интегрированный урок ОПК и технологии в 1 классе
статья (1 класс) на тему

Cкачкова Евгения Викторовна

Очень интересно прошёл интегрированный  урок опк+технология по теме" Народ и культура. Колокола России".

На уроке использовалась интерактивная доска, документ-камера. Дети работали с нетбуками.

В итоге у детей получились замечательные поделки - колокольчики.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Интегрированный урок трудового обучения и основ православной культуры в 1-м классе «Наша культура.Народ  и

Культура.»

Скачкова Евгения Викторовна, учитель начальных классов

ЦЕЛИ:

  1. познакомить с характерной особенностью культуры – ее рукотворностью;
  2. формировать интерес к предметам и явлениям культуры;
  3. воспитывать у учащихся эстетическое восприятие предметов и явлений культуры и уважение к прошлому народа;
  4. пробуждать желание быть причастными к русской культуре, сохранять ее;
  5. побуждать к творчеству и дать возможность творческого самовыражения;
  6. обогащать язык школьников словами и понятиями культурологического значения.

Новые слова и понятия: Рукотворный мир. Культура. Творчество. Талант. Гордость. Мастер. Мастерство.

Ход урока

I. Организационный момент.

Ребята, сегодня мы с вами попытаемся ответить на вопросы:

– Для чего созданы разные предметы окружающего мира?

– Из чего они сделаны?

– Кто такие мастера?

Определим, что такое творчество, талант и гордость.

П. Введение в тему.

На прошлом уроке мы с вами говорили о природе, ее красоте, разнообразии и нерукотворности. А на этом уроке речь пойдет тоже о красоте, но только теперь о красоте рукотворного мира – культуры. Мы будем говорить с вами о рукотворной красоте, о мастерах и о мастерстве.

Бог творил мир из ничего, а мы пользуемся тем, что уже создано в мире. Бог создал мир одной мыслью. А мы придумываем, и свой замысел выполняем руками с помощью разных материалов. Человек творит руками, следовательно, его творчество рукотворно.

Самое лучшее, что создают люди, составляет культуру народа и обычно с любовью сохраняется. Мы стараемся сохранить дома самые лучшие свои работы, в классе самые удачные из всех наших общих работ, а народ бережет все самое хорошее, что создавали все люди. Так складывается культура народа. Глядя на прекрасное, созданное одним человеком, другие учатся делать еще лучше. Так передается культура.

Давайте сейчас рассмотрим прекрасные рукотворные предметы, которые хранит народ. Храмы, монастыри, дворцы, фонтаны – все это относится к культуре, к человеческому творчеству. Самое лучшее люди обычно посвящают Богу – своему Создателю.

Обратите внимание на красоту, тонкую работу, аккуратность, радостное сочетание цветов.

Слайды:

2 – Храм Влахернской иконы Божией Матери. Москва
3 – Крыльцо Покровского собора. Москва
4 – Всероссийский выставочный центр. Москва.
5 – Петродворец. Санкт-Петербург.
6-7 – Палаты Теремного дворца. Москва. Кремль.
8 – Свято-Введенская Оптина пустынь.Козельск
9 – Свято-Троицкая Сергиева Лавра. Сергиев Посад.
10 – Храм-часовня святого благоверного князя Александра Невского. Краснодар.
11 – Свято-Владимирский храм. г. Кореновск.

– Назовите самое красивое здание в нашем городе. (Ответы детей)

 Ребята, нас окружает и нерукотворный, и рукотворный мир, красота природы и лучшее в культуре составляет наш прекрасный окружающий мир.

Ш. Работа по учебнику (стр. 8-10)

Слайд 12 Это создал человек.

  1. Для чего нужна каждая вещь, предмет, изделие?
  2. Из чего сделаны вещи и предметы, которые тебя окружают?
  3. Кем? Для чего?
  4. О чем ты можешь сказать: красивое? прочное? удобное?

Слайд 13

  1. Рассмотри рисунки. Что на них изображено?
  2. Расскажи о назначении каждого изделия.
  3. Ты любишь петь, слушать музыку?
  4. О чем ты узнаешь из книг?
  5. Нравится ли тебе рассматривать картины?
  6. Радуют ли тебя красивые вещи?
  7. Зачем люди строят дома, делают машины, пишут книги и картины?

Слайд 14

 Дети, а вы можете назвать мастеров, которые изготовили часы, школьные карты, нарисовали картины, создали другие предметы, которыми мы пользуемся в повседневной жизни? (Часовщик, столяр, пекарь, ткач и др.)

– Что делает каждый мастер?

– За что мы говорим «спасибо» мастерам?

– Кого мы называем мастерами? (Умельцев-специалистов, которые создают разные не только полезные и нужные, но и непременно красивые, прочные, удобные вещи.)

Физкультминутка

IV. Творчество и талант.

У. Ребята, скажите, что называют творением или произведением?

Д. То, что получилось в результате работы.

У. А что такое творчество?

Д. Сам процесс работы, когда человек создает что-то новое, необходимое, красивое.

У. Теперь попробуем дать определение таланту.

Это особая способность к какому-либо конкретному виду деятельности.

У. Какие таланты бывают у людей? Все ли люди награждены талантами? Почему иногда нам кажется, что есть неталантливые?

У. Может быть, их талант просто не заметен для нас, а может быть, они его не развили или растратили впустую.

Человеку нужно приложить много трудов, чтобы развить и умножить талант, полученный от Бога. Только тогда он сможет послужить им во славу Божию.

– Скажите, что может возникнуть при удаче, когда нам очень нравится результат нашего труда?

Д. Радость. А может проснуться и хвастовство, и гордость.

У . Хорошо или плохо, когда в человеке возникает гордость за свое дело? Что это такое?

У. Мы уже говорили с вами о великом Творце – создателе мира. Все сотворено Им и исходит от Него. Но человек создан как образ и подобие Божие, он тоже обладает творческой силой и может создавать разные вещи.

Но не забудем, что человек творит из того, что Господь предоставил в его распоряжение, кроме того, сам творческий дух человека, само вдохновение – это действие божественной энергии, изливающейся на мир. Поэтому человек за все свои успехи должен, прежде всего, благодарить Бога.

Но всегда ли так бывает?

Часто человек забывает о своем Творце и подателе всех благ и начинает гордиться своими заслугами, хвалит себя. Этим он невольно истощает свои творческие способности и стеной самомнения и дерзости отделяет себя от Бога, главного Творца.

При гордости у человека возникает чувство, что его способности не даны ему Богом, а зависят от него самого, что они – его личная заслуга. На самом же деле, мы только тратим уже данные нам таланты. Давайте послушаем притчу Тамары Крюковой, которая называется «Творец».

Давным-давно жил молодой маляр. Он красил заборы стены домов, и, казалось, был доволен своей жизнью, но никто не знал, что у него есть тайная мечта. Маляр всем сердцем хотел стать художником. Однажды он стоял на мосту и смотрел, как на воде играют солнечные блики, похожие на маленьких серебряных рыбок. (Слайд 16)
– Как бы я хотел передать хотя бы сотую долю красоты, что окружает нас! – воскликнул он.
И тут произошло чудо. Словно услышав его слова, на него слетела искра вдохновения. В тот же миг он понял, как заставить ожить на холсте отблеск закатного луча и предрассветную дымку, трепет листвы при дуновении ветерка и каплю росы на бутоне розы.
Юноша купил холст и краски и, наполненный творческим духом, принялся за работу. С утра до вечера он сидел за мольбертом, но не чувствовал усталости. С каждым днем его мастерство росло. И вот пришло время, когда его назвали Художником. «Поистине, в нём горит Божия искра», – говорили люди.
Шли годы. Из крошечной комнатушки Художник переехал в особняк с большой и светлой мастерской.
Теперь его картины могли купить только очень богатые люди, да и работал он уже не так много, как прежде. Купаясь в лучах славы, он уверовал в то, что ему нет равных, и в том была доля правды. Сам король, оценив талант Художника, пожаловал ему титул Главного Придворного Живописца. Полотна маэстро больше не продавались: они принадлежали казне. Но именно теперь, когда он достиг вершины признания, Художник всё реже брал в руки кисть. Искра вдохновения угасала. Мастер часами простаивал перед мольбертом и уходил, так и не положив ни одного мазка. Однажды его охватил ужас бессилия перед белым холстом.
«Боже, я отдал бы всё за миг озарения!» – в отчаянии воскликнул он и, бросив кисть, выскочил из мастерской.
Влекомый неведомой силой, он вышел из дома и долго, не замечая ничего вокруг, бродил по городским улицам, пока, к своему удивлению, не оказался в бедном квартале. На пороге дешёвой таверны стояла совсем юная девушка поразительной красоты. Она была так хороша, что даже нищета не могла испортить её совершенства.
(Слайд 17)
«Вот она, моя новая картина», – с восторгом подумал Художник, но тут кухарка вынесла девушке кусок хлеба, та взяла горбушку, засмеялась и побежала прочь.
Господин Придворный Живописец поманил служанку пальцем и высокомерно произнёс:
– Скажи-ка, кто эта нищенка?
– Это тутошняя дурочка, ваша милость. У неё нет ни дома, ни родни. Кормится людской милостью.
– Неужто дурочка? – удивился Художник. – Мне показалось, взгляд у неё осмысленный.
Кухарка, раскрасневшись от счастья, что разговаривает с Важным вельможей, доверительно зашептала:
– По правде сказать, Ваша милость, она не глупее многих умников, хотя деньгам цены не знает. Бывает, подадут ей милостыню, она с монетами поиграет, точно с камешками, да и выбросит. А ещё больше молчит, точно немая, но уж если скажет словцо, то не простое, а со значением.
– Ну так, когда она придёт, пошли её ко мне, – приказал Придворный Живописец, сунув в руки кухарки монету.
Время шло, а девушка всё не появлялась. Её прекрасное чистое лицо стояло перед глазами Художника во сне и наяву. Много раз он пытался перенести совершенные черты на холст, но тщетно.
Как-то ранним утром Главный Придворный Живописец вышел с мольбертом на луг и вдруг увидел её. Смеясь, она бежала по росистой траве. Лицо девушки раскраснелось, а в медных кудрях словно запуталось солнце. Заметив незнакомца, она остановилась.
– Не бойся. Иди сюда, я не причиню тебе зла. Я напишу твой портрет, – подозвал её Художник.
Девушка молча подошла и опустилась на траву перед мольбертом. Искра вдохновения тотчас вспыхнула в Художнике ярким пламенем. Весь мир будто растворился и перестал существовать. В нём были только Мастер и Красота, палитра и холст. Художник очнулся лишь когда на небе заполыхало зарево заката.
(Слайд 18)
Портрет был готов. С холста смотрело воплощённое совершенство. Казалось, ресницы девушки вот-вот дрогнут, а с детских губ сорвётся дыхание. Но главное – в глазах её таилась загадка, которую Художник так долго и тщетно пытался поймать.
Девушка поднялась, подошла к мольберту и в благоговейном восхищении уставилась на портрет.
«Даже эта необразованная нищенка чувствует руку творца», – с удовлетворением подумал Художник и самодовольно спросил:
– Нравится?
– Да, у тебя хорошая кисть. Она так чудесно рисует, – вдруг сказала девушка.
– Заслуга кисти тут невелика, – рассмеялся Художник. – Это в моих руках она что-то значит, потому что я – творец, поняла?
Девушка радостно кивнула:
– Поняла. Ты – кисть в руках Творца. Ты счастливый. Не каждому это дано. Он водит тобой. Твоя заслуга тут невелика.
Кровь бросилась Художнику в голову. Он только что создал величайшее из своих творений, а какая-то глупая оборванка позволяет себе дерзить.
– Я не кисть. Я – творец! – крикнул Художник, и тотчас искра вдохновения погасла в нем навсегда.
Прошло много лет. На мосту стоял юноша и смотрел, как на воде играют солнечные блики.
– Как бы я хотел передать хоть сотую долю той красоты, что нас окружает! – воскликнул он.
Услыхав его слова, проходивший мимо старьёвщик остановился и задумчиво произнёс:
– Когда-то я это мог. Я был Главным Придворным Живописцем.
Видя недоверчивый взгляд юноши, старик поманил его за собой. Они пришли в убогую каморку на чердаке обветшалого дома, где всё говорило о крайней нужде её обитателя: замызганные стены, куча грязного тряпья вместо кровати. И вдруг среди вопиющей нищеты юноша увидел портрет девушки. С холста на него смотрело воплощённое совершенство. Поистине, это было творение величайшего мастера.
– Я бы отдал всё, чтобы научиться так писать! – пылко воскликнул юноша.
– Увы, этому нельзя научиться, – покачал головой старик. – Для этого надо, чтобы Творец водил твоей рукой.
(Слайд 19)

У. Чему учит эта притча?

Д. Не будем гордиться, чтобы не остановить развития таланта .

Д. Не растратить напрасно наших даров.

У. Ребята, есть талант, которым Господь награждает каждого. Что это такое?

Д. Талант внимания и сочувствия – это главный талант, который человек может приумножить в себе.

Д. Этот талант надо развивать в себе, чтобы научиться любить.

У. А каким еще должен быть человек?

Д. Скромным.

У. А что такое скромность? От какого слова она происходит? Или с каким созвучно?

Скромный, сокровенный, скрытный. Скромный человек излишне не демонстрирует своих достижений, не хвалится. В отличие от гордости, скромность помогает ему видеть и недостатки в работе, и пути их исправления. 

– Почему, как вы думаете?

Д. Потому что скромный – это человек, внимающий всему, вопрошающий

V. Практическая работа. Рисование или лепка по задумке детей.

VI. Выставка творческих работ учащихся.

VП. Итог.

 Кто же такие мастера?

– Как вы понимаете эти высказывания:

  1. «Работа учит мастера».
  2. «Только человек может создавать то, чего нет в природе».
  3. «Красота – это радость».

Список литературы:

  1. Е.А. Лутцева. Технология. Ступеньки к мастерству. Учебник. Москва. Издательский центр «Вентана-Граф».
  2. Е.А. Лутцева. Технология. Ступеньки к мастерству. Методическое пособие. Москва. Издательский центр «Вентана-Граф».
  3. А.В. Бородина. Мы и наша культура. Учебное пособие для 1 класса. Издательство ОПК, Москва, 2007.
  4. А.В. Бородина. Мы и наша культура. Пособие для учителя. Издательство ОПК, Москва, 2007.
  5. Тамара Крюкова. Притчи. Издательский дом «Родник-Московия», Москва, 2007.
  6. Л.В. Сурова. Мироведение. Комплект методических разработок. Клин 2004.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированный урок "Русский язык - Технология" 3 класс

На интегрированном уроке учкащиеся обобщают  знания об изменении имен прилагательных по родам и числам. Упражняются в правописании окончаний.  Занимаются бумагапластикой «Ранние весенние цве...

План-конспект интегрированного урока литературного чтения, технологии и изобразительного искусства во 2 классе»Б» по теме «Авторские загадки» Проект выполнен в программе ПервоЛого.

План-конспект интегрированного урока литературного чтения, технологии и изобразительного искусства во 2 классе»Б» по теме «Авторские загадки»Проект выполнен в программе ПервоЛого....

Конструкт интегрированного урока (окружающий мир + технология) Тема: "Животные живого уголка. Аквариумные рыбки. Работа с пластичными материалами". 2 класс Школа России

Конструкт открытого интегрированного урока (окружающий мир + технология) Тема: «Животные живого уголка. Аквариумные рыбки. Работа с пластичными и необычными материалами»...

Интегрированный урок литературное чтение+ технология 2 класс УМК "Школа2100"

На данном уроке представлена работа в группах, как на уроке литературного чтения, так и на уроке технологии. К уроку литературного чтения подготовлена презентация. На технологии использован диск "Урок...

Интегрированный урок окружающего мира в 1 классе по теме "Кто такие звери?" и урока технологии "Домашние животные"

Интегрированный урок окружающего мира в 1 классе по теме "Кто такие звери?" и урока технологии "Домашние животные" УМК "Школа России"...

Согласные звуки [д] [д’], буквы Д, д. Интегрированный урок (обучение грамоте + технология). 1 класс УМК «Школа России»

Конспект интегрированного урока по обучению грамоте и технологии  в 1классе . Тема урока: Согласные звуки [д] [д’], буквы Д, д.  УМК «Школа России»...

Интегрированный урок математики и технологии, 2 класс "Школа России"

Периметр многоугольника. Складывание фигуры лебедя из бумаги....