Интегрированный урок
план-конспект урока на тему

Залогина Ирина Леонидовна

Сказание о птицах.

Интегрированный урок по окружающему миру, литературе (устному народному творчеству)  и технологии

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл integrirovannyy_urok.docx53.52 КБ

Предварительный просмотр:

Сказание о птицах.

Интегрированный урок по окружающему миру, литературе (устному народному творчеству)  и технологии

Цели:

 а) развивающая:

- расширение кругозора учащихся,
- знакомство с произведениями разных видов искусства (изобразительное искусство, народное и декоративно-прикладное искусство, скульптура, архитектура, поэзия, музыка),
- расширение возможностей образного мышления,
- активизация творческих способностей

б) обучающая:

- расширение теоретических знаний по устному народному творчеству,
- освоение практических приемов лепки,

в) воспитательная:

- развитие личности ребенка через его взаимодействие с окружающими людьми: взрослыми (преподаватель) и сверстниками (ученики),
- воспитание культурных навыков поведения и общения.

Задачи:

аразвивающие:

- поддержать   интерес к художественной культуре и наследию прошлого показом иллюстративного материала,
- развить эмоциональный мир  ребенка средствами изобразительного и декоративно-прикладного  искусства,
- совершенствовать образное мышление предложенными творческими заданиями,
- стимулировать активность обучающихся во время урока (теоретическая часть с опросом и практическая часть с выполнением творческого задания),
- развить потребности самовыражения

б) обучающие:

- расширить  теоретических знания  по литературе, музыке, технологии
- ознакомить  с новым видом лепки
- освоить технику лепки из соленого теста,
- обучить анализу собственных работ и работ сверстников в процессе обсуждения созданных
 изделий

в) воспитательные:- научить культурному взаимодействие со сверстниками и взрослыми,развить корректное отношения к творчеству других.

Оборудование:

Презентация  с  использованием  мелодий из  цикла  «Времена  года»  П. И.  Чайковского.

Раздаточный  материал – карточки  с  пословицами.

Образцы  поделок.

Заготовки  «птичек»

 «Жаворонки»  из  теста.

Ветки  деревьев.

Ход урока:

1.Организационный момент.

Эмоциональный настрой коллектива.

На урок пришли вы в класс,
Настроенье, как у вас?
Вам сегодня предстоит

На вопросы отвечать.

Свои знанья подтверждать.

Приготовились?
Тогда, в добрый путь
Вам всем, друзья!

2.Актуализация  знаний

1 слайд Учитель: наш урок начнется с прослушивания необычной мелодии.

Звучит музыка. О каком времени года рассказывает музыка?

- о весне

А как вы догадались?

Обучающиеся….

 Учитель: эту замечательную и неповторимую музыку написал   Петр Ильич  Чайковский .

2.Сообщение новых знаний.

2 слайд    Как зима не пытается задержаться у нас, все равно она отступает. Приходит весна, а с ней – яркое солнышко. С приходом весны возвращаются домой, на родину, перелетные птицы.  Сегодня мы все вместе вспомним символ древних славян – птицу. Мечта о свободе и счастье полностью сливалась с образом птицы. Светлые образы поднебесных существ часто появляются на (3 слайд)посуде,  (4 слайд)прялках ,( 5 слайд) вышивке.

6 слайд

Народный костюм по своему силуэту похож на птицу: широкие рукава - крылья, головной убор (кокошник)-хохолок, нагрудные и поясные украшения - оперение.

7 слайд

Священные птицы украшают наличники домов, а украшения-обереги в виде птиц являются самыми сильными: утко- кони, голубь, сокол, аист, петух… А что вы знаете о народных обычаях, связанных с птицами?

Ученик  1(опережающее домашнее задание) : ( 8 слайд)

«У русского народа есть свой обычай. В конце марта, 22 числа отмечался на Руси праздник второй встречи весны. 22 марта  день с ночью ровняется. В русском народе говорят, что птицы приносят на своих крылья настоящую, теплую весну. Повсюду существовала вера в то, что 22 марта из теплых стран прилетают сорок разных птиц, и первая из них – жаворонок или кулик. Считалось, что с этого момента свет и тепло начинают прибывать, а тьма и холод уходить… В этот день на Руси праздновали праздник Жаворонки.

Ученик  2: (9 слайд)

  Поэтому исстари к празднику пекли из теста «жаворонков», чтобы они весну кликали. С раннего утра продавали их  на торгах  и около церквей , и все выходили кликать весну. Печеных птах посылали родным и близким, чтобы весна, свет и тепло пришли и к ним. Этот  обычай пришел к нам от греков , в нем заключается мудрость народная, наблюдения наших предков за  особенностями живой природы.

 Ученик  3: (10 слайд)

Женщины пекли из теста жаворонков,  смазывали их медом, украшали изюмом, золотили крылья и головы «сусальным золотом», а дети украшали их ленточками. Печеных жаворонков насаживали на длинные палки и выбегали с ними на пригорки или насаживали птичек на шесты, на плетень, подбрасывали кверху и выкрикивали песенки-заклички. 

Закличка :

 «Уж вы жаворонки, жавороночки,

Прилетите к нам, принесите нам

Лету теплого, песку желтого,

Хлеба нового!»

3.Повторение изученного ранее материала

Учитель:  В русском фольклоре можно найти много песен, преданий, загадок о птицах.

Творческое задание.

(На экране  пословицы – правильные ответы, а дети собирают из составных частей) слайд 12,13,14

1)Увидел скворца – весна у крыльца

2) Без первой ласточки весна не обходится

3) Прилетел кулик из-за моря, вывел весну из затворья

Учитель: а теперь отгадайте загадку:

15 слайд)

Гнездо свое он в поле вьёт,

Где тянутся растения.

Его и песня, и полет

Вошли в стихотворения. (Жаворонок)

Давайте, ребята, вспомним стихотворение В.А.Жуковского, которое мы учили наизусть.

Ученик – чтение наизусть стихотворения .

В.А.Жуковский «Жаворонок».

На солнце темный лес зардел,

В долине пар белеет тонкий,

И песню раннюю запел

В лазури жаворонок звонкий..

Он голосисто с вышины

Поет, на солнышке сверкая:

Весна пришла к нам молодая,

Я здесь пою приход весны…

4.Сообщение нового материала.

Вот и я предлагаю возродить старинный обычай на новый  - лад! На кружке мы с вами сшили ярких  жаворонков, которые  могут украсить любой уголок вашей квартиры, или стать приятным подарком к весеннему празднику. А сейчас  сделаем «жаворонка»  из соленого теста.

 16 слайд)Соленое тесто - самый экологически чистый и безвредный материал для лепки. Состоит оно из самых натуральных продуктов – вода, мука и соль, отсюда и название - соленое тесто.

  Лепка из соленого теста — старинный русский народный промысел , упоминается в летописях уже в XII веке. Центром промысла является Русский Север, Архангельская область. Фигурки из соленого теста были не простыми игрушками, они служили оберегами.

 Во время первой мировой войны, а также, в первые годы после нее изготовление фигурок из соленого теста было невозможно, так как не хватало соли. Искусство создания уникальных фигурок вскоре было утеряно. Возрождение промысла началось 10 – 15 лет назад. При работе с соленым тестом используются те же приемы, что и при работе с пластилином, глиной. Перед началом работы необходимо надеть рабочие фартуки.

17 слайд

18 слайд)

Практическая работа.

19 слайд

1)Шарик теста раскатать в короткую толстую колбаску. (фото 1)


2)На одном конце вытянуть головку, оттянуть клюв и вставить глаз.
С другого конца 2/3 длины колбаски расплющить пальцами или раскатать. При раскатывании нужно растягивать тесто в ширину, а не в длину.
Посередине раскатанной части, вдоль валика, сделать разрез. (фото 2).

3)Одну часть поднять и уложить поверх другой, чтобы эти части были перпендикулярны друг другу. (фото 3)

4)Затем обе получившиеся половинки надрезать более короткими разрезами.

(фото 4)

  Чтобы изделия из теста стали прочными, их нужно высушить на свежем воздухе или обжечь в духовке. Обжиг надо проводить при не очень высокой температуре, иначе изделия могут обгореть, выпучиться или изменить цвет. Время обжига в зависимости от толщины изделия – 30-60 минут.

  На батарее или на солнце изделия высохнут примерно через неделю. Но для этого надо, чтобы изделия не были очень крупными, иначе время их сушки будет значительно дольше.

      А вот и конец, всему делу венец! Наш урок подходит к концу. С каким материалом мы сегодня работали? Из чего состоит солёное тесто? Как вы соединяли детали? Какие основные приёмы лепки вы использовали?

20 слайд Какие выводы можно сделать по нашему уроку?

Давайте поднимем  наших птичек вверх и скажем свои пожелания:

1)Приходи к нам весна с радостью!

2)Жаворонок, жаворонок!

На тебе зиму, а нам лето!

На тебе сани, а нам телегу!

3)Жаворонки, прилетите,

Студену зиму унесите,

Теплу весну принесите,

Зима нам надоела,

Весь хлеб у нас поела!

Учитель: следуя народной традиции, наши бабушки и мамы напекли для всех жаворонков. Угощайтесь, радуйтесь весне, ясному солнышку, звонким голосам птиц.

21 слайд

Желаем дней побольше ясных,

Побольше света и тепла,

Здоровья, радости, успехов,

Покоя, счастья и добра!

 За творческий подход  к составлению ваших работ все заслуживают оценку «отлично»

Домашнее задание: подобрать пословицы, поговорки и загадки о птицах .

5.Рефлексия.

В завершении нашего урока мне хочется узнать ваше мнение об уроке, для этого давайте составим корзину настроения.

Выходя из кабинета, возьмите цветное яичко и положите его в корзину.

Если понравилось и все получилось – то красное,

если понравилось, но не всё получилось – то оранжевое,

а если понравилось, но не получилось – то  желтое.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Фрагмент интегрированного урока «Литературного чтения» с уроком «Развития речи» с использованием ТРКМ. 4 класс Тема урока: «А. Чехов. Ванька. Написание письма».

Систематическое проведение интегрированных уроков с применением ИКТ обеспечивает повышение уровня знаний по предмету, который проявляется в глубине усваиваемых понятий, ...

Фрагмент интегрированного урока «Окружающего мира» с уроками «Музыки», «Изобразительного искусства» с использованием ТРКМ. 1 класс Тема урока: «Листвы прощальная краса. Золотые краски осенних листьев».

    Интегрированные уроки позволяют сформировать представление о целостности мира, взаимосвязи его явлений и объектов; позволяют объединить «усилия» различных предметов по форми...

Фрагмент интегрированного урока «окружающего мира» с уроком «обучения грамоте» с использованием ТРКМ. 1 класс Тема урока: «Природы милое творенье… Царица цветов. Чтение слов с буквой Ц».

    Интегрированные уроки позволяют сформировать представление о целостности мира, взаимосвязи его явлений и объектов; позволяют объединить «усилия» различных предметов по форми...

Фрагмент интегрированного урока «Русского языка» с уроками «Литературного чтения» и «Изобразительного искусства» с использованием ТРКМ. 2 класс Тема урока: «Скоро весна!»

    Интегрированные уроки позволяют сформировать представление о целостности мира, взаимосвязи его явлений и объектов; позволяют объединить «усилия» различных предметов по форми...

Фрагмент интегрированного урока «Окружающего мира» с уроком «Экология» с использованием ТРКМ. 3 класс Тема урока: «Почва. Охрана почвы»

Систематическое проведение интегрированных уроков с применением ИКТ обеспечивает повышение уровня знаний по предмету, который проявляется в глубине усваиваемых понятий, раскрытии закономерностей...

ИНТЕГРИРОВАННЫЕ УРОКИ КАК СРЕДСТВО ОБУЧЕНИЯ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА. ИНТЕГРИРОВАННЫЙ УРОК ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ, МУЗЫКИ, ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА В 3 КЛАССЕ

В статье раскрываются преимущества интегрированных уроков. Такие уроки способствуют глубокому проникновению учащихся в слово, в мир красок и звуков, помогают формированию навыков грамотной устной и пи...

Предмет: Окружающий мир. Класс: 1 Б. Интегрированный урок по теме: «Твои помощники – органы чувств». Тип урока: урок-исследование.

Предмет: Окружающий мир. Класс: 1 Б. Интегрированный урок по  теме: «Твои помощники – органы чувств».Тип урока: урок-исследование.Цели:·...