«Развитие творческих способностей детей с ОНР через кружковую деятельность»
материал

Намдакова Сарана Эрдэмовна

Предварительный просмотр:

Доклад

«Развитие творческих способностей детей с ОНР через кружковую деятельность»

Важную роль в развитии творческих способностей играет начальная школа. Именно в младшем школьном возрасте заключается психологическая основа для такой деятельности. Развиваются воображение и фантазия, творческое мышление, воспитывается любознательность, формируются умения наблюдать и анализировать явления, проводить сравнения, обобщать факты, делать выводы, практически оценивать деятельность, активность, инициатива. Начинают складываться и дифференцироваться интересы, склонности, формируются потребности, лежащие в основе творчества.

Отличительный признак творческой деятельности детей – субъективная новизна продукта деятельности. По своему объективному значению «открытие» ребенка может быть и новым, необычным, но в то же время выполняться по указке учителя, по его задумке, с его помощью, а потому не являться творчеством. И в то же время ребенок может предложить такое решение, которое уже известно, использовалось на практике, но додумался до него самостоятельно, не копируя известное.

Проблемы творчества широко разрабатывались в отечественной психологии. В настоящее время исследователи ведут поиск интегрального показателя, характеризующего творческую личность. Этот показатель может определяться как некоторое сочетание факторов или же рассматриваться как непрерывное единство процессуальных и личностных компонентов творческого мышления [5].

Придерживаясь позиции ученых, определяющих креативные способности как самостоятельный фактор, развитие которых является результатом обучения творческой деятельности младших школьников, выделим компоненты творческих (креативных) способностей младших школьников:

- творческое мышление,

- творческое воображение,

- применение методов организации творческой деятельности.

Основу творческого мышления представляют следующие черты:

- самостоятельный перенос знаний и умений в новую ситуацию;

- видение новых проблем в знакомых, стандартных условиях;

- видение новой функции знакомого объекта;

- видение структуры объекта, подлежащего изучению, то есть быстрый, подчас мгновенный охват частей, элементов объекта в их соотношении друг с другом;

- умение видеть альтернативу решение, альтернативу подхода у его поиску;

- умение комбинировать ранее способы решения проблемы в новый способ и умение создавать оригинальный способ решения при известности других.

     Обучение младших школьников необходимо строить с учетом четырех уровней развития творческих способностей: высокого, средне - высокого, средне - низкого и низкого.

Высокий уровень определяется развитыми мотивами творчества, учебными умениями, логическим и творческим мышлением, качественными знаниями по предмету, настойчивостью и самостоятельностью в решении творческих задач, положительным эмоциональным фоном творческой деятельности.

Для творческих способностей средне - высокого уровня характерно сочетание высокого уровня развития мотивационного компонента и высокого или среднего уровня развития остальных составляющих творческих способностей

Средне - низкому уровню свойственны ситуативное проявление интереса к творчеству, недостаточная развитость творческого мышления, воображения, навыков самоорганизации в творческой деятельности

Низкий уровень развития творческих способностей характеризуется слабым проявлением большинства предпосылок творчества, неготовностью к самостоятельному осуществлению творческой деятельности.

Таким образом, с учетом описанных особенностей учащихся определяется содержание их творческой деятельности (тип творческого задания), методы и формы ее организации.

У детей с нарушениями речи несколько иначе развиваются творческие способности. Их представления о предметах оказываются неточными и неполными, практический опыт недостаточно закрепляется и обобщается в слове, вследствие чего запаздывает формирование понятий. Чем значительнее нарушение речи, тем больше ограничивается возможности ребенка проявить творчество. Он оказывается беспомощным в создании новых образов. Работы отличаются бедностью содержания. Ребенок не может выполнить работу по замыслу, затрудняется, если нужно придумать новую поделку, детям оказываются недоступны творческие задания: воспроизвести рассказ педагога, рассказать о событиях из личного опыта. Они плохо понимают переносные значения слов, метафор. Речевое недоразвитие в сочетании с отставанием творческого воображения создает серьезные препятствия для словесного творчества.

Выявлены специфические особенности воображения у детей с ОНР:

• снижение мотивации в деятельности;

• снижение познавательных интересов;

• бедный запас общих сведений об окружающем мире;

• не сформированность операционных компонентов;

• сложность в создании воображаемой ситуации;

• недостаточную точность предметных образов - представлений;

• непрочность связей между зрительной и вербальной сферами;

• недостаточную сформированность произвольной регуляции образной сферы.

Таким образом, творческое мышление – мышление, связанное с созданием или открытием принципиально нового субъективного знания, с генерацией собственных оригинальных идей. Младшие школьники большую часть своей активной деятельности осуществляют с помощью воображения. Их игры – плод буйной работы фантазии, они с увлечением занимаются творческой деятельностью. Психологической основой последней также является творческое воображение. Когда в процессе учебы дети сталкиваются с необходимостью осознать абстрактный материал и им требуются аналогии, опоры при общем недостатке жизненного опыта, на помощь ребенку тоже приходит воображение. Таким образом, значение функции воображения в психическом развитии велико.

Организация кружковой работы в школе, действительно помогает развивать интересы и способности ребенка. Кружок является наиболее распространенной формой дополнительной работы со школьниками. В основу организации кружковой работы положен принцип учета способностей детей к тому или иному виду деятельности, что обеспечивает их личностное развитие. Кружковая деятельность, направленная на развитие способностей детей, помогает сделать педагогический процесс более продуктивным, разнообразным. 

Именно кружковая работа позволяет комплексно решать нравственно-волевые задачи, так как в основу ее деятельности положен личностно-ориентированный принцип.

В кружке, если он хорошо организован, к услугам ученика предоставлены различные зоны для занятий, игр, отдыха. В кружках, как правило, меняется стиль общения, царит более неформальная обстановка, меняется круг общения, но так как интересы детей совпадают, общение становится более тесным, дружеским, плодотворным. Даже очень застенчивые дети становятся открытыми, эмоциональными. Занимаясь в кружке, достигая общей цели, дети развивают навыки общения, учатся разрешать конфликты, отстаивать свое мнение и находить компромиссы.

Занятия в кружках способствуют повышению самооценки, если ребенок добивается успеха, победы в конкурсах, соревнованиях – это укрепляет веру его в себя, в свои силы, знания, умения. Он становится более уверенным уже в любых жизненных ситуациях.

Занятия в кружке однозначно развивают способности:

- Одни дети точно знают, что это их дело, это им интересно и посильно и занятия развивают их способности.

- Есть дети, которые занимаются, но не проявляют одаренности в конкретной области, в этом нет ничего страшного, пусть занимается – в этом случае его способности тоже будут развиваться, и даже меняя кружки, он ищет себя, пробует и находит то, к чему действительно имеет склонность.

В любом случае приобретенные на занятиях знания, умения, навыки не пропадут даром, и ребенок вырастет разносторонне развитым человеком.

Занятия в кружках формируют устойчивый интерес к социально значимому виду деятельности, содействует определению жизненных планов ребенка, включая профессиональную ориентацию, способствуя тому, что обнаруженные способности могут получить дальнейшее развитие вне школы.

Одной из важнейших проблем остается проблема дорожно-транспортного травматизма. Профилактическая работа в данном направлении всегда будет актуальной и необходимой.

Статистика дорожно-транспортных происшествий  среди учащихся, показала:

- Пострадавших от транспорта на дорогах мальчиков в 2 раза больше, чем девочек

- Чаще травмируются дети от 8 до 15 лет, первоклассники – меньше в 3 раза

- Самым травмоопасным, оказался понедельник

- Чаще всего дети попадают в ДТП, перебегая проезжую часть (80%), это дети от 7 до 12 лет.

- Чаще дети получают травмы от легковых автомобилей, автобусов

- В летний период вырастает количество травм среди велосипедистов-подростков

- Большинство детей ходят в школу пешком (86%), пересекая при этом 3 и более дороги, едут на транспорте (14%), пересекая 1, 2 дороги.

Эти данные позволяют мне более целенаправленно планировать свою внеклассную работу. 

С целью профилактики детского дорожно-транспортного травматизма в школе организован кружок Безопасная дорога, Работа кружка проводится по программе,  в которой предусмотрено обучение детей не только правилам дорожного движения (ПДД), но и основам оказания первой доврачебной  помощи, страхованию, психологической и физической подготовке. Полученные теоретические знания закрепляются на практике.

Для развития творческого воображения учащихся предлагали следующие задания:

  • классифицировать объекты, ситуации, явления по различным основаниям ( «Старая сказка на новый лад», «Найди знаки», «Что лишнее?», «Цепочка» и т.д.);
  • видеть взаимосвязи и выявлять новые связи между системами («Конструкторы», «Что есть у…?», «Замени часть», «Собери предмет», «Веселый мяч» и т.д.);
  • рассматривать систему в развитии («Из прошлого в будущее», «Что делать?»);
  • делать предположения прогнозного характера («Дорисуй, что я задумал», «Если бы у меня» и др.);

Цели и задачи  работы с учащимися:

- Создание условий для саморазвития, самореализации, самопознания личности.

- Формирование у учащихся потребности в охране жизни и здоровья

Достижение поставленных целей невозможно без решения конкретных задач:

- Формирование осознанного отношения к занятиям по ПДД

- Формирование культуры личной безопасности и транспортной культуры

- Изучение ПДД, овладение практическими навыками безопасного поведения на улицах, дорогах, оказание первой доврачебной помощи

- Пропаганда ПДД с использованием различных форм и методов.

Что дает работа кружка?

Во-первых: Увлеченность каждого ребенка, деятельностью кружка развивают его индивидуальные  способности

Во-вторых: Занятия в кружке – это возможность получить разносторонние умения, навыки, усвоить и закрепить правила дорожного движения, научить оказывать первую медицинскую помощь, осваивать технику вождения на велосипеде.

В-третьих:  Пропагандируя правила дорожного движения среди младших школьников, сверстников, используя различные  формы работы, ребята проявляют свои творческие, артистические способности.

В-четвертых: конкурсы стихов, песен, рисунков, сочинений по п.д.д. развивает художественные, эстетические способности.

В-пятых: Овладение двигательными умениями и навыками, улучшение физической подготовки,  повышение культурного уровня.

В-шестых: Вырабатывает самостоятельность, ответственность, коллективизм

Результатами воспитательно-образовательной деятельности кружка являются: развитие и совершенствование навыков поведения на дорогах, оказание доврачебной помощи, знания по основам страхования, разносторонняя физическая и психологическая подготовка.

занимал призовые места в городских соревнованиях и конкурсах:

Полученные результаты позволяют оценить способности детей, воспитательного процесса, прогнозировать новые успехи и достижения



Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

«Развитие творческих способностей детей с ОНР через кружковую деятельность»

Слайд 2

Дж. Гилфорд А.А. Мелик-Пашаев Д.Б.Богоявленская

Слайд 3

Творческие способности — . Способности человека принимать творческие решения, понимать, принимать и создавать принципиально новые идеи.

Слайд 4

компоненты творческих способностей младших школьников: творческое мышление; творческое воображение; применение методов организации творческой деятельности.

Слайд 5

ОсновА творческого мышления - самостоятельный перенос знаний и умений в новую ситуацию; - видение новых проблем в знакомых, стандартных условиях; - видение новой функции знакомого объекта; - видение структуры объекта, подлежащего изучению, то есть быстрый, подчас мгновенный охват частей, элементов объекта в их соотношении друг с другом; - умение видеть альтернативу решение, альтернативу подхода у его поиску; - умение комбинировать ранее способы решения проблемы в новый способ и умение создавать оригинальный способ решения при известности других.

Слайд 6

уровни развития творческих способностей Высокий уровень; средне- высокий уровень; средне- низкий уровень; низкий уровень.

Слайд 7

специфические особенности воображения у детей с ОНР • снижение мотивации в деятельности; • снижение познавательных интересов; • бедный запас общих сведений об окружающем мире; • не сформированность операционных компонентов; • сложность в создании воображаемой ситуации; • недостаточную точность предметных образов - представлений; • непрочность связей между зрительной и вербальной сферами; • недостаточную сформированность произвольной регуляции образной сферы.

Слайд 8

«Безопасная дорога»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие творческих способностей детей с ЗПР через работу с бумагой

В работе отображены, как теоритические, так и практические  материалы по данной теме....

Обобщение опыта "Развитие творческих способностей детей младшего школьного возраста через исследовательскую деятельность"

Развитие творческих способностей детей младшего школьного возраста через исследовательскую деятельность...

«Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста через овладение основами канзаши».

«Развитие творческих способностей детей  дошкольного возраста через овладение основами канзаши»....

«Развитие творческих способностей детей подготовительной группы посредством изобразительной деятельности. Нетрадиционные техники рисования».

Каждый ребенок с упоением рисует. Дети рисуют все, что видят, знают, слышат и ощущают. Как правило, их творческие способности находятся в скрытом состоянии и реализуются в малой степени. Создавая...

Развитие творческих способностей детей начальных классов через креативные музыкальные игры

В данной статье расмотрены способы и методы развития творческих способностей детей начальных классов через креативные музыкальные игры....