выражения мыслей и чувств от первого лица («Я-сообщение»);
- гармонизация отношений между диадой «мать с больным ребенком» и членами семьи, членами семьи и другими (посторонними) лицами.
2. Оптимизация функционирования семейной системы. Прежде всего, речь идет о необходимости оптимизации системы семейных правил, регулирующих жизнь семьи. (Для этого может использоваться методика организации «Семейного совета», на котором члены семьи выявляют, осознают и оценивают существующие семейные правила и вырабатывают новые).
3. Формирование навыков для установления необходимых для функционирования и развития семьи ресурсных социальных связей. Для реализации этой цели будет уместно мотивировать членов семьи на поиск и установление контактов с различными сообществами и организациями, объединяющими людей со схожими проблемами. (Например, сообществом «Даун Синдром»; «Ассоциацией родителей детей с нарушениями слуха»; Обществом помощи аутичным детям и др.).
4. Формирование адекватного, реалистичного отношения к ограниченным возможностям ребенка.
5. Формирование ответственной родительской позиции
6. Формирование коррекционно-развивающей среды.
Формирование коррекционно-развивающей среды
Под специальной коррекционно-развивающей средой в семье понимается совокупность внутрисемейных условий, которые создаются родителями и обеспечивают оптимальное развитие ребенка с психофизическими недостатками. В данном случае речь идет о насыщении семейного пространства коррекционно-развивающим содержанием. Идея развивающей среды должна быть простой и естественной. В ней должен быть упорядочен окружающий ребёнка мир взрослой жизни и созданы безопасные условия для развития.
В целом коррекционно-развивающая среда в семье может включать в себя следующие основные компоненты:
- Общая эмоциональная семейная атмосфера, которая создает общий позитивный фон настроения без излишней инвалидизации ребенка;
- предметно-пространственная развивающая среда, специально организованная с учетом особенностей развития ребенка, включающая в себя функционально-ориентированные игрушки и пособия для развития сенсомоторных функций, конструкторы, полусферы, игрушки и пособия для развития общей и мелкой моторики и др.;
- особый тип коммуникации «Взрослый – ребенок», обеспечивающей поддержку, сотрудничество, соблюдение ритма контакта, конгруэнтного особенностям ребенка, соблюдение принципа ритмического резонанса.
Для более точного взаимодействия с детьми с ОВЗ необходимо учитывать так называемую «мелодию общения», ритм, из которого складывается общая динамика взаимодействия. Мы назвали общение такого рода – общением с соблюдением принципа ритмического резонанса. Особенно важно его учитывать при работе с подростками с ДЦП. У этих ребят наблюдается специфический ритм жизнепроживания, чередования активности и покоя. Этот ритм может показаться здоровому человеку замедленным, рваным, судорожным, вязким, застревающим и т.п. Но для них – это естественный ритм.
Возможные ошибки педагогов (родителей) – педагог подгоняет, торопит, чувствует себя дискомфортно во время срыва, бездействия, пытается помочь, берет на себя выполнение ряда операций. Типичные реакции: «Давай, я за тебя сделаю, тебе трудно». Но на самом деле трудность испытывает не ребенок, а сам педагог, которому трудно ждать, пока ребенок сделает сам. Например, у подростка-инвалида, сидящего на коляске и беседующего с педагогом, упала ручка. Педагог бросился поднимать. В результате при обсуждении выяснилось, что подросток в этой ситуации почувствовал себя зависимым и ущербным. Более конструктивный вариант: педагог спокойно ждет, пока сидящий перед ним человек находит для себя приемлемый способ достать эту ручку.
Эффективными формами работы с семьями являются:
- групповые и индивидуальные занятия с родителями, направленные на обучение родителей проведению занятий, игровой деятельности со своим ребёнком;
- консультации, семинары - практикумы, тренинговые занятия направленные на повышение психоло-педагогической компетентности родителей, адекватного восприятия "особого" ребёнка, гармонизации семейных отношений;
- совместные праздники, утренники, развлечения способствующие установлению эмоционального контакта родителя и ребёнка, в результате чего у ребенка возникает чувство психологической защищённости и психологического комфорта;
- взаимодействие медицинского персонала с родителями.
Результаты анкетирования семей показывают, что родители в высокой степени удовлетворены от пребывания ребенка в нашем учреждении, они отмечают, что посещение школы, конкретно классов «С», улучшили их взаимоотношения с ребенком. Работа, организованная педагогами с семьей, помогла гармонизировать внутрисемейные взаимоотношения, принять ребенка таким, какой он есть, видеть в нем хорошее, не стыдиться, что ребенок "особый".
Из опыта педагогов нашего учреждения, можно выделить пять тактик работы с родителями в зависимости от того, как взаимодействует педагогический работник с одной семьей или с группой родителей — напрямую или опосредованно, развивается ли сеть контактов между семьями, которые в этом случае могут иногда оказывать поддержку друг другу и без участия педагога. Рассмотрим эти тактики.
1. Непосредственная работа с конкретной семьей
• Педагогический работник (или другой специалист) наносит визит семье и в ходе его:
- обращает внимание на внешнее состояние и окружение дома, подъезда, квартиры;
- старается увидеться не только с матерью, но и с отцом, другими детьми и взрослыми членами семьи;
- интервьюирует родителей о потребностях, проблемах и ресурсах;
- интересуется внешкольными занятиями ребенка;
- отвечает на вопросы родителей;
- наблюдает за тем, как в семье обращаются с ребенком, обучают и развивают его;
- демонстрирует стратегии поведения, обучения, решения проблем;
Педагогический работник:
- организует консультацию с представителями других служб, если это необходимо ему для лучшего понимания и решения проблем или если это может помочь семье;
- предлагает родителям заполнить карты и схемы, вопросники по развитию ребенка, затем сравнивает их результаты со своими ответами;
- приглашает родителей посетить заседания комиссии, обсуждающей вопросы, которые касаются их ребенка.
- самостоятельно или с участием других специалистов помогает родителям выбрать пособия, игрушки, специальное учебное оборудование для дома;
- организуют собрания, чтобы оценить развитие ребенка в связи с ходом выполнения учебного реабилитационного плана;
- передает родителям письменное заключение с рекомендациями занятий на дому;
- обсуждает с родителями имеющиеся у него материалы, которые касаются их ребенка и приглашает родителей в класс, где проводятся занятия, привлекает их к участию в проведении занятий;
2. Опосредованная работа с конкретной семьей предусматривает следующее:
- анализ записей в домашнем дневнике наблюдений при встрече со специалистом;
- представление в отчетах (например, раз в полгода) результатов реабилитации;
- письменные извещения, информация для родителей, организованные работником с участием других специалистов;
- контакты по телефону
- выдача родителям в библиотеке книг по рекомендации специалиста;
- заполнение родителями вопросников, карт или схем развития способностей ребенка;
- занятия в выходные дни, предоставление информации о возможностях отдыха;
- выдача родителям на дом текстов, выученных на занятиях песен, стихов, перечня упражнений;
- перечисление телепрограмм, которые целесообразно смотреть родителям вместе с детьми.
3. Непосредственная работа с группой родителей предусматривает следующее:
- встречи с родителями в офисе социального учреждения или в комнате для занятий, обмен информацией, отчет о ходе реабилитации и успехах ребенка, обсуждение планов на будущее;
- выступление на встрече родителей и ответы на их вопросы;
- организация семинара для родителей: выступления, беседы, ролевые игры, последующие практические занятия на дому;
- организация специального курса для родителей по той или иной тематике;
- показ фото или видеороликов о занятиях детей, объяснение их цели и смысла;
- организация открытого урока или занятия со специалистом;
- открытый день или вечер;
- организация совместных мероприятий (отдых, представления) с родителями и специалистами;
- привлечение родителей к подготовке и проведению особых мероприятий, праздников.
4. Опосредованная работа с группой родителей предусматривает следующее:
- предоставление родителям краткой информации об оказываемых услугах, сведений о квалификации персонала, расписании работы специалистов, содержании занятий;
- рассылка информационных буклетов о том, как, на каких условиях и в каких случаях следует обращаться к конкретным специалистам;
- организация выставки игрового материала, пособий для родителей;
- подготовка письменных предложений по домашним занятиям или готовящимся мероприятиям, возможностям отдыха;
- подготовка буклета, объясняющего процедуры тестирования, оценивания, проверки хода выполнения реабилитационного плана, интерпретации результатов;
- рассылка или передача вопросников для выяснения потребностей и мнения родителей об услугах;
- подготовка видеороликов для родителей;
- организация стенда или доски объявлений в комнате, в которой родители ожидают детей;
- подготовка учебного пособия или руководства для родителей.
5. Развитие контактов между семьями предназначено для того, чтобы:
- помочь организовать ассоциацию или группу самопомощи родителей;
- участвовать в регулярных встречах родителей на дому или в специальном месте;
- привлекать отцов к починке или наладке оборудования;
- приглашать родителей к участию в комиссиях или советах школ;
- помогать родителям организовать клубы по интересам и мероприятия для детей.
Некоторые аспекты работы с семьей ребенка, имеющего ограниченные возможности, требуют особого внимания. Например, обычно считается, что взаимодействовать следует с матерью ребенка, так как в основном она всегда и приходит на консультацию и оказывается в курсе всех проблем и событий в жизни семьи. Однако это ошибочный взгляд. Участие отца в реабилитационном процессе в целом намного повышает эффективность усилий специалистов.
Поэтому, начиная работу с семьей, нужно познакомиться не только с матерью, но и с отцом, а также с другими членами семьи. Посылая письменные пожелания, желательно обращаться лично не только к матери, но и к отцу или к обоим родителям. Некоторым отцам легче говорить о своих переживаниях с мужчиной (тем не менее, не секрет, что повсюду в мире считается, что социальная работа — это прерогатива женщин). Очень полезно предоставлять письменную информацию, чтобы отцы, не сумевшие прийти на встречу с педагогическими работниками, были в курсе дел, так же как и матери. Следует морально поощрять участие отца в реабилитации ребенка.
Для того чтобы преодолевать трудности оказания помощи семье ребенка-инвалида, полезно использовать следующие ресурсы:
- работа в команде, где для каждого разбираемого случая назначается один куратор, координирующий действия остальных;
- обмен опытом, использование знаний и умений:
- организация консилиума, группы поддержки для самих специалистов, где можно делиться успехами или обсуждать неудачи, находить совместное решение проблемы;
- использование публикаций по вопросам работы и видеороликов для подкрепления знаний специалистов и для рекомендации родителям.
Существуют шесть компонентов успеха взаимодействия специалистов и родителей, в частности посещений семьи на дому:
• регулярный контакт (в зависимости от возможностей и необходимости);
• подчеркивание способностей ребенка, а не их отсутствия или недостатков;
• использование вспомогательных материалов, пособий для родителей;
• привлечение к работе не только родителей, но и других членов семьи, родственников;
• внимание к более широкому спектру потребностей (речь идет не только о ребенке, но и обо всей семье);
• организация групп поддержки, в которых обсуждаются результаты и проблемы (обычно в такую группу входят разные специалисты; социальный работник, психолог, педагог, дефектолог, логопед).
Все это будет способствовать развитию ребенка, и повышать мотивацию родителей к сотрудничеству.
ПОЛЕЗНЫЕ ССЫЛКИ В ИНТЕРНЕТЕ
www.osoboedetstvo.ru – сайт и форум, посвященные детям с особенностями развития.
www.terevinf.ru – сайт издательства, специализирующегося на лечебно-педагогической литературе для родителей и специалистов.
www.infodisabiliti.org – база информационных ресурсов о помощи детям с нарушениями развития.
www.2008.childpsy.ru – сайт «Детский психолог».
www.autism.ru – различные материалы, касающиеся раннего детского аутизма.
www.dorogavmir.ru – сайт родительской ассоциации «Дорога в мир».
www.adhd-kids.narod.ru – сайт родителей детей с СДВГ.
www.acpp.ru – материалы Ассоциации детских психиатров и психологов.
www.sunchildren.narod.ru - сайт о синдроме Дауна.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация работы с семьями, имеющими детей с особыми образовательными потребностями
Формы и методы работы с родителями детей-инвалидов....
Взаимодействие специалистов в психолого-педагогическом сопровождении детей с ОВЗ , имеющих ТНР
Презентация с опытом работы образовательного учреждения по организации обучения детей с тяжелыми нарушениямт речи (ТНР) в общеобразовательной школе. Представлена система работа осуществления пси...

Коррекционная программа психолого-педагогического сопровождения --------------, учащегося 1 «д» класса по адаптированной общеобразовательной программе для детей с ЗПР, с особыми образовательными потребностями на 2023 – 2024 учебный год.
Программа психолого-педагогического сопровождения предназначена для проведения коррекционно-развивающей работы с детьми с особыми образовательными потребностями в возрасте 5-8 лет,...

ПРОГРАММА ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ СЕМЬИ В ПЕРИОД АДАПТАЦИИ ПЕРВОКЛАССНИКОВ К ШКОЛЕ
Создание оптимальных условий для оказания помощи семьям в период адаптации первоклассников к школе....

Индивидуальная карта психолого-педагогического сопровождения учащегося, имеющего трудности в обучении
Данная разработка предназначена для специлистов школ, имеющих детей с трудностями обучения, поведения и социализации. В карте прописана не только работа специалистов с детьми, но и их родителями....
Статья: «Алгоритм взаимодействия ОО и ТПМПК, в рамках психолого-педагогического сопровождения детей с особыми образовательными потребностями»
Материал для практического использования в работе педагогов ОО....

"Социально-педагогическое сопровождение семей находящихся в трудной жизненной ситуации"
В настоящее время достаточно остро стоит вопрос о проблемах детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации. Термин «трудная жизненная ситуация» относится к числу понятий, наиболее часто у...

