Доклад «Эффективные приемы работы при формировании и коррекции почерка у младших школьников»
учебно-методический материал

Костелова Юлия Юрьевна

Эффективные приемы работы при формировании и коррекции почерка у младших школьников

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

"Туринская средняя школа"

Эвенкийского муниципального района

Красноярского края

Доклад на тему:

«Эффективные приемы работы при формировании и коррекции почерка у младших школьников».

Учитель- логопед : Костелова Юлия Юрьевна

2021-2022 учебный год

Письмо — вид речевой деятельности, в процессе которого содержание передаётся с помощью графических знаков. Для успешного овладения которым необходимо овладеть тремя основными группами навыков, а именно:

а) техническими – правильно пользоваться письменными принадлежностями, координировать движения рук, придерживаться гигиенических правил;

б) графическими – правильно изображать буквы, слоги, слова, писать буквы с нужным наклоном, определенной высоты и ширины, равномерно располагать на рабочей строке, правильно соединять их;

в) орфографическими – правильно определять звуковой и буквенный состав слов, комментировать их описание;

Овладение этими группами навыков является основой грамотного письма и хорошего почерка.

Когнитивные функции, обеспечивающие процесс письма

- Произвольная организация и регуляция деятельности.

- Речь.

- Фонетико-фонематическое восприятие.

- Звуко-буквенный анализ (перевод фонемы в графему).

- Внимание.

- Восприятие.

- Зрительно-пространственное восприятие.

- Зрительная память, зрительный контроль.

- Моторика, общая координация движений.

- Координация движений пальцев, кисти, руки.

- Зрительно-моторные координации.

- Фиксация позы (тоническое напряжение).

Почерк каждого человека формируется еще в детстве. Навыки письма приобретаются детьми с большим усилием. В самом начале этот процесс кажется сложным, кропотливым. Руки устают, а буквы и слова получаются совсем не как у взрослых: коряво, некрасиво, нескладно. Всем детям письмо дается по-разному. Одни в скором времени начинают писать быстро, каллиграфично, а у других возникают трудности. Если вовремя не провести коррекцию почерка, он так и останется корявым, нескладным на всю жизнь. Задача его исправления должна волновать педагогов, самих детей и их родителей.

Проблема с почерком - самая распространенная в начальной школе. Обучение письму - сложный вид работы для любого малыша. Самые последние исследования, проведенные специалистами различных направлений показали, что в начале обучения первоклассники на уроке письма испытывают физические и психические нагрузки того же уровня, что и космонавты в момент старта. Навыки письма у ребенка формируются позже умения читать или считать.

Что принято считать плохим почерком?

#1050;огда буквы «н», «и», «к», «п» настолько похожи, что невозможно понять- какую из них имел ввиду пишущий.

2. Когда наблюдаются неправильные соединения букв «о», «а», из-за этого они похожи как братья-близнецы.

3. Когда строка в тетради -понятие условное, буквы могут «танцевать» и над строчкой и под ней.

4. Когда буквы различны по высоте, ширине и наклону настолько, что необходимы терпение и опыт, чтобы расшифровать написанное.

5. Когда линии неровные, слабые, с дополнительными штрихами. Либо наоборот, нажим настолько сильный, что образуются «дырки» в тетради.

2. Причины плохого почерка?

Чтобы начать работу по исправлению почерка ребенка, необходимо знать о его причинах. И работать именно с причиной, а не со следствием.

Внутренние:

- ресурсы нервной системы;

- состояние мышц и связок;

- зрелость психических функций;

- личностная зрелость:

Внешние:

- методические;

- режим дня, баланс нагрузки;

- рабочие инструменты, как он их держит;

- поза при письме;

- под каким углом лежит тетрадь, какое расстояние до глаз;

- какова скорость письма, не спешит ли во время письма;

- мотивация;

Коррекция почерка происходит комплексно по нескольким направлениям.

#1047;доровье нервной системы. (Своевременное пролечивание детей).

2. Развитие общей моторики.

Подвижные игры: «Классики», «Резиночки», игры с мячом, игры со скакалкой, ЛФК.

Для развития каллиграфического письма стоит обратить внимание на укрепление мышц рук, спины и плечевого пояса. Именно от неправильного положения спины, сутулости может зависеть плохой почерк ребенка. Для развития этих групп мышц можно предложить следующие упражнения: --- рисование на листке бумаги, прилагаемом к стене.

- хождение по комнате с книгой на голове.

- упражнение «хождение на руках» («тачка») — ребенок передвигается по земле с помощью рук, а кто-то из взрослых держит его за ноги.

- упражнение «планка» с поднятой рукой и противоположной ногой. Так стоять 5-6 секунд, а затем поменять руку и ногу.

3. Развитие мелкой моторики пальцев рук.

Используются следующие виды работы, способствующие развитию мелких мышц пальцев и кистей рук.

1) Игры с пальчиками, сопровождающиеся стишками, потешками.

2) Пальчиковая гимнастика.

3) Самомассаж кистей и пальцев рук.

4) Игры и действия с игрушками и предметами.

- Завязывание узлов, бантов, плетение, вышивание.

- Составление мозаики, конструктора.

- Раскладывание пуговиц, палочек, зерен, желудей и т. д., нанизывание бус, колечек, пуговиц на нитку, пришивание, застегивание и расстегивание пуговиц.

- Составление фигурок из счетных палочек или спичек.

- «Волшебные мешочки», наполненные крупой, шариками.

5) Изобразительная деятельность.

- Раскрашивание.

- Срисовывание.

- Работа сножницами.

- Оригами.

- Лепка из пластилина.

- Поделки из природного материала.

4. Работа с психическими функциями.

1) Игры и упражнения на внимание.

- Игра «Делай так». Педагог показывает различные движения, дети повторяют их.

- Корректурные задания:

Попросить зачеркнуть все звездочки, ромбы

А потом задания можно усложнять. В каждый ромб нужно поставить точку, в кружочках поставить минус, в квадратах — галочку, а в треугольниках плюс.

- «Найди слова»

На доске написаны слова, в каждом из которых нужно отыскать другое, спрятавшееся в нем, слово.

Например:

смех, волк, столб, коса, полк, зубр, удочка, мель, набор, укол, дорога, олень, пирожок, китель.

- Методика Мюнстерберга (и ее модификации)

В бессмысленный набор букв вставляются слова (чаще – существительные, но могут быть глаголы, прилагательные, наречия). Требуется отыскать их как можно быстрее и без ошибок.

Ребенку дают бланк с напечатанными на нем 5-ю строчками случайно набранных букв, следующих друг за другом без пробелов. Среди этих букв ребенок должен отыскать 10 слов (3-х, 4-х, 5-ти сложных) и подчеркнуть их. На выполнение всего задания отводится 5 мин. Показателем успешности может служить число правильно найденных слов и скорость выполнения задания.

Пример задания:

ЯФОУФСНКОТПХЬАБЦРИГЪМЩЮСАЭЕЫМЯЧ

ЛОЬИРЪГНЖРЛРАКГДЗПМЫЛОАКМНПРСТУР

ФРШУБАТВВГДИЖСЯИУМАМАЦПЧУЪЩМОЖ

БРПТЯЭЦБУРАНСГЛКЮГБЕИОПАЛКАФСПТУЧ

ОСМЕТЛАОУЖЫЪЕЛАВТОБУСИОХПСДЯЗВЖ

- «Каждой руке – свое дело»

Детей просят левой рукой медленно перелистывать в течение 1 мин книгу с иллюстрациями (запоминая их), а правой чертить геометрические фигуры или решать несложные примеры.

Игра может быть предложена на уроке математики.

- Игра «Попробуй повтори».

- Игра «Доббль».

2) Развитие пространственных представлений.

Основные этапы работы:

- восприятие схемы собственного тела.

Изучаем тело.

- внешнее предметное пространство.

Игра «Роботы».

- пространство листа.

Графические диктанты

- конструирование.

Сложи узор, танграмм.

- квазиопространство.

Работа с логико-грамматическими конструкциями, определение времени по часам, рассказ по картинкам с заложенной в нем моралью.

3) Развитие зрительно-моторных координаций.

- Нарисуйте на листе нелинованной бумаги 6 квадратов. В верхней части нарисованы фигуры, а в нижних квадратах попросите ребенка нарисовать точно также.

- Попросите ребенка запомнить, что нарисовано, перевернуть карточку заданием вниз и нарисовать то, что было на карточке.

- упражнения из тетрадей.

#1057;облюдение требований:

  • К правильной позе при письме:

- Сидеть прямо.

- опираться спиной на спинку стула.

- Не опираться грудью на стол.

- Ноги держать прямо, стопы на полу.

- Обе руки на столе, опираются о край стола, локти выступают за край стола.

- Свет при работе должен падать слева, (у леворукого ребенка справа).

- Голова слегка наклонена вперед, чтобы глаза находились на расстоянии 20-30 см от тетради.

  • К правильной постановке руки при письме:

- Ручка лежит на левой стороне среднего пальца, указательный палец придерживает ручку сверху, большой –поддерживает ручку с левой стороны.

- Все три пальца слегка согнуты и не сжимают ручку сильно.

- Указательный палец может легко подниматься.

- Безымянный и мизинец – внутри ладони.

- Во время письма рука опирается на верхний сустав загнутого внутрь мизинца.

- Расстояние от кончика стержня до указательного пальца – около двух см.

- Лучший вариант – шариковая ручка с резиновой насадкой для пальцев длиной 15 см.

6. Графические упражнения.

- Письмо в разных по ширине строках (широкая-4 см, средняя-2 см, узкая-1 см, наклонная, сужающаяся строки). Можно постоянно варьировать строчки по ширине на одном занятии, это тренирует зрительно-моторные координации.

- Использование тетрадей с разными вариантами линеек.

- Маркировка строчек.

- Графические ритмы.

- Двуручное рисование.

- Штриховка.

- Продолжи рисовать узор.

- Обведи рисунок по точкам.

7. Работа с буквой.

  • При формировании навыков правописания букв, необходимо предложить детям разнообразные упражнения с моделированием:

- составить трудную для написания ребенком букву из палочек, спичек;

выложить шнурком, слепить из пластилина;

- составить букву из представленных элементов;

- показать правильно изображенную букву в паре, где одна изображена правильно, а вторая зеркально;

- дополнить недостающий элемент буквы;

- найти данную букву среди многих других;

- назвать предмет, похожий на букву.

  • Мемори «Прописные буквы»

Цель игры: найти пары заглавная письменная буква - соответствующая ей строчная буква.

Карточки выкладываются изображением вниз, причем сначала не нужно брать сразу все, увеличивайте количество постепенно.
Переворачивая карточки по одной, вы должны найти каждой прописной букве соответствующую строчную – они и составят пару. Кто находит парные карточки – забирает их себе, для большей пользы можно каждый раз называть карточки, а выигранные – еще и прописывать на листочке, например, «собирая» свой выигрыш.

  • Игра «Лото»

Каждый квадрат – часть буквы, разрезанной и по горизонтали, и по вертикали. На каждой стороне квадрата должна быть половинка буквы. Нет смысла использовать сразу все буквы. Лучше. Если в основе будет 6-10 букв. По мере изучения букв число квадратов можно увеличить, а задания варьировать.

  • Упражнение «Выбери и подчеркни те буквосочетания и слова, которые написаны до черточки».
  • Игра «Ромашка»
  • Прием «Дермолексия»

Педагог «рисует» на ладони ребенка букву, а тот должен опознать её.

8. Работа в прописи.

Для тренировки навыков письма следует использовать дополнительные прописи для ежедневных занятий.

Список литературы:

Безруких М. М., Ефимова С. П. Знаете ли вы своего ученика? – М.: Просвещение, 1991

Коноваленко В. В. Индивидуально-подгрупповая работа по коррекции звукопроизношения/В. В. Коноваленко, С. В. Коноваленко, М. И. Кременецкая. – 3-е изд., испр. и доп. – М.: Издательство ГНОМ, 2016

Методическая копилка. Для учителей начальных классов: Учеб. Пособие/ Автор-составитель В. П. Шульгина. (Серия «Школа радости»). – Ростов н/Д: Феникс, 2001


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Система работы по формированию и развитию речевой деятельности младших школьников.

Данное пособие представляет опыт системной многоплановой работы по развитию речи младших школьников. Первоочередными условиями для решения задачи  формирования речевой деятельности учащихся...

Групповые формы работы - способ формирования коммуникативных универсальных учебных действий младших школьников

Одной из наиболее эффективных форм работы для развития коммуникативных навыков является групповая. Младшим школьникам нравится работать в группах, эту форму работы можно использовать на любом этапе ур...

Коррекционно-педагогическая работа по формированию пространственно-временных представлений у младших школьников с детским церебральным параличом

Дипломная работа "Коррекционно-педагогическая работа по формированию пространственно-временных представлений у младших школьников с детским церебральным параличом"...

ФОРМИРОВАНИЕ И КОРРЕКЦИЯ ПРОСТРАНСТВЕННЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ

Отчет по методической теме на городском Методическом объединении учителей начальных классов г. Североморска....

Организация образовательной деятельности с воспитанниками и учащимися с включением эффективных приемов работы по формированию самостоятельности

Использование ТРИЗ-технологии делает педагогический процесс эффективным, формирует системно-диалектическое мышление, самостоятельность учащихся и углубляет предметные знания...

Выступление на методическом объединении учителей начальных классов, учителей-логопедов по теме: «Методы и приемы логопедической ра-боты по коррекции дислексии у младших школьников»

Учение  о  нарушениях  чтения  и  письма  существует  уже  более  ста лет, однако  и  до  настоящего  времени  вопросы  диагн...

Обобщение опыта работы по теме: " Эффективные приемы работы по формированию естественно-научной грамотности в начальной школе"

Данный материал содержит рекомендации по использованию приёмов по формированию естественно-научной грамотности в начальной школе....