Главные вкладки

    Из опыта работы "Проектно-исследовательская деятельность как путь творческой реализации младшего школьника"
    статья по теме

    Гаранжа Вера Владимировна

     

    Использование современных педагогических технологий становится одним из инновационных и продуктивных направлений развития образования. В нашей школе это не столь новая, но востребованная в обучении проектная и исследовательская деятельность учащихся, которая способствует развитию и индивидуализации личности, а также формированию мотивации к получению учащимися знаний. Правильно выстроенное обучение может и должно осуществляться без принуждения, без насилия над ребёнком, что, по-видимому, возможно только в условиях доминирования исследовательских методов обучения.  Данная форма распространена в основном в старших классах, но, я считаю, целесообразно вводить основы данной деятельности в учебный процесс с начальной школы. Ещё одной особенностью организации проектно-исследовательской деятельности в начальном звене школы является то, что в ней могут принимать участие не только сильные учащиеся, но и отстающие дети. Просто уровень исследования будет иным. Кроме того, активная проектная и исследовательская деятельность предусмотрена в начальной школе во внеурочной деятельности нового базисного учебного плана. Это позволит сделать проектную работу непрерывной (от начальной школы к среднему и старшему звену).

       В настоящее время исследовательский метод обучения следует рассматривать как один из основных путей познания, наиболее полно соответствующий природе ребёнка и современным задачам обучения. В основу его положен собственный исследовательский поиск, а не усвоение детьми готовых знаний, преподносимых учителем.

       Исследовательский метод – это путь к знанию через собственный творческий, исследовательский поиск.

           Исследовательская деятельность тесно связана с проектной работой, в результате которой полнее обеспечиваются современные требования к развитию обучающихся.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

                   Из опыта работы по теме:

       «Проектно-исследовательская деятельность

                как путь творческой реализации

                        младшего школьника»

                        учителя МБОУ «СОШ №4»

                                    с. Сотниковское

                             Благодарненского района

                               Ставропольского края

         В эпоху, когда личность стоит на первом месте, как в социальном, так и в учебном пространстве, необходимо создавать благоприятные условия для её реализации. Учёные и методисты отмечают, что в последнее время наблюдается тенденция к потере интереса со стороны учеников к школьному образованию. Педагоги испытывают большие трудности к активизации внимания школьников к обучению.

    Учителя, долгие годы работающие в школе, знают, какое бесчисленное количество методов и форм обучения приходило и уходило вместе со временем. Новое время ставит перед нами новые задачи, неизбежно требующие поиска новых решений.  

         Для меня на протяжении многих лет привлекательны были и остаются нетрадиционные формы обучения и воспитания учащихся, позволяющие наиболее полно проявить себя как учителю, так и учащимся.

       Вместе с тем современные социальные условия, изменившие цели обучения, требуют от педагогов реализации идеи индивидуального подхода в условиях массовости образования. Именно поэтому поиски и достижения специалистов способствуют открытию новых идей.

        Таким образом, использование современных педагогических технологий становится одним из инновационных и продуктивных направлений развития образования. В нашей школе это не столь новая, но востребованная в обучении проектная и исследовательская деятельность учащихся, которая способствует развитию и индивидуализации личности, а также формированию мотивации к получению учащимися знаний. Правильно выстроенное обучение может и должно осуществляться без принуждения, без насилия над ребёнком, что, по-видимому, возможно только в условиях доминирования исследовательских методов обучения.  Данная форма распространена в основном в старших классах, но, я считаю, целесообразно вводить основы данной деятельности в учебный процесс с начальной школы. Ещё одной особенностью организации проектно-исследовательской деятельности в начальном звене школы является то, что в ней могут принимать участие не только сильные учащиеся, но и отстающие дети. Просто уровень исследования будет иным. Кроме того, активная проектная и исследовательская деятельность предусмотрена в начальной школе во внеурочной деятельности нового базисного учебного плана. Это позволит сделать проектную работу непрерывной (от начальной школы к среднему и старшему звену).

       В настоящее время исследовательский метод обучения следует рассматривать как один из основных путей познания, наиболее полно соответствующий природе ребёнка и современным задачам обучения. В основу его положен собственный исследовательский поиск, а не усвоение детьми готовых знаний, преподносимых учителем.

       Исследовательский метод – это путь к знанию через собственный творческий, исследовательский поиск.

       Целью организации исследовательской деятельности учащихся является  формирование у них познавательной активности.

    Цель может быть достигнута, если будут решены следующие задачи:

    - развитие логического  мышления,  творческих способностей, кругозора, устной и письменной речи; умений обобщать и систематизировать информацию, коммуникативных умений;

    - формирование наблюдательности и внимании, умений работать с художественными и научными текстами.

       Исследовательская деятельность учащихся строится в соответствии с теми же этапами, что и взрослое научное исследование:

         1)  постановка проблемы;

    изучение теории, связанной с выбранной темой;

    выдвижение гипотезы;

    подбор методик и практическое овладение ими;

    сбор материала и его первичная обработка;

    анализ и обобщение материала;

    презентация результатов исследования, отражающая авторскую позицию учащегося.

       Формы реализации работ могут быть разнообразными: реферат, публикация, веб-сайт. Защита работы может происходить в виде конференции, презентации, доклада и др.

       В процессе исследовательской деятельности учащиеся используют следующие методы и приёмы работы:

    - изучение теоретических источников;

    - наблюдение;

    - поисковый эксперимент;

    - описательный:

    - анкетирование;

    - интервьюирование.

       Готовясь применять исследовательскую технологию на уроке, спецкурсе, учителю необходимо определить:

    повысится ли эффективность и какой конкретно стороны педагогической работы;

    какие формы организации целесообразны в условиях данного учреждения, применительно к конкретному контингенту детей;

    как оценивать результаты выполненных исследований.

       Исследовательская деятельность учащихся является таковой, если в практике работы учителя можно выделить и зафиксировать эти смысловые компоненты, потому что они задают общие принципы проектирования исследовательской деятельности, но при этом не являются универсальным руководством. Следует отметить, что нельзя дать подробных рецептов организации исследовательской деятельности. Учитель должен сам занять позицию исследователя и вместе с детьми «удивиться» какому-то парадоксу или увидеть интересную проблему. Иначе так называемое исследование превратиться в учебное задание по инструкции.

       Функции исследовательской деятельности различны на разных ступенях обучения. В начальной школе – это сохранение исследовательского поведения учащихся как средства усиления познавательного интереса и мотивации к учебе.

               Исследовательская деятельность представляет собой выполнение учебных задач с заранее неизвестным решением. Эти задачи направлены на то, чтобы под руководством учителя – руководителя исследовательской работы – у школьника сложилось представление о конкретном объекте или явлении окружающего мира. Учебное исследование предполагает:

    выделение в учебном материале проблемных точек, неоднозначных для понимания; конструирование учебного процесса от этих «точек» или проблемную подачу материала;

    выдвижение нескольких версий, гипотез, относящихся к объекту или процессу;

    работу с разными версиями на основе анализа данных, определенных методик сбора и сравнения материала;

    принятие по результатам анализа одной версии в качестве истинной.

        В процессе учебного исследования у школьника формируется исследовательская позиция, т.е. личностно значимое основание для поиска того, что ему еще неведомо; потребность в этом.

           Ход исследовательской работы (ее часто называют исследовательским проектом) учащийся проектирует вместе с учителем. Исследовательская деятельность школьника направлена на достижение образовательного результата: освоение новых знаний, развитие способностей, мотивации к познанию и учебной деятельности. Актуальные для взрослой науки задачи, например, научной новизны, практической значимости, снимаются, т.к. наиболее эффективно то учебное исследование, в котором ученик узнал, причем самостоятельно, что-то неожиданное для себя, испытал искреннюю радость, стимулирующую его на дальнейшую работу.                  Учебное исследование предпринимается, прежде всего, для формирования исследовательской позиции по отношению к окружающему миру и навыка аналитического мышления у школьников. Эти цели достигаются наилучшим образом в том случае, если ученики имеют способность самостоятельно ставить задачу, выбирать объект для исследования, выдвигать гипотезы. На каждом этапе исследования учащемуся необходимо давать определенную свободу в работе. Иначе исследование постепенно превратится в обычное, репродуктивное обучение, состоящее из стандартных учебных этапов.         

       

           Дидактической единицей исследовательской деятельности является исследовательское задание. Его совместно разрабатывают учащиеся и учитель. Ими выбираются структура, метод исследования, форма предоставления результатов.

           Для начального звена наиболее распространенными и эффективными можно считать:

    проблемное ведение уроков базисного компонента. Учитель знакомит учеников с различными точками зрения по изучаемому вопросу, инициирует дискуссию, в ходе которой учащиеся анализируют их, высказывают свои мнения и делают выводы. Ученики могут подготовить дома письменные сообщения проблемно-реферативного типа, в которых отражаются разные точки зрения на проблему. По ним можно организовать дискуссию, в ходе которой учащиеся сформулируют обоснованные выводы.

            Необходимо отметить широкий набор предметов: русский язык, литературное чтение, окружающий мир. В исследовательской деятельности возможно установление межпредметных связей: литературное чтение и русский язык, окружающий мир и экология, литературное чтение и окружающий мир и др. Это вызывает большой интерес со стороны учеников, так как в одной работе они могут соединить разные, как им казалось, не связанные между собой предметы.

    исследовательский подход применительно к экскурсии. Каждому ученику ставятся индивидуальные задания – что-то пронаблюдать, измерить, сделать собственные выводы. Результат может быть оформлен как творческий отчет;

    конкурсы – где формы презентации результатов ученических исследований выполняют образовательную и коммуникативную функции;

    научные общества (для одаренных детей, для детей с ярко выраженными специальными способностями и др.)

           Исследовательская деятельность тесно связана с проектной работой, в результате которой полнее обеспечиваются современные требования к развитию обучающихся.

        Проектируя и организуя учебное исследование со своими учениками, педагог планирует этапы работы. Их перечень одинаков для разных форм и тематик. Чтобы разработать полноценный проект, необходимо отслеживать ключевые моменты каждого этапа.

               Этап первый. Выбор образовательной области, учебного предмета, установление связи с программой.

               Этап второй. Разработка содержания вводного теоретического занятия с учетом: доступности, соответствия учебной нагрузки возможностям учащихся (по сложности, продолжительности, включенности в учебный план); опоры на базовую предметную программу; количества новых понятий и схем; необходимости и достаточности материала для мотивации учащихся, для пробуждения интереса к работе, выбору темы и постановке задач исследования.

                Этап третий. Выбор темы, постановка целей и задач исследования, выдвижение гипотезы: соответствие выбираемой темы материалу курса; доступность темы по сложности и объему работы возможностям учащихся; формулировка темы ограничивает предмет исследования и содержит проблему исследования; соответствие между задачами, целями и гипотезами.

               Этап четвертый. Подбор и освоение методики исследования: адаптированный вариант для детского исследования; соответствие методики целям, задачам, предполагаемому объекту и характеру исследования; доступность методики для понимания и применения школьниками.

                Этап пятый.  Сбор и первичная обработка материала: посильность запланированного объема работ; доступность объекта исследования.

                 Этап шестой. Анализ, выводы: обсуждение и сопоставление первоначальных данных и результатов; соответствие результатов и выводов задачам и целям.

                Этап седьмой. Презентация по итогам исследования; отражение авторской позиции.

         Результаты исследовательского обучения могут быть оценены по двум направлениям. Первое, или формальное – соответствие нормам проведения исследования и структуре научно-исследовательской работы. Второе направление – уровень развития способностей и мотивационно - личностных  характеристик. Например, таких как способность видеть и выделять проблему, логично мыслить; уровень познавательной мотивации; наличие и выраженность авторской позиции. В целом качество образовательного результата определяется эффективностью освоения содержания. По каждому из параметров содержания она может определяться, во – первых, формальным продуктом – исследовательской работой  и ее презентацией в форме доклада или сообщения; во – вторых – степенью развитости личностных качеств учащегося.

       Метод проектов – это способ достижения дидактической цели через детальную разработку проблемы, которая должна завершиться реальным результатом, оформленным тем или иным способом.

       Цель внедрения проектного метода – создание условий для формирования исследовательских умений учащихся, способствующих развитию творческих способностей.

       Задачи проектного метода: развитие познавательных способностей, критического мышления.

        Проектная методика позволяет сочетать самостоятельную индивидуальную работу с групповой и коллективной. Она обеспечивает выход трудовой деятельности в другие виды деятельности: интеллектуальную, эстетическую; стимулирует самостоятельный поиск учащимися нужной информации; требует развития творческой фантазии на каждом этапе выполнения проекта, начиная с выбора темы будущей работы и заканчивая защитой, выигрышно представляя её другим.  Работа над проектом развивает активное самостоятельное мышление ребёнка, учит его не просто запоминать и воспроизводить знания, которые даёт ему школа, а умеет применять их на практике.

    Этапы проектной деятельности:

       Первый этап (мотивационный) – целеполагание, погружение в проект.

    Проводится беседа, в ходе которой обсуждаются вопросы: что такое проект и как он выполняется, этапы проекта и его продукт, что значит презентация проекта. В ходе этого же этапа происходит распределение детей на инициативные группы. Групповая работа позволяет не бояться  сделать неверный вывод, создаёт условия для более широких контактов, положительно сказывается на улучшении психологического микроклимата. Тем самым, закладывая основы демократических начал в воспитании личности.

        Второй этап – планирование деятельности.

    Учитель организует коллективное обсуждение и составление последовательности действий учеников в процессе выполнения проекта.

       Третий этап (практически-деятельностный) – этап собственно проектной деятельности.

    В ходе этого этапа осуществляется разработка основных разделов проекта. Педагог в случае необходимости консультирует учеников.

       Четвёртый этап (рефлексивно-оценочный) – реализация проекта и его презентация.

       Сейчас у меня 4 класс. Так сложилось, что ещё в 1 классе были заложены основы исследовательской и проектной  деятельности как неотъемлемой составляющей образовательного процесса в начальной школе. Начиная работу над проектом, старалась не навязывать тему. Сразу же возник вопрос: как ввести учащихся в проблемную ситуацию, доступную для их понимания, как заинтересовать тематикой проекта, поддержать любознательность, устойчивый интерес к проекту?

       Изучая на уроках окружающего мира тему « Человек – член семьи и общества…», я столкнулась с социальной проблемой: дети не знают своего генеалогического дерева. Актуальность данной темы не вызывает сомнения. Проблема изучения истории своей семьи в современной ситуации является одной из наиболее значимых. Поэтому возникла потребность в изучении данной темы.

        Родословное дерево человечества изучалось всегда, но знакомство с ним происходило в старших классах. Эта проблема не была исследована на уровне младшего школьного возраста.

        В детском понимании не до конца сложились определения таких понятий, как «семья», «род», «предок»…

        С учётом этого я и выбрала  тему исследования «Моя родословная».

       Началом этой деятельности были уроки окружающего мира, а продолжением является малое научное общество учащихся, где наглядно демонстрируются исследовательские и поисковые способности детей.     Объект исследования – учащиеся  и их семьи.

       Предметом исследования является родословная каждого ученика в отдельности.

       Целью исследования – создание генеалогического дерева каждого ученика.

       Цель и предмет исследования обусловили необходимость решения следующих задач:

    - определить понятийный аппарат используемых терминов;

    - познакомиться с историей создания и развития каждой семьи;

    - изучить, какое влияние оказало создание родословной на развитие учащихся.

       Основу гипотезы исследования составило предположение о том, что в результате изучения родословного дерева семьи у детей с родителями установится более тесная связь во взаимоотношениях.

       В ходе исследования были использованы следующие группы методов:

    - теоретические: анализ литературы, моделирование общей гипотезы исследования и проектирование результатов и процессов их достижения на различных этапах поисковой работы;

    - эмпирические: опросно-диагностические методы (анкетирование, беседы), анализ творческих работ, наблюдения, опытная работа и др.;

    - статистические: оценка статистической значимости гипотезы.

       Научная новизна результатов исследования состоит в том, что в работе впервые представлен опыт изучения генеалогического дерева с учащимися начальной школы.

       Практическая значимость результатов исследования определяется тем, что его результаты составляют основу для решения таких актуальных задач практики непрерывного образования педагога, как повышение самооценки ребёнка в семье, воспитание чувства гордости за своих предков. Разработанные в ходе исследования проекты «Я и моя маленькая история», «Лента времени моей жизни», «Моя семья в лицах». «Тайна моего имени», «История  фамилии», «Мой зодиакальный гороскоп», «Мои папа и мама». «Мои дедушки и бабушки», «Мои предки», «Родословное дерево», сценарии праздников «Что в имени тебе моём?», «Моя родословная», а также апробированные педагогические технологии, обеспечивающие качественно новый образовательный эффект, имеют практическую ценность при решении различных проблем между родителями и детьми, при становлении духовно-нравственной личности.

        Традиционными в школе стали итоговые конференции, где заслушиваются лучшие научно-исследовательские работы. В 2007-2008 учебном году на конференции выступили Алейникова Диана со своей работой «Я и моя маленькая история» и Зверко Владислав с проектом «Юный потомок. Моя родословная». Они вышли и на более высокий уровень Всероссийский, где Алейникова Диана заняла 1 место и была награждена грамотой. Участие в этом конкурсе-проекте  и в чат-защите стало важным событием в жизни этих ребят. Поиск неизвестного, новые открытия, возможность поделиться своими открытиями с ребятами из других школ стали для них лучшей наградой и стимулом к дальнейшим исследованиям.

       В прошлом учебном году мы с ребятами подготовили проект «Самородки земли благодарненской», о наших местных поэтах. Алейникова Диана готовила материал, фотографии и стихи своего дедушки Алейникова Василия Максимовича, ребята собирали стихи Самойленко Андрея Игнатьевича, проживающего в селе Шишкино. Мне пришлось встретиться и взять интервью у Ефимова Вадима Борисовича, жителя посёлка Ставропольского.  Презентация проекта  состоялась на районном методсовете. С этим проектом ребята выступали на родительском собрании.

       Что будет дальше? В планах 4 год обучения. Мы продолжим работу над проектами:  «Моя родословная» и «Самородки земли благодарненской».

        И у меня появился новый замысел. Я сама должна быть увлечённым человеком, знать и любить что-то, чтобы учащиеся это увидели и полюбили так, как я это люблю. Гибнут животные! Исчезают растения! Вот, что нужно! Ведь именно они делают душу богаче, чище, добрее. Каждый должен заботиться об окружающем нас мире и, отдавая дань природе, совершенствовать свой внутренний мир. В этом учебном году мы начнём работу над проектами: «Планета заболела» об экологии Ставропольского края и «Сохраним для потомков» о нашем заповеднике.

       В чём заключается педагогическая значимость проектно-исследовательской деятельности?

      -  Ставит ученика в позицию активного участника.

    -   Даёт возможность реализовать индивидуальные творческие замыслы.

    -   Открывает возможности формирования жизненного опыта.

    -   Стимулирует творчество и самостоятельность, потребность в  самореализации, самовыражении.

     -   Выводит процесс обучения и воспитания из стен школы в окружающий мир.

    -   Реализует принцип сотрудничества учащихся и взрослых, сочетая коллективное и индивидуальное.

    -   Ведёт учащихся по ступенькам роста личности от проекта к проекту.

    -   Формирует информационный инструментарий.

    -   Учит работать в команде.

        Это ведёт к сплочению класса, развитию коммуникативных навыков. Создаётся обстановка общей увлечённости и творчества.

       В течение работы над проектами каждый из нас  познавал мир, делал для себя открытия, удивлялся, приобретал опыт общения, а вместе мы делали одно дело: учились и учили друг друга.

            В приобщении детей к исследовательской деятельности следует нацеливаться не на результат, а на процесс. Главное – заинтересовать ребенка, вовлечь его в исследование, побудить к самостоятельному поиску, и тогда цель – всестороннее развитие личности учащегося, потребность в саморазвитии – будет достигнута.

       Исследовательская, проектная практика ребёнка – это не просто один из методов обучения, это путь формирования особого стиля детской жизни и учебной деятельности.

       Существуют общие правила для педагогов и психологов, работающих с детьми в этом направлении:

    - Старайтесь подходить ко всему творчески.

    - Стремитесь открыть и развить в каждом ребёнке его индивидуальные наклонности и способности.

    - Ориентируйтесь на процесс исследовательского поиска, а не только на результат.

    - Учите способности добывать информацию, а не проглатывать её в готовом виде.

    - Старайтесь меньше заниматься наставлениями, помогайте детям действовать независимо, уклоняйтесь от прямых инструкций относительно того, чем они должны заниматься.

    - Не допускайте скоропалительных решений, научитесь не торопиться с вынесением оценочных суждений и учите детей поступать также.

    - Не следует полагаться на то, что дети уже обладают определёнными базовыми навыками и знаниями, помогайте им осваивать новое.

    - Не сдерживайте инициативы детей и не делайте за них то, что они могут сделать сами, или то, чему они могут научиться самостоятельно.

    - Учите детей действовать независимо, приучайте их к навыкам оригинального решения проблем, самостоятельным поискам и анализу ситуаций.

    - Помогайте детям научиться управлять процессом собственного исследования.

                                  Главные компоненты модели

                      исследовательской деятельности учащихся

    1) Теоретические основания

    2) Основные понятия и термины

    3) Содержание

    4) Средства и формы реализации

    5) Образовательный результат

    Компоненты содержания образования, которые формируются, исходя из концепции исследовательской деятельности учащихся

    1) выстраивание школьником ориентационных сетей – знания, куда обратиться за информацией, в которой возникла необходимость

    2) приобретение опыта того, что и как делать для самостоятельной реализации полного цикла исследования – от выделения проблемы до презентации полученного результата

    3) прояснение отношения к тому, что делаешь: зачем это нужно в личностном плане

    4) становление способности взаимодействовать по деятельностному основанию с людьми, разными по уровню развития, по широте интересов, по социальному статусу


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Обобщение опыта по теме:Развитие творческих способностей младших школьников на уроках русского языка и чтения как важнейшее условие совершенствования и развития речевой деятельности.

    Открывая детям тайну живого русского языка, выполняя творческие задания, представленные в учебниках для чтения Р.Н. Бунеева и Е.В. Бунеевой, увидела, как постепенно учащиеся приобретают п...

    Обобщение опыта "Развитие творческих способностей младших школьников во внеурочной деятельности в рамках ФГОС"

    Развитие творческих способностей детей во внеурочной деятельности осуществляется через:            1. Проектную деятельность. 2.     Вышивание ка...

    Обобщение опыта работы: русский язык. Тема: «Развитие творческих способностей младших школьников на уроках русского языка и во внеурочное время посредством использования элементов устного народного творчества»

    В целостном педагогическом процессе формирование творческих способностей — это необходимое условие всестороннего развития личности. Творческая активность ребенка - это проявление го...

    Обобщение педагогического опыта "Проектно-исследовательская деятельность как путь творческой реализации младшего школьника в условиях ФГОС"

    В работе собран о обобщён материал по проектной деятельности: 1. Что такое проект; 2. Этапы проектной деятельности; 3. Виды проектов; 4. Реализация метода проектов в практической деятельности....

    Статья " развитие творческих способностей младших школьников во внеурочной деятельности" Из опыта работы

    развитие творческих способностей детей во внеурочной деятельности является одним из составляющих аспектов формирования УУД. В данной статье описаны этапы работы над развитием творчесих способнос...

    Развитие творческих способностей младших школьников средствами театрализованной деятельности (из опыта работы)

    Данный материал можно использовать   во внеурочной деятельности. Цель: формирование творческой личности ребенка  средствами театральной педагогики....

    Образовательная программа внеурочной деятельности интеллектуального и творческого развития младших школьников «Развивайка»

    Программа  составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования. Большую роль в процессе учебной деятельности...