Воспитание красотой
статья по теме

Паничева Анна Витальевна

В статье описан опыт работы по формированию нравственности младших школьников.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Воспитание красотой

1.Вступление.

Вопросы нравственного развития, воспитания, совершенствования человека волновали общество всегда и во все времена.

Процесс формирования представлений о нравственности начался в середине первого тысячелетия до нашей эры в Древней Греции, Индии, Китае. Понятия «нравственность», «мораль», «этика» близки по смыслу. Но возникли они в трех разных языках. Слово «этика» происходит от греч. ethos — нрав, характер, обычай. Его ввел в обиход 2300 лет назад Аристотель. Слово «мораль» — латинского происхождения. Оно образовано от лат. mos (множ. число mores), что означало примерно то же, что ethos в греческом — нрав. обычай. Цицерон, следуя примеру Аристотеля, образовал от него слова moralis — моральный и moralitas — мораль, которые стали латинским эквивалентом греческих слов этический и этика. А «нравственность» — русское слово, происходящее от корня «нрав».Оно впервые попало в словарь русского языка в XVIII столетии и стало употребляться наряду со словами «этика» и «мораль» как их синоним.

В словаре Ожегова С.И. лексическое значение слова «нравственность» дано следующее: «Нравственность — это правила, определяющие поведение; духовные и душевные качества, необходимые человеку в обществе, а также выполнение этих правил, поведение».

Проблема нравственного воспитания остаётся актуальной и в наши дни.

Я считаю, что воспитывать нравственность нужно через искусство. Поэтому для работы в моём классном коллективе мною были привлечены такие специалисты, как психолог, педагог по краеведению и учителя из ДМШ №22. На базе моего класса работает театральное отделение.

Наша программа эстетического, театрального воспитания ставит задачей приобщение всех учеников класса без исключения к искусству. Его мы понимаем не как цель, а как средство формирования духовной культуры. Формирование доброго, человеческого отношения к природе, к обществу, к друг другу (это культура чувств).

2. Воспитание нравственности на занятиях театрального отделения.

Последние годы я работала в содружестве учителей, которые помогали мне в реализации социокультурного (Е.А.Муляр) и этнокультурного компонентов в содержании образования. Но мне показалось, что раскрыть и развить способности каждого ребёнка помогут и творческие занятия в театральном отделении. Поэтому, обратившись в ДМШ № 22 к заведующей театральным отделением А.А.Климец, мы решили, что мои дети будут заниматься сценической речью и сценическими движениями.

Занятия в театральном отделении проводятся два раза в неделю. В первом классе с детьми работали артисты театра и кино Д.И.Худякова и А.Э.Лингалиу. На занятиях дети узнали об истории становления театра.

Особое место занимают игры со словом; артикуляционные упражнения; упражнения с голосом и речью: говорить медленно, громко, тихо, быстро, басом. Речевые упражнения выполняют пропедевтическую роль будущей работы над художественным чтением. Здесь закладываются основы для понимания «школы переживания» и «Школы представления» в актёрском искусстве. Также могу отметить, что эти упражнения помогают детям лучше слышать звуки, грамотнее писать и повысить технику и выразительность чтения.

Играть так, чтобы тебе поверили, оказывается трудно. Так формируется база для интереса обучающим заданиям, в процессе которых основной упор  делается на игры со словами, с текстом, подтекстом, с разными словесными действиями.

Слово раскрывается  как основное средство выполнения сценической задачи, как основной компонент создания характера. «Играя» в разные сочетания одного действия с разными текстами или одного текста с различными действиями, дети учатся слышать психологическую выразительность речи.

Занятие в Театральном отделении помогают почувствовать себя не только артистами, но и помогают развить его моторику, речь, фантазию и многое другое.

Театральное отделение для моих учеников играет существенную роль в процессе социализации: адаптациях их в обществе и умение преодолевать трудности жизни в этом обществе.

…Праздник  «Прощание с Букварем» показали всем первым классам.

В конце первого класса на итоговом занятии театрального отделения дети с удовольствием представили нам постановку по сказке Г.Х. Андерсена «Пастушка и трубочист» и этюды.

Во втором классе с детьми работали Д.И.Худякова и И.В.Суханов.

Во втором классе мы выступали с композицией по басням И.А.Крылова « Уж сколько раз твердили миру». Выступали на праздничных концертах в кинотеатрах « Аврора» и «Каскад», где ребята танцевали на сцене.

Хочется отметить, что то помогает детям быстро ориентироваться в сложившейся  ситуации и условиях, чувству ответственности за себя и своих товарищей, взаимовыручке, готовности поддержать друг друга.

 Но занятия в Театральном отделении были бы невозможны без помощи родителей. Они мои союзники «помогают шить детям к выступлениям костюмы, ездят на выступления, следят за успехами детей.

 Знакомство  с театром - это и работа детей на занятиях в Театральном отделении, и выездные классные часы в театр. Так в первом классе ребята смотрели кукольные спектакли «Театра сказки на Московском» (Снежная королева», «Сказка о царе  Султане», «Волшебник Изумрудного города», «Щелкунчик и мышиный король»), а во втором классе познакомились с репертуаром « Санкт-Петербурского Государственного детского драматического театра «На Неве» ( Сказка о царе Салтане», « Приключение кота в сапогах», «Морозко»,  « Двенадцать месяцев»,  « День рождения Карлсона», « Золушка», « По щучьему велению», « Заколдованные клены»). Сравнивая моих детей с учениками других школ, могу отметить то, с каким вниманием они следят за происходящим на сцене, какие у них  умные и красивые глаза. И, конечно, хочется отметить их культуру поведения. Думаю, что их поведение обусловлено  тем, что они уже тоже маленькие артисты.

Я глубоко убеждена, что занятия в театральном отделении не только активизируют интерес ребят к искусству театра и искусству вообще, к разным его видам, но и развивает фантазию, память, внимание и другие качества, учит взаимоотношениям с людьми, воспитывает и улучшает психологическую атмосферу.

Под нравственностью понимают и культуру внешности (формирование потребности соблюдать личную гигиену, выбирать свой стиль, умение управлять своими жестами, мимикой, походкой) и бытовую культуру (воспитание эстетического поведения к предметам и явлениям повседневной жизни, рациональная организация своего рабочего места, аккуратность по отношению к своим принадлежностям); и культуру речи (умение вести дискуссию, использовать выразительные языковые средства в разных условиях общения, владеть нормами устного и письменного литературного языка); и культуру общения           (формирование навыков доверия к людям, вежливости в отношениях с родными, друзьями, знакомыми и посторонними людьми, умение дифференцировать своё поведение в зависимости от окружающей обстановки дома или в общественных местах, от цели общения - деловое, личное и т.д.)

Я, считаю, что стержнем воспитания, определяющим нравственное развитие, является формирование гуманистических отношений и взаимоотношений детей. Поэтому уже много лет мы сотрудничаем с Е.А.Муляр. Елена Александровна работает  с моими учениками по своей программе. Она проводит детьми психологические тренировки, игры, которые помогают повлиять на нравственность мотивов, вызывающих то или иное действие.

    Могу с убежденностью сказать, что уроки психологии помогают формировать атмосферу дружбы и взаимопомощи в классном коллективе.

3. Освоение социокультурного пространства г. Санкт-Петербурга.

Развитие ребёнка происходит в социокультурном пространстве жизни народа, обладающего своей историей, культурой, своим менталитетом. Ребёнок включается в это пространство самим фактом своего рождения, но необходимо ещё, чтобы произошло становление личности и формирование его самосознания как субъекта собственной жизнедеятельности.

Последние годы группа учителей (Е.А.Муляр, С.А.Бородачёва, А.В.Звягина) занимается реализацией этнокультурного компонента в содержании образования, рассматривая при этом этнокультурное образование не как изучение культуры одного народа, а как диалог культур, выявляющий общечеловеческие ценности.

Одним из направлений реализации этнографического компонента является программа нашей группы «Знай и люби свой город». Особенностью этой программы является то, что используемый краеведческий материал служит средством для духовно-нравственного становления личности учащегося.

В программе реализуются следующие задачи.

  1. Раскрыть учащимся истоки становления и развития социукультурного пространства Санкт-Петербурга.
  2. Заложить основы эмоционально-нравственного отношения к культуре народов России.
  3. Способствовать развитию жизненного опыта школьников в процессе творческого изучения прошлого и настоящего своего города во взаимосвязи с общечеловеческими культурными ценностями.

Материал курса «Знай и люби свой город» предполагает укоренение ребёнка в городском социокультурном пространстве за счёт расширения границ мира. До этого родными и знакомыми были небольшие уголки города (детский сад, двор, в котором ребёнок рос, прилегающие улицы). Сейчас ребёнок активно знакомится с главными улицами, площадями, памятниками, зданиями, скверами, их историей, внешним видом, значением. Происходит своеобразное освоение мира, создание образа города, понятного, родного.

Вместе с Аликом-Гусариком, героем

На уроках краеведения путешествуют ученики по своему родному городу. Чтобы заинтересовать и привлечь детей к изучению родного края, С.А.Бородачёва проводит различные познавательные игры-викторины.

Изучение родного города не ограничивается только уроками краеведения. Наша школа уже не первый год сотрудничает с клубом «Юный петербуржец», который проводит тематические слайд-лекции по изучению культурного наследия Санкт-Петербурга.

Клуб поддерживает программу молодёжного движения «Юные за возрождение Петербурга!»:

  1. Через просвещение к возрождению.
  2. Через игру к познанию города.
  3. Святыни Петербурга.
  4. Петербуржец XXI века.
  5. Вместе дружная семья.

Но изучение родного города было бы неполным, если бы не выездные классные часы (т.е. экскурсии). Недаром русская пословица гласит: «Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать».

Ребята посетили музейно-педагогические занятия в Государственном музее политической истории России («Где учился Филиппок?», «В старой гимназии», «Чем писали в старину», «Я, бабушка и Гагарин»).

Учащиеся дополнили знания, полученные на уроках и слайд-лекциях, знакомством с экспозициями Государственного Эрмитажа («Первые шаги в искусстве», «Мифологические сюжеты в искусстве», «Христианские сюжеты в искусстве», «Рыцарский зал»).

Мы живём в одном из красивейших пригородов Санкт-Петербурга, Петергофе, государственном музее-заповеднике, который известен всему миру своими художественными ценностями и творениями зодчих: дворцами и фонтанами, садами и музеями, парковыми и архитектурными ансамблями.

Подлинный интерес вызвали детские интерактивные занятия в Банном корпусе («Что в старину едали на Руси», «Приглашение к столу», «В гостях у банника») и музее семьи Бенуа («Дворянское воспитание XIX века») ГМЗ Петергоф.

  1. Заключение.

У каждого ребёнка есть острая потребность творить настоящее добро, искать настоящую истину, учиться чувствовать настоящую красоту.

Гармоническое развитие не есть запоминание суммы знаний о музыке, литературе, технике. Это прежде всего страстный поиск истины, это гармония с другими, с природой, культурой, с людьми и с самим собой.

Специфической особенностью процесса нравственного воспитания следует считать то, что он длителен и непрерывен, а результаты отсрочены во времени. Думаю, что результаты будут тогда, когда мои первоклашки станут старшеклассниками. Процесс нравственного воспитания …          личный и творческий.

Библиография:

1)      Абрамова Г.С. [Текст] Возрастная психология: Учебник для студентов вузов.  – Екатеринбург, 1999.

2)      Белебихина Н.А., Королева Л.А. [Текст] Организация дополнительного образования в школе. – М.: Учитель, 2008. – 200 с.

3)      Богомолова Ю.П.,[Текст] Кукольный театр – детям: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС. 2007. – 127 с.

4)   Галиуллин Т.А., [Текст] Авторская образовательная программа кукольного театра «Живая сказка» МОУ ДОД ДЮЦ «Ферон», информационно-методический центр.

5)      Ганелин Е.Р., [Текст]  Программа обучения детей основам сценического искусства «Школьный театр» - СПб.: Санкт-Петербургская государственная академия театрального искусства, 2002 г.

6)      Голованова Н. Ф., [Текст] Социализация младшего школьника как педагогическая проблема. – СПБ  .:Специальная литература, 1997

7)      Неменский Б.М. – Мудрость красоты.  Издательство «Просвещение» - 1987 г. М.(255 с.) 

8)      Арутюнян Э.А. Микросреда  и трансформация общественных ценностей в ценностную ориентацию личности. Ереван ,1979,с.268

9)       Каган М.С. Философская теория ценностей. СПБ.,1997, с. 181.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа по эстетическому воспитанию младших школьников "Красота. Культура. Творчество"

В последние годы проблема эстетизации образовательно-воспитательного процесса стала одной из наиболее острых пробле...

Программа по художественно-эстетическому воспитанию "В союзе с красотой"

Программа по художественно-эстетическому воспитанию "В союзе с красотой"...

Программа по художественно-эстетическому воспитанию «В союзе с красотой»

   Культура - великое богатство, накопленное человечеством в сфере духовной и материальной жизни людей, высшее проявление творческих сил и способностей человека. Задача педагога - пом...

КРАСОТА БОЖЬЕГО МИРА, КАК ОРИЕНТИР ДУХОВНОГО ВОСПИТАНИЯ УЧАЩИХСЯ (из опыта работы)

Красота Божьего мира встречает каждого из нас в момент  рождения. Каждый из нас ежесекундно окружён Ею. Она в травинке, в облаках, плывущих по небу, в чистом воздухе, в горных вершинах, в морской...

Трудовое воспитание.Классный час "Красота и труд вместе идут"

Классный час формирует у учащихся правильное отношение к  труду, учёбе....

Классный час для 1 класса (духовно-нравственное воспитание) "Красота жизни"

Классный час для 1 класса «Красота жизни» (духовно-нравственное воспитание)1.Учитель. Ответьте мне, пожалуйста, что вам больше нравится: когда светит солнышко или когда льет дождь?Дет...