Доклад «Эффективные приемы работы при формировании и коррекции почерка у младших школьников»
учебно-методический материал
Эффективные приемы работы при формировании и коррекции почерка у младших школьников
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 27.15 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
"Туринская средняя школа"
Эвенкийского муниципального района
Красноярского края
Доклад на тему:
«Эффективные приемы работы при формировании и коррекции почерка у младших школьников».
Учитель- логопед : Костелова Юлия Юрьевна
2021-2022 учебный год
Письмо — вид речевой деятельности, в процессе которого содержание передаётся с помощью графических знаков. Для успешного овладения которым необходимо овладеть тремя основными группами навыков, а именно:
а) техническими – правильно пользоваться письменными принадлежностями, координировать движения рук, придерживаться гигиенических правил;
б) графическими – правильно изображать буквы, слоги, слова, писать буквы с нужным наклоном, определенной высоты и ширины, равномерно располагать на рабочей строке, правильно соединять их;
в) орфографическими – правильно определять звуковой и буквенный состав слов, комментировать их описание;
Овладение этими группами навыков является основой грамотного письма и хорошего почерка.
Когнитивные функции, обеспечивающие процесс письма
- Произвольная организация и регуляция деятельности.
- Речь.
- Фонетико-фонематическое восприятие.
- Звуко-буквенный анализ (перевод фонемы в графему).
- Внимание.
- Восприятие.
- Зрительно-пространственное восприятие.
- Зрительная память, зрительный контроль.
- Моторика, общая координация движений.
- Координация движений пальцев, кисти, руки.
- Зрительно-моторные координации.
- Фиксация позы (тоническое напряжение).
Почерк каждого человека формируется еще в детстве. Навыки письма приобретаются детьми с большим усилием. В самом начале этот процесс кажется сложным, кропотливым. Руки устают, а буквы и слова получаются совсем не как у взрослых: коряво, некрасиво, нескладно. Всем детям письмо дается по-разному. Одни в скором времени начинают писать быстро, каллиграфично, а у других возникают трудности. Если вовремя не провести коррекцию почерка, он так и останется корявым, нескладным на всю жизнь. Задача его исправления должна волновать педагогов, самих детей и их родителей.
Проблема с почерком - самая распространенная в начальной школе. Обучение письму - сложный вид работы для любого малыша. Самые последние исследования, проведенные специалистами различных направлений показали, что в начале обучения первоклассники на уроке письма испытывают физические и психические нагрузки того же уровня, что и космонавты в момент старта. Навыки письма у ребенка формируются позже умения читать или считать.
Что принято считать плохим почерком?
#1050;огда буквы «н», «и», «к», «п» настолько похожи, что невозможно понять- какую из них имел ввиду пишущий.
2. Когда наблюдаются неправильные соединения букв «о», «а», из-за этого они похожи как братья-близнецы.
3. Когда строка в тетради -понятие условное, буквы могут «танцевать» и над строчкой и под ней.
4. Когда буквы различны по высоте, ширине и наклону настолько, что необходимы терпение и опыт, чтобы расшифровать написанное.
5. Когда линии неровные, слабые, с дополнительными штрихами. Либо наоборот, нажим настолько сильный, что образуются «дырки» в тетради.
2. Причины плохого почерка?
Чтобы начать работу по исправлению почерка ребенка, необходимо знать о его причинах. И работать именно с причиной, а не со следствием.
Внутренние:
- ресурсы нервной системы;
- состояние мышц и связок;
- зрелость психических функций;
- личностная зрелость:
Внешние:
- методические;
- режим дня, баланс нагрузки;
- рабочие инструменты, как он их держит;
- поза при письме;
- под каким углом лежит тетрадь, какое расстояние до глаз;
- какова скорость письма, не спешит ли во время письма;
- мотивация;
Коррекция почерка происходит комплексно по нескольким направлениям.
#1047;доровье нервной системы. (Своевременное пролечивание детей).
2. Развитие общей моторики.
Подвижные игры: «Классики», «Резиночки», игры с мячом, игры со скакалкой, ЛФК.
Для развития каллиграфического письма стоит обратить внимание на укрепление мышц рук, спины и плечевого пояса. Именно от неправильного положения спины, сутулости может зависеть плохой почерк ребенка. Для развития этих групп мышц можно предложить следующие упражнения: --- рисование на листке бумаги, прилагаемом к стене.
- хождение по комнате с книгой на голове.
- упражнение «хождение на руках» («тачка») — ребенок передвигается по земле с помощью рук, а кто-то из взрослых держит его за ноги.
- упражнение «планка» с поднятой рукой и противоположной ногой. Так стоять 5-6 секунд, а затем поменять руку и ногу.
3. Развитие мелкой моторики пальцев рук.
Используются следующие виды работы, способствующие развитию мелких мышц пальцев и кистей рук.
1) Игры с пальчиками, сопровождающиеся стишками, потешками.
2) Пальчиковая гимнастика.
3) Самомассаж кистей и пальцев рук.
4) Игры и действия с игрушками и предметами.
- Завязывание узлов, бантов, плетение, вышивание.
- Составление мозаики, конструктора.
- Раскладывание пуговиц, палочек, зерен, желудей и т. д., нанизывание бус, колечек, пуговиц на нитку, пришивание, застегивание и расстегивание пуговиц.
- Составление фигурок из счетных палочек или спичек.
- «Волшебные мешочки», наполненные крупой, шариками.
5) Изобразительная деятельность.
- Раскрашивание.
- Срисовывание.
- Работа сножницами.
- Оригами.
- Лепка из пластилина.
- Поделки из природного материала.
4. Работа с психическими функциями.
1) Игры и упражнения на внимание.
- Игра «Делай так». Педагог показывает различные движения, дети повторяют их.
- Корректурные задания:
Попросить зачеркнуть все звездочки, ромбы
А потом задания можно усложнять. В каждый ромб нужно поставить точку, в кружочках поставить минус, в квадратах — галочку, а в треугольниках плюс.
- «Найди слова»
На доске написаны слова, в каждом из которых нужно отыскать другое, спрятавшееся в нем, слово.
Например:
смех, волк, столб, коса, полк, зубр, удочка, мель, набор, укол, дорога, олень, пирожок, китель.
- Методика Мюнстерберга (и ее модификации)
В бессмысленный набор букв вставляются слова (чаще – существительные, но могут быть глаголы, прилагательные, наречия). Требуется отыскать их как можно быстрее и без ошибок.
Ребенку дают бланк с напечатанными на нем 5-ю строчками случайно набранных букв, следующих друг за другом без пробелов. Среди этих букв ребенок должен отыскать 10 слов (3-х, 4-х, 5-ти сложных) и подчеркнуть их. На выполнение всего задания отводится 5 мин. Показателем успешности может служить число правильно найденных слов и скорость выполнения задания.
Пример задания:
ЯФОУФСНКОТПХЬАБЦРИГЪМЩЮСАЭЕЫМЯЧ
ЛОЬИРЪГНЖРЛРАКГДЗПМЫЛОАКМНПРСТУР
ФРШУБАТВВГДИЖСЯИУМАМАЦПЧУЪЩМОЖ
БРПТЯЭЦБУРАНСГЛКЮГБЕИОПАЛКАФСПТУЧ
ОСМЕТЛАОУЖЫЪЕЛАВТОБУСИОХПСДЯЗВЖ
- «Каждой руке – свое дело»
Детей просят левой рукой медленно перелистывать в течение 1 мин книгу с иллюстрациями (запоминая их), а правой чертить геометрические фигуры или решать несложные примеры.
Игра может быть предложена на уроке математики.
- Игра «Попробуй повтори».
- Игра «Доббль».
2) Развитие пространственных представлений.
Основные этапы работы:
- восприятие схемы собственного тела.
Изучаем тело.
- внешнее предметное пространство.
Игра «Роботы».
- пространство листа.
Графические диктанты
- конструирование.
Сложи узор, танграмм.
- квазиопространство.
Работа с логико-грамматическими конструкциями, определение времени по часам, рассказ по картинкам с заложенной в нем моралью.
3) Развитие зрительно-моторных координаций.
- Нарисуйте на листе нелинованной бумаги 6 квадратов. В верхней части нарисованы фигуры, а в нижних квадратах попросите ребенка нарисовать точно также.
- Попросите ребенка запомнить, что нарисовано, перевернуть карточку заданием вниз и нарисовать то, что было на карточке.
- упражнения из тетрадей.
#1057;облюдение требований:
- К правильной позе при письме:
- Сидеть прямо.
- опираться спиной на спинку стула.
- Не опираться грудью на стол.
- Ноги держать прямо, стопы на полу.
- Обе руки на столе, опираются о край стола, локти выступают за край стола.
- Свет при работе должен падать слева, (у леворукого ребенка справа).
- Голова слегка наклонена вперед, чтобы глаза находились на расстоянии 20-30 см от тетради.
- К правильной постановке руки при письме:
- Ручка лежит на левой стороне среднего пальца, указательный палец придерживает ручку сверху, большой –поддерживает ручку с левой стороны.
- Все три пальца слегка согнуты и не сжимают ручку сильно.
- Указательный палец может легко подниматься.
- Безымянный и мизинец – внутри ладони.
- Во время письма рука опирается на верхний сустав загнутого внутрь мизинца.
- Расстояние от кончика стержня до указательного пальца – около двух см.
- Лучший вариант – шариковая ручка с резиновой насадкой для пальцев длиной 15 см.
6. Графические упражнения.
- Письмо в разных по ширине строках (широкая-4 см, средняя-2 см, узкая-1 см, наклонная, сужающаяся строки). Можно постоянно варьировать строчки по ширине на одном занятии, это тренирует зрительно-моторные координации.
- Использование тетрадей с разными вариантами линеек.
- Маркировка строчек.
- Графические ритмы.
- Двуручное рисование.
- Штриховка.
- Продолжи рисовать узор.
- Обведи рисунок по точкам.
7. Работа с буквой.
- При формировании навыков правописания букв, необходимо предложить детям разнообразные упражнения с моделированием:
- составить трудную для написания ребенком букву из палочек, спичек;
выложить шнурком, слепить из пластилина;
- составить букву из представленных элементов;
- показать правильно изображенную букву в паре, где одна изображена правильно, а вторая зеркально;
- дополнить недостающий элемент буквы;
- найти данную букву среди многих других;
- назвать предмет, похожий на букву.
- Мемори «Прописные буквы»
Цель игры: найти пары заглавная письменная буква - соответствующая ей строчная буква.
Карточки выкладываются изображением вниз, причем сначала не нужно брать сразу все, увеличивайте количество постепенно.
Переворачивая карточки по одной, вы должны найти каждой прописной букве соответствующую строчную – они и составят пару. Кто находит парные карточки – забирает их себе, для большей пользы можно каждый раз называть карточки, а выигранные – еще и прописывать на листочке, например, «собирая» свой выигрыш.
- Игра «Лото»
Каждый квадрат – часть буквы, разрезанной и по горизонтали, и по вертикали. На каждой стороне квадрата должна быть половинка буквы. Нет смысла использовать сразу все буквы. Лучше. Если в основе будет 6-10 букв. По мере изучения букв число квадратов можно увеличить, а задания варьировать.
- Упражнение «Выбери и подчеркни те буквосочетания и слова, которые написаны до черточки».
- Игра «Ромашка»
- Прием «Дермолексия»
Педагог «рисует» на ладони ребенка букву, а тот должен опознать её.
8. Работа в прописи.
Для тренировки навыков письма следует использовать дополнительные прописи для ежедневных занятий.
Список литературы:
Безруких М. М., Ефимова С. П. Знаете ли вы своего ученика? – М.: Просвещение, 1991
Коноваленко В. В. Индивидуально-подгрупповая работа по коррекции звукопроизношения/В. В. Коноваленко, С. В. Коноваленко, М. И. Кременецкая. – 3-е изд., испр. и доп. – М.: Издательство ГНОМ, 2016
Методическая копилка. Для учителей начальных классов: Учеб. Пособие/ Автор-составитель В. П. Шульгина. (Серия «Школа радости»). – Ростов н/Д: Феникс, 2001
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Система работы по формированию и развитию речевой деятельности младших школьников.
Данное пособие представляет опыт системной многоплановой работы по развитию речи младших школьников. Первоочередными условиями для решения задачи формирования речевой деятельности учащихся...
Групповые формы работы - способ формирования коммуникативных универсальных учебных действий младших школьников
Одной из наиболее эффективных форм работы для развития коммуникативных навыков является групповая. Младшим школьникам нравится работать в группах, эту форму работы можно использовать на любом этапе ур...

Коррекционно-педагогическая работа по формированию пространственно-временных представлений у младших школьников с детским церебральным параличом
Дипломная работа "Коррекционно-педагогическая работа по формированию пространственно-временных представлений у младших школьников с детским церебральным параличом"...

ФОРМИРОВАНИЕ И КОРРЕКЦИЯ ПРОСТРАНСТВЕННЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ
Отчет по методической теме на городском Методическом объединении учителей начальных классов г. Североморска....

Организация образовательной деятельности с воспитанниками и учащимися с включением эффективных приемов работы по формированию самостоятельности
Использование ТРИЗ-технологии делает педагогический процесс эффективным, формирует системно-диалектическое мышление, самостоятельность учащихся и углубляет предметные знания...

Выступление на методическом объединении учителей начальных классов, учителей-логопедов по теме: «Методы и приемы логопедической ра-боты по коррекции дислексии у младших школьников»
Учение о нарушениях чтения и письма существует уже более ста лет, однако и до настоящего времени вопросы диагн...
Обобщение опыта работы по теме: " Эффективные приемы работы по формированию естественно-научной грамотности в начальной школе"
Данный материал содержит рекомендации по использованию приёмов по формированию естественно-научной грамотности в начальной школе....
