Нетрадиционные формы сотрудничества классного руководителя с родителями
методическая разработка

Рохтымова Кристина Вениаминовна

Выступление на пед.совете по теме "Нетрадиционные формы сотрудничества классного руководителя с родителями" (презентация + текст)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл formy_raboty_s_roditelyami.docx13.38 КБ
Файл formy_raboty_s_roditelyami.pptx1.43 МБ

Предварительный просмотр:

Нетрадиционные формы сотрудничества классного руководителя с родителями

С момента поступления ребенка в образовательное учреждение, возникает так называемый “педагогический треугольник” (учитель-ученик-родитель). От совместной работы родителей и педагогов выигрывают все стороны образовательного процесса:

  • родители принимают активное участие в жизни детей, тем самым лучше понимая и налаживая взаимоотношения;
  • педагоги, взаимодействуя с родителями, узнают больше о ребенке, что позволяет подобрать эффективные средства воспитания и обучения.
  • дети, оказавшись в едином воспитательном пространстве, ощущают себя комфортнее, спокойнее, увереннее, в результате чего лучше учатся и имеют гораздо меньше конфликтов со взрослыми и сверстниками.

Взаимодействие с родителями должно строиться в соответствии со следующими принципами:

Не поучать, а приглашать к сотрудничеству;

Находиться в партнёрской позиции с родителями;

Обеспечивать предельную конфиденциальность и эмоциональную безопасность, чтобы родители могли доверять вам.

Традиционной формой работы педагога с родителями являются родительские собрания, где взаимодействие проходит в основном в вербальной форме - один говорит, остальные слушают. При этом опыт родителей полностью игнорируется.

Формы работы с родителями постоянно меняются. Все шире используются новые, активные формы работы, позволяющие вовлечь родителей в процесс обучения, развития и познания собственного ребенка.

Нетрадиционные формы

Круглый стол – это, по сути, собрание-беседа, на котором происходит обмен мнениями по специальным вопросам с участием различных специалистов. Чтобы оправдать такую форму проведения собрания, участники собрания могут располагаться за «круглым» столом. На родительское собрание, проводимое в форме круглого стола, можно приглашать психологов, социальных педагогов, врача, логопеда, представителей родительской и педагогической общественности, администрацию школы. Эта форма собрания позволяет обсуждать любые наболевшие вопросы, узнать мнения всех участников собрания.

«Брейн-Ринг» – коллективное выполнение заданий, требующих применения продуктивного мышления в условиях ограниченного времени и соревнования.

Тренинг – это система тренировок. Родительские тренинги с большой натяжкой можно отнести к собраниям. Это активная форма работы с небольшой группой родителей, состоящей из 10-12 человек, которые хотят изменить или улучшить взаимодействие с ребёнком, сделать его более доверительным. Для того чтобы  эффективность тренинга была высокой, в нём должны активно участвовать оба родителя. Кроме того, тренинги должны быть регулярными и включать в себя 5-8 занятий. Родительский тренинг проводится, как правило, психологом.

Родительские ринги одна из дискуссионных форм общения родителей и формирования родительского коллектива. Родительский ринг проводится с той целью, чтобы многие родители могли утвердиться в правоте своих методов воспитания или провести ревизию своего педагогического арсенала, задуматься над тем, что в воспитании своего ребёнка они делают правильно, а что не совсем так.

Здесь могут состязаться, к примеру, две семьи, отвечая на вопросы по педагогическим проблемам. У соревнующихся родителей, могут быть разные позиции, разные мнения. Остальная часть родительской аудитории в полемику не вступает, а лишь поддерживает аплодисментами. Судьями в родительских рингах могут выступать учащиеся класса, родители, педагоги.

Темы родительских рингов в школе могут быть самыми разнообразными. Например, «За» и «против «школьной формы».

Собрание – деловая игра имеет своей целью выявить в ходе игры представления родителей по обозначенной проблеме, путях и способах ее решения, а так же способствовать сплочению родительского коллектива, формированию доброжелательных и доверительных отношений между родителями и педагогами.

Работа родителей на собрании проходит по группам, которые могут быть такими: «дети», «администрация школы», «воспитатели», «родители», и в соответствии с полученным названием участники будут выполнять определенную роль в игре. Группу экспертов может возглавить школьный психолог. Каждая группа готовит свой анализ проблемы и излагает способ ее решения. В конце игры проходит самооценка участников, в ходе которой каждому родителю необходимо продолжить фразу: работая с группой, я понял(а),что…

Собрание – практикум не только знакомит родителей с какими – то понятием, но и в ходе собрания обучает социальным упражнениям, помогает применить полученную информацию на практике. Например, одна из тем такого собрания может звучать так: «Как помочь ребенку стать внимательным», где участники знакомятся с понятием внимания и его основными свойствами, изучают и демонстрируют игры и упражнения по развитию внимания.

«Читательская конференция». За 2 недели родителям сообщается тема собрания, предлагается материал на данную тему. Проводится подготовительный этап перед собранием, где родителям дается какое – либо задание по заявленной теме. Подготовленное задание обсуждается с различных позиций. Педагог просит прокомментировать, то или иное высказывание, освещает суть темы и задает вопросы при обсуждении. Например, с какого возраста следует обращаться за помощью к логопеду. Предлагается несколько высказываний, и родители комментируют, обсуждают эти высказывания, делятся своим мнением по данному вопросу.

Ролевые игры — форма коллективной творческой деятельности по изучению уровня сформированности педагогических умений участников. Примерными темами ролевых игр с родителями могут быть следующие: «Утро в вашем доме», «Ребенок пришел из школы», «Семейный совет» и др. Важно проиграть несколько вариантов (положительных и отрицательных) поведения участников игры и путем совместного обсуждения выбрать оптимальный для данной ситуации способ действий.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Нетрадиционные формы сотрудничества классного руководителя с родителями Подготовила: учитель начальных классов МБОУ "Шурышкарская СОШ "ОЦ" Питласова К.В.

Слайд 2

ученик учитель родитель От совместной работы родителей и педагог ов выигрывают все стороны образовательного процесса: родители принимают активное участие в жизни детей, тем самым лучше понимая и налаживая взаимоотношения . педагоги , взаимодействуя с родителями, узнают больше о ребенке, что позволяет подобрать эффективные средства воспитания и обучения. дети , оказавшись в едином воспитательном пространстве, ощущают себя комфортнее, спокойнее, увереннее, в результате чего лучше учатся и имеют гораздо меньше конфликтов со взрослыми и сверстниками.

Слайд 3

Взаимодействие с родителями должно строиться в соответствии со следующими принципами: Не поучать, а приглашать к сотрудничеству; Находиться в партнёрской позиции с родителями; Обеспечивать предельную конфиденциальность и эмоциональную безопасность, чтобы родители могли доверять вам.

Слайд 4

Круглый стол

Слайд 5

Брейн-Ринг

Слайд 6

Тренинги

Слайд 7

Родительский ринг

Слайд 8

Собрание - деловая игра

Слайд 9

Собрание-практикум

Слайд 10

Пресс-конференция

Слайд 11

Ролевые игры


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Воспитательная система классного руководителя "Сотрудничество классного руководителя с родителями как средство формирования творческой личности"

Из опыта работы классного руководителя, победителя районного конкурса "Моя классная - самая классная, участника очного тура  областного этапа Педагогического марафона классных руководителей...

Сотрудничество классного руководителя и родителей как одно из условий повышения творческой активности младших школьников

Сотрудничество классного руководителя и родителей как одно из условий повышения творческой активности младших школьников...

Методика и формы сотрудничества классного руководителя с родителями.

Материал данной презентации познакомит  классных  руководителей с разнообразными формами работы с родителями....

Выступление на МО классных руководителей "Содержание и формы работы классного руководителя с родителями"

Содержание и формы работы классного руководителя с родителями «Главный метод воспитания детей — личный пример родителей».А. С. Макаренко.Педагоги школы, работающие с коллективом учащихся начальны...

Внеурочная проектная деятельность обучающихся как форма сотрудничества классного руководителя с участниками образовательного процесса

Метод проектов - один из немногих методов, выводящих педагогический процесс из стен школы в окружающий мир....