Рабочая программа по математике 1 класс
рабочая программа (1 класс) по теме

 

       Данная рабочая программа по математике составлена с учетом Федерального компонента государственного стандарта общего начального образования на основе программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений IIвида (допущено Министерством образования Российской Федерации, М.: Просвещение, 2006). Авторы программы: К.Г. Коровин, А.Г. Зикеев, Л.И. Тигранова, И.Г. Багрова, И.М. Гилевич, Н.Ю. Донская, М.И. Никитина, Л.В. Никулина, М.Ю. Рау, В.В. Тимохин, Н.И. Шелгунова.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл matematika_rabochaya_programma_1_kl.docx39.53 КБ

Предварительный просмотр:

Математика

Пояснительная записка

       Данная рабочая программа по математике составлена с учетом Федерального компонента государственного стандарта общего начального образования на основе программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений II вида (допущено Министерством образования Российской Федерации, М.: Просвещение, 2006). Авторы программы: К.Г. Коровин, А.Г. Зикеев, Л.И. Тигранова, И.Г. Багрова, И.М. Гилевич, Н.Ю. Донская, М.И. Никитина, Л.В. Никулина, М.Ю. Рау, В.В. Тимохин, Н.И. Шелгунова.

Основу начального курса математики должны составить четкие представления о натуральном числе и нуле, о четырех арифмети ческих действиях с целыми неотрицательными числами, важнейших их свойствах и основанное на этих знаниях осознанное и прочное усвоение приемов устных и письменных вычислений. Вычислительные навыки в табличных случаях необходимо до вести до автоматизма. Это одна из центральных задач курса мате матики в начальной школе.

Обучение начальной математике должно проходить в тесной неразрывной связи с воспитанием и развитием учащихся, способ ствовать формированию у учащихся основ научного мировоззрения, развивать познавательные способности, воспитывать добросовест ное отношение к учению и общественно полезному труду.

Программа предусматривает усвоение математических понятий на конкретном жизненном материала, а это дает возможность пока зать учащимся, что все те понятия и правила, с которыми они зна комятся на уроках, служат практике, родились из потребностей жизни. Это кладет начало правильному пониманию связи между наукой и практикой.

Первоначальное ознакомление учащихся с разного рода зависи мостями является важной основой для обучения в последующем умению раскрывать причинные связи между явлениями окружающей действительности. На основе собственных практических действий учащиеся должны познакомиться с некоторыми закономерностями, научиться применять приобретенные знания при решении практи ческих вопросов.

Программа по математике открывает большие возможности для того, чтобы вооружить учащихся знаниями, умениями и навыками, необходимыми для самостоятельного решения новых вопросов, учеб ных и практических задач, воспитания у них самостоятельности и инициативы, привычки и любви к труду, чувства ответственности, настойчивости в преодолении трудностей.

Необходимо обучать учащихся на уроках математики приемам самостоятельной работы, самостоятельного пополнения и совершен ствования знаний. Математика способствует развитию мышления, памяти, внима ния, творческого воображения, наблюдательности. Математика дает реальные предпосылки для  развития логического мышления учащихся, для обучения их умению кратко, точно, ясно и правильно излагать свои мысли. Задача учителя — полнее использовать воз можности математики для развития этих способностей у учащихся.

Обучение математике тесно связано с формированием речи. Сознательное усвоение слабослышащими учащимися математиче ских знаний невозможно без овладения ими необходимым речевым материалом. Это требует специальной работы, направленной как на овладение математической терминологией и специфичными для ма тематического стиля речи конструкциями, так и на формирование умения употреблять их в самостоятельной речи. Изучение мате матики обогащает речь учащихся. С одной стороны, изученные на уроках математики речевые модели и конструкции используются ими в общении на уроках по другим дисциплинам, в быту, когда содержанием высказываний являются количественные отношения. С другой стороны, на уроках математики учащиеся получают прак тику употребления в речи словаря и фразеологии, используемых в жизни и учебной работе.

Формирование понятий о натуральном числе и арифметических действиях предусматривает постепенное расширение области рас сматриваемых чисел: «Числа от 1 до 10», «Числа от 1 до 100», «Числа от 1 до 1 000», «Числа от 1 до 1 000000».

В целях создания условий для развития у учащихся способ ности к обобщению и абстракции, необходимых для дальнейшего обучения математике, в курсе предполагается проведение системати ческих наблюдений и формирование на этой базе доступных обобще ний. Формируются такие понятия, как «числовое выражение», «чис ловое равенство и неравенство»; вводятся элементы буквенной символики и простейшие уравнения, решаемые методом подбора и на основе взаимосвязи между компонентами и результатами дей ствий. В последующих концентрах — «тысяча», «миллион» — по мере расширения области изучаемых чисел учащиеся тренируются в применении полученных умений решения уравнений на новом числовом материале.

Развитие пространственных представлений о форме, размере, взаимном расположении предметов идет в связи с изучением чи сел и арифметических действий; отрезки, треугольники и т. д. слу жат счетным материалом, а затем используются в качестве кон кретной иллюстрации рассматриваемых натуральных чисел. Напри мер, в I классе связь с арифметикой проявляется в упражнениях, требующих счета.

Наглядный образ разбитого на равные клетки прямоугольни ка используется для иллюстрации переместительного свойства ум ножения; с помощью отрезков иллюстрируются задачи на увеличе ние (уменьшение) данного числа, на сравнение чисел и др.

В ходе практических работ у учащихся формируются умения из мерять и чертить отрезки с помощью линейки и угольника, находить сумму длин сторон и площадь прямоугольника (квадрата).

Изучение натуральных чисел и нуля строится на системе практи ческих работ и задач, содержание которых должно быть взято из жизни, а также связано с трудом учащихся. Это значит, что форми рование каждого нового понятия всегда связывается с решением тех или иных задач, помогающих уяснить его значение и требующих его применения.

Раскрытие смысла арифметических действий связано, как пра вило, с решением так называемых простых задач (задач, решаемых одним арифметическим действием). Такие задачи предусмотрены программой каждого года обучения.

Система в подборе задач и расположении их во времени построе на с таким расчетом, чтобы обеспечить наиболее благоприятные условия для сопоставления, сравнения, противопоставления задач, сходных в том или ином отношении, а также задач взаимно обрат ных. При этом имеется в виду, что в процессе упражнений дети все время будут встречаться с задачами различных видов. Это ис ключает возможность выработки штампов в решении задач; учащие ся с самого начала будут поставлены перед необходимостью каж дый раз производить анализ задачи, прежде чем выбрать то или иное действие для ее решения.

При решении сначала простых, а затем составных задач одной из целей является уяснение применения арифметических действий, уяснение их смысла, что и реализуется в ходе сопоставления и противопоставления различных случаев их применения. Сложность рассматриваемых задач постепенно возрастает, но решение задач на первой ступени обучения не должно требовать выполнения бо лее 4 действий.

При обучении математике необходимо научить самостоятель но находить путь решения предложенной задачи в соответствии с программными требованиями. Учащиеся должны постепенно овладе вать простейшими общими подходами к решению задачи.

Учащиеся должны научиться лаконично, точно и четко объяс нять, что известно в решаемой задаче и что неизвестно, что сле дует из условия задачи, какие арифметические действия и в какой последовательности должны быть выполнены для получения ответа на вопрос задачи. Они должны научиться обосновывать выбор каж дого действия и пояснять полученные результаты, составлять по задаче (со всеми необходимыми пояснениями) выражение, вычис лять его значение, давать (устно) полный ответ на вопрос задачи и проверять правильность ее решения. Следует стремиться к тому, чтобы учащиеся знали о возможности различных способов решения некоторых задач и сознательно выбирали наиболее рациональный из них.

В процессе работы над задачами крайне важно упражнение в самостоятельном составлении задач по различным заданиям учите ля. Числовой и сюжетный материал для составления задач должен браться учащимися из окружающей действительности. Составление и решение такого рода задач способствует не только лучшему осо знанию особенностей структуры и хода решения задач различных видов, но и развитию творческого воображения учащихся, расши рению их кругозора, укреплению связи обучения с жизнью.

Для выработки твердых навыков правильных и быстрых устных вычислений необходимо на каждом уроке математики выделять от 5 до 10 мин для проведения тренировочных упражнений в устных вычислениях, предусмотренных программой каждого класса. Ре зультаты табличного сложения (вычитания) и умножения (деления) учащиеся должны твердо знать на память.

В связи с этим учитель должен не только своевременно создать у учащихся установку на запоминание таблицы, но и обеспечить повседневную тренировочную работу в течение всех лет обучения в начальных классах. Наряду с устными приемами вычислений в программе уделяется большое внимание обучению приемам пись менных вычислений. Они вводятся уже со II класса при изучении сложения и вычитания чисел в пределах 100. К концу начального обучения должны быть сформированы навыки правильных и быстрых письменных вычислений при сложении и вычитании многознач ных чисел, умножении и делении на однозначное и двузначное число в пределах миллиона.

Большое значение придается в программе усвоению правил по рядка выполнения действий. Соответствующий материал распределен в курсе равномерно с соблюдением постепенного нарастания труд ностей. Важно, чтобы тренировочные упражнения, предлагаемые учителем, соответствовали требованиям программы.

В органической связи с арифметическим материалом програм мы предусмотрено изучение различных величин (стоимость, коли чество, цена; путь, время, скорость при равномерном движении и др.).

Способы измерения величин, соответствующие единицы изме рения и соотношения между ними, связь между величинами изуча ются на материале задач и при проведении практических работ, требующих применения указанных математических знаний.

Учащиеся должны овладеть элементарными знаниями, умениями и навыками, необходимыми для измерения величин, приобрести уверенность в использовании различных единиц измерения, прочно усвоить соотношение между рассматриваемыми единицами изме рения (длины, площади, массы, времени).

Программа предусматривает, что изучение соответствующих вопросов будет проводиться в ходе всей работы на первой ступе ни обучения в связи с расширением области рассматриваемых чисел и введением новых единиц измерения. В итоге все изученные едини цы измерения величин приводятся в систему.

Особую трудность вызывает у учащихся изучение единиц време ни. Это связано как с тем, что соотношение между ними построено не на десятичной системе, так и с абстрактным характером изучае мых понятий. Поскольку у слабослышащих учащихся, в отличие от их слышащих сверстников, отсутствуют первоначальные дошкольные знания о конкретном наполнении единиц измерения времени, их со отношении и навыки определения времени, изучение соответствую щего материала распределено по годам обучения с таким расчетом, чтобы можно было сформировать как первоначальные представле ния, так и навыки решения задач на время.

В программе заложена возможность межпредметных связей изучения математики и трудового обучения, развития речи детей, и задача учителя полнее осуществлять их на уроках.

Усвоение учащимися предусмотренных программой знаний, уме ний и навыков должно быть обеспечено в основном на уроках под руководством учителя. Вместе с тем обучение математике требует и систематического выполнения домашних заданий. Они предлага ются только со второго года обучения и должны быть посильны для самостоятельного выполнения их каждым учеником.

Учителя не должны допускать перегрузки учащихся учебным материалом как на уроках, так и в домашних заданиях. Следует на каждом уроке заботиться о рациональной смене видов деятель ности, проводить физкультминутки, способствующие разрядке и снимающие утомление.

Особое значение в этом отношении имеет по-разному органи зуемая игровая деятельность учащихся на уроках математики, в особенности в I—III классах, использование упражнений и заданий, в которых представлены герои известных книжек, сказок, мульт фильмов, разнообразных дидактических игр. Примеры игр и игро вых упражнений сгруппированы в соответствии с их дидактиче ским содержанием. Число игр, их содержание, методика проведения, которое может быть выделено играм на уроках математи ки, должны определиться с учетом тех основных учебно-воспита тельных задач, которые преследует данная тема и каждый урок, отведенный на ее изучение. Использование игры и ее элементов должно способствовать усвоению программного материала. Важно также иметь в виду, что некоторые игры математического содер жания используются затем во внеурочное время.

Приведенное в программе распределение часов на отдельные темы нужно рассматривать как примерное. В зависимости от уровня знаний учащихся, от возникающих в процессе обучения ситуаций учитель может несколько увеличивать или уменьшать время на изучение отдельных тем при условии, что в результате будет обес печено сознательное и прочное усвоение учащимися всего материа ла, предусмотренного программой для каждого года обучения.

В программе определены требования к знаниям, умениям и навыкам учащихся по математике к концу каждого года обучения, а в последнем классе первой ступени обучения — уровень знаний, умений и навыков, необходимый для преемственной связи с курсом математики в последующих классах.

Тематический план

Наименование разделов и тем

Кол-во

часов

Самост. работы

Контр.

работы

1.

2.

3.

4.

5.

6.

7.

8.

9.

10.

11.

1 четверть.

Счет предметов.

Порядковые числительные

Пространственные отношения.

Временные отношения

Порядковые отношения.

Сравнение групп предметов.

Уравнение предметов и групп предметов

Числа от 1 до 10

Состав чисел 2 – 5

Сложение и вычитание

Сантиметр – единица измерения длины.

1

1

2

1

1

5

3

16

5

4

2

1

1

1

1

Итого

45

4

1.

2.

3.

4.

5.

        2 четверть

Повторение        

Сложение и вычитание .

Решение задач.

Состав чисел 6 – 10.

Закрепление.

5

11

7

9

4

1

1

2

Итого

40

4

1

2

3

4

5

 

3 четверть

Сложение и вычитание.

Решение задач и выражений.

Задачи.

Денежные знаки

Закрепление.

25

5

8

3

1

1

1

1

Итого

45

2

1

1.

2.

3.

4.

5.

6.

4 четверть

Числа от 11 – 20

Сантиметр

Сложение и вычитание в пределах 20

Решение задач и выражений

Сложение однозначных чисел с переходом через десяток

Вычитание однозначных чисел с переходом через десяток

5

1

4

3

8

9

1

1

1

1

1

Итого

35

4

1

Содержание тем учебного курса

(165 ч; по 5 часов в неделю)

Сравнение предметов и группы предметов   Сравнение предметов по размеру (больше, меньше, одинаковые). Временные представления: сначала, потом, до, после, раньше, позже. Временные понятия: вчера, сегодня, завтра (в связи с ведением календаря дежурства с помощью учителя и воспитателя). Сравнение групп предметов: больше, меньше, столько же.   Название, последовательность чисел от 1 до 10 и счет предметов.

Сложение и вычитание   Название, последовательность и обозначение чисел от 1 до 10. Счет предметов (реальных предметов и их изображений, движений, звуков и т.д.). Запись чисел от 1 до 10.   Расположение предметов (перед, за, между, рядом, слева, справа). Использование полученных представлений к расположению чисел в натуральном ряду.   Сравнение чисел. Получение чисел прибавлением к 1 к предыдущему числу, вычитанием1 из числа, непосредственно следующего за ним при счете.   Состав чисел 2 – 5 и 6 – 10. Денежные знаки достоинством в 1, 2, 5, 10 единиц. Их набор и размен.   Последовательность дней недели, их количество. Умение называть сегодняшний, вчерашний и завтрашний день недели.

Сложение и вычитание   Решение простых задач на сложение и вычитание (на основе счета предметов).   Название действий и их запись с помощью знаков +, - . Название знаков.   Приемы вычисления а) при сложении – прибавление числа по его частям, перестановка чисел; б) при вычитании – вычитание числа по его частям и вычитание на основе знаний соответствующего случая сложения.   Таблица сложения в пределах 10. Соответствующие случаи вычитания.   Чтение, запись и нахождение значения числовых выражений в 1 – 2 действия (без скобок).   Число 0 и его обозначение. Сложение и вычитание вида 7 – 7, 0 + 8.   Нахождение числа, которое на несколько единиц больше или меньше данного.   Решение и составление простых задач на сложение и вычитание.

Числа от 11 до 20  Название и последовательность чисел от 11 до20. Их чтение и запись. Сравнение чисел и множеств предметов.   Получение чисел прибавлением 1 к предыдущему числу, вычитанием 1 из числа, непосредственно следующего за ним при счете. Измерение длины. Сантиметр. Обозначение сантиметра – см. Черчение отрезка заданной длины.

  Денежные знаки достоинством в 10, 15, 20 единиц. Их набор и размен.

   Количество месяцев в году, их названия. Умение называть прошедший, настоящий и будущий месяц года.  

   Решение простых задач на сложение и вычитание (в пределах 10).

Повторение изученного материала

Перечень обязательных контрольных работ

  1. Сложение и вычитание чисел первого десятка.
  2. Итоговая  контрольная работа.

Требования к уровню подготовки обучающихся

К концу 1 класса учащиеся должны знать:

Последовательность чисел от 0 – 20;

Таблицу сложения чисел в пределах 10 и соответствующие случаи вычитания.

Учащиеся должны уметь:

Считать предметы в пределах 20

Читать и записывать числа от 0 до 20;

Решать задачи в одно действие на сложение и вычитание;

Измерять длину отрезков и предметов в сантиметрах.

Критерии и нормы оценки знаний обучающихся

Особенности организации контроля по математике

Текущий контроль по математике можно осуществлять как в письменной, так и в уст ной форме. Письменные работы для текущего контроля рекомендуется проводить не реже од ного раза в неделю в форме самостоятельной работы или математического диктанта. Жела тельно, чтобы работы для текущего контроля состояли из нескольких однотипных заданий, с помощью которых осуществляется всесторон няя проверка только одного определенного умения (например, умения сравнивать нату ральные числа, умения находить площадь пря моугольника и др.).

Тематический контроль по математике в начальной школе проводится в основном в письменной форме. Для тематических прове рок выбираются узловые вопросы программы: приемы устных вычислений, действия с мно гозначными числами, измерение величин и др.

Среди тематических проверочных работ особое место занимают работы, с помощью ко торых проверяются знания табличных случаев сложения, вычитания, умножения и деления. Для обеспечения самостоятельности учащихся подбирается несколько вариантов работы, каж дый из которых содержит 30 примеров (соот ветственно по 15 на сложение и вычитание или умножение и деление). На выполнение та кой работы отводится 5-6 минут урока.

Итоговый контроль по математике прово дится в форме контрольных работ комбиниро ванного характера (они содержат арифметиче ские задачи, примеры, задания геометрическо го характера и др.). В этих работах сначала от дельно оценивается выполнение задач, приме ров, заданий геометрического характера, а за тем выводится итоговая отметка за всю работу.

При этом итоговая отметка не выставляет ся как средний балл, а определяется с учетом тех видов заданий, которые для данной работы являются основными.

Классификация ошибок и недочетов, влияющих на снижение оценки

Оценивание письменных работ

Ошибки:

  1. вычислительные ошибки в примерах и задачах;
  2. ошибки на незнание порядка выполнения арифмети ческих действий;
  3. неправильное решение задачи (пропуск действия, не правильный выбор действий, лишние действия);
  4. не решенная до конца задача или пример;
  5. невыполненное задание;
  1. незнание или неправильное применение свойств, правил, алгоритмов, существующих за висимостей, лежащих в основе выполнения за дания или используемых в ходе его выполнения;
  2. неправильный выбор действий, операций;
  3. неверные вычисления  в случае, когда цель задания - проверка вычислительных уме ний и навыков;
  4. пропуск части математических выкладок, действий, операций, существенно влияющих на получение правильного ответа;
  5. несоответствие пояснительного текста, ответа задания, наименования величин выпол ненным действиям и полученным результатам;
  6. несоответствие выполненных измерений и геометрических построений заданным пара  метрам.

Недочеты:

  1. неправильное списывание данных (чи сел, знаков, обозначений, величин);
  2. ошибки в записях математических терми нов, символов при оформлении математичес ких выкладок;
  3. неверные вычисления в случае, когда цель задания не связана с проверкой вычисли тельных умений и навыков;
  4. нерациональный прием вычислений.
  5. недоведение до конца преобразований.
  6. наличие записи действий;
  7. неправильная постановка вопроса к действию при ре шении задачи;
  8. отсутствие ответа к заданию или ошибки в записи ответа.

Оценивание устных ответов

Ошибки:

  1. неправильный ответ на поставленный во прос;
  2. неумение ответить на поставленный во прос или выполнить задание без помощи учителя;
  3. при правильном выполнении задания не  умение дать соответствующие объяснения.

Недочеты:

  1. неточный или неполный ответ на постав ленный вопрос;
  2. при правильном ответе неумение само стоятельно или полно обосновать и проиллюс трировать его;
  3. неумение точно сформулировать ответ решенной задачи;
  4. медленный темп выполнения задания, не являющийся индивидуальной особенностью школьника;
  5. неправильное произношение математи ческих терминов.

Характеристика цифровой оценки (отметки)

«5» («отлично») – уровень выполнения требований значительно выше удовлетворительного: отсутствие ошибок как по текущему, так и по предыдущему учебному материалу; не более одного недочета; логичность и полнота изложения.

«4» («хорошо») – уровень выполнения требований выше удовлетворительного: использование дополнительного материала, полнота и логичность раскрытия вопроса; самостоятельность суждений, отражение своего отношения к предмету обсуждения. Наличие 2 – 3 ошибок или 4 – 6 недочетов по текущему учебному материалу; не более 2 ошибок или 4 недочетов по пройденному материалу; незначительные нарушения логики изложения материала; использование нерациональных приемов решения учебной задачи; отдельные неточности в изложении материала.

«3» («удовлетворительно») – достаточный минимальный уровень выполнения требований, предъявляемых к конкретной работе; не более 4 – 6 ошибок или 10 недочетов по текущему учебному материалу; не более 3 – 5 ошибок ли не более 8 недочетов по пройденному учебному материалу; отдельные нарушения логики изложения материала; неполнота раскрытия вопроса.

«2» («плохо») – уровень выполнения требований ниже удовлетворительного: наличие более 6 ошибок или 10 недочетов по текущему материалу; более 5 ошибок или более 8 недочетов по пройденному материалу; нарушение логики; неполнота, нераскрытость обсуждаемого вопроса, отсутствие аргументации либо ошибочность ее основных положений.

Литература для учащихся

  1. Моро М.И., Бантова М.А., Бельтюкова Г.В. и др.  Математика. Учебник для 1 класса начальной школы в двух частях. -  М.: Просвещение, 2003.
  2. Моро М.И., Волкова С. И. Тетрадь по математике для 1 класса начальной школы в двух частях. – М.: Просвещение, 2009.
  3. Н.Ф.Слезина. Математика. Учебник для 1 класса школ глухих и слабослышащих. – М: «Просвещение», 1991.

Пособия для учителя

  1.  Математика: коррекционно-развивающие занятия с учащимися подготовительной группы и 1 – 2 классов начальной школы / авт.-сост. А. А. Шабанова. – Волгоград: Учитель, 2007.

 

   

   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО МАТЕМАТИКЕ Класс 1 Б

В начальной школе изучение математики имеет особое значение в развитии младшего школьника. Математика помогает ученику сделать первые шаги к пониманию научной картины мира, способствует развитию вообр...

Пояснительная записка к рабочей программе по математике на основе авторской программы «Математика» для 3-го класса В.Н.Рудницкой

   Рабочая программа по математике для 3К  класса разработана в соответствии с основными положениями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего об...

Рабочая программа по математике Моро М.И., Бантовой М.А. Математика 1 класс программа «Школа России».

Программа по математике составлена на основе авторской рабочей программы Моро М.И., Бантовой М.А. Математика/ 1 класс// Сборник рабочих программ «Школа России». 1-4 классы. Пособие для...

рабочая программа по математике класс Начальная школа века

Рабочая программа соответствует ФГОС НОО....

Рабочая программа по математике составлена в соответствии с программой для коррекционных общеобразовательных школ и классов VII вида. Начальные классы 1-4 «Математика» (автор Г.М. Капустина

Рабочая программа по  математике составлена в соответствии с программой для коррекционных общеобразовательных школ и классов VII вида. Начальные классы 1-4  «Математика» (автор Г.М. Капустин...

Рабочая программа по математике (4 класс) на тему: "Рабочая программа по математике 4 коррекционный класс (8 вида).

 Рабочая программа составлена на основе авторской  программы В. В. Воронковой «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 1-4 классы ,4-е издание - М....

Рабочая программа по математике (3 класс) на тему: "Рабочая программа по математике 3 коррекционный класс (8 вида).

   Рабочая программа составлена на основе авторской  программы В. В. Воронковой «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 1-4 классы ,4-е издан...