Развитие творческих способностей детей с ЗПР через работу с бумагой
материал по теме

Нестерова Марина Ивановна

В работе отображены, как теоритические, так и практические  материалы по данной теме.

Скачать:


Предварительный просмотр:

 «Ручной  труд становиться великим воспитателем, когда он входит в духовную жизнь наших воспитанников, дает радость дружбы и товарищества, развивает пытливость и любознательность, рождает волнующую радость преодоление трудностей, открывает все новую и новую красоту в окружающем мир, пробуждает первое гражданское чувство – чувство созидателя материальных благ, без которых невозможна жизнь человека.»

В.А. Сухомлинский

1.Введение.

В системе образования особое место занимает начальная ступень обучения, в которой закладывается фундамент будущих знаний. Переход к рыночным отношениям, который обусловил коренные изменения в обществе, требует нового подхода к воспитательным функциям общеобразовательной школы и естественно, совершенствования учебно-воспитательного процесса.

Значение и функции начальной школы в системе непрерывного образования определяются не только преемственностью ее с другими звеньями образования, но и, в первую очередь, непреходящий, неповторимой ценностью этой ступени в становлении и развитии личности ребенка. В связи с этим основной функцией начальной ступени является формирование интеллектуальной, эмоциональной, деловой коммуникативной готовности учащихся к активно-деятельному взаимодействию с окружающим миром.

Вопросами трудового обучения и воспитания учащихся школ занимались такие видные ученые, как Н.К.Крупская, А.С.Макаренко, А.В.Луначарский, С.Л.Рубинштейн.

  1. Актуальность

  Современные   условия   развития   общества   и   перемены   в   системе образования в условиях рыночной экономики диктуют необходимость изменение образования, серьезную организационно -     методическую    перестройку  образовательного процесса. Процесс реорганизации всей системы образования подразумевает появление новых более эффективных  психолого-педагогических подходов   к   организации   воспитания   и   обучения,   особенно   для ребят с ЗПР.

Коррекционное образование направленно на развитие основных психических функций  (мышление, произвольная память, воображение), которые обеспечивают успешность их дальнейшего обучения, личностного и профессионального становления.

Приоритет в осуществлении такого образования принадлежит ГБСКОУ, в котором работают квалифицированные специалисты.  Дети обеспечены правильным чередованием двигательной активности, организованных занятий, игры и отдыха. Занятия по всем направлениям развития детей проводятся  дифференцированно, с учетом их возрастных и психофизиологических особенностей.

Через труд можно воспитывать и нравственные, и эстетические, и умственные, и познавательные качества ребенка. Данный вид деятельности является одним из важнейших средств всестороннего развития личности.

Обучение работе с бумагой, изготовление поделок невозможно без формирования таких мыслительных операций как анализ, синтез, сравнение, обобщение. Способность анализа развивается от более общего и грубого различения до более тонкого. Познание предметов и их свойств, приобретаемое действенным путем закрепляется в сознании.

Во время занятий ручным трудом развивается и речь детей: усвоение и называние форм, цветов и оттенков, пространственных обозначений, способствует обогащению словаря; высказывание в процессе наблюдений за предметами, при обследовании предметов, построек, а также при рассматривании иллюстраций положительно влияют на расширение словарного запаса и формирование связной речи.

Ручной труд с бумагой тесно связан и с сенсорным воспитанием. Формирование представлений о предметах требует усвоение знаний об их свойствах и качествах, форме, цвете, величине, положении в пространстве. Дети определяют и называют эти свойства, сравнивают предметы, находят свойства и различия, т.е. производят умственные действия. Развитию мелкой моторики способствуют и такие действия с бумагой, как: сгибание, вырезание, разрывание и обрывание, склеивание.

В процессе изготовления поделок дети учатся преодолевать трудности, проявлять трудовые усилия, овладевать трудовыми навыками. Постепенно у детей появляются новые мотивы творчества – желание получить результат, создать определенную поделку, игрушку, для этого нужно приложить усилия, осуществить трудовые действия. Учащиеся овладевают многими практическими навыками, которые позднее будут нужны для выполнения самых разнообразных работ, приобретают ручную умелость, которая позволит им считать себя самостоятельными.

1.2 Цели и задачи

Целью– развитие творческой, активной личности, проявляющей интерес к техническому и художественному творчеству и желание трудиться.

Эта цель обуславливает следующие задачи: 
- развитие сенсорных и умственных способностей, нравственное, эстетическое, экономическое и экологическое воспитание; 
- формирование склонностей и интересов, воспитания поведения учащихся; 
- формирование у учащихся практических навыков художественной обработки различных материалов, конструирования и моделирования, обращение с простейшими орудиями труда; развитие творческой самодеятельности, элементов технического мышления; 
- целенаправленного и систематического формирования умений, навыков планирования трудовых действий, самостоятельного и взаимного контроля оценки своего и чужого труда, самообслуживания и др. 

1.3. Планируемый результат

  1.   Овладение различными приемами работы с бумагой, такими, как сгибание, многократное складывание, надрезание, склеивание.
  1. Овладение способностью работать руками, совершенствование мелкой моторики рук, развитие глазомера.
  1. Умение  концентрировать внимание,  следовать устным инструкциям.
  2.  Развитие памяти, так как ребенок, чтобы сделать поделку, должен запомнить последовательность ее изготовления, приемы и способы складывания.
  3. Знакомство детей с основными геометрическими понятиями: круг, квадрат, треугольник, угол, сторона, вершина и т.д., при этом происходит обогащение словаря ребенка специальными терминами.
  4. Развитие пространственного воображения: учит читать чертежи, по которым складываются фигурки и представлять по ним изделия в объеме, помогает развитию чертежных навыков, так как схемы понравившихся изделий нужно зарисовывать в тетрадку.
  5. Развитие художественного вкуса и творческих способностей детей, активизация их воображению и фантазии.
  6. Развитие коммуникативных способностей детей.
  7. Совершенствование трудовых навыков, формирование культуры труда. .

2.Модель деятельности учителя.

Бумага и картон – самые распространенные и доступнее в обработке материалы. В процессе работы с ними учащиеся получают представление об их производстве, видах, свойствах, об использовании в быту и технике, о профессиях людей, связанных с получением бумаги и картона и их обработкой.

Формирование у учащихся практических умений по обработке данных материалов осуществляется в процессе изготовления изделий. С дошкольного периода детям известны приемы резания бумаги ножницами, соединения деталей клеем. В начальной школе учащиеся расширяют знания и осваивают умений по разметке деталей из бумаги и картона сгибанием по шаблону, с Помощью измерительных инструментов, приемы резания картона ножом, различные способы оформления изделий аппликацией, окрашиванием, с использованием других видов материалов.

Необходимо: 
- предельно четко изложить основные понятия и ведущие идеи учебных дисциплин, обеспечить необходимое отражение в них новых достижений науки и практики; 
- коренным образом улучшить постановку трудового воспитания, обучения и профессиональной ориентации в общеобразовательной школе; усилить политехническую направленность содержания образования; больше уделять внимания практическим и лабораторным занятиям, показу технологического применения законов физики, химии, биологии и других наук, создавая тем самым основу для трудового обучения и профессиональной ориентации молодежи;

2.1.Формы и методы обучения

 В процессе занятий используются различные формы занятий:

  1. традиционные, комбинированные и практические занятия; лекции, игры, праздники, конкурсы, соревнования и другие.

А также различные методы:

Методы, в основе которых лежит способ организации занятия:

• словесный (устное изложение, беседа, рассказ, лекция и т.д.)

• наглядный (показ видео и мультимедийных материалов, иллюстраций, наблюдение, показ (выполнение) педагогом, работа по образцу и др.)

• практический (выполнение работ по инструкцион-ным картам, схемам и др.)

Пополнение и систематизация знаний учащихся о бумаге, ее отличительных свойствах способствует специально организуемые учителем наблюдения, беседы, простейшие опыты и лабораторные работы. Подобная, пусть еще очень элементарная, исследовательская деятельность учащихся по изучению свойств обрабатываемых материалов помогает детям более сознательно подходить к процессу конструирования и изготовления изделий, выбор материалов для практических работ, правильному использованию этих материалов при изготовлении деталей изделий.

В процессе всей этой познавательной деятельности учащихся узнают, что человек научился придавать различным материалам нужные ему свойства, например: делать бумагу более или менее плотной или гладкой. Свойства бумаги обычно классифицируется, объединяясь в группы по разным признакам. В вопросах ознакомления младших школьников с важнейшими элементарными свойствами бумаги нет необходимости в усвоении подробной и точной классификации всех свойств, равно как можно допустить и некоторые упрощения в определениях и практических характеристиках этих свойств.

Методы, в основе которых лежит форма организации деятельности учащихся на занятиях:

• фронтальный – одновременная работа со всеми учащимися

• индивидуально-фронтальный – чередование индивидуальных и фронтальных форм работы

• групповой – организация работы в группах.

• индивидуальный – индивидуальное выполнение заданий, решение проблем.

• и другие.

Методы, в основе которых лежит уровень деятельности детей:

• объяснительно-иллюстративный – дети воспринимают и усваивают готовую информацию

• репродуктивный – учащиеся воспроизводят полученные знания и освоенные способы деятельности

• частично-поисковый – участие детей в коллективном поиске, решение поставленной задачи совместно с педагогом

• исследовательский – самостоятельная творческая работа учащихся

2.2. Диагностический инструментарий

С целью выявить формирование умений, навыков работы с бумагой и творческих способностей младших школьников использовались разнообразные формы (индивидуальные, групповые, фронтальные) и методы (словесные, наглядные, практические).

Для оценки проявлений способностей детей были выделены критерии, разработанные А.Беловым, Н.И. Дереклеевой. Протестированы были 20 учащихся младшей школы.

Для оценки  заданий были выделены три уровня:

1 - Высокий уровень – ребенок делает самостоятельно,

2 - Средний уровень – ребенок делает с помощью педагога или товарищей,

3 - Низкий уровень – не может сделать.

Результаты исследования:

Сравнительная таблица результатов экспериментальной группы и контрольной на констатирующем и контрольном этапах.

Группа

Низкий уровень

Средний уровень

Высокий уровень

До эксперимента

После эксперимента

До эксперимента

После эксперимента

До эксперимента

После эксперимента

Экспериментальная группа

20%

5%

60%

20%

20%

80%

Контрольная группа

30%

20%

50%

40%

20%

40%

    низкий уровень                                           средний уровень                                         высокий уровень          

    экспериментальная группа                                контрольная группа

Сравнив показания можно сделать вывод, что в экспериментальной группе количество детей с высоким уровнем развития творческих способностей значительно выше. Количество детей со средним уровнем также говорит в пользу экспериментальной группы. Дети с низким уровнем в экспериментальной группе развили творческие навыки до среднего уровня, а в контрольной группе количество детей с низким уровнем, лишь уменьшилось.

Формы подведения итогов реализации  программы

 • Составление альбома лучших работ.

• Проведение выставок работ учащихся:

        – в классе,

        – в школе.

• Участие в ежегодной городской выставке

детского прикладного и технического творчества.

3. Условия, обеспечивающие достижения новых образовательных результатов.

Для достижения результатов в рамках данного проекта я буду использовать интернет ресурсы, наглядные пособия, видео и аудио аппаратуру, методические пособия и литературу.

Проект находится на этапе реализации, и перспективы я вижу в следующем:

1. Увеличение конструктивных, познавательных и творческих способностей.

2. Развитие мелкой моторики рук, таким образом, подготовится рука к письму.

3. Умение анализировать поделку.

4. Разовьется поисковая свои работы.

5. Формирование положительного отношения к труду.

6. Повышение уровня самообразования посредством изучения литературы и информационных ресурсов

7. Способствование более активному включению родителей в совместную творческую деятельность;

Эту работу я считаю эффективной, плодотворной и нужной. Так как занятия оригами благотворно сказываются на развитии детей, помогают в развитии мелкой моторики, развитии речи, к тому же очень интересны детям. Я предполагаю продолжить работу в этом направлении со следующей группой детей. Планирую использование различных техник, таких как квиллинг и модульное оригами.

4.     Список используемых источников.

1. Алексеева А. В., Сиделева Г. Н. Преподавание в начальных классах: психолого-педагогическая практика. - М., 2003.

2. Данилина Т.А. Зедгенидзе В.Я. Степина Н.М. В мире детских эмоций.- М.: Айрис Пресс, 2004. - 160 с.

7. Канн Саори. «Искусство оригами расправляет крылья». Журнал «Япония сегодня» № 04-2004.

8. Лаврентьев А. Н. «История дизайна».- М., 2006.

9. Лазарев А. «Рождество в Японии. Искусство дарения» Журнал «Япония сегодня» № 12-2003.

10. Мусиенко В.А. Оригами в школе: Пособие для воспитателей. Программа Дроновой. – М.: Школьная Пресса, 2005

http://www.maaam.ru/detskijsad/proekt-rabota-s-bumagoi-kak-sredstvo-razvitija-tvorcheskih-sposobnostei-detei-doshkolnogo-vozrasta.html

estival.1september.ru/articles/570546/

Содержание

1.Введение

1.1. Актуальность

1.2 Цели  и задачи проекта.

1.3 Планируемые результат.

2.  Модель деятельности учителя.

2.1.Формиы и методы обучения.

2.2. Диагностический инструментарий. Оценка эффективности

3. Условия, обеспечивающие достижения новых образовательных результатов.

4.Список используемых источников.

Министерство образования и науки Самарской области

СИПКРО

Зачётная работа

по курсам повышения квалификации

по ИОЧ ИБ

«Основные направления региональной образовательной политики в контексте модернизации российского образования»

08.04.2013 – 12.04.2013г.

22.04.2013-26.04.2013г.

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ

на тему

«Формирование гармонично-развитой личности, через работу с родителями.»

Выполнила:

Дуненкова Любовь Васильевна

воспитатель

ГБСКОУ  школа - интернат «Перспектива»

г.о. Новокуйбышевск

Самара

2013 г


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие творческих способностей детей младшего школьного возраста через развитие речи

Современное общество испытывает потребность в творческой, самостоятельной,   активной личности, с ярко выраженными индивидуальными качествами, способной, реализуя свои личнос...

«Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста через овладение основами канзаши».

«Развитие творческих способностей детей  дошкольного возраста через овладение основами канзаши»....

Развитие творческих способностей детей начальных классов через креативные музыкальные игры

В данной статье рассмотрены способы и методы развития творческих способностей детей начальных классов через креативные музыкальные игры....

Развитие творческих способностей младших школьников через приемы работы с бумагой на уроках и внеурочной деятельности

Развитие творческих способностей младших школьников через приемы работы с бумагой на уроках и внеурочной деятельности...

Методическая разработка "Развитие творческих способностей детей через метод игры на занятиях кружка "Рукодельница" в системе дополнительного образования детей

В методической разработке дано описание игрового метода обучения детей рукоделию. Рассказано о видах занятий с игровым приёмом, о настольных играх, созданных педагогом для творчесского развития учащих...