Сообщение на МО 2022 "ИКТ на уроках в начальной школе"
статья

В сообщении указывается важная роль использования ИКТ на уроках в начальной школе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ikt_na_urokah_v_nachalnoy_shkole.doc41.5 КБ

Предварительный просмотр:

Выступление на МО  учителей начальных классов

«Инфомационно-коммуникационные технологии на уроках в начальной школе»

И.Н. Кочкурова,

учитель начальных классов

МБОУ «Понизовская школа»

       Сегодня меняются приоритеты современного образования, поэтому и выпускник начальной школы должен быть уже другим. Современный выпускник должен не просто владеть суммой знаний, а уметь организовывать собственную учебную и внеучебную деятельность. Следовательно, моя задача как педагога заключается в развитии ребенка, чтобы он: мог и хотел добывать (а не получать!) знания,  мог приобрести умения и навыки,  раскрыл и развил свои природные задатки и способности,  нашел поддержку и понимание у сверстников и взрослых,  стремился к самопознанию, саморазвитию, самосовершенствованию.

       Обновление образования требует использования разнообразных педагогических технологий, в том числе ИКТ, в результате чего у обучающихся возникает целостное восприятие мира, формируется деятельностный подход в обучении.

     Современный урок невозможно провести без привлечения средств наглядности. Где найти нужный материал и как лучше его продемонстрировать? На помощь пришли компьютерные технологии.

Передо мной, как учителем, стоит задача обучать детей таким образом, чтобы они могли быстро и пластично реагировать на изменяющиеся условия, были способны обнаруживать новые проблемы и задачи, находить пути их решения. Достичь хорошего результата в выполнении этой задачи можно в условиях реализации инновационного подхода в обучении, обеспечивающего переход на продуктивно-творческий уровень. Этого можно достичь при помощи информационно-коммуникационных технологий.

Использование ИКТ на уроках в начальной школе помогает учащимся

  • ориентироваться в информационных потоках окружающего мира,
  • овладеть практическими способами работы с информацией,
  • развивать умения, позволяющие обмениваться информацией с помощью современных технических средств.

 Применение ИКТ на уроках усиливает

  • положительную мотивацию обучения,
  •  активизирует познавательную деятельность учащихся.

Применение ИКТ формирует

  • навык исследовательской деятельности,

способствует повышению качества образования.

Использование ИКТ позволяет

  • разрядить  эмоциональную напряженность;
  • оживить учебный процесс (что особенно важно, если учитывать психологические особенности младшего школьного возраста, в частности длительное преобладание наглядно-образного мышления над абстрактно-логическим)

     Особенностью учебного процесса с применением информационных технологий является то, что центром деятельности становится ученик, который исходя из своих индивидуальных способностей и интересов, выстраивает процесс познания. Учитель часто выступает в роли помощника, консультанта, поощряющего оригинальные находки, стимулирующего активность, инициативу, самостоятельность.

Компьютер является  мощнейшим стимулом для творчества детей. Экран притягивает внимание, которого мы порой не можем добиться при фронтальной работе с классом.  

Использую информационные технологии на всех этапах урока: при объяснении нового материала, закреплении, повторении, контроле.

При подготовке к урокам с использованием ИКТ я  использую электронные ресурсы учебного назначения:

 -ресурсы Интернет

 -электронные энциклопедии

 -электронные приложения к учебникам.

     Дидактический материал ИКТ разнообразный по содержанию и по форме. Я часто применяю видеоролики, фотографии (репродукции) электронной энциклопедии, презентации, различные тесты, задания развивающего характера.

     При разработке уроков  с использованием ИКТ уделяю особое внимание здоровью детей. Обязательно включаю физкультминутки, динамические паузы, зарядку для глаз, смену поз.

    Для закрепления знаний, развития интереса к школьным предметам тем учащимся, которые уже хоть немного владеют компьютером, предлагаю самостоятельные творческие задания, которые могут выражаться:

 в составлении кроссворда, ребуса по теме,

 в подготовке различных творческих сообщений,

 в изготовлении  презентаций  и др.

     Уроки с использованием информационных технологий не только расширяют и закрепляют полученные знания, но и в значительной степени повышают творческий и интеллектуальный потенциал учащихся. Я уверена, что использование информационных технологий может качественно изменить преподавание традиционных учебных предметов,  оптимизировать процессы понимания и запоминания учебного материала, а главное, поднять на неизменно более высокий уровень интерес детей к учебе.

Использование уроков с применением ИКТ  предполагает:

  • повышение мотивации к изучению учебных предметов;
  • положительную динамику результатов качества по предметам;
  • увеличение количества учащихся, принимающих участие в интеллектуальных конкурсах, олимпиадах, повышение результативности;
  • использование обучающимися разнообразных информационных источников, словарей и энциклопедий при создании творческих проектов;
  • повышение самооценки ребенка и уверенности в своих силах.

На уроках математики при помощи компьютера решается проблема дефицита подвижной наглядности, когда дети под моим руководством на экране монитора сравнивают способом наложения геометрические фигуры, повторяют таблицу умножения, решают задачи на движение.

       Для развития интереса к урокам русского языка учащимся предлагаю творческие задания, которые могут выражаться: в разгадывании кроссворда, ребуса по теме. Использование презентаций позволяет разнообразить виды словарной работы, наглядно продемонстрировать деление на группы слов по различным признакам.

      В содержание уроков литературного чтения включаю аудио средства, предлагая записи образцового чтения небольших по объёму литературных произведений. Это обучает выразительному чтению, умению прочувствовать настроение, определить характер героев.

     Чтение стихов под удачно подобранную фонограмму вызывает в душах маленьких слушателей бурю эмоций, желание самим попробовать вызвать такие же чувства и у других. Повышают творческий и интеллектуальный потенциал учащихся, расширяют и закрепляют полученные знания уроки - викторины по сказкам.

    Особенно яркими и результативными с позиции информационных технологий получаются уроки окружающего мира, изобразительного искусства.  Основа урока – это изложение нового материала, иллюстрируемое рисунками, фотографиями, простыми и анимированными схемами, анимационными видеофильмами.

    В курсе начальной школы введены уроки, изучающие народные промыслы России. Например, Дымковская игрушка. С помощью слайдов у нас есть возможность показать историю возникновения промысла, технологию производства, а также основные виды росписи.

   Использование ИКТ на уроках технологии упрощает инструктаж, появляется возможность продемонстрировать порядок выполнения работы, с помощью штриховки, стрелок можно обозначить необходимые линии, а затем вывести готовый результат. Причём ИКТ даёт возможность с помощью повторов отработать сложные этапы работы.

     У сельских школьников небогатая жизненная практика и поэтому для них многие образы окружающего мира, изучаемые по программе, незнакомы. А при помощи ИКТ мы имеем возможность подобрать богатый иллюстративный материал в качестве дополнения к учебнику.

      Применение новых информационных технологий в традиционном начальном образовании позволяет дифференцировать процесс обучения младших школьников с учетом их индивидуальных особенностей, дает возможность  учителю расширить спектр способов предъявления учебной информации, позволяет осуществлять гибкое управление учебным процессом, что является социально значимым и актуальным в наше время.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сообщение по теме самообразования "Исследовательская деятельность на уроках в начальной школе"

Исследовательская деятельность - это один из мощных инструментов по формированию интеллектуальных и творческих способностей школьников. Навыки творческой деятельности готовят учащихся к обучению в сре...

Сообщение на районном МО на тему "Типология уроков в начальной школе"

Урок был и остается основной формой учебно-воспитательного процесса. Современный урок - это урок, на котором учитель умело использует  все возможные формы организации познавательной деятельности ...

Сообщение "Инновационные технологии в преподавании математики в начальной школе"

Какие инновационные технологии применяются в работе учителя...

Сообщение на педагогическом совете «Использование проектов в начальной школе для активизации познавательного интереса и творческой деятельности учащихся».

Организация проектной деятельности является одним из условий максимально эффективного развития младших школьников. Именно в этом заключается актуальность данной темы....

Сообщение на тему: " Групповые формы работы на уроках в начальной школе"

Групповые формы работы на уроках в начальной школе....

Сообщение: «Технология критического мышления на уроках в начальной школе как условие повышения качества образования»

Представлено сообщение на тему "Технология критического мышления на уроках в начальной школе как условие повышения качества образования" и презентация...

Сообщение на тему: "Формирование функциональной грамотности в начальной школе"

В данной статье вы найдёте обмен опытом работы над формированием функциональной грамотности на уроке литературного чтения и математике в начальной школе....