Системно-деятельностный подход. Формирование коммуникативных УУД у младших школьников с ОВЗ. Из опыта работы
статья

В данной статье раскрывается системно-деятельностный подход через формирование коммуникативных УУД у младших школьников с ОВЗ. Представлены интерактивные формы организации совместной деятельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_sistemno-deyatelnostnyy_podhod.odt47.68 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: «Системно-деятельностный подход. Формирование коммуникативных УУД

у младших школьников с ОВЗ. Из опыта работы»

В условиях современной жизни комфортно себя может чувствовать человек, умеющий свободно общаться в любых сферах деятельности.

В учебном процессе главное место отводится активной и разносторонней, в максимальной степени самостоятельной познавательной деятельности школьника, то есть системно-деятельностному подходу.

Системно-деятельностный подход лежит в основе Федерального государственного образовательного стандарта.

Ключевыми моментами деятельностного подхода является постепенный уход от информационного репродуктивного знания к знанию действия.

Учение приобретает характер учебного сотрудничества, то есть совместной работы при усвоении образовательной программы не только с учителем, но и с другими детьми в ходе овладения знаниями и решения проблем.

Коммуникативные действия обеспечивают социальную компетентность и учёт позиции других людей, партнёров по общению или деятельности; умение слушать и вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении проблем; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.

В контексте концепции универсальных учебных действий необходимость формирования коммуникативных умений (компетенций) рассматривается как одна из приоритетных.

Таким образом, учебное сотрудничество является залогом формирования коммуникативных универсальных учебных действий на уроках русского языка, особенно у младших школьников с ограниченными возможностями здоровья, а именно, у учащихся с задержкой психического развития. У данной нозологической группы детей наблюдаются значительные трудности при формировании общения, речи, двигательных функций, игровой, учебной деятельности. Проблема формирования коммуникативных универсальных учебных действий у детей с ЗПР на сегодняшний день является одной из самых актуальных.

В решении  данной проблемы применяю следующие интерактивные формы организации совместной деятельности по классификации Л. И. Уманского: совместно-индивидуальная, совместно-последовательная, совместно-взаимодействующая.

  • Совместно-индивидуальная деятельность – когда каждый участник делает часть работы независимо от других и «вливается» в общий проект (например, проект «Город букв»). Данная совместная деятельность выполняет подготовительную функцию, ориентированную в основном на детей либо с низким уровнем коммуникативных умений.
  • Совместно-последовательная деятельность – когда общая задача выполняется последовательно каждым участником. Например, при работе со словарными словами на карточке: один подчёркивает словарные слова, другой записывает, третий выделяет орфограммы, четвертый проверяет. Такая совместная деятельность создаёт условия для освоения стратегии элементарной кооперации с партнёром в планировании и выполнении задания. Следовательно, формирует осознание того, что работа каждого следующего участника группового взаимодействия зависит от качества работы предыдущего. Тем самым воспитывается ответственность каждого ученика за работу, выполненную в группе.
  • Совместно-взаимодействующая деятельность – когда происходит одновременное взаимодействие каждого участника со всеми остальными (например, создание стенгазет). Происходит обсуждение тем, выбор текстов, фотографий, рисунков, расположении и наклеивание, формулирование подписей). Данная совместная деятельность создаёт условия для освоения стратегии сотрудничества, требующей высокого уровня развития информационно-коммуникативных, интерактивных и перцептивных умений.

Также мы используем и другие интерактивные формы организации: работа в парах постоянного (статичные пары) и сменного состава. Без парной работы вообще нельзя обойтись в развивающем обучении, особенно с учащимися с ЗПР. Возможно применение следующих видов работ в паре: проверка письменных работ у друг друга, каллиграфии письма, взаимодиктанты.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Письменные творческие работы как средство формирования коммуникативной компетентности учащихся на уроках русского языка (из опыта работы)

В данном пособии представлен опыт работы учителя по формированию коммуникативной компетентности на уроках русского языка с помощью различных видов письменных творческих работ....

Формирование коммуникативной культуры как основы личностного развития учащихся (из опыта работы)

Одной из важнейших задач, стоящих перед учителем, всегда являлось развитие личности ученика. Федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС) второго поколения указывают на то, что развити...

Курсовая работа на тему: "Формирование коммуникативных УУД у младших школьников в коллективной творческой деятельности"

Курсовая работа на тему; "Формирование коммуникативных УУД у младших школьников в коллективной творческой деятельности"...

Обобщение опыта работы по теме "Формирование коммуникативных компетенций у младших школьников в группе продленного дня"

Данный материал представляет собой самообобщение опыта работы по формированию коммуникативных навыков у первоклассников в условиях пребывания в группе продленного дня. Предлагаемые формы групповой раб...

Приемы обучения коммуникативным навыкам младших школьников с РАС ( из опыта работы)

В связи с введением инклюзивного образования в образовательные учреждения пришли особенные дети. Надеюсь, используемые мной приемы помогут учителям организовать деятельнсть учащихся с разными возможно...

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАБОТА "Формирование коммуникативных качеств личности младших школьников"

      Дети коррекционных школ-интернатов - это особый контингент. Его особенность заключается в том,   что  воспитанники имеют ряд недостатков, которые обусловлива...