Совесть
план-конспект урока (4 класс) на тему

Швидкая Ирина Александровна

Урок по основам православной культуре в 4 классе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Urok_Sovest.doc60 КБ

Предварительный просмотр:

 Выполнила и провела учитель

 начальных классов:

Швидкая И.А.

МОУ Александроневская СОШ

Убинского района

Новосибирской области

Тема:      «Совесть»

Цель урока: Познакомить учащихся с/православными/представлениями о добре и зле в поведении и внутреннем состоянии человека.

Задачи урока:

Обучающая: узнать значение и связь слов «добро», «зло», «грех»,

«совесть» в русской православной культуре

Развивающая: осознать, что различать добро и зло человеку помогает совесть.

Воспитывающая: понять, что значит «вести диалог со своей совестью».

Ключевые понятия урока добро, грех, совесть, быть в ладу со своей

совестью.

 

Ход урока. 1.Актуализация опорных знаний.

На уроках мы говорили о главных ценностях нашей жизни. Назовите их. ( Учащиеся перечисляют главные ценности)- Представим себе, что у нас есть все из перечисленного: мы живы, здоровы, есть семья, Родина, мир на земле.

Все для человека. И тогда возникают вопросы: каким должен быть человек, чтобы сохранить все это? Что самое главное в человеке? Сегодня мы постараемся найти на них ответы.

2.Работа по теме урока. Учитель читает стихотворение. Однажды предрассветною порой три мудреца склонились надо мной, Л я спросила их, поднявши веки: - Что главное, скажите в человеке?


-Конечно, разум- первый мне ответил. (прикрепляю карточку со словом «разум») С ним каждый путь и правилен и светел. -Благодарю, что просветил меня. Я поклонилась, голову склоня. Второй ответил:  - Воля на пути,        (прикрепляю карточку)

Который нужно с гордостью пройти, Чтобы достойно подойти к концу. Я поклонилась в пояс мудрецу.

Да нет, не то, заволновался третий

Послушайте, что строго он ответил: (пауза)…

 Как вы думаете, что считал главным в человеке третий мудрец?

Коллективная работа Учащиеся записывают на полоске бумаги самые главные (по их мнению) качества и прикрепляют полоску к доске. Читаем качества, которые посчитали главными, анализируем, сравниваем, находим совпадения. Интересно у кого они совпали, есть ли совпадения в семье? Свертывание информации: убираем карточки с одинаковыми качествами, оставляя одну, слова-синонимы объединяем, таким образом на доске остается 5-6. качеств, а из них выбирается одно.

Ответ сравниваем с ответом мудреца:

Да нет, не то, заволновался третий.

 Дослушайте, что строго он ответил!)

Невелика моя об этом повесть,

Но главное у человека - совесть!        (прикрепляю карточку)

- Три мудреца считают одним из главных качеств: разум, воля, совесть. А как на ваш взгляд – какое качество в человеке считаете самым главным?

З.Работа со словом «СОВЕСТЬ».

На доске пишут слово «Совесть».

Как вы думаете, что такое совесть? Ученики дают свои варианты ответов.
Чтобы лучше узнать, что такое совесть, давайте, вслушаемся в слова,
которые живут в нем. Эти слова помогут охарактеризовать слово «СОВЕСТЬ»

Например: совет - совесть - это то, что находится внутри нас и дает нам советы; весть - совесть - это то, что подает нам весточку: правильно мы поступаем или неправильно; сеть - то, что ловит все наши хорошие и плохие поступки; есть - совесть - это то, что есть у всех; свет ^совесть -это свет внутри нас; вес - совесть - это то, что имеет вес (значимость): сое (кое) - то, что подает сигнал бедствия; вето - то, что накладывает запрет на плохие поступки; и т. д.

А сейчас познакомимся с тем, как толкуют это слово ученые. Вы услышите три высказывания. Выберите то, которое понравится вам больше других (Читать нужно медленно, ставя логическое ударение. Между цитатами должны быть паузы, чтобы ученики смогли осмыслить услышанное).

 Ожегов С.И. (толковый словарь русского языка, с.605).

«Совесть - чувство ответственности за свое поведение перед окружающими людьми, обществом».

Бердяев Н.А. «Совесть - это то глубинное в человеке, что напрямую связывает его с Богом. Тот, кто сверяет свои действия с совестью, чист не только перед собой, но и перед всеми, о таких людях говорят, что они живут по законам Божьим».г

Даль В.И. (т.4, с.256) «Нравственное чутье в человеке, внутреннее сознание добра и зла, тайник души, в котором отзывается одобрение или осуждение каждого поступка. Способность распознать качество поступка, чувство, побуждающее к истине и добру, отвращающее ото лжи и зла, невольная любовь к добру, истине»

Цитата В.И.Даля и словарная работа.

Тайник - хранилище, тайное убежище. Душа = внутренний мир человека.

Как в нас отзывается каждый  поступок?

Отвечая на этот вопрос, ученики приводят в качестве примеров конкретные жизненные ситуации и рассказывают, что они чувствовали.

 Мы убедились в том, что каждый поступок вызывает определенное чувство:
хороший - радость, удовлетворение, спокойствие, по телу словно разливается
тепло, а плохой поступок вызывает волнение, тревогу, стыд, человека
бросает в жар, он краснеет. Значит, у каждого из нас есть совесть и к ней
надо прислушиваться. Часто человек заболевает от того что что-то сделал не по совести и тогда его мучает бессонница.        

4. Учитель: «У совести есть одна особенность – она никогда не забывает нанесённые раны. Даже спустя много лет, она может напомнить о былой неправде, что человек поступил не по совести». Давайте послушаем рассказ и найдем в нём подтверждение этим словам.

Чтение рассказа учителем «Возмездие» Б. Ганаго.  


ВОЗМЕЗДИЕ

Данька считал, что ему всё можно. Запреща ли ругаться - ругался, говорили кошек не му чить - камни в них кидал, малышей не оби жать - замки их из песка растаптывал.

- Ох, и воздастся тебе, Данька! - предска зывали ему соседки-старушки. Он им в ответ рожицы строил, веря в безнаказанность.

Жил Данька рядом с кладбищем. Там мно гие воины, жизнь за нас отдавшие, покоятся. Их охраняют, как стражи, деревья высокие. Могилки цветами украшены. Тишина. Ска мейки кое-где. Невольно мысли о предках, ушедших, о своих путях-перепутьях, о вечнос ти приходят к тем, в ком душа пробудилась. У Даньки она ещё дремала - некрещёным был, без Ангела-хранителя обойтись пробовал. Вот и правил его мыслями некто...

Заметил Данька, что по вечерам к клад бищу стаи птиц слетаются: поспать, гнёзда свить, птенцов вывести. Утром галки разле тались.

Чем они ему помешали, кто знает? Чужая душа - потёмки. Только задумал он опять не доброе, будто кто диктовал ему, что делать. Смастерил Данька рогатку и стал галок под стреливать. Ему всегда всё сходило, а тут пти цы заголосили, предупреждая, и громадной стаей над ним грозно пронеслись. Перепугался он, едва скрылся.

Галки его запомнили. Если этот охотник на улице появлялся, такой галдёж устраивали, что не только ему - прохожим жутковато ста новилось.

Пришло время уехать Даньке в другой го род. На прощанье решил память о себе особую оставить, отомстить галдящим.

Как-то днём, когда птиц не было, добрался до одного гнезда и у маленьких галчат язычки вырвал. Надеялся, что и это ему сойдёт.

Переехал. Годы миновали. Повзрослел. Сам своё гнездо свил - женился. Прошлое, каза лось, ушло в небытие. Только ребёнок у него почему-то немым родился. Почему? Долго пе реживал молодой папаша, но смысла в проис шедшем не увидел.

Когда и второй сынок немым оказался, сна лишился. По ночам мучился, заснуть не мог. Закроет глаза, перед ним галчата безъязыкие клювиками хлопают или разъярённые галочьи стаи на него пикируют. Обращался к врачам. Но разве медики со весть лечат?

5. Работа над рассказом. Анализ.

Чтобы накачать мышцы - нужна тренировка, чтобы научиться быстро читать или решать трудные примеры, тоже нужна тренировка, а как пробуждать и развивать в себе чувство совести? Ученики приходят к выводу, что нужно учиться говорить правду, признавать свои ошибки, уметь просить прощение, чтобы совесть не мучила.

 

6. Игра «Найди пару».

-        Ребята, я даю вам предложение, а вы должны найти вариант как можно его заменить

  1. Поступать вопреки своим убеждениям. (Поступать против совести).
  2. Жить честно, справедливо. (Жить по совести).
  3. Делать что-либо хорошо, добросовестно. (Делать на совесть).
  4. Жить спокойно, не испытывая угрызения совести. (Жить со спокойной
    совестью.) Ведь не случайно говорят: «Счастлив тот, у кого совесть
    спокойна».
  5. Поступать без стыда, без стеснения. (Поступать без зазрения совести).

7. Работа над пословицами.

-        О человеке, который так поступает в народе создано немало пословиц.
Какие? (У него совесть - дырявое решето. Волосом сед, а совести нет).

-А как люди возмущаются неблаговидным поступком? (И как только у него совести хватило! Ни стыда, ни совести!..,)

6.        Когда человек не выполнил того, что обязан был сделать, или поступил не
так как следовало поступить, то говорят... (Поступок на его совести).

8. Вопросы без ответа вслух.

Я задаю вам вопросы, вы обдумываете и мысленно отвечаете на них.

  1. Случалось ли вам испытывать угрызения совести?
  2. Было ли стыдно за свои поступки?
  3. Всегда ли вы поступали по совести?
  4. Дети, на что похожа наша жизнь?

(на книгу. Называется она: «жизнь Маши», или «жизнь Коли». Глава в книге

-        год. Есть там 2008, 2009, и есть 2010 год. Страница в книге - день. С утра -

страница чистая, а потом мы сами пишем эту страницу добрыми или злыми делами, которые остаются там навсегда и никуда не исчезают из книги нашей жизни. Сделаем добро - и лист в книге нашей жизни будет хорошим. И наоборот)

  1. А если мы видим, что кто-то делает что-то плохое, надо ли ему подражать?
  2. А если он скажет - все так делают?

Нужно сказать ему: «Неправда. Плохое делают только злые люди».

-        А почему нужно делать доброе? (потому что оно доброе, так правильно и
мама будет рада)

(Напомнить сказку «Цветик - семицветик ». Девочка все желания потратила на себя, а один раз помогла другому. Когда она хорошо поступила?)

Но бывает так, что человек знает, как поступить правильно, а поступает плохо. Это мешает человеку гордость.

(Вспомнить сказку «Волк, коза и семеро козлят». Нарисовать домик козы на доске)

Смотрите, дети. Домик козы - это наше сердце. К нам приходят разные мысли. Некоторые из них хорошие - это коза, им нужно открывать двери. А некоторые - плохие. Это волк. Им двери открывать не нужно. То есть их слушать не нужно и не нужно делать так, как нам плохие мысли говорят

Например, учительница вышла из класса, и сразу приходит мысль покричать и побаловаться. Открывать такой мысли двери или нет?

9. Закрепление полученных знаний.

Знаете ли вы, что происходит внутри у человека, когда он делает не то, что подсказывает ему совесть? Ученики, основываясь на собственном опыте, высказывают предположения. Учитель соглашается с ними, а потом говорит: «А, может быть, все происходит вот так?»

  Демонстрация опыта.

В фарфоровую чашечку горочкой насыпается вещество оранжевого цвета

 бихромат аммония, оно похоже на светлые, чистые чувства людей. Ложь

зависть, злоба - невидимые, словно стеклянная палочка,раскаленная в огне страсти (нагреваю ее на огне спиртовки), касаются нашей

души (ставлю разогретую палочку вертикально в центр горочки, и

как только начинается химическая реакция, палочку убираю) и

превращают все светлое, радостное, чистое в пепел. Вместо

маленькой горсточки порошка па столе лежит огромная гора пепла.

Злоба и зависть переполняют нас. и мы выплескиваем все наружу:

кричим и срываем злость па слабых, оскорбляем других людей.

ВЫБИРАЙТЕ САМИ, ЧТО ЛУЧШЕ:

Сказать правду - поступить по совести и сохранить чистоту души, ^ ^и Соврать (может быть, никто и никогда не узнает о лжи), но в вашей душе останется это - (показываю на гору пепла) ...

10. Работа с учебником. «Основы православной культуры».

Чтение материала стр. 36-39

Запись в тетрадях понятий добро, зло, раскаяние.

11. Итог урока.

Благодарю Вас, ребята! Сегодня вы приоткрыли завесу над самым главным качеством человека, вы искали и открывали истины, над которыми размышляют взрослые и не всегда находят ответы. Пусть годы не скроют от вас мудрость, открывшуюся сегодня на уроке. И ваша совесть всегда будет вам главным советчиком на всю жизнь.

 


 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

А.Гайдар "Совесть"

Урок литературного чтения во 2 классе по технологии критического мышления через чтение и письмо....

«Совесть - это...»

Урок ориентирован на учащихся с повышенной мотивацией к обучению. На уроке рассмотрено слово с точки зрения грамматики, лексикологии, морфемики, словообразования и фразеологии....

Методическая разработка урока по курсу ОРКСЭ. Тема "Совесть" (ОСЭ)

Данная методическая разработка предназначена для учителей, работающих в 4 классе по учебному комплексу ОРКСЭ ислужит пособием при разработке и проведению урока по данному курсу. Содержание урока разра...

Презентация к уроку по курсу ОРКСЭ. Тема: "Совесть" (ОСЭ) 4 класс.

Данная презентация разработана к уроку "Совесть" (ОСЭ), курс ОРКСЭ 4 класс....

час общения "Совесть, благородство и достоинство - вот оно, святое наше воинство"

Данный час общения посвящен героям - воинам сегодняшних дней....

Гайдар. Совесть. 2 класс Гармония.

Тема: Аркадий Петрович Гайдар «Совесть». Цели: 1.Познакомить с рассказом А.П.Гайдара «Совесть»; помочь детям проанализировать этот рассказ. 2.Развивать навыки чтения: беглое, осозн...

Тема: Живи по совести. Пословицы о совести. П.В. Засодимский «Гришина милостыня». "Литературное чтение на родном русском языке". Школа России. 3 класс.

В период дистанционного обучения очень удобными для работы учителя являются рабочие листы. Предлагаю Вашему вниманию один из таких листов. На нём представлен не только текстовый материал, но и фотогра...