Конспект занятия по СБО
план-конспект урока (1 класс) по теме

Воронова Светлана Викторовна

По теме "Личная гигиена"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_po_sbo.doc41.99 КБ

Предварительный просмотр:

Формирование  гигиенических навыков при самообслуживании у детей с нарушениями  интеллекта

1-го года обучения.

     В качестве  конечной цели специального образования лиц с особенностями психофизического развития выдвигается их социальная интеграция. Успех интеграции в значительной степени зависит от социально- бытовой компетентности человека, его способности самостоятельно организовывать свой быт. Поэтому подготовить каждого ребенка к самостоятельной, независимой от помощи окружающих, жизни является главной задачей специальной школы.

     При поступлении ребёнка, имеющего сложные дефекты, в 1й класс специальной (коррекционной) школы ведущей проблемой является отсутствие навыков самообслуживания, или данные навыки очень слабо сформированы. Предполагается, что практические навыки ученики смогут приобрести в семье, во взаимодействии с учреждениями, в ближайшем социуме. Такой возможности лишены дети, воспитывающие в детских домах и школах-интернатах.

     Поэтому в этих учреждениях  введен предмет СБО - социаль-бытовая ориентировка, который нацелен на практическую подготовку детей к самостоятельной жизни.

     Самообслуживание - это труд, направленный на удовлетворение личных потребностей у детей. На первом году обучения он связан с  формированием навыков личной гигиены. Эти навыки жизненно необходимы ребенку.  Следует помнить о том, что ребенок не просто механически осваивает определенные действия - в процессе обучения обогащается личность ребенка, расширяется ориентировка в окружающем, развивается речь, координация движений, формируются самостоятельность, аккуратность, опрятность.

     У детей с ограниченными возможностями здоровья формирование навыков личной гигиены не происходит самопроизвольно. Обучение таким навыкам составляет целое направление работы учителей, воспитателей и родителей, в основе которого лежит специальная программа, учитывающая возможности ребенка на данный момент и ориентирующая на ближайшие задачи.

     Обучение происходит на уроках СБО, на внеурочных мероприятиях и в повседневной жизни.

     Предлагаем вашему вниманию конспект  мероприятия по формированию гигиенических навыков для учащихся 1б класса специальной (коррекционной) школы.

Тема: Праздник чистюль.

Цель: Формирование навыков личной гигиены.

Задачи:  

  1. Расширить представления детей о предметах личной гигиены, о чистоте и аккуратности;
  1. Способствовать развитию мышления, восприятия,  общей и мелкой моторики на основе коррекционно-развивающих упражнений;
  1. Способствовать воспитанию аккуратности и потребности в личной гигиене.

 

Оборудование:  карточки (Я мою руки)- 2экз, шаблоны кистей рук, ножницы, предметы личной гигиены (зубные щетки, мыло, носовой платок, расчески), разрезные картинки, 2 куклы, заколки, 2 листа А3, маркеры, мольберты.

                                                                      Ход занятия

      1. Организация учащихся, настрой на работу

        - Сегодня на нашем мероприятии присутствуют учителя и ребята из других классов.

- Давайте посмотрим  на наших гостей и друг на друга , улыбаясь, скажем «Здравствуйте».

-  Какое пожелание передали мы друг другу? (Ответы учащихся)

- Да, мы пожелали друг другу доброго здоровья.

- Что нужно делать, чтобы быть здоровым? (Ответы учащихся)

- А ещё нужно соблюдать правила личной гигиены.

- Что это за правила такие?(Ответы учащихся)

2. Постановка темы и целей

- Вот сейчас мы и посмотрим, что вы знаете о личной гигиене и предметах личной гигиены.

- Мы проведем "Конкурс чистюль", в нем будут участвовать 2 команды.

- За правильно выполненное задание команды будут получать "капельки".

      3. Работа по теме урока.

-Выберите капитанов команд, пусть они выйдут и пожмут друг другу руки.

-Ой, что это? Что с твоими руками? Они грязные! Это хорошо? Что нужно делать, чтобы руки были чистые?(Ответы учащихся).

Послушайте загадку:

Ускользает, как живое,

Но не выпущу его я.        

Белой пеной пенится,

Руки мыть не ленится. (Мыло)

- А какие еще предметы личной гигиены нужны для этой процедуры?

- Мы вам приготовили задание:

- У вас на столах - памятка в картинках «Я мою руки». Нужно расставить  картинки по порядку, в какой последовательности нужно мыть руки, рассказать гостям.

 

Я мою руки (памятка)

1.Откройте кран.

2. Сильно намочите руки.

3. Возьмите мыло.

4. Намыливайте руки с обеих сторон.

5. Полощите руки чистой водой.

6. Закройте кран.

7. Вытрите руки полотенцем.

 Динамическая пауза

-Чтобы перейти к следующему заданию. нужно отгадать загадку:

Волосистою головкой
В рот она влезает ловко,
И считает зубы нам
По утрам и вечерам. (
Зубная щетка)

Для чего нужна зубная щетка?

-Проведем эстафету "Почисть зубы кукле Маше"

Каждая команда строится в шеренгу друг за другом. Напротив каждой команды сидит кукла, первому в шеренге нужно добежать до куклы и "почистить" ей зубы, вернуться назад и передать щетку второму игроку. Все последующие члены команды выполняют аналогичные действия. Побеждает та команда, которая правильно и быстро справиться с заданием.

- А теперь мне интересно, все ли ученики знают правила ухода за зубами. Я буду задавать вам вопросы, а вы отвечайте: да-нет.

  1. Можно грызть зубами грецкие орехи.(Почему нельзя?)
  1. Надо полоскать зубы после еды.(Зачем?)
  1. Надо чистить зубы 2 раза в день.
  1. Нельзя пользоваться чужой зубной щеткой.(Почему?)
  1. Не надо менять зубную щётку.
  1. Надо есть много конфет.(Почему нельзя?)


       - Угадайте следующий предмет личной гигиены:

Лег в карман и караулит

Рёву, плаксу и грязнулю.

Им утрет потоки слез,

Не забудет и про нос. (Носовой платок)

- Для чего он нужен?

- Всегда надо иметь при себе носовой платок, нельзя пользоваться чужим.

- Почему нельзя пользоваться чужим носовым платком? (ответы детей)

-  Предлагаю  командам украсить носовые платки: нарисовать красивые узоры.

 (На  мольбертах вывешены два ватмана)

- Просим наших гостей выбрать самый красивый платочек.   

                                                                                   

- Следующий предмет гигиены  вы узнаете, когда соберёте разрезную картинку (изображение расчёски)

- Что это?

- Зачем нужна расчёска?

- Запомните - у каждого человека должна быть своя расчёска!

Динамическая пауза

- Посмотрите у наших девочек растрепались волосы. Они выглядят красиво?

- Предлагаю каждой команде расчесать и заплести свою девочку.

- Человек, который аккуратно расчёсан и заплетён – выглядит красиво, а человек, который ходит лохматый – выглядит не красиво.

- Гости, прическа какой девочки вам нравится больше?

- Вот еще загадка:

- Два кольца, два конца,

По середине гвоздик. ( ножницы)

- А для чего нам нужны ножницы?

-Можно грызть ногти? Почему?

Игровое задание: обстриги ногти.

(Дети получают ножницы и нарисованные кисти рук с выделенными черным цветом ногтями. Они должны не торопясь, аккуратно обрезать ногти, не задев пальцы.)

- На какой руке ногти подстрижены аккуратнее?

Динамическая пауза

 

4. Закрепление

- Давайте вспомним о каких правилах и предметах личной гигиены мы сегодня говорили.

- А делать мы это будем с помощью картинок.

-Что это за часть тела? Как за ней нужно ухаживать? Какие предметы личной гигиены нужны для этого?

5. Итог.

- Итак, давайте подведём итог.

 Дополните  фразу:

 Сегодня мы вспомнили….

Я узнал…

Мне было интересно…

- Мне понравилось, как вы работали ! Всем спасибо!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект занятия "Кто с нами рядом живёт?". и конспект занятия в первой младшей группе "Степашка в гостях у ребят"

Конспект занятия "Кто снами рядом живёт" во второй младшей группеКонспект занятия по ознакомлению с окружающим " Степашка в гостях у ребят" в первой младшей группе...

Дополнительное образование. Занятие на тему : "Цирк" . Конспект занятия.

Дополнительное образование по факультативному курсу "Театр", ориентировано на развитие творческих способностей ребёнка через приобщение его к миру театра....

Конспект занятия в комнате релаксации «Использование здоровьесберегающих технологий на занятиях в комнате релаксации»

Занятия в сенсорной комнате с младшими школьниками как новые возможности школы по здоровьесбережению детей...

Конспект занятия"В гостях у Светофора «занятие по профилактике ПДД»

Занятие по ПДД "В гостях у светофора" позволит вам повторить правила дорожного движения. Конспект составлен для детей школы-интернат 1 вида, все доступно, так же может подойти для детского сада. Так ж...

Конспект занятия в кружке «Волшебные ручки» Тема занятия: «Самое обыкновенное чудо».

Конспект занятия в кружке «Волшебные ручки»Тема занятия: «Самое обыкновенное чудо». Цель: ·        научить детей с удовольствием мастерить, фантазировать и дела...

Конспект занятия в 3 классе (2-вариант обучения). Тема занятия : «Развитие мелкой моторики». Коррекционно- развивающие занятие: Предметно-практические действия.

Конспект занятия  в 3 классе (2-вариант обучения).Тема занятия : «Развитие мелкой моторики».Коррекционно- развивающие занятие: Предметно-практические действия.Организационная фо...