"В поисках карандаша и линейки"
методическая разработка (2 класс) по теме

Невская Алёна Вячеславовна

наглядная геометрия

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon v_poiskah_karandasha_i_lineyki.doc61 КБ

Предварительный просмотр:

Министерство образования Российской Федерации

Муниципальное общеобразовательное учреждение № 54

Разработка открытого занятия

 по теме самообразования:

«В поисках Линейки и Карандаша»

во 2 Г классе

Выполнила:

Петухова А. В.,

учитель начальных классов

Дата проведения:

_19 марта 2007 года

Тольятти, 2007

Цель: совершенствовать знания учащихся в области наглядной геометрии.

Задачи.

Образовательная: способствовать формированию обобщенных представлений детей  о понятиях «многоугольник», «квадрат», «прямоугольник», «периметр многоугольника».

 Воспитательная: развивать логическое мышление, наглядно – образное мышление, внимание, самостоятельность.

Развивающая: совершенствовать вычислительные навыки, умение находить периметр многоугольник, развивать мелкую моторику рук, речь учащихся.

Наглядность: карточки «многоугольники», изображение океана, кроссворд, карточки с изображением героев урока.

Ход урока:

- Здравствуйте, ребята! Сегодня утром мне пришло письмо! Я еще пока не знаю, от кого это письмо. Давайте его прочитаем! Сейчас его вам прочитает Татьяна.

Здравствуйте, дорогие ребята! Пишут Вам Карандаш и Линейка! Три дня назад нас похитили Пираты. Они связали нас, закрыли нам глаза  и  увезли  на какой – то остров. Пожалуйста, спасите нас. Нам здесь очень холодно и голодно.

Будьте осторожны и внимательны, на пути очень много опасностей. Но Вам помогут Ваши знания!

                                                                                                          Карандаш и Линейка.

- Ну, что, ребята, поможем Карандашу и Линейке? (Да.)

- Тогда собираемся в путь!

- В нашем путешествии мы не только спасем Карандаша и Линейку, но и вспомним, какие существуют геометрические  фигуры; вспомним, как находить периметр многоугольников; отработаем способы штриховки геометрических фигур; а также будем упражняться в построении танграмма.

- Что мы будем делать для достижения нашей цели?

( Мы будем смелыми, мы будем отважными, мы будем внимательными, мы будем активными, мы будем сообразительными.)

- Чтобы наши глаза были зоркими, чтобы наши руки крепко держали штурвал корабля давайте выполним разминку.

ГИМНАСТИКА ДЛЯ ГЛАЗ:

 Полет бабочки

Самая дальняя точка

- Найдите в окне самую дальнюю точку, а теперь резко посмотрите на свою ладонь. (Повторить упражнение 3 раза)

Буратино

- Закройте глаза и посмотрите на кончик своего носа. Пока я медленно считаю от 1 до 8, представьте, что ваш носик начинает расти, продолжайте с закрытыми глазами следить за кончиком носа. Теперь, не открывая глаз, с обратным счетом от 8 до 1, следите за уменьшением носика.

          ГИМНАСТИКА ДЛЯ ПАЛЬЧИКОВ:

Апельсин

        Мы делили апельсин.

(Дети показывают апельсин - пальцы полусогнуты, словно в руках мяч.)

        Много нас, а он один.

(Ладонь сначала раскрыта, затем пальцы сжимаются в кулак, прямым остается только большой палец каждой руки.)

        Эта долька - для ежа,

        Эта долька - для стрижа,

        Эта долька - для утят,

        Эта долька - для котят,

        Эта долька - для бобра.

(Ладони сжаты в кулак. Начиная с большого пальца, дети начинают раскрывать кулаки, на каждую фразу по пальцу.)

        А для волка…кожура.

        Разбегайтесь кто куда. Он сердит на нас - беда!

(Дети раскрывают и закрывают ладонь, сжимая пальцы в кулак на каждое слово последних двух фраз.)

Бинокли

        Составление из пальцев овалов.

(Учитель говорит детям, что бинокли бывают разные. Поочередно каждый палец на руке соприкасается подушечкой с большим пальцем - получается овал. Дети смотрят в образовавшиеся бинокли.) 

_____________________________________________________________________________

( Включается музыка для релаксации «Мягкий песок».)

- Ну что ж, мы полностью готовы к путешествию. Отправляемся в путь на нашем корабле! А чтобы нам быстрее мчаться по волнам закройте глаза, … и тихо, в пол голоса скажите:

Алый кораблик, волшебный кораблик

Вдаль скорей нас неси.

Алый кораблик, волшебный кораблик

Что ждет нас на нашем пути?

( Открывается  доска, а на ней нарисован океан, название которого предстоит отгадать. Известно только первое слово «Занимательная»)

(Музыка прерывается)

- Откройте глаза. Посмотрите, вокруг нас океан. Интересно, что это за океан. Известно только первое слово из названия океана. Прочитайте его. А второе слово нам нужно отгадать.

- Ой, посмотрите к нашему кораблю подплыл дельфин.

- Здравствуй, дельфин. Ребята, дельфин приготовил нам кроссворд, отгадав который мы с вами сможем узнать второе слово из названия океана, по которому плывем.

- Надо отгадать слова, которые называют данные геометрические явления. Давайте отгадаем их.

(По мере отгадывания слов, карточки с этими словами вывешиваются на доске.)

- Прочитайте слово, которое получилось на желтом фоне. (Геометрия.)

- Так как же называется океан, по которому мы путешествуем. (Занимательная геометрия.)

- Теперь мы знаем, по какому океану  путешествуем. Все задания и трудности будут связаны с геометрией.

- Ну что нам пора дальше. Нас ждут Карандаш и Линейка.

________________________________________________________________________________

( Включается музыка для релаксации «Мягкий песок».)

Отправляемся в путь на нашем корабле! А чтобы нам быстрее мчаться по волнам закройте глаза, … и тихо, в пол голоса скажите:

Алый кораблик, волшебный кораблик

Вдаль скорей нас неси.

Алый кораблик, волшебный кораблик

Чей остров  на нашем пути?

( В океане «Занимательная геометрия» появляется остров Цветов.)

- Откройте глаза. Посмотрите, перед нами остров цветов. Нас встречает Цветик – семицветик.

- Здравствуй, Цветик – семицветик.

- Знаете, ребята, он говорит, что мы ему очень понравились, но наш корабль очень мрачный. Цветик – семицветик предлагает нам его заштриховать так, как показано на доске. У вас на листке нарисован кораблик, заштрихуйте его. (Двое, выполнившие первыми задание, идут к доске и выполняют штриховку на рисунке.)

- Ну вот, теперь наш кораблик выглядит лучше, можно отправляться дальше в путь.

- Спасибо тебе большое, Цветик – семицветик.

_____________________________________________________________________________

( Включается музыка для релаксации «Мягкий песок».)

Отправляемся в путь на нашем корабле! А чтобы нам быстрее мчаться по волнам закройте глаза, … и тихо, в пол голоса скажите:

Алый кораблик, волшебный кораблик

Вдаль скорей нас неси.

Алый кораблик, волшебный кораблик

Что ждет нас  на нашем пути?

( В океане «Занимательная геометрия» появляется гавань затопленных кораблей.)

- Откройте глаза. Посмотрите, перед нами гавань затопленных кораблей, их разорили Пираты. Давайте поможем им выплыть, построив их в ряд. Один человек работает у доски, а остальные у себя в листочках.

- От работы отступите 6 клеточек вниз. Поставьте точку в левом нижнем углу. 3 клетки вправо. 1 клетка  по диагонали вверх влево. 1 клетка вправо. 1 клетка вверх. 1 клетка вправо. 1 клетка вниз. 1 клетка вправо. 2 клетки вверх. 1 клетка вправо. 2 клетки вниз. 1 клетка вправо. 1 клетка  по диагонали вниз влево. 3 клетки вправо. А теперь самостоятельно продолжите ряд корабликов. Вот они и встали в ряд. Теперь им легче выбраться каждому на свой путь. В помощь нам, один из капитанов указал на остров Маркизы Леопольдовны, которая кое что знает о судьбе Линейки и Карандаша.

- Ребята, нам пора, мы уже опаздываем.

_____________________________________________________________________________

( Включается музыка для релаксации «Мягкий песок».)

Отправляемся в путь на нашем корабле! А чтобы нам быстрее мчаться по волнам закройте глаза, … и тихо, в пол голоса скажите:

Алый кораблик, волшебный кораблик

Вдаль скорей нас неси.

Алый кораблик, волшебный кораблик

Что ждет нас  на нашем пути?

( В океане «Занимательная геометрия» появляется Кошачий остров.)

- Здравствуй, кошка  Маркиза  Леопольдовна. Вы знаете , ребята. Она думает, что она самая красивая кошка на острове. Поэтому Маркиза Леопольдовна хочет, чтобы мы составили ее образ  из мозаики. (Один учащийся составляет у доски, а остальные на  своих рабочих местах.)

- Ребята, Маркизе Леопольдовне очень понравились ваши танграммы, где Пираты держат Карандаша и Линейку.

- Ребята это место находится совсем недалеко, на берегу, в пещере Одноглазого Джо.

А теперь давайте встанем и дойдем до этой пещеры.

         ОЗДОРОВИТЕЛЬНАЯ  ФИЗМИНУТКА

«Упражнения животных»

- Пока мы идем, на нашем пути встретятся много животных. Давайте немножечко подразним их.

1. «Жираф» – голова вверх-вниз, круговые движения вправо-влево.

2. «Осьминог» – круговые движения плечами назад вперед, плечи поднять, опустить (оба вместе, затем по очереди).

3. «Птица» – руки поднять, опустить (как крылья), круговые движения назад вперед.

4. «Обезьяна» – наклон вперед, круговые движения туловищем вправо-влево.

5. «Лошадь» – поднятие ног по очереди, сгибая в коленях.

6. «Аист» – подняться на носки, опуститься, круговые движения правой ногой, затем левой (по полу).

7. «Кошка» – потягивание всем телом, поднять вытянутую правую руку, а затем – левую.

Ну вот мы  и пришли. Но Пират не хочет  отдавать  Карандаш и Линейку. Они нужны ему самому.

- Ребята, а зачем нужны Карандаш и Линейка? ( Карандаш и линейка нужны для того, чтобы чертить, измерять, строить геометрические фигуры.)

- Пират хочет испытать нас геометрическими задачами. Ну что, ребята, решим их? (Да.)

( Найти периметры  разных геометричеких фигур?)

- Молодцы, ребята! Карандаш и Линейка спасены! Мы забираем их с собой. А теперь нам пора возвращаться.

(Над океаном вывешивается яркое солнце.)

( Включается музыка для релаксации «Мягкий песок».)

- Посмотрите, какое яркое солнце светит.

- А вам понравилось наше путешествие?

- А что именно вам понравилось?

- Что нового вы узнали?

- У Вас на столах лежат солнышки. Если вам понравилось наше путешествие, то подарите солнышку веселую улыбку. А если нет, то нарисуйте грустное лицо.

(Учащиеся рисуют, играет музыка для релаксации «Мягкий песок»)

- Кто закончил рисовать, давайте в память о нашем путешествии наклеим солнышки на окно.

(Дети наклеивают солнышки на окно.)

- А сейчас наше путешествие закончено. Спасибо Вам.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа по внеурочной деятельности "Волшебный карандаш" 1 класс

Пояснительная записка к программе по внеурочной деятельности "Волшебный карандаш" (1-4 класс) Тематическое планирование внеурочного курса "Волшебный карандаш" (для 1 класса)...

Как выбрать цветные карандаши и фломастеры.

Данный материал будет полезен, как для педагогов различных учреждений, так и для родителей....

Семинарское занятие в кружке внеурочной деятельности "Волшебный карандаш" - "Зимние зарисовки"

Тема: «Зимние зарисовки»Цели:-  развитие воображения и фантазии, а также художественного вкуса ребят;-  расширение методов познания окружающей их действительности;-  формирование культу...

Графический редактор. Инструменты карандаш, кисть, ластик

Работа на уроках информатики с графическим редактором Paint и его инструментами...

Мастер-карандаш, или такой непростой «простой» карандаш (исследовательский проект)

Цель нашего исследования: выявление взаимосвязи маркировки простого карандаша и типом штриха на рисунке. Задачи:Собрать и систематизировать достоверную и полную информацию об истории появления и ...