Программа по курсу «Я – исследователь»
рабочая программа (1 класс) по теме

Шабанова Людмила Петровна

Рабочая программа разработана на основе Концепции духовно – нравственного развития и воспитания личности гражданина России, закона РФ «Об образовании», примерной программы по курсу «Я – исследователь» автора А.И. Савенкова.

Программа предназначена для учащихся 1 классов во внеурочной деятельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_po_kursu_-_ya_-_issledovatel.doc41.5 КБ

Предварительный просмотр:

Программа по курсу «Я – исследователь»

Пояснительная записка

Рабочая программа разработана на основе Концепции духовно – нравственного развития и воспитания личности гражданина России, закона РФ «Об образовании», примерной программы по курсу «Я – исследователь» автора А.И. Савенкова.

Программа предназначена для учащихся 1а,б классов общеобразовательной школы с учетом     специфики обучения в гимназии.

         Новые социально – экономические  условия, складывающиеся в нашей стране в последние годы, коренным образом изменили и усложнили задачи общеобразовательной школы в плане обучения, воспитания и развития подрастающего поколения. Это обусловлено тем, что конкурентоспособнось человека на современном рынке труда, во многом зависит от его способности приобретать и развивать умения и навыки, которые человек может  применять при трансформировать относительно целого ряда жизненных ситуаций, осваивая при этом новые технологии.  Школа должна подготовить учащихся к самостоятельной трудовой жизни в условиях настоящего социально-экономического уклада.  Одним из современных интенсивных методов социальной практики является социальное проектирование, осуществляемое на уроках и во внеурочной деятельности.  

       Главная цель программы: развивать познавательные интересы, интеллектуальные, творческие и коммуникативные  способности учащихся, определяющей формирование компетентной личности.  Программа позволяет реализовать актуальные в настоящее время компетентностный, личностно-ориентированный, деятельностный  подходы, которые определяют и позволяют решить следующие задачи: 

- приобретение знаний о структуре проектной и исследовательской деятельности;

- способах поиска необходимой для исследования информации;

- о способах обработки результатов и их презентации;

- овладение способами деятельностей: учебно-познавательной, информационно-коммуникативной, рефлексивной;

- освоение основных компетенций: ценностно-смысловой, учебно-познавательной, информационной, коммуникативной;

-  создание оптимальных условий для развития и реализации способностей детей.

Характеристика курса

     При работе по программе  по методу проектов следует учитывать психолого-педагогические  особенности младших школьников.  Темы проектов  для учащихся этого возраста должны быть тесно связаны с предметным содержанием, поскольку наглядно=образное мышление, характерное для данного возраста, любопытство, интерес к окружающему подталкивает учащихся к выбору темы на основе конкретного содержания предмета, а не на основе анализа своего опыта и своих проблем.  На занятиях данного курса, необходимо формировать у младших школьников умения по отдельным элементам проектной и исследовательской деятельности: целеполагание, формулирование вопросов, рефлексии, планирование действий, работа с различными источниками информации.

     На этой ступени обучения особую роль играют групповые проекты.  Индивидуальные проекты также могут быть собраны под общей темой или формы презентации: книга, выставка, викторина, панно и другое.  В первом полугодии проводится подготовительный этап, в который включается: творческие работы учащихся ( рисунки); устные рассказы, в которых дети с помощью учителя постепенно учатся анализировать, рассуждать, выделять главное.  Во втором полугодии можно расширить рамки работы над проектом и включить сюда не только рисунки, но и сбор информации по плану, составленному совместно с учителем.

   Учитывая особенности развития младших школьников, первокласснику необходимо предлагать темы, которые наиболее близки и значимы для него, для его «маленького мира».

Место курса  «Я - исследователь» во внеурочной деятельности.

      В  плане по внеурочной деятельности в рамках ФГОС в МБОУ Гимназия на изучение  курса  «Я - исследователь» отводится  33  часа, из расчета: 1 час  в неделю.

             

ЛИЧНОСТНЫЕ, МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ И ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ курса «Я - исследователь».

В результате освоения программы курса в 1-ом классе планируется достижение младшими школьниками следующих

  1. личностных результатов:  

- интерес к исследованию;

- развитие любознательности, наблюдательности, аналитического мышления.

  1. метапредметных результатов:

-  умение строить рассуждение, приводить аргументы для обоснования своей точки зрения;

- умение вести диалог, слушать и слышать собеседника, оценивать его мнение.

  1. предметных результатов:

- знать, что такое исследование, уметь выбирать объект исследования, составлять план наблюдения;

- уметь пользоваться различными источниками для сбора материала по теме исследования;

- уметь выделять самое главное в найденном материале, работать со схемой;

- составлять рассказ об объекте исследования;

- уметь работать в коллективе;

- представлять результаты своей работы.

СОДЕРЖАНИЕ  КУРСА  « Я- ИССЛЕДОВАТЕЛЬ»

1 класс

33 часа

1. Проблема исследования

Предлагает исследование неизвестного в науке: что предстоит открыть, доказать, изучить с новых позиций.

2. Тема исследования

Отражает проблему в ее характерных чертах. Удачная, четкая в смысловом отношении формулировка темы уточняет проблему, очерчивает рамки исследования, конкретизирует основной смысл, создавая предпосылки успеха работы в целом.

3. Актуальность

Актуальность выбранной темы обосновывает необходимость проведения исследования.

4. Цель

Формулируется кратко и предельно точно, в смысловом отношении выражая то основное, что намеривается сделать исследователь.

5. Объект исследования

Это область, в рамках которой ведется исследование совокупностей  связей, отношений  и свойств как источника необходимой  для исследования информации.

6. Предмет исследования

Более конкретен и включает только те связи  и отношения, которые подлежат непосредственному изучению в данной теме. Предмет всегда изучается в рамках какого-то объекта.

й

Учебно – методическое и материально – техническое обеспечение образовательного процесса

  1. Савенков А.И.  Содержание  и организация исследовательского обучения школьников. М, Сентябрь, 2003;
  2. Эльконин Д.Б. Психология игры. – М., 1978;
  3. Соловьева Н.Н. Основы подготовки к научной деятельности  и оформление ее результатов. М. издательство АПКи ПРО, 2000г.
  4. Савенков А.И.  Методика организации игр – исследований  с младшими  школьниками. Юный исследователь. Материалы для младших школьников по самостоятельной исследовательской практике. – Практика административной работы в школе, 2004;
  5. Семенова Н.А. Исследовательская деятельность учащихся. Начальная школа, 2002, №2;
  6. Кривобо Е.В., Саранюк О.Ю.  Исследовательская деятельность младших школьников, Волгоград, «Учитель», 2010г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа к курсу "Юный исследователь"

Программа курса "Юный исследователь", пояснительная записка, .......

Программа факультативного курса "Юный исследователь"

Программа факультативного курса "Юный исследователь". 2 класс.34 часа...

Рабочая программа к курсу "Я- исследователь"

Актуальность программы обусловлена ее методологической значимостью. Знания и умения, необходимые для организации проектной деятельности, в будущем станут основой для организации научно-исследовательск...

Рабочая программа по курсу "Я - исследователь" 3 класс

Рабочая программа по внеурочной деятельности «Я – исследователь»  разработана на основе авторской программы А. И. Савенкова «Я - исследователь»  в соответствии:·...

Рабочая программа по курсу "Я - исследователь" для 3 класса

Рабочая программа по внеучебной деятельности составлена на основе методических рекомендаций А.И. Савенкова "Методика исследовательского обучения младших школьников" с учётом требований ФГОС....

Программа по курсу "Я-исследователь" для учащихся 1-4 классов

Программа “Я - исследователь” – интеллектуальной направленности. Она является продолжением урочной деятельности, опирается на методику и программу исследовательского обучения младших школьников автора...

Рабочая программа по курсу "Я - исследователь" для 4 класса

Рабочая программа по внеурочной деятельности составлена на основе методических рекомендаций А.И. Савенкова "Методика исследовательского обучения младших школьников" с учётом требований ФГОС....