Проблемы патриотического воспитания.
материал
Предварительный просмотр:
Проблемы патриотического воспитания
Одна из важнейших задач современного учителя - это воспитание патриотизма у современных детей. И это направление в работе учителя является основополагающим. Как сказал наш президент В.В. Путин: «Без патриотизма не может существовать ни одна страна в мире, она просто растворится как кусочек сахара». И «патриотизм - эта наша национальная, объединяющая идея». И для того чтобы у нас, у нашего народа было будущее, мы должны воспитывать патриотизм у подрастающего поколения.
Но…… Вот тут и начинаются проблемы.
Во-первых, в настоящее время на формирование личности учащегося оказывает значительное воздействие СМИ и Интернет, которые зачастую бывают, далеки от патриотических чувств, любви к Родине, уважению к истории и традициям своего народа.
Во-вторых, родители современных детей - это дети 90-х, которые жили в условиях разрушения советской системы воспитания и образования, преклонения перед западными образцами воспитания, культуры и т.п.
В-третьих, на протяжении более чем 20 лет государство и общество жило в условиях отказа от старой идеологии и формирования новой, и поэтому процесс воспитания подрастающего поколения не считался значимым в новой России.
Эти три проблемы, на мой взгляд, не позволяют достаточно успешно формировать гармоничную личность, способную любить, уважать свою Родину, историю своего народа, относится толерантно к собственной культуре и культуре других народов, быть ответственным не только за свои поступки, но и за историю своего народа.
Что же делать современному учителю? Как воспитать патриота своей страны, общества и государства? Наверное, сначала нужно самому определиться с понятием патриотизм для себя. Патриотизм - это ощущение человеком своей сопричастности к настоящему и прошлому Родины, ответственности за её будущее. И только потом можно ставить задачи для формирования патриотических чувств. Заставить любить нельзя, но можно развивать это чувство. И чем раньше начнется этот процесс, тем лучше.
Какие же формы лучше всего использовать в работе с детьми, воспитывая реальное патриотическое чувство? Их можно разделить на две группы: теоретические и практические. К теоретическим следует отнести: беседы, сообщения, встречи с интересными людьми. К практическим - конкурсы, выставки, соревнования, поездки по родному краю, викторины, праздники.
Так должно быть в идеале. А что же на самом деле? Выйдя из школы, ученик может пойти и осквернить памятник, установленный в честь Победы над фашистскими захватчиками. Почему так происходит?
- Во-первых, отсутствует авторитет учителя, как направляющего в воспитании патриотизма;
- во-вторых, отсутствие примеров патриотизма в жизни детей, именно детей, а не общества и государства;
- в-третьих, несоответствие слов и дел у взрослых.
Самое лучшее в данной ситуации - это показывать патриотизм не только на словах, но и собственным примером. А в нашей жизни мы сами говорим о возвышенном, а живем не всегда в соответствии с общечеловеческими принципами.
Государство тоже должно оказывать помощь и поддержку: учитель «один в поле не воин».
Ну, и конечно, практика - лучший учитель. Сейчас это называется проектная или исследовательская деятельность. А раньше - поисковая или краеведческая работа.
Сразу воспитать патриотов в современной школе не получится, это процесс длительный, т.к. практически полностью была разрушена советская система воспитания и ценностная система общества. Поэтому понадобится очень много сил и времени. Главное, чтобы формирование патриота шло с трех сторон: со стороны семьи, школы и государство. Вместе - мы сила.
И как сказал А.С.Макренко: «Правильное воспитание - это наша счастливая старость, плохое воспитание - это наше будущее горе, наши слезы, наша вина перед другими людьми, перед всей страной». Патриотами не рождаются, патриотами становятся.
По материалу Милосердовой Т. И. и Новичковой С. С.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Патриотическое воспитание, как одно из условий становления основ российской идентичности у младшего школьника: проблемы и пути решения
Статья посвящена рассмотрению проблемы патриотического воспитания подрастающего поколения в современной России. Рассматривая причины обвала духовных и нравственных ценностей в современном российском о...

Проблема по самообразованию "Нравственно-патриотическое воспитание младших школьников в деятельности группы продленного дня"
Проблема по самообразованию "Нравственно-патриотическое воспитание младших школьников в деятельности группы продленного дня"...

Проблема патриотического воспитания детей
Статья посвящена проблемам патриотического воспитания младших школьников, которая успешно решается во внеурочной деятельности. Описано содержание, формы и методы работы с учениками начальных классов п...

Проблема соотношение социального и индивидуального в гражданско-патриотическом воспитании/
Патриотизм – это проявление любви не только к сильной и красивой, великой и могучей стране, а также к стране, которая переживает не лучшие времена: бедность, непонимание, раздор, или военны...

«Историко-патриотическое воспитание подрастающего поколения как социально-значимая проблема»
Местный компонент в патриотическом воспитании детей младшего школьного возраста. Патриотизм, любовь к своей Родине, к своим истокам должен формироваться с самого раннего детства, а ...

Доклад на тему: «Современные проблемы патриотического воспитания»
Современный период, когда общество озабочено нестабильной экономикой, налаживанием рыночных связей, постоянно возникающими политическими катаклизмами, характеризуется разрушением социальных связей, па...

Патриотическое воспитание—проблемы и подходы
Рассматриваются особенности и проблемы сегодняшнего патриотического воспитания молодежи....
