Развивающие образовательные подходы системы Л.В.Занкова
статья на тему

Голубкова Маргарита Викторовна

В материале рассказывается о системе работы по Л.В.Занкову

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razvivayushchie_obrazovatelnye_podhody_sistemy_l.docx22.28 КБ

Предварительный просмотр:

Развивающие образовательные подходы системы Л.В.Занкова.

        Одним из самых значительных явлений последнего десятилетия в образовании России стало распространение идеи развивающего обучения, т.е. системы образовательных технологий нового поколения, приоритетной целью которых является психическое и личностное развитие ребенка в процессе обучения.

        Я начала работать по системе развивающего обучения с 1994 года. Чем же привлекла меня система Л.В.Занкова? начальное звено имеет решающее значение в развитии личности. Американский ученый- психолог Блюм пишет, что в возрасте 7-8 лет в растущем человеке складываются и проявляются до 70% его личностных качеств. Хорошо известно, что все, что усваивает ребенок в этом возрасте, остается на всю жизнь. Педагогический просчет на этом периоде обнаруживается на следующих ступенях обучения. Любые исправления в более старшем возрасте связаны с психологической ломкой, которая вызывает оборонительные реакции у растущего человека. Здесь в начальном звене решается направление развития личности. А система Занкова ставит своей целью оказание помощи в раскрытии духовных сил, зреющих в ребенке, и создание для этого благоприятных условий.

        Регулирующую и направляющую роль в данной системе имеют следующие дидактические принципы:

  1. Обучение на более высоком уровне трудности.

Поясню. Если процесс овладения знаниями идет у школьников без преодоления трудностей, т.е. без какого-то напряжения духовных сил, по «накатанной дороге», то их развитие идет медленно и вяло. Трудности же должны быть такими, которые идут в зоне его ближайшего развития.

  1. Ведущая роль теоретических знаний.

Этот принцип предполагает то, что ученики в процессе упражнений ведут наблюдения над материалом, при этом учитель направляет их внимание и ведет к раскрытию существенных связей и зависимостей в самом материале. Ученики подводятся к уяснению определенных закономерностей, делают выводы. «Сосредоточить внимание младших школьников лишь на усвоение правил и выработке навыков без теоретического обобщения- значит задерживать их развитие»,- считал Л.В.Занков.

  1. Принцип осознания процесса учения.

Этот принцип обращен как бы внутрь- на осознание самим учеником протекание у него процесса познания: что он до этого знал, а что нового для него еще открылось в изучаемом предмете, рассказе.

  1. Принцип прохождения материала более быстрыми темпами.

Этот принцип исключает «топтание» на месте, однотипность упражнений при прохождении одной темы. Л.В.Занков называл это «жвачкой». «Жвачка»- злейший враг развития»,- говорил он

  1. Принцип работы над развитием учащихся, как сильных, так и слабых.

Этот принцип выражает высокую гуманную направленность системы.

        Данные принципы реализуются через содержание обучения и методы работы, которые были сформулированы ЛЛ.В.Занковым так: многогранность, процессуальность, коллизии, вариативность.

        В развивающей системе прежде всего меняется урок. Начало урока не должно быть однотипным. Дидактическим стержнем урока является деятельность самих учащихся. Ученики не просто решают, обсуждают, а наблюдают, сравнивают, делают выводы, выясняют закономерности. Такой подход к деятельности учащихся определяет характер заданий: они должны давать пищу для ума.

        В.А.Сухомлинский люби повторять: «Мышление начинается с удивления». А у Л.В.Занкова любимыми были строчки детской песенки: «Учиться надо весело, чтоб хорошо учиться». «Не скользите по заданиям, используйте все их возможности, придавайте им неожиданные повороты»,- говорил он. Занков подчеркивал мысль о том, что не всякое усвоение знаний приводит к развитию. Поэтому, подбирая материал к уроку, нужно осмысливать, как он будет работать на развитие, а какой материал окажется нейтральным. Л.В.Занков придавал большое значение разносторонности материала, из анализа которого может постепенно складываться, пусть небольшое вначале, влияние на общее развитие ребенка. Именно в условиях разностороннего обдумывания материала ребенок продвигается по пути его многогранного восприятия и приучается не к однобокому рассмотрению материала, а к видению его с разных сторон. (Задания не просто списать или решить, а задания, требующие размышления:

- на какие группы можно разделить выражения (слова, предложения и т.д.), как их можно классифицировать, по какому признаку и.т.д.)

Например:

На доске:

6+7             6+9             6+4                  6+8                 6+5

  1. Найди значение сумм
  2. Запиши их в порядке возрастания значений.
  3. Сделайте так, чтобы все суммы увеличились на одно и то же число. Постарайтесь найти два решения.

Другой пример.

На доске геометрические фигуры из цветной бумаги

3

90

165

54

120

25

6

18

      181818                                                                                                                                    

- Как назвать одним словом фигуры на доске?

- На какие две группы можно разделить эти фигуры? (по цвету, есть углы, нет углов).

- А если я попрошу вас разделить эти фигуры на три группы, на четыре?

- Сложите числа, записанные в квадратах (18+25=43).

- Перемножьте числа, записанные в треугольниках (90х3)

- Найдите частное чисел, записанных в четырехугольниках, не являющихся квадратами (54:6)

- Вычтите числа, записанные в кругах (165-120)

- Составьте свои примеры на деление, используя числа из разных фигур. Выиграет тот, кто составит больше.  

- А теперь составим произведения с числами в фигурах:

25х6          18х3

54х6          25х3

18х6          54х3

120х6        120х3

165х6        165х3

        Таких заданий в традиционной системе в учебниках вы не встретите, но проводить их можно на любом материале.

        Продолжая говорить об уроке, замечу, что объяснение в развивающей системе идет от ученика. Ставится проблема или создается проблемная ситуация.

Например: Урок обучения грамоте. Тема: «Как возникла речь». Стр. 6 «Азбука»  (авторы Н.В.Нечаева, К.С.Белорусец)

  1. Детям 6-7 летнего возраста очень сложно представить и понять, что кого-то или чего-то когда-то не было. Поэтому прежде, чем подойти к этой трудной, но интересной теме, с детьми следует поиграть в «молчанку» (говорить нельзя!)

Детям задаются вопросы:

- Ты любишь мульфильмы?

- У тебя есть собака?

- Сколько тебе лет?

На вопросы дети отвечают жестами: кивком головы,(да-нет), показывают семь пальцев на руке.

  1. Усложняем вопросы:

- Что ты делал вчера вечером?

- Как зовут твоего друга? Возникает  проблемная ситуация. Как ответить на вопросы? Детям сложно! Некоторые делают попытки написать имя в воздухе или показать на пальцах. Применяют пантомиму, пишут или рисуют на бумаге карандашом нужную информацию.

- Точно такие же трудности испытывали и древние люди.

Далее идет работа по стр.6 учебника, где дети сами комментируют верхний рисунок. Учитель знакомит их с понятием «мимика». Идет игра «Театр мимики и жеста»

  1. Представим иную ситуацию. Древний человек прибежал с сообщением, а около пещеры никого нет. Ему нужно бежать на охоту, а передать это сообщение некому.

- Как вышел древний человек из этого трудного положения?

Идет работа по второму рисунку страницы.

  1. Далее идет расшифровка нарисованных предложений и знакомство с понятием «пиктограмма». Детям предлагается записать с помощью пиктограммы предложение «Маша нюхает розу», «Я люблю маму».

- Где сейчас можно встретить пример рисованного письма? (Дорожные знаки «Осторожно, дети», и т.д.)

    5.  От рисунков переходим к появлению букв.

        Другой пример: Математика. Тема «Умножение двузначных чисел на однозначное»

Учитель дает в начале урока задание: 25х4.

Все идеи выносятся на доску:

25х4=(20+5)х4=20х4+5х4

25х4=25+25+25+25

25х4=20х4+5х4

Вывод: это внетабличное умножение, но решаем, применив табличное умножение.

        Идти от учеников в процессе познания- это значит организовывать и направлять коллективный поиск. Этому  помогает беседа. Но широко используемый вопросно- ответный метод сковывает ребенка, не дает простора для высказывания собственной мысли, напрягается только память. В развивающей системе чаще ставится вопрос в общем виде, чтобы пробудить самостоятельную мысль учеников. При анализе рассказов, сказок один вопрос учителя получает несколько вариантов ответов. Это касается и анализа предложений, столбиков слов, орфограммы.

Например: Обучение грамоте. На доске слова:

Классы

Глобус

Карта

Карандаш

Можно задать такие вопросы:

- Что объединяет эти слова? ( Они все говорят о школе. Они все отвечают на вопрос ЧТО? Они все обозначают предметы. Это существительные.)

- А какое слово могло здесь быть лишним? И т.д.

        Конец урока в развивающей системе тоже может быть необычным.

Например:

- С каким настроением вы уходите с урока?

- Кто из класса нас сегодня поразил?

- Вчера класс подготовился за 30 секунд, а сегодня за 25

- Вам потребовалось всего 10 секунд, чтобы взять Азбуку и открыть ее на нужной странице.

        Реплики учителя должны приучать ребенка отмечать удачи одноклассников применительно к разным сторонам жизни.

        Развивающие образовательные подходы системы Л.В.Занкова  интересны тем, что заставляют работать- по-новому и не идти по наезженной колее. Они дают ответ на вопрос, как превратить учебный предмет в средство развития определенных личностных качеств. Они в полной мере отвечают, на мой взгляд, требованию изменения образования в сторону гуманизации.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Опыт работы учителя по развивающей системе Л.В. Занкова

В данном портфолио представлены: опыт работы, методические рекомендации к учебнику "Литературное чтение" 1 класс Свиридовой В.Ю., конспекты уроков...

Дидактическая система развивающего обучения. Особенности урока в системе Л.В.Занкова. Деятельность учащихся и учителя.

Дидактическая система развивающего обучения. Особенности урока в системе Л.В.Занкова. Деятельность учащихся и учителя....

Открытое внеклассное мероприятие для родителей 3 класса "Литературная гостиная. Весна." в рамках развивающего обучения по системе Л.В.Занкова.

Дети познакомят родителей  с четырьмя этапами весны, которые изобразили в своих произведениях поэты и художники....

Урок по окружающему миру в 4 классе. "Система пищеварения человека" Учебник Н.Я. Дмитриева, А.Н. Казакова ( развивающая система Л.В.Занкова)

Представлена технологическая карта урока и конспект по теме "Система пищеварения человека". Учебник Н.Я. Дмитриева, А.Н. Казакова...