Приёмы работы с учащимися по развитию математической грамотности на уроках математики в начальных классах
материал

Мусина Наталья Алексеевна

.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл musinan.a.docx18.25 КБ
Файл musina_n.a.pptx168.5 КБ

Предварительный просмотр:

(1слайд) Международные сравнительные исследования в области образования показывают, что сильной стороной российских обучающихся является овладение предметными знаниями на уровне их воспроизведения или применения в знакомой учебной ситуации, но у них возникают трудности в применении этих знаний в ситуациях незнакомых, приближенных к жизненным.

В начальной школе, где идет интенсивное обучение различным видам деятельности, и закладываются основы функциональной грамотности.

(2 слайд) И здесь встаёт серьёзная проблема, как заложить основы этой грамотности, с помощью каких педагогических технологий, приемов, методов, как воспитать функционально грамотного человека.

(3слайд) Математическая грамотность как компонент функциональной грамотности младшего школьника трактуется как:

  • понимание необходимости математических знаний для учения и повседневной жизни;
  • потребность и умение применять математику в повседневных (житейских) ситуациях;
  • способность различать математические объекты, устанавливать математические отношения, зависимости, сравнивать, классифицировать;
  • совокупность умений.

(4слайд) Математическая функциональная грамотность - это комплекс трех компонентов:

Первый компонент

  • ученик понимает необходимость математических знаний, чтобы решать учебные и жизненные задачи, умеет оценивать учебные ситуации, которые требуют математических знаний;

Чтобы его сформировать, нужно найти ответ на вопрос ученика: «А зачем мне эта математика нужна?». Поэтому на уроке важный момент - проанализировать ситуацию, которая стимулирует потребность и желание изучать математику.

Второй компонент

  • школьник способен устанавливать математические отношения и зависимости, работать с математической информацией: применять умственные операции, математические методы.

Для формирования этого компонента необходимо давать детям на уроках задания: сравнить предметы (фигуры) по их форме и размерам, сравнить числа; упорядочить данное множество чисел, сравнить разные способы вычисления, выбрать наиболее удобный; проанализировать структуру числового выражения, чтобы определить порядок выполнения арифметических действий.

Третий компонент

  • ученик владеет математическим языком, применяет его, чтобы решить математические задачи, построить математические суждения, работать с математическими фактами.

Чтобы сформировать третий компонент математической функциональной грамотности, нужно применять задания: понять и применить математическую символику и терминологию, построить математические суждения (рассуждения). Полезно побуждать детей высказываться в ситуациях спора, дискуссии, которые вызваны противоречием.

Работая над математической грамотностью младших школьников, приходится задумываться о том, как, в какой форме донести до наших детей учебный материал.

Мы живем в эпоху стремительного развития информационных технологий. И поэтому, важнейшим умением становится умение понимать, анализировать и использовать любую поступающую информацию.

Для младших школьником мир чисел – нечто совершенно новое и непонятное. И именно математическая грамотность дает им возможность понять, что знание математики нужны им здесь и сейчас для решения возникающих в повседневной жизни проблем.

(5слайд) Для детей младших классов важно найти современные и интересные новому поколению ситуации: расчет времени на скачивание игры, подбор тарифа на мобильную связь и т. д. Эти задания наглядно покажут применение математики в жизни. Примером задания по математической грамотности можно считать следующие задачи. На экране

- Вертлявая девочка Таня по пути на экскурсию хочет посчитать своих выстроившихся парами одноклассников. Сзади 4 пары, впереди – три, и нужно еще не забыть про себя и подружку. Сколько всего детей? Или другая задача.

- С какой скоростью движется Коля, если после звонка он вылетает из класса за пять секунд?

Важно заинтересовать учеников повседневными ситуациями и показать, что в них тоже содержатся задачи по математике.

(6слайд) Практический опыт жизнедеятельности показывает, что математика применяется практически во всех областях человеческой деятельности.

- У Софии есть домашний питомец – Британская кошка. Взрослая кошка должна есть сухой корм дважды в день. Иначе возможны проблемы с весом. В день взрослая кошка съедает 200г сухого корма. Сколько упаковок сухого корма нужно купить, чтобы его хватило на месяц, если известно, что в 1 упаковке 1 кг? Усложняем задачу. В магазине выяснилось, что нет упаковок сухого корма по 1 кг, а в наличии упаковки по 2 кг. Рассчитайте сколько упаковок сухого корма по 2 кг нужно купить, чтобы кошка не была голодной.

(7слайд) Для того, чтобы проверить, как дети знают изученный материал, я использую «Корзину понятий» как блиц- турнир, на любом этапе урока. Например, по теме«Цена, количество, стоимость» (Вопрос – ответ)

- Цена – это… (стоимость одного предмета)

- Деньги можно хранить в … (банке)

- В магазине дают… (сдачу)

- Деньги воровать. (нельзя)

- Профессии, связанные с деньгами. (бухгалтер)

- Когда денег не было, люди обменивались (товаром)

Детям не только интересно решать такие задачи, но они сами с удовольствием составляют их. На основе своих наблюдений, путешествий. Ведь задачи практического характера вызывают особый интерес, побуждают к деятельности.

-Рассмотренные приёмы работы на уроках математики позволяют вовлечь обучающихся в процесс развития математического интереса, и, как следствие, математической грамотности

(8слайд)


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Приёмы работы с учащимися по развитию математической грамотности на уроках математики в начальных классах

Слайд 2

Математическая грамотность – способность человека определять и понимать роль математики в мире, в котором он живет, высказывать хорошо обоснованные математические суждения и использовать математику так, чтобы удовлетворять в настоящем и будущем потребности, присущие заинтересованному и мыслящему гражданину.

Слайд 3

Математическая грамотность младшего школьника как компонент функциональной грамотности трактуется как: а) понимание необходимости математических знаний для учения и повседневной жизни (для чего, где может пригодиться, где воспользуемся полученными знаниями). б) потребность и умение применять математику в повседневных (житейских) ситуациях (рассчитывать стоимость, массу, количество необходимого материала и т.д.). в)умение находить, анализировать математическую информацию об объектах окружающей действительности.

Слайд 4

Математическая грамотность- 3 компонента: 1. Ученик понимает необходимость математических знаний, чтобы решать учебные и жизненные задачи, умеет оценивать учебные ситуации, которые требуют математических знаний; 2. Школьник способен устанавливать математические отношения и зависимости, работать с математической информацией: применять умственные операции, математические методы. 3. Ученик владеет математическим языком, применяет его, чтобы решить математические задачи, построить математические суждения, работать с математическими фактами.

Слайд 5

Вертлявая девочка Таня по пути на экскурсию хочет посчитать своих выстроившихся парами одноклассников. Сзади 4 пары, впереди – три, и нужно еще не забыть про себя и подружку. Сколько всего детей? Или другая задача . - С какой скоростью движется Коля, если после звонка он вылетает из класса за пять секун д?

Слайд 6

- У Софии есть домашний питомец – Британская кошка. Взрослая кошка должна есть сухой корм дважды в день. Иначе возможны проблемы с весом. В день взрослая кошка съедает 200г сухого корма. Сколько упаковок сухого корма нужно купить, чтобы его хватило на месяц, если известно, что в 1 упаковке 1 кг? Усложняем задачу. В магазине выяснилось, что нет упаковок сухого корма по 1 кг, а в наличии упаковки по 2 кг. Рассчитайте сколько упаковок сухого корма по 2 кг нужно купить, чтобы кошка не была голодной.

Слайд 7

« Корзина понятий » - Цена – это… (стоимость одного предмета) - Деньги можно хранить в … (банке) - В магазине дают… (сдачу) - Деньги воровать… (нельзя) - Профессии, связанные с деньгами.. (бухгалтер) - Когда денег не было, люди обменивались … ( товаром)

Слайд 8

Спасибо за внимание


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование функциональной (математической) грамотности на уроках математики в начальных классах средствами ОС Л.В. Занкова.

Возможности учебного предмета  "Математика" ОС Л.В.Занкова   для успешного формирования и развития функциональной (математической) грамотности....

Формирование математической грамотности на уроках математике в начальной школе.

Математическая грамотность - это способность индивидуума проводить математические рассуждения, и формулировать, применять, интерпритировать математику для решения проблем в разнообразных контекстах ре...

Мастер класс Ханбековой Ларисы Константиновны МОУ СШ №11 учителя начальных классов. Тема: «Развитие функциональной грамотности на уроках математике в начальной школе»

Изменения в мире задали новые параметры обучения и воспитания, потребовали кардинального пересмотра целей, результатов образования, традиционных методов преподавания, систем оценки достигнутых ре...

Формирование функциональной математической грамотности на уроках математики в начальной школе

По мере развития общества, изменения потребностей человека, усиления его стремления участвовать в различных сферах жизни изменяется и отношение к целям, назначению и содержанию функциональной грамотно...

Использование приёмов технологии развития критического мышления на уроках математики в начальных классах

В современном мире нашему обществу требуются люди, мыслящие нестандартно, готовые активно действовать, сознательно размышлять над процессом обучения, способные отслеживать, подтверждать, опровергать, ...