Формирование универсальных учебных действий (по годам обучения)
статья на тему

Гусарова Елена Валентиновна

 

Формирование УУД в образовательном процессе осуществляется в контексте усвоения разных учебных предметов поэтапно в течение всех лет обучения.  Требования к формированию УУД находят отражение в планируемых результатах освоения программ учебных предметов: «Русский язык», «Литературное чтение», «Математика», «Окружающий мир», «Технология» - в отношении ценностно-смыслового, личностного, познавательного и коммуникативного развития учащихся. Данная характеристика УУД поможет учителю спрогнозировать планируемые результаты освоения обучающимися ООП НОО. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon formirovanie_uud_po_klassam.doc70 КБ

Предварительный просмотр:

Формирование универсальных учебных действий

Е. В. Гусарова,

заместитель директора ГБОУ лицей №395,  Санкт-Петербург

Термин «универсальные учебные действия» (далее УУД) означает умение учиться, т.е. способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта.

В психологическом значении этот термин можно определить как совокупность способов действия учащегося, обеспечивающих самостоятельное усвоение новых знаний, формирование умений, включая организацию этого процесса.

Умение учиться – существенный фактор повышения эффективности освоения учащимися предметных знаний, формирования умений и компетенций, образа мира и ценностно-смысловых оснований личностно-морального выбора.

Функции универсальных учебных действий:

  1. обеспечение возможностей учащегося самостоятельно осуществлять деятельность учения, ставить учебные цели, искать и использовать необходимые средства и способы их достижения, контролировать и оценивать процесс и результаты деятельности;
  2. создание условий для гармоничного развития личности и ее самореализации на основе готовности к непрерывному образованию; обеспечение успешного усвоения знаний, формирования умений, навыков и компетентностей в любой предметной области.

Место универсальных учебных действий в образовательной программе начальной школы

Формирование УУД в образовательном процессе осуществляется в контексте усвоения разных учебных предметов.

Требования к формированию УУД находят отражение в планируемых результатах освоения программ учебных предметов: «Русский язык», «Литературное чтение», «Математика», «Окружающий мир», «Технология» - в отношении ценностно-смыслового, личностного, познавательного и коммуникативного развития учащихся.

Новые подходы в работе учителя

  1. Необходимость выделения цели формирования УУД,
  2. Поэтапная отработка УУД.
  3. Определение связи каждого УУД с предметной дисциплиной. Выделение предметных дисциплин, наиболее адекватных (благоприятных) для формирования конкретных видов УУД.
  4. УУД могут быть сформированы только в процессе определенной учебной деятельности.
  5. Важно создать новые условия для такой деятельности.
  6. Важно изменить сам образовательный процесс: освоить новые формы организации обучения, новые образовательные технологии, создать новую информационно-образовательную среду.


Характеристика  результатов формирования УУД (примерная)

Личностные УУД

1 класс

2 класс

3 класс

4 класс

  1. Ценить и принимать следующие базовые ценности:  «добро», «терпение», «родина», «природа», «семья».
  2. Уважать свою семью, своих родственников, любить  родителей.
  3. Освоить  роли  ученика; формирование интереса (мотивации) к учению.
  4. Оценивать  жизненные ситуаций  и поступки героев художественных текстов с точки зрения общечеловеческих норм
  1. Ценить и принимать следующие базовые ценности:   «добро», «терпение», «родина», «природа», «семья», «мир», «настоящий друг».
  2. Уважение к своему народу, к своей родине.  
  3. Освоение личностного смысла учения, желания учиться.
  4. Оценка жизненных ситуаций  и поступков героев художественных текстов с точки зрения общечеловеческих норм.

  1. Ценить и принимать следующие базовые ценности:  «добро», «терпение», «родина», «природа», «семья», «мир», «настоящий друг», «справедливость», «желание понимать друг друга», «понимать позицию другого».
  2. Уважение к своему народу, к другим народам, терпимость к обычаям и традициям других народов.
  3. Освоение личностного смысла учения; желания продолжать свою учебу.
  4. Оценка жизненных ситуаций  и поступков героев художественных текстов с точки зрения общечеловеческих норм, нравственных и этических ценностей
  1. Ценить и принимать следующие базовые ценности:   «добро», «терпение», «родина», «природа», «семья», «мир», «настоящий друг», «справедливость», «желание понимать друг друга», «понимать позицию другого», «народ», «национальность» и т.д.
  2. Уважение  к своему народу, к другим народам, принятие ценностей других народов.
  3. Освоение личностного смысла учения;  выбор дальнейшего образовательного маршрута.
  4. Оценка жизненных ситуаций  и поступков героев художественных текстов с точки зрения общечеловеческих норм, нравственных и этических ценностей, ценностей гражданина России.

Регулятивные УУД

1 класс

2 класс

3 класс

4 класс

  1. Организовывать свое рабочее место под руководством учителя.
  2. Определять цель выполнения заданий на уроке, во внеурочной деятельности, в жизненных ситуациях под руководством учителя.
  3. Определять план выполнения заданий на уроках, внеурочной деятельности, жизненных ситуациях под руководством учителя.
  4. Использовать в своей деятельности простейшие приборы: линейку, треугольник и т.д. 
  1. Самостоятельно организовывать свое рабочее место.
  2. Следовать режиму организации учебной и внеурочной деятельности.
  3. Определять цель учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно.
  4. Определять план выполнения заданий на уроках, внеурочной деятельности, жизненных ситуациях под руководством учителя.
  5. Соотносить выполненное задание  с образцом, предложенным учителем.
  6. Использовать в работе простейшие  инструменты и более сложные приборы (циркуль).
  7. Корректировать выполнение задания в дальнейшем.
  8. Оценка своего задания по следующим параметрам: легко выполнять, возникли сложности при выполнении. 

  1. Самостоятельно организовывать свое рабочее место в соответствии с целью выполнения заданий.
  2. Самостоятельно определять важность или  необходимость выполнения различных задания в учебном  процессе и жизненных ситуациях.
  3. Определять цель учебной деятельности с помощью самостоятельно.
  4. Определять план выполнения заданий на уроках, внеурочной деятельности, жизненных ситуациях под руководством учителя.
  5. Определять правильность выполненного задания  на основе сравнения с предыдущими заданиями, или на основе различных образцов.
  6. Корректировать выполнение задания в соответствии с планом, условиями выполнения, результатом действий на определенном этапе.
  7. Использовать в работе литературу, инструменты, приборы.
  8. Оценка своего задания по  параметрам, заранее представленным. 
  1. Самостоятельно  формулировать задание: определять его цель, планировать алгоритм его выполнения, корректировать работу по ходу его выполнения, самостоятельно оценивать.
  2. Использовать  при выполнения задания различные средства: справочную литературу, ИКТ, инструменты и приборы.
  3. Определять самостоятельно критерии оценивания, давать самооценку. 

Познавательные УУД

1 класс

2 класс

3 класс

4 класс

  1. Ориентироваться в учебнике: определять умения, которые будут сформированы на основе изучения данного раздела.
  2. Отвечать на простые вопросы учителя, находить нужную информацию в учебнике.
  3. Сравнивать предметы, объекты: находить общее и различие.
  4. Группировать предметы, объекты на основе существенных признаков.
  5. Подробно пересказывать прочитанное или прослушанное; определять тему. 
  1. Ориентироваться в учебнике: определять умения, которые будут сформированы на основе изучения данного раздела; определять круг своего незнания.
  2. Отвечать на простые  и сложные вопросы учителя, самим задавать вопросы, находить нужную информацию в учебнике.
  3. Сравнивать  и группировать предметы, объекты  по нескольким основаниям; находить закономерности; самостоятельно продолжать их по установленном правилу.
  4. Подробно пересказывать прочитанное или прослушанное;  составлять простой план.
  5. Определять,  в каких источниках  можно  найти  необходимую информацию для  выполнения задания.
  6. Находить необходимую информацию,  как в учебнике, так и в  словарях в учебнике.
  7. Наблюдать и делать самостоятельные   простые выводы

  1. Ориентироваться в учебнике: определять умения, которые будут сформированы на основе изучения данного раздела; определять круг своего незнания; планировать свою работу по изучению незнакомого материала.  
  2. Самостоятельно предполагать, какая  дополнительная информация буде нужна для изучения незнакомого материала;
  3. Отбирать необходимые  источники информации среди предложенных учителем словарей, энциклопедий, справочников.
  4. Извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, экспонат, модель,  иллюстрация и др.)
  5. Представлять информацию в виде текста, таблицы, схемы, в том числе с помощью ИКТ.
  6. Анализировать, сравнивать, группировать различные объекты, явления, факты.

  1. Ориентироваться в учебнике: определять умения, которые будут сформированы на основе изучения данного раздела; определять круг своего незнания; планировать свою работу по изучению незнакомого материала.  
  2. Самостоятельно предполагать, какая  дополнительная информация буде нужна для изучения незнакомого материала;
  3. Отбирать необходимые  источники информации среди предложенных учителем словарей, энциклопедий, справочников, электронные диски.
  4. Сопоставлять  и отбирать информацию, полученную из  различных источников (словари, энциклопедии, справочники, электронные диски, сеть Интернет).
  5. Анализировать, сравнивать, группировать различные объекты, явления, факты.
  6. Самостоятельно делать выводы, перерабатывать информацию, преобразовывать её,  представлять информацию на основе схем, моделей, сообщений.
  7. Составлять сложный план текста.
  8. Уметь передавать содержание в сжатом, выборочном или развёрнутом виде 

Коммуникативные УУД

1 класс

2 класс

3 класс

4 класс

  1. Участвовать в диалоге на уроке и в жизненных ситуациях.
  2. Отвечать на вопросы учителя, товарищей по классу.
  3. Соблюдать простейшие нормы речевого этикета: здороваться, прощаться, благодарить.
  4. Слушать и понимать речь других.
  5. Участвовать  в паре.

  1. Участвовать в диалоге; слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения на события, поступки.
  2. Оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учетом своих учебных и жизненных речевых ситуаций.
  3. Читать вслух и про себя тексты учебников, других художественных и научно-популярных книг, понимать прочитанное.
  4. Выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи).

  1. Участвовать в диалоге; слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения на события, поступки.
  2. Оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учетом своих учебных и жизненных речевых ситуаций.
  3. Читать вслух и про себя тексты учебников, других художественных и научно-популярных книг, понимать прочитанное.
  4. Выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи).
  5. Отстаивать свою точку зрения, соблюдая правила речевого этикета.
  6. Критично относиться к своему мнению
  7. Понимать точку зрения другого
  8. Участвовать в работе группы, распределять роли, договариваться друг с другом.

  1. Участвовать в диалоге; слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения на события, поступки.
  2. Оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учетом своих учебных и жизненных речевых ситуаций.
  3. Читать вслух и про себя тексты учебников, других художественных и научно-популярных книг, понимать прочитанное.
  4. Выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи).
  5. Отстаивать свою точку зрения, соблюдая правила речевого этикета; аргументировать свою точку зрения с помощью фактов и дополнительных сведений.  
  6. Критично относиться к своему мнению. Уметь взглянуть на ситуацию с иной позиции и договариваться с людьми иных позиций.
  7. Понимать точку зрения другого
  8. Участвовать в работе группы, распределять роли, договариваться друг с другом. Предвидеть  последствия коллективных решений. 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация на тему: "Уровень формирования универсальных учебных действий выпускников дошкольного образовательного учреждения, как предпосылка к формированию универсальных учебных действий у первоклассников"

Что такое универсальные учебные действия? Какие виды УУД бывают? и на многие друге вопросы(касающиеся УУД), ответы Вы найдете в данной презентации....

Конструирование заданий , направленных на формирование универсальных учебных действий на уроках обучения грамоте и уроках русского языка во 2-м классе.

Одно из основных требований к обучению согласно ФГОС НОО - это формирование у учащихся универсальных учебных действий, которое в образовательном процессе осуществляется в контексте усвоения разных уче...

Формирование универсальных учебных действий на уроках обучения грамоте в 1 классе

В работе определены характеристики личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных, универсальных учебных действий, описаны общие приемы и методы формирования универсальных учебных действий ...

Статья на тему: Формирование универсальных учебных действий в процессе обучения математике по УМК «Начальная школа 21 века»

Данная статья раскрывает возмжности УМК "Начальная школа 21 века" в формировании универсальных учебных действий на уроках математики....

Формирование универсальных учебных действий моделирования при обучении младших школьников грамматике английского языка

В статье рассмотрен вопрос формирования универсальных учебных действий моделирования при обучении младших школьников английского языка. Особенность исследования состоит в том, что в литературе граммат...

Способы формирования универсальных учебных действий в процессе обучения младших школьников

В своей статье я привела примеры заданий для формирования личностных универсальных учебных действий на уроках в начальной школе....

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА «Формирование универсальных учебных действий в процессе обучения математике по программе Начальная школа XXI века»

Формирование универсальных учебных действий в процессе обучения математике по программе "Начальная школа XXI века»...