Главные вкладки

    «Совесть - это...»
    план-конспект урока (3 класс) по теме

    Харитонова Светлана Васильевна

    Урок ориентирован на учащихся с повышенной мотивацией к обучению. На уроке рассмотрено слово с точки зрения грамматики, лексикологии,
    морфемики, словообразования и фразеологии.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл konspekt_otkrytogo_uroka_sovest_3.docx39.97 КБ

    Предварительный просмотр:

    Конспект открытого урока

    учителя ГБОУ гимназии № 1516

    Харитоновой Светланы Васильевны

    Тема урока «Совесть - это...»

    Москва


    Тема урока. Совесть - это...

    ТДЦ урока.

    Образовательный аспект.

    1. Закрепить  знания  учащихся  о  падежных   окончаниях  имен  существительных,
      особенно 3 склонения.
    2. Повторить морфемный и орфографический разбор, некоторые морфологические признаки имен существительных.

    -        Вырабатывать умения в работе со справочной и дополнительной литературой, а также по общей осведомленности.

    —        Учить анализировать литературные произведения, объединенные одной темой, используя памятку - анализ.

    1. Обогащать словарный запас учащихся.

    Развивающий аспект.

    1. Развивать речь учащихся.
    2. Развивать умения высказываться по определенной теме.

    Воспитывающий аспект.

    1. Воспитывать систему отношений в коллективе.

    -        Воспитывать у учащихся систему оценки самого себя.

    Ход урока.

    I. Организационный момент.

    Учитель. В начале было слово.

    1. Сегодня на уроке мы рассмотрим слово с точки зрения грамматики, лексикологии,
      морфемики, словообразования и фразеологии.
    2. Проанализируем литературные произведения, связанные воедино одной темой.
    3. Попробуем письменно высказать свои суждения.

    II.        Актуализация ЗУН.

    Учитель. Родной язык - язык слов, больших и маленьких, простых и сложных, весёлых и

    грустных, добрых и злых.

    Слово устроено сложнее и хитроумнее, чем наиболее усовершенствованный механизм.

    Учащиеся. Первая ученица читает стихотворение Я.Козловского «Слова умеют плакать и

    смеяться».

    1

    Учитель.

    —        Какие слова, которые выражают чувства, вы знаете?

    -        Попробуйте объяснить их значение.
    Учащиеся. Приводят примеры: радость, печаль.
    Учитель.

    —        Перед вами словарь, обозначающий чувства, какие бы из них вы взяли для себя?

    -        Пусть вам поможет высказывание С. Экзюпери: «Зорко одно лишь сердце. Самого главного глазами не увидишь...», «Глаза слепы. Искать надо сердцем».

    Учащиеся. Находят в словаре слова и выделяют их маркером.

    Учитель.  Iв. Распределите выбранные слова по склонениям и запишите их в тетрадь

    —        Что помогло определить склонение?

    Учащиеся. Записывают слова по склонениям. Проверяют в парах.

    Заслушивается ответ одной пары.

    Учитель. IIв. Задание группе филологов (в конверте). (Подобрать слова из словаря и вставить их вместо точек; объяснить свои варианты классу; если изменили окончание, и оно является безударным, объяснить эту орфограмму (в группе)).

    Учащиеся. Вставляют слова в пословицы и объясняют свой выбор.

    доброте и справедливости - залог дружбы и верности. Не лживость, а честность и благородство украшают человека).

    2

    Учитель.

    —        Говорят, что добрые слова притягиваются друг к другу, как «магнит». К какому одному слову как к «магниту» «притянулись» бы слова из словаря, предложенного вам. Докажите свою правоту друг другу.

    / пара объясняет свой выбор с использованием карточек - слов. Учащиеся. Это слово - совесть. Тема урока: «Совесть - это...»

    3

    Учитель.  Что же такое совесть? Выберите из определений «совесть» и запишите в тетрадь то, что для вас является самым значимым в понятии «совесть». Учащиеся. Записывают в тетрадь определение «совести». Учитель.

    1. Почему вы выбрали именно эти предложения о совести?
    2. Какие источники помогли вам найти эти высказывания?

    Учащиеся  Зачитывают записанные предложения,  называют источники, откуда взяты определения.

    4

    Учитель. Словари бывают разные: энциклопедические, филологические, по отраслям наук и др. Анатоль Франс, известный французский писатель называл словарь «вселенной, расположенной в алфавитном порядке». Мы затронем на уроке крупицу словарей - словари филологические.

    1. Толковый словарь (объяснение значения слов). «Словарь Академии Российской» (1789 г. - 43 257 слов, 1794 г. -51 388 слов
    2. Настоящей революцией в словарном деле стал «Толковый словарь живого великорусского языка», создан в середине 19 века В.И. Далем. В.И. даль начал собирать слова с 1819 г., словарь вышел в 1863 г. В словаре 200 000 слов, из них 80 000 слов В.И. Даль собрал самостоятельно. Он опирался на устную речь простого русского человека. (Показ портрета В.И. Даля и его словаря).
    3. Самым известным словарем 20 века был словарь Дмитрия Николаевича Ушакова, состоящего из 4х томов, включающих 85 289 слов (1935 -1940г.). (Показ портрета Д. И. Ушакова и его словаря).
    4. Его ученик Сергей Иванович Ожегов   выпустил однотомный словарь в 1949г. Этот словарь переиздается 50 лет. Последний вариант словаря включает 80 000 слов и издан в 1997 г. В соавторстве с Н.Ю.Шведовой.
    5. Составление словарей - труд кропотливый и долгий. Никакие новшества в технологии не заменят интуиции человека, его внимательных глаз и трепетного отношения к слову. Интересны словари, связанные с происхождением слов (историке -- этимологические). Первый этимологический  словарь издан в 1842г. Ф.С. Шимкевичем и назывался «Корнеслов русского языка». Он напечатал словарь на свои собственные деньги. Следующий этимологический словарь был издан через 50 лет.

    Сообщение ученика

    (О значении слова «совесть» из историке - этимологического словаря П.Я.Черных)


    III.        Закрепление знаний.

    1

    Учитель. Сейчас мы попробуем свои силы в составлении словообразовательного словаря.

    —        Составьте гнездо родственных слов к слову «совесть».

    Учащиеся. Записывают в тетрадь: совесть, совестный, совестно, совестить, совеститься, бессовестный, бессовестно, добросовестный. (Один ученик на доске выполняет это задание, объясняет значение слов по вопросам учащихся и называет устаревшие слова).

    Учитель.

    1. Кто хочет пополнить свои  знания в области словообразования, может воспользоваться «Словообразовательным словарем слов» А.Н. Тихонова, в котором 145 000 слов. «Гнездо» слова «совесть» состоит из 26 слов.
    2. Обозначьте части речи этих слов и произведите морфемный разбор слова с противоположным значением к слову «совестный» (бессовестный).
    1. Почему в этом слове две буквы «С»?

    Учащиеся. Обозначают части речи, производят морфемный разбор и проверяют правильность выполненного задания на доске.

    2 Учитель.

    —        Назовите слово, близкое по значению к слову «совесть», но не являющееся родственным. (Можно воспользоваться словарем к уроку). Объясните его значение.

    Учащиеся. Находят слово «стыд» и объясняют его значение.

    Учитель. Есть ряд пословиц, подтверждающих близость понятий «стыд» и «совесть». Выберите из своих материалов к уроку одну из них и запишите в тетрадь.

    Учащиеся. Записывают: «В ком стыд, в том и совесть». Объясняют значение записанных пословиц.

    Учитель.  Что же такое пословица? Пословица -- это образное выражение в форме предложения, имеет прямое, либо прямое и переносное значение. Свойство русской пословицы - её краткость и лаконичность.

    —        У разных народов есть пословицы, говорящие о том, что даже самое хорошее имеет какие-то недостатки.

    Осетинская: И в хорошем огороде есть гнилые тыквы. Сенегальская: Даже в пруду с лотосами водятся лягушки.

    —        Аналогом какой русской пословицы они служат?

    Учащиеся. И на солнце есть пятна.

    Учитель. Показывает сборник пословиц. «Пословицы, поговорки, собранные В.И.Далем» и «Словарь пословиц».

    3

    Учитель. В русском языке есть устойчивые словосочетания, которые в отличии от пословиц, имеют только переносные значения.

    - Как они называются? Учащиеся. Фразеологизмы.

    Фразеологизмы отражают жизнь народа в далёкие времена, в них выражен дух народа, его история, обычаи. Интересна история фразеологизма «зарубить на носу», то есть хорошенько запомнить: носом в старину называли памятную дощечку, бирку, которую носили с собой неграмотные люди («нос» от глагола «носить»), делая на них различные заметки. Фразеологическое богатство русского языка огромно, фразеологизмов со словом «рука» более 50. В современном русском языке появляются фразеологизмы «подвести черту», «зажимать критику», «смотреть фактам в лицо».


    Физминутка по командам

    Даны 3 «мешка» - склонения, названия падежей и окончания имён существительных, а также чемодан с ключами. Необходимо приклеить по склонениям только те падежи и окончания, которые являются орфограммами. Подобрать «ключи» к чемодану, используя слова -«волшебники». (Дан набор разных слов). Повторить алгоритм правописания падежных окончаний имен существительных.

    4

    Учитель. На доске слова и словосочетания с пропущенными орфограммами окончаниями (на совесть, по совести, на его совести, против совести, без зазрения совести, со спокойной совестью).

    1. Замените предложенные вам словосочетания словосочетаниями с использованием слов на доске.
    1. Поступать (вопреки своим убеждениям) против совести.
    2. Жить (честно, справедливо) по совести.
    3. Делать (что-либо хорошо, добросовестно) на совесть.

    -        Жить (совершенно спокойно,  не испытывая угрызения совести) со спокойной совестью.

    -        Приведите примеры пословиц, подтверждающих это выражение.

    Учащиеся. Счастлив тот, у кого совесть спокойна.

    Учитель. Поступать (без стыда, стеснения) без зазрения совести.

    Комментарий: «У него совесть - дырявое решето», «У него стыда, что волос на камне».

    -        Человек сделал не так, как следовало: поступок на его совести.

    1. Слышали ли вы такие выражения? Приведите примеры.
    1. Определить   падеж   существительного   «совесть»   в   каждом   из   выражений   и обосновать правописание падежных окончаний имен существительных. Проверь
      себя по памятке Т. Шкляровой или по алгоритму.
      (Контроль учителя)

    IV.     Обобщение знаний.

    1

    Учитель. Работая над сочинениями, многие из вас использовали цитаты из произведений. Я вам предлагаю высказывания известного украинского педагога В.Сухомлинского: «Умей чувствовать рядом с собой человека, умей читать его душу, увидеть в его глазах радость, беду, несчастье, горе».

    —        Мне кажется, она выражает главную мысль произведений, которые вы читали, где
    затронута тема «совести».

    1. Какие произведения на эту тему прочитали ваши команды?

    Учащиеся. Ответы по командам.

    1. А.П.Гайдар «Дым в лесу», «Совесть», «Чук и Гек».
    2. Л.Н.Толстой «Косточка», «Старый дед и внучек».
    3. В.Драгунский «Тайное становится явным».

    -        С.Лагерлеф «Приключения Нильса с дикими гусями».

    1. Н.Носов «Огурцы», «Приключения Незнайки».
    2. К.Паустовский «телеграмма».
    3. Станюкович «Нянька».

    2

    1. Обсуждение произведений в командах, выбор одного произведения и его анализ,
      используя памятку.
    1. Выступление команд.

    3

    Учитель. Удачно ли я подобрала цитату - высказывание или у вас есть свои варианты?

    —        Выберите то высказывание великих людей, которое вас  заинтересовало, и зачитайте его.

    Учащиеся. Читают высказывания, используя приготовленные материалы.

    4

    Учитель. Попробуйте сами написать высказывания о совести.

    Учащиеся. Записывают свои мысли о совести. Обсуждение детских работ.

    V.      Итог урока.

    1. Что заинтересовало вас на этом уроке?
    2. Какой момент урока особенно понравился?
    3. Что было неудачно на уроке?
    4. Что с этого урока для своего будущего вы бы взяли?
    5. Что бы вы хотели изменить в себе после нашего обсуждения на уроке?

    VI.    Задание на дом.

    Учитель. Вопросы без ответа вслух.

    1. Случалось ли вам испытывать угрызения совести?
    2. А было ли вам стыдно за свои поступки или поступки своих друзей?
    3. Всегда ли в этом случае вы поступали по совести?

    - Заполните дома анкету по совести, можно её не подписывать, старайтесь отвечать искренне.

    Заключительное слово учителя.

    «Христианская жизнь по Добролюбию» Казанско-Богородицкого мужского монастыря.

    «Храни совесть свою чистою ив мыслях., и в словах, и в делах, да и будет она всегда безукоризненна и никогда не осуждает и не грызет тебя ни за что.

    ...Чистая совесть и жизнь твою сделает безукоризненною; ибо тогда она будет чутка и сильна на добро против зла. Во всех делах твоих, как светильником, пользуйся руководством совести»


    Анализ произведений

    1. Моё любимое произведение (Мне понравилось произведение)
    2. Незабываемый эпизод. Самые яркие моменты, (прочитать)
    3. Читая его я испытал(ла)... Моё отношение...
    4. Особенно меня тронуло... Выражу свою позицию...

    РАБОТЫ   УЧАЩИХСЯ

    Джус Анна

    СОВЕСТЬ-ЭТО...

    Совесть - это чувство ответственности за своё поведение, нравственный самоконтроль. В. Даль называл совесть «тайником души». Стыдно перед другими, совестно - перед самим собой.

    Совесть не позволяет нам совершать плохие поступки. Например, в магазине дали лишнюю сдачу. Иметь лишние деньги очень хорошо. Но совесть велит вернуть их кассиру.

    Учить совести надо с раннего детства. Этому учат и самые первые сказки («Лиса и Заяц», «Лисичка со скалочкой», «Коза-Дереза»).

    Бывает, что совесть пробуждается далеко не сразу. Так было с матерью Шурки в рассказе К. Станюковича «Нянька», которая оценила Чижика только после тяжёлой болезни сына. Но можно с пробуждением совести и опоздать (А. Пушкин «Станционный смотритель»; К. Паустовский «Телеграмма»).

    В литературных произведениях писатель часто сталкивает героев с обострённой совестью с их противоположностями. Это Саня Григорьев и Ромашов в «Двух капитанах» В. Каверина; Сашка и ординарец Толик, Володька и отсиживающийся в тылу майор в повести «Сашка» В. Кондратьева; Питер Брум и маркиз де Морелла в романе Г. Хаггарда «Прекрасная Маргарет».

    Во все времена вызывали уважение люди с чистой совестью и осуждались совести не имеющие. Поэтому о совести и её отсутствии так много пословиц, поговорок, крылатых выражений.

    Глаза не на месте - совесть не чиста.

    Совесть без зубов грызёт.

    У него совесть в рукавичках ходит.

    У него совесть ещё в прошлом году в бутылке задохнулась.

    У него совесть — что дырявое решето.

    У кого совесть чиста, у того подушка под головой не вертится.

    Напала совесть и на свинью, как полена отведала.

    К кафтану совести не пришьёшь.

    Не за страх, а за совесть.

    Со спокойной совестью.

    Надо и совесть знать!

    Поступать против совести.

    «За всё, что происходит в мире людей, отвечаешь и ты! Не отказывайся от ответственности, это и есть - совесть. Она < совесть > требует, чтобы с ней расплачивались сполна, вчистую. И всю жизнь ты должник её.»

    (Лев Кассиль. «Будьте готовы, Ваше высочество!»)

    Черкасова Мария

    Совесть – это…

    Совесть - часть человека. Человек без совести уже не человек. Совесть есть только у добрых людей. У злых людей совести нет. Они не достойны того, что бы совесть жила в них. Совесть сама выбирает человека, которому она нужна. Злые люди беспощадные, ленивые и совесть чувствует, что им она не нужна и уходит к доброму человеку. Люди,  от которых ушла совесть, часто вспоминают о ней и жалеют, что она ушла от них. Эти люди называются «бессовестными».

    Каждый человек с гордостью носит свою совесть.

    Человека, у которого есть совесть,  называют «достойным человеком».

    Человек достоин совести.

    Акимов Василий

    Внутренний помощник человека

    (сочинение о совести)

    О совести сложено немало народных пословиц и поговорок: «Добрая совесть не боится клеветы», «Как не мудри, а совесть не перемудришь», «Совесть спать не дает».

    Кроме того, о совести говорили и многие известные люди. Например, мне очень нравится выражение Льва Николаевича Толстого: «Берегись всего того, что не одобряется твоей совестью». Это означает, что свои поступки мы должны проверять своей совестью. Человек никогда не должен поступать так, чтобы потом было стыдно.

    Я прочитал рассказ А. Гайдара «Дым в лесу». Главный герой рассказа -И-летний мальчик Володя. С первых страниц рассказа становится понятно, что он очень ответственный и совестливый мальчик. Его попросили присмотреть за маленькой девочкой, и он оставался с ней до тех пор, пока не пришла ее мама. Хотя в это время во дворе развивались интересные, непонятные события, и Володе очень хотелось разузнать, что происходит. Он сердился и переживал, но не ушел. А потом события развернулись так, что он спас раненого летчика. Это было нелегко, Володе было страшно и трудно, но он понимал, что от него зависит жизнь человека. Этот рассказ показывает, что для совестливого человека нет разницы, большое или маленькое дело ему поручено. Совесть помогает людям поступать правильно.

    Я считаю, что совесть это внутренний помощник человека, правильная часть души, которая помогает совершать хорошие поступки, уберегает от дурных и позволяет в сложной ситуации сделать правильный выбор.

    Кулешова Ирина

    Совесть.

    Совесть - одно из самых важных нравственных качеств человека, его внутренний стержень, мера его души. Совесть - это чувство моральной ответственности за свои действия перед другими людьми. Наличие или отсутствие совести в   душе человека во многом определяет его поступки. Недаром говорят    «сделать что-то на совесть», значит сделать наилучшим образом. Надо стараться всегда поступать по совести, в любой ситуации, каждый день. Например, уступать места старшим в транспорте. Не идти на сделку с собственной совестью, оправдывая себя усталостью. Человек с чистой совестью всегда чувствует свою правоту. Ведь в народе говориться, что « добрая совесть не боится клеветы». Поэтому, наверное, важнее как ты сам оцениваешь свои поступки. Люди, конечно же, не идеальны, в человеке уживается и хорошее и плохое, поэтому случается, что люди всё же иногда поступают плохо. И при этом отсутствие совести - хуже всего. Самый плохой человек- человек без совести, бесчестный, безответственный. На свете пока , к сожалению, довольно часто можно встретить бессовестных людей. Примером таких людей могут служить легкомысленные взрослые мальчики из рассказа Л. Пантелеева «Честное слово», оставившие малыша на посту и забывшие о нём. Этот безответственный поступок останется на их совести. Будут ли их мучить угрызения совести?    Заснула ли их совесть на время или её не было вовсе? Этого мы, пожалуй, никогда не узнаем. А вот Нина из рассказа А. Гайдара « Совесть» тоже поступила не очень то красиво - не сделала уроки и   поэтому   решила не ходить в школу, да ещё стала совестить маленького мальчика , подозревая его в   том же   что совершила   сама. Но в этом случае не всё ещё потеряно. Ей стало стыдно, неловко от сознания своей неправоты. Встреча с малышом в роще пробудила дремавшую в ней совесть. Угрызения совести заставили её раскаяться в   плохом поступке. Наверно, она больше никогда не прогуляет   школу.

    Но чаще всего, если у   человека есть совесть, она удерживает его от дурных поступков. Так, например девочка Лида   из рассказа   В. Сухомлинского « Стыдно перед соловушкой» не стала мусорить в лесу, хотя их бы никто не увидел. А маленький   « сержант» из рассказа Л. Пантелеева   « Честное слово» может   служить примером истинной стойкости, ответственности, верности   своему слову не только детям, но и взрослым.

    Прислушиваясь к своему внутреннему голосу, к голосу совести, мы, таким образом, сами воспитываем себя, становимся лучше.

    Русских Татьяна

    Моё представление о совести.

    Совесть - чувство нравственной ответственности за своё поведение перед окружающими людьми, обществом.

    Я считаю, что совестливый человек никогда не совершит безнравственный поступок в отношении к окружающим: не унизит другого человека, не будет жесток, лжив, высокомерен, не обидит слабого.

    Но бывает и так, что человек до поры до времени не осознаёт, что поступает бесчестно, бессовестно. Его совесть спокойна. Но как же тяжело ему бывает, когда он оценит свой поступок и поймёт, что был не прав.

    Вот, например, в рассказе «Огурцы» Носова мальчишки, я думаю, не задумывались над тем, как они поступили, воруя на колхозном поле огурцы. Но как им было стыдно, когда они осознали свой бесчестный поступок.

    Мы с мамой прочитали рассказ Паустовского «Телеграмма» я даже плакала, когда читали. Ведь Настя, секретарь Союза художников, с душой отнеслась к своей работе-устройству выставок, конкурсов. Она всей душой стремилась помочь молодому скульптору Тимофееву, и после удавшейся выставки его работ все её горячо благодарили. А вот о письме, в котором её старенькая одинокая мать, только и просила-то свою ненаглядную дочь приехать хоть на день, чтобы поглядеть на неё, подержать её руки, она забыла. А прочтя его, подумала: «Куда там сейчас ехать! Разве отсюда вырвешься!».

    Получив же телеграмму, что мать умирает, она спешит на вокзал. Ей не даёт покоя её совесть: «Что же это, мама? Как же это могло случиться? Ведь никого же у меня в жизни нет. Нет и не будет роднее». Настя не успела даже на похороны. В холодной тёмной комнате она проплакала всю ночь.

    « Да, жалок тот, в ком совесть нечиста, » - писал А.С. Пушкин. Уехала Настя крадучись. Ей казалось, что никто, кроме матери, не мог снять с неё непоправимой вины, невыносимой тяжести.

    А сколько неприятностей было из-за того, что мальчики в рассказе Гайдара «Чук и Гек »не сказали маме о полученной телеграмме, которую они играя выбросили за окно. И ведь все эти неприятности на их совести! Я думаю то, что произошло, послужит им уроком на всю жизнь.

    Я поняла, что человек всегда в ответственности за свои поступки. Надо всегда думать о том, что ты делаешь, как ты поступаешь, думать не только о себе, но и окружающих тебя людях.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Совесть

    Урок по основам православной культуре в 4 классе....

    А.Гайдар "Совесть"

    Урок литературного чтения во 2 классе по технологии критического мышления через чтение и письмо....

    Методическая разработка урока по курсу ОРКСЭ. Тема "Совесть" (ОСЭ)

    Данная методическая разработка предназначена для учителей, работающих в 4 классе по учебному комплексу ОРКСЭ ислужит пособием при разработке и проведению урока по данному курсу. Содержание урока разра...

    Презентация к уроку по курсу ОРКСЭ. Тема: "Совесть" (ОСЭ) 4 класс.

    Данная презентация разработана к уроку "Совесть" (ОСЭ), курс ОРКСЭ 4 класс....

    час общения "Совесть, благородство и достоинство - вот оно, святое наше воинство"

    Данный час общения посвящен героям - воинам сегодняшних дней....

    Гайдар. Совесть. 2 класс Гармония.

    Тема: Аркадий Петрович Гайдар «Совесть». Цели: 1.Познакомить с рассказом А.П.Гайдара «Совесть»; помочь детям проанализировать этот рассказ. 2.Развивать навыки чтения: беглое, осозн...