Развитие познавательной активности младших школьников на уроках окружающего мира
статья (1, 2, 3, 4 класс)

Данная статья о том, что если сделать содержание предмета богатым, глубоким, привлекательным, а способы познавательной деятельности разнообразными, творческими, продуктивными – это повлечёт развитие и укрепление познавательного интереса, что, в свою очередь, вызывет у ученика желание знать, поможет ребёнку поверить в себя, позволит учиться в полную силу своих способностей. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razvitie_poznavatelnoy_aktivnosti_mladshih_shkolnikov.docx46.34 КБ

Предварительный просмотр:

«Развитие познавательной активности  младших школьников

на уроках окружающего мира в условиях реализации ФГОС»

«Если хочешь воспитать в детях смелость ума, интерес к серьёзной интеллектуальной работе, вселить в них радость сотворчества, то создавай такие условия, чтобы искорки их мыслей образовывали царство мыслей, дай возможность им почувствовать себя в нём властелинами».

Ш.А. Амонашвили.

        Активность личности в обучении является важнейшим фактором для достижения целей обучения, общего развития личности.

  Выпускник начальной школы должен не только владеть системой знаний, умений и навыков. Ребёнок, оканчивающий начальную школу, должен  быть  человек любознательный, интересующийся, активно познающий мир; умеющий учиться, способный к организации собственной деятельности.

Однако педагоги часто отмечают у школьников равнодушие к знаниям, нежелание учиться, узнавать что-то новое, низкий уровень познавательной активности.

 

Что же такое познавательная активность?  Обратимся к словарю.

 « Познавательная активность – это избирательная направленность личности на предметы и явления окружающей действительности».
Младший школьный возраст является одним из главных периодов жизни ребенка, так как именно на этом этапе ребенок начинает приобретать основной запас знаний об окружающей действительности для своего дальнейшего развития.

  Существуют объективные показатели уровня познавательной активности. К ним относятся: стабильность, прилежание, осознанность учения, творческие проявления, поведение в нестандартных учебных ситуациях, самостоятельность при решении учебных задач и т.д.

Все это дает возможность выделить следующие уровни проявления активности: нулевой, относительно-активный, исполнительно-активный и творческий.  Степень проявления активности учащегося в учебном процессе – это динамический, изменяющийся показатель. В силах учителя, помочь учащемуся перейти с нулевого уровня на относительно-активный и т.д..

Уровни познавательной активности.

Уровни познавательной активности.

Психолого-педагогические особенности учащихся.

Нулевой уровень

Учащиеся пассивны. С трудом включаются в учебную работу. Не в состоянии самостоятельно решать учебную задачу и не пытаются искать собственное решение.

Относительно - активный уровень

Включение учащихся в учебную деятельность связанно с эмоциональной  привлекательностью и не подкрепляются волевыми и интеллектуальными усилиями. Охотно приступают к новым видам работы, однако при затруднениях легко теряют интерес к учению.

Исполнительно – активный уровень.

Умение подчинять эмоциональные и волевые усилия определенной учебной цели отличает этих учащихся.

Активный уровень познания.

Достаточно осознанно воспринимают учебную задачу, с желанием включаются в учебную деятельность, часто предлагают оригинальные пути решения, работают самостоятельно.

Творческий уровень.

Особые задатки, одаренность. Учащиеся способны выразить свое особое, неповторимое отношение к миру.

Учащимся с нулевым уровнем познавательной активности несвойственны агрессия или демонстративный отказ от учебной деятельности. Как правило, они пассивны, с трудом включаются в учебную работу, ожидают привычного давления со стороны учителя. Занимаясь с этой группой учеников нужно помнить о том, что они медленно включаются в работу, их активность возрастает постепенно. В момент ответа не стоит перебивать их или задавать неожиданные каверзные вопросы.

Для учащихся с относительно-активным уровнем познавательной деятельности характерна заинтересованность только в определенных учебных ситуациях, связанных с интересной темой урока или необычными приемами преподавания. Такие ученики с желанием приступают к новым видам работы, однако, при затруднениях так же легко теряют интерес к учению. Стратегия учителя в работе с относительно активными учащимися заключается в том, чтобы помочь  им  включиться в учебную деятельность. Но и поддерживать для них эмоционально-актуальную атмосферу на протяжении всего урока.

Учащиеся с активным отношением к познавательной деятельности, как правило, любимы учителями. Они всегда выполняют домашние задания, помогают учителям, главное в них - стабильность и постоянство. Именно на данную категорию учащихся опирается учитель при изучении новой (непростой) темы; именно эти школьники выручают учителя в трудных учебных ситуациях (открытые уроки). Однако и у этих учащихся есть свои проблемы. Их называют “зубрилками” за усидчивость и прилежание. Кажущаяся легкость, с которой им дается учеба – результат более ранних усилий ученика: умение сосредоточиться на задаче, внимательно знакомиться с условиями задания, активизировать имеющиеся знания, выбирать наиболее удачный вариант, а при необходимости повторить всю эту цепочку. Эти ученики начинают скучать на уроке, если изучаемый материал достаточно прост. Если учитель занят с более слабыми учащимися. Постепенно они привыкают ограничивать себя рамками учебной задачи и уже не хотят или отвыкают искать нестандартные решения. Вот почему проблема активизации познавательной деятельности таких учащихся достаточно актуальна. Основная стратегия учителя в работе с учащимися высокой познавательной активностью заключается в том, чтобы побуждать ученика к самоактивности в учении.

Педагогическая работа с учащимися, обладающими творческим уровнем познавательной активности, ориентирована на специальные приемы, стимулирующие творческую деятельность учащихся в целом.

Основная задача  учителя, формирующего познавательный интерес: 
- быть внимательным к каждому ребенку;

- уметь увидеть, подметить у ученика малейшую искру интереса к какой-либо стороне учебной работы;

- создавать все условия для того, чтобы разжечь ее и превратить в подлинный интерес к науке, к знаниям.

Условия, соблюдение которых способствует развитию и укреплению познавательного интереса учащихся:

Первое условие состоит в том, чтобы осуществлять максимальную опору на активную мыслительную деятельность учащихся. 

Второе условие предполагает обеспечение формирования познавательных интересов и личности в целом. 
Третье важное условие -эмоциональная атмосфера обучения, положительный эмоциональный тонус учебного процесса .

Четвертым условием является благоприятное общение в учебном процессе. Эта группа условий отношения «ученик - учитель», «ученик - родители и близкие», «ученик - коллектив». 
        Развитие  познавательной  активности учащихся на уроках окружающего мира может происходить по двум основным направлениям. С одной стороны, этому способствует само содержание учебного предмета. С другой стороны, развитие происходит путём определённой организации познавательной деятельности учащихся.

Остановимся на некоторых способах развития познавательной активности младших школьников на уроках окружающего мира.

Нетрадиционные (нестандартные) уроки

Очень нравятся учащимся уроки, необычные по организации, форме проведения, например: уроки-соревнования; уроки – КВН («Животные нашего края»); уроки - творческие отчёты; уроки-конкурсы; уроки-обобщения; уроки-игры («Поле чудес», «Крестики-нолики»); уроки-экскурсии («В гости к осени», «Наша школа»), уроки-путешествия («Путешествие по природным зонам России»), интегрированные уроки и многие другие. Однако часто использовать их нецелесообразно.

Нестандартные уроки чаще имеют  место при проверке и обобщений знаний учащихся. Но некоторые из них можно использовать при изучении нового материала. Остановлюсь на характеристике некоторых из их.

Урок – путешествие

Урок проводится в форме воображаемого путешествия. Этапами урока являются остановки по пути следования. Дети выбирают транспорт, снаряжение, одежду – всё, что нужно для путешествия. Урок построен в виде практических исследований, работы с наглядными пособиями, бесед и докладов об объектах природы, «встречающихся» на остановках во время путешествия. Остановки  учитель планирует заранее. По окончании путешествия составляется отчёт об увиденном.

Урок – сказка

Такой вид нетрадиционного урока проводится при обобщении и систематизации любой темы. Строится он по известным русским народным сказкам. Как в любой сказке, на таком уроке должны быть положительные и отрицательные герои. В сказке должна быть завязка: проблемный вопрос, необычная ситуация, загадка. Далее следует кульминация, развитие сюжета, где обязательна борьба добра со злом. Во время этого этапа дети незаметно для себя отвечают на вопросы героев, узнают новый дополнительный материал, преодолевают трудности, выполняя различные задания. Заканчивается урок – сказка развязкой, победой добра над злом, знания над незнанием и всеобщим удовлетворением.

Урок – КВН

Проводится в форме соревнования между командами. Этапами урока являются задания для команд: разминка, практические  задания, конкурс капитанов, физминутки. Каждая команда выбирает название и капитана. Приглашается жюри. Вопросы и задания по содержанию носят познавательный, обучающий, проблемный характер, а по форме могут быть занимательными, игровыми. Часто КВНы используются во внеклассной работе по предмету.

Урок – викторина

Урок похож на урок – КВН, разница только в том, что учащиеся работают не по командам, а индивидуально. Урок проводится с целью повторения учебного материала.

Урок – игра

Названный вид урока может быть проведён в форме игр «Что? Где? Когда?», «Поле чудес», «Крестики - нолики». Учебная задача данных уроков – обобщение и систематизация знаний. Названные виды уроков стали самыми любимыми для моих учеников.

               Ценным средством развития познавательной активности детей является игра. 

Познавательные игры расширяют объём получаемой информации, стимулируют процесс перехода от любопытства к любознательности; активизируют психические процессы; являются прекрасным средством развития интеллектуальных и творческих способностей; снижают психические и физические нагрузки; заряжают положительными эмоциями; способствуют созданию зоны ближайшего развития, дают возможность подготовить сознание для восприятия нового.

        Вот некоторые примеры различных видов игр.

 Учебно – ролевые игры

Начинаются такие игры с создания воображаемой ситуации и постановки перед детьми задачи: «Представьте себе…», «Если бы…». Дети распределяют роли проигрывают определённые диалоги от имени животных птиц, растений. Такие диалоги можно найти в книгах В.Бианки, Е. Чарушина . Можно предоставить детям возможность самим подобрать материал для своего выступления. Именно так в моём классе прошла ролевая игра при изучении темы «Царство грибов». Ребята распределяли между собой названия грибов, готовили рисунки, шапочки. Каждый «гриб» старался рассказать о себе как можно лучше, чтобы убедить всех, что именно он достоин быть главным в их царстве грибов. Слушая выступления одноклассников, ребята сравнивали, анализировали, делали выводы. Подобную ролевую игру можно провести при изучении темы «Сезонные изменения осенью» и предложить поиграть в «лесное собрание». «Наступила осень. Скоро придут холода. Собрались насекомые, звери, птицы и решили узнать, кто как готовится к зиме…» Чтобы игра развивалась интересно, учитель должен заранее сам наметить возможные варианты развития: кого встретит герой, о чём пойдёт разговор, что может произойти и т.д. Тогда игра не зайдёт в тупик, потому что учитель вовремя предложит интересное продолжение сюжета.

В настоящее время актуальными и важными стали игры экологического характера, когда дети выступают в роли экологов, проводят экологические суды, готовят памятки – убеждения о защите растений и животных, решают экологические задачи. Например: «Андрей был в лесу и в глубине куста заметил гнездо. Он раздвинул ветки и увидел маленького птенчика. Андрею очень захотелось взять его домой, ухаживать за ним, заботиться о нем. Но он этого не сделал».

- Правильно ли поступил Андрей? Почему?

Такого вида задания позволяют учащимся высказывать своё мнение, отстаивать свою точку зрения, анализировать правильное решение.

Дидактические игры

Назначение дидактических игр на уроке – развитие познавательных процессов (восприятия, памяти, наблюдательности, сообразительности и т.д.) и закреплении знаний, полученных на уроке. Форма проведения игры может быть различная: индивидуальная, групповая, массовая. Приведу примеры дидактических игр.

Игра «Найди лишнего»

(Среди рисунков с животными и растениями пустыни – 1 лишний. Найдите, объясните свой выбор; проверить):

  • верблюд, джейран, варан, лось, суслик;
  • кактус, липа, саксаул, песчаная акация

 Цель: знание растительного и животного мира пустынь.

Игра «Птичья столовая»

Цель: закрепить понятия о зимующих птицах.

(Из общего количества рисунков птиц выбрать и поместить на кормушку тех, которые могут там оказаться зимой).

Игра «Деревья, кустарники, травы»

Цель: закрепить знание морфологических признаков растений.

(Учитель показывает картинку или называет слово, если это:

  • трава – дети приседают
  • кустарник – стоят
  • дерево – стоят, поднимая руки вверх)

Такие игры не занимают много времени, могут и должны использоваться практически на каждом уроке, особенно в 1-2 классах.

Игры – соревнования

Игры – соревнования могут быть использованы на уроке в качестве элементов проверки знаний или на этапе закрепления их. Существенная их особенность – наличие элементов борьбы и сотрудничества.

Игры – соревнования многообразны и зависят от выдумки и творчества учителя. Можно перечислить лишь некоторые из них:

  • викторина «Знатоки природы»;
  • конкурс загадок о природных явлениях;
  • аукцион «Они ядовиты»;
  • «Угадай-ка» (о комнатных растениях);
  • Конкурс «Знаешь ли ты народные приметы?»

Способствует развитию познавательной активности и широкое применение

 логических задач. 

Что же такое логическая задача? Это упражнение на сообразительность, на проверку умения использовать имеющиеся знания в нетрадиционной ситуации. Логическая задача ставит детей в такую ситуацию, когда они должны сравнивать, обобщать, анализировать, делать выводы.

Такие задания помогают поддерживать постоянный интерес к природе, развивать умение наблюдать, замечать изменения в природе.

Логические задачи могут быть самые разнообразные. Приведу несколько примеров разных видов логических задач.

Речевые логические задачи

  1. Целый день белка – трудяга готовилась к зиме. Собирала орехи, желуди, грибы. А ёж ничего не делал. Вот и спрашивает белка ежа:

- Почему ты к зиме не готовишься? Зимой есть нечего будет. Рассмеялся ленивый ёжик и что-то тихо сказал белке. 

Что ёж мог сказать белке?

  1. Какие животные и растения делают тебе пищу?

- Борщ с мясом и со сметаной

- Кашу манную на молоке с сахаром и маслом

- Белую булочку с изюмом

- Чай с сахаром

Проблемные вопросы

Иногда выражение логических задач идёт в виде проблемных вопросов.

  1. Лягушку, ящерицу  часто можно встретить в огороде, около жилья человека. К каким животным они относятся: домашним или диким? Докажите.
  2. Могут ли встретиться белый медведь и пингвин?

          Тексты с ошибками

Ещё один вид логических задач. Ученики с огромным удовольствием ищут ошибки, при этом у них развивается внимание, наблюдательность, повторяется материал в увлекательной форме.

Например, тема «Пустыня»

Найди ошибки

Отличительной особенностью зоны пустынь является сплошной растительный покров. Ветер наносит холмы песка, которые называют джузгунами. Но есть растения, которые своими корнями удерживают пески – это сайгаки. В пустыне встречаются крупные животные – тушканчики, которые кочуют по пустыне стадами в поисках воды и пищи. А забавное животное песчанка передвигается прыжками до 3 метров.

 Решая познавательные и практические задачи, отвечая на проблемные вопросы, анализируя предложенные ситуации, ребёнок включается в диалог, учится нестандартно мыслить, устанавливать причинно-следственные связи.

        Существенно повышает интерес учащихся к учебному предмету и использование на уроке наглядности. Ведь многие дети не знают, как выглядят многие виды растений, животных, им трудно даже по описанию представить себе, что такое пустыня или степь. Значит, нужно это показать!

        Использование занимательного материала на уроках окружающего мира также способствует развитию познавательной активности. Включённые в урок загадки, экологические сказки, легенды, просто интересные факты из жизни растений, животных, сведения о рекордах в природе, кроссворды, карточки с заданиями,  – всё это, несомненно, заинтересует младших  школьников.

 З  а  г  а  д  к  и

Это самые распространённые и простые упражнения для развития умения мыслить, соображать. Загадка учит задумываться над закономерностями, совершающимися в природе, приучает к наблюдательности, развивает художественное чутьё.  

 Но загадку на уроке нужно не только отгадать, а обязательно проанализировать, объяснить, почему использованы такие сравнения, метафоры. В противном случае загадка выступит только средством, развивающим любознательность, но не закрепляющим изучаемый материал и не помогающий детям почувствовать прекрасное в природе. Не всякую загадку рекомендуется использовать на уроке. Поэтому к подбору загадок учитель должен подходить избирательно, а именно:

  • отгадываемый образ должен быть представлен четко, ярко, образно, давать большие возможности для развития воображения;
  • лексическое значение слов должно быть понятно детям;
  • загадка должна быть эстетична, обогащать словарный запас поэтическим языком.

Ведь недаром К.Д. Ушинский смотрел на загадку как на «картинное описание предмета», веря, что живая и интересная, она прочно заляжет в памяти ребенка, увлекая за собой привязанные к ней объяснения.

При изучении темы «Вода в природе» можно использовать следующую загадку:

Утром бусы засверкали,

Всю траву украсили, А пошли искать их днём –

Ищем, ищем – не найдём.

После того, как дети отгадали эту несложную загадку, можно задать следующие вопросы:

- Из чего состоят обычные бусы?

- А наши бусы в загадке?

- В какое время суток появились эти капельки? Почему?

- Почему они засверкали и украсили траву?

- Что случилось с ними днём?

Работая над этой загадкой, дети повторяют три состояния воды, процесс перехода из одного состояния в другое, учатся анализировать, используя свой жизненный опыт и накопленные знания. Учителю нужно обязательно обратить внимание на эстетическую сторону загадки, постоянно напоминать, что прекрасное – всегда рядом, нужно лишь быть внимательным и наблюдательным.

Кроссворды

Сейчас каждый учитель на своих уроках использует кроссворды. Это также один из приёмов развития познавательной активности.

Учитывается ряд требований:

  • кроссворды должны соответствовать содержанию и целям урока;
  • логические задания подбираются в соответствии с возрастными особенностями;
  • с целью поддержания интереса к работе с кроссвордами, нужно использовать различные способы изложения заданий, а именно:
  • задания в виде определения слов, вписываемых в клетке
  • задания в виде загадок
  • задания в виде рисунков
  • задания в виде условных знаков объектов и явлений природы

Работая с кроссвордами, дети проявляют больший интерес к изучаемой теме, лучше усваивают материал, учатся систематизировать.

Сильным учащимся можно предложить дома составить свой кроссворд по заданной теме.

        Учащиеся не только с удовольствием выполняют задания учителя, но и сами готовят для своих одноклассников кроссворды, интересные вопросы по теме, рисунки с ошибками, подбирают интересную информацию об изучаемых объектах.

         

        Удачной находкой считаю  фенологический календарь, в котором описаны характерные явления природы, приметы почти каждого календарного дня. Минутка, затраченная на сведения из календаря, на структуру урока не влияет, но зато привлекает внимание детей. Предложение учителя понаблюдать за природой и проверить народные приметы находит отклик у большинства школьников.

        Многие из них дети могут объяснить сами, используя свой опыт и наблюдения, например:

  • Мало звёзд на небе – к ненастью.
  • Много снега – много хлеба.
  • Холоден сентябрь – да сыт.

При работе с другими требуется помощь учителя. Например: соль мокнет к дождю.

Нужно объяснить детям, что перед дождём в воздухе становится больше влаги. Некоторые вещества, в том числе соль, обладают способностью ее впитывать. После объяснения этой пословицы кому-то из ребят станет ясно, зачем мама или бабушка ставит в шкаф баночку с солью.

Использование художественной литературы и научно – познавательной книги.

Основной текст, с которым работают дети, находится в учебнике. Вместе с тем я постоянно использую отрывки из художественной литературы о природе, о родной стране. Материал беру из книг В.Бианки, Ю.Дмитриева, М.Пришвина, В.Зотова и других. Также использую научно – познавательную литературу: справочники, энциклопедии. В классе постоянно находится серия книг «Всё обо всём».

Работа с дополнительной литературой решает следующие задачи:

  • углубляет интерес младших школьников к окружающему миру
  • уточняет их представление о явлениях природы и социального мира
  • учит самостоятельно работать с познавательной книгой

Часто дополнительные тексты использую как индивидуальные задания для сильных учащихся: «Прочти, расскажи всему классу».

Например, у большинства людей сложилось  мнение, что жабы способствуют появлению бородавок на руках и многим людям они неприятные. Потому, при изучении темы «Животные. Земноводные» можно дать следующий материал: «Что расскажет о себе жаба»

- Я совсем невредная. У меня действительно выделяется через кожу беловатая, сильно пахнущая жидкость, но никаких бородавок от этого не бывает. Просто так я спасаюсь от врагов. Это моя единственная защита. Ведь у меня нет ни острых зубов, ни быстрых нок. Зато какая от меня польза. Недаром опытные огородники приносят нас на огород. Когда стемнеет, выползаем мы на охоту. Ловить насекомых помогает клейкий язык и охота длится всю ночь.

Раз в неделю на уроке устраиваем познавательную минутку «Это интересно», во время которой происходит обсуждение интересных фактов из жизни природы, страны. Подбор и содержание таких минуток поручаю детям в виде домашнего задания. Если возникают трудности, помогаю и контролирую. Содержание согласуется с темой урока.

 Например: тема «Организм человека. Органы кровообращения».

- Если бы наше сердце перекачивало не кровь, а воду, то за 70 лет образовалось бы озеро, глубиной 2,5 метра, шириной 7 метров, длиной – 10 километров.

Тема «Водоёмы. Озера»

- Самым «мертвым» является  не Мертвое море, а озеро в Сицилии. На его берегах отсутствует растительность, а всякое живое существо в воде ожидает мгновенная смерть. Причина – со дна  озера бьют два источника концентрированной серной кислоты. Она и отравляет озеро.

Желание поделиться интересными фактами у детей огромное. Учителю важно проследить за тем, чтобы сообщения были познавательными, краткими и укладывались в отведенное для этой рубрике время.

Экологические сказки

В этих сказках даются представления о закономерностях в природе, о том, что их нарушение может привести к беде, об отдельных особенностях поведения и жизни различных представителей животного и растительного мира.

Цель экологической сказки – дать точную, научно – достоверную информацию. В противном случае такие сказки выполняют лишь развлекательную функцию и направлены только на то, чтобы удивить и рассмешить детей.

Непременными условиями таких сказок должны быть следующие:

  • по ходу повествования не должны нарушаться экологические правила (волк может съесть бабушку, но никогда не будет пить чай с вареньем)
  • свойства и действия сказочного героя не должны искажаться (его можно по-разному одеть, но конечностей должно быть столько, сколько в действительности)

Приведу примеры названий экологических сказок:

  • «Путешествие капельки» (о круговороте воды в природе)
  • «Без растений жизнь невозможна. А почему?» (о роли растений в жизни человека)
  • «Чьи цветы лучше?» (о временах года)
  • «Сказка о листьях - крылатках» (о размножении растений)
  • «Кто главнее?» (о полезных ископаемых) 

Большое внимание уделяю практической деятельности учащихся в области познания окружающего мира. На экскурсиях мы наблюдаем за природой, вместе с ребятами стараемся изучить незнакомые объекты, узнать что-то новое о уже знакомых. Младшие школьники выращивают растения из семян, наблюдают за погодой и фиксируют результаты своих наблюдений в научных дневниках. Изучение свойств воды, снега, льда, некоторых полезных ископаемых невозможно без проведения опытов.

 Требования к проведению опытов:

  • Учитель готовит и проверяет оборудование
  • Учитель до урока проделывает опыт, каким бы простым он не был
  • Выбирается оптимальное место для демонстрации, чтобы с любого места было хорошо наблюдать и видеть существенное
  • Все действия при демонстрации учитель сопровождает объяснением, т.к. очень часто учащиеся замечают не самое существенное
  • После проведения наблюдений идёт беседа, делаются выводы

На уроках окружающего мира опыты чаще всего проводятся при объяснении нового материала, можно использовать их и для создания проблемной ситуации. Конечно, для младших школьников любой опыт – это эксперимент, т.к. в большинстве случаев они не знают, какой результат могут получить, поэтому они очень заинтересованы и с нетерпением ждут таких уроков.

Развивает любознательность,  повышает познавательную активность школьников и проектная деятельность, прочно вошедшая в систему работы начальной школы. Современные УМК для начальной школы включают материалы для организации проектной деятельности, начиная с 1 класса. Сначала это доступные творческие задания, а уже в 3-4 классах учащиеся с большим интересом выполняют довольно сложные проекты. Деятельность учащихся при этом может быть индивидуальная, парная, групповая. Занимаясь проектной и исследовательской деятельностью, учащиеся учатся:

  • -  самостоятельному, критическому мышлению,
  • -  принимать самостоятельные аргументированные решения,
  • -  размышлять, опираясь на знание фактов,  делать обоснованные выводы
  • -  учатся работать в команде, выполняя разные социальные роли.
  1. класс Урок – проект «Наше питание»

Цель:

- исследовать и доказать, что здоровое питание одно из условий сохранения здоровья

-определить правила здорового питания

Подготовка к уроку велась по группам

1 группа – готовили материал о белках, жирах, углеводах

2 группа – эксперты, исследовали этикетки от разных продуктов и выясняли, в каких больше жиров, белков, углеводов

3группа – оформление книжки – раскладушки о витаминах

4группа – практические эксперты. В течении недели следили за разнообразием своей пищи, сравнивали результаты с рекомендацией врачей. В течении урока дети вывели правила здорового питания. 

Применение информационных технологий в учебном процессе играет большую роль в развитии познавательной активности: во-первых, это способствует развитию высокого уровня образного мышления; во-вторых, работа с компьютером способствует переходу образного мышления школьников к развитию логического мышления; в-третьих, происходит развитие интереса к учебной информации, и, следовательно, к предмету и учению в целом; в-четвертых, применение информационных технологий влияет на развитие самостоятельности, как волевого качества; в-пятых, развиваются умения и навыки учебной работы (работы с информацией).

 Применение интерактивной доски, видеопроектора, компьютера делает урок привлекательным и по-настоящему современным, происходит индивидуализация обучения, контроль и подведение итогов проходят объективно и своевременно. Вот некоторые возможности использования информационных технологий на уроках в младших классах: презентация - позволяет показать самые выигрышные моменты темы, сделать подбор портретов, цитат. На экран могут выводиться определения, которые учащиеся заносят в тетрадь. У учителя появляется возможность, не тратя время на повторение, рассказать больше. Презентация используется при первом знакомстве с предметом, для анонсирования новой темы и т. д.; тесты - в электронной версии тесты могут быть представлены по разному: от карточек с вопросами и вариантами ответов до сложных многоуровневых структур, где забывчивому ученику предлагаются небольшие подсказки. По результатам таких тестов можно судить о степени готовности и желании учеников изучать данный раздел.

В заключение хочется отметить: если учителю удаётся сделать содержание предмета богатым, глубоким, привлекательным, а способы познавательной деятельности разнообразными, творческими, продуктивными – это повлечёт развитие и укрепление познавательного интереса, что, в свою очередь, вызывет у ученика желание знать, поможет ребёнку поверить в себя, позволит учиться в полную силу своих способностей.

Литература.

  1. Берюхова Е.К., Груздева Н.В. Окружающий мир. Природоведение. Экология. СПб.: СПГУПМ, 2001.
  2. Гин А.А. Приёмы педагогической техники. М.: Вита-Пресс, 2007.
  3. Грехова Л.И. В союзе с природой. М.: ЦГЛ, Ставрополь: Сервисшкола, 2003.
  4. Карпова Е.В. Дидактические игры в начальный период обучения. Ярославль: «Академия развития», 1997.
  5. Пупышева О.Н. Задания школьных олимпиад. М.: ВАКО, 2011.
  6. Цветкова И.В. Экологический светофор. М.: Педагогическое общество России, 2000.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие познавательной активности младших школьников на уроках окружающего мира через технологию критического мышления посредством чтения информативных текстов

Развитие познавательной активности младших школьников на уроках окружающего мира через технологию критического мышления посредством чтения информативных текстов...

Доклад на тему: «Дидактическая игра как средство повышения познавательной активности младших школьников на уроках окружающего мира»

Готовый доклад на тему: "Дидактиечская игра как средство повышения познавательной активности младших школьников на уроках окружающего мира" для студентов...

РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА

Стандарт ФГОС 2 поколения ставит новые цели перед образованием и требует от выпускника начальной школы не только владения системой знаний умений и навыков, но и воспитание человека любознательного, с ...

Развитие познавательной активности младших школьников на уроках окружающего мира

Развитие познавательной активности младших школьников на уроках окружающего мира...