Рабочая программа по основам мировых религиозных культур для 4 класса.
рабочая программа по орксэ (4 класс) по теме

Рабочая программа и тематическое планирование.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл omrk_4klass_2013_-_2014_g.docx56.65 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение  

«Средняя общеобразовательная школа № 9»

                                  УТВЕРЖДАЮ

        Директор МОУ «СОШ № ___»

_______________ / ______________/

«______» ______________ 20____ г.

                     

Рабочая программа

учебного предмета  «Основы мировых религиозных культур»

(базовый уровень)

для 4 класса

Составитель

Фёдорова Е.В., учитель начальных классов

I квалификационной категории

г. Воскресенск

2013 год

ОСНОВЫ МИРОВЫХ РЕЛИГИОЗНЫХ КУЛЬТУР

Пояснительная записка

Общая характеристика учебного предмета

                                 ОСНОВЫ МИРОВЫХ РЕЛИГИОЗНЫХ КУЛЬТУР

Рабочая программа составлена на основе:

1. Требований Стандарта (п. 12.4);

2. Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. [А.Я.Данилюк, А.М.Кондаков, В.А.Тишков] – М.Просвещение, 2010 г. (Стандарты второго поколения).

3. Примерной основной образовательной программы образовательного учреждения. Начальная школа [сост. Е.С.Савинов].—2- е изд., перераб. — М. Просвещение, 2010. — п.5.2.6 — ( Стандарты второго поколения).

4. Примерной программы по курсу «Основы религиозных культур и светской этики». [Составители: учёные Российской академии наук, Российской академии образования, Федерального института развития образования, Академии повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования, представители религиозных конфессий].

Учебный предмет ОМРК является единым комплексным учебно-воспитательным курсом, который соответствует педагогическим целям, задачам, требованиям к результатам освоения учебного содержания, достижение которых обучающимися должен обеспечить образовательный процесс в границах учебного курса, а также в системе содержательных, понятийных, ценностно-смысловых связей учебного предмета с другими гуманитарными предметами начальной и основной школы.

Учебный предмет ОМРК является культурологическим и направлен на развитие у школьников 10-11 лет представлений о нравственных идеалах и ценностях, составляющих основу религиозных и светских традиций многонациональной культуры России, на понимание их значения в жизни современного общества, а также своей сопричастности к ним.

Преподавание знаний об основах мировых религиозных культур призвано сыграть важную роль не только в расширении образовательного кругозора учащегося, но и в воспитательном процессе формирования порядочного, честного, достойного гражданина, соблюдающего Конституцию и законы Российской Федерации, уважающего ее культурные традиции, готового к межкультурному и межконфессиональному диалогу во имя социального сплочения.

Цель учебного предмета ОМРК

Формирование у младшего подростка мотиваций к осознанному нравственному

поведению, основанному на знании и уважении культурных и религиозных традиций

многонационального народа России, а также к диалогу с представителями других культур и мировоззрений.

Задачи учебного предмета ОМРК

1. Знакомство обучающихся с  основами мировых религиозных культур;

2. Развитие представлений младшего подростка о значении нравственных норм и ценностей для достойной жизни личности, семьи, общества;

3. Обобщение знаний, понятий и представлений о духовной культуре и морали, полученных обучающимися в начальной школе, и формирование у них ценностно-смысловых мировоззренческих основ, обеспечивающих целостное

4. Восприятие отечественной истории и культуры при изучении гуманитарных предметов на ступени основной школы;

5. Развитие способностей младших школьников к общению в полиэтнической и многоконфессиональной среде на основе взаимного уважения и диалога во имя общественного мира и согласия.

                                            Место комплексного учебного предмета «Основы мировых религиозных культур» в программе обучения и учебном плане

Предмет, раскрывающий основы мировых религиозных культур, предлагается изучать на переходной стадии от начальной к основной ступени общеобразовательной школы. И по месту в учебном плане, и по содержанию он служит важным связующим звеном между двумя этапами гуманитарного образования и воспитания школьников. С одной стороны, учебный предмет ОМРК дополняет обществоведческие аспекты предмета «Окружающий мир», с которым знакомятся учащиеся основной школы. С другой стороны, этот курс предваряет начинающееся в 5 классе изучение предмета «История». Таким образом,

ознакомление с нравственными идеалами и ценностями религиозных и светских духовных традиций России происходит в контексте, отражающем глубинную связь прошлого и настоящего.

В учебном плане на изучения предмета «Основы мировых религиозных культур» отводится  34 часа (34 учебные недели).

На протяжении всего периода изучения предмета занятия проводятся одним педагогом в 4  классе.

             Ценностные ориентиры содержания учебного предмета «Основы мировых религиозных культур»

Вопросы, связанные с введением в школьную программу духовно-нравственной, культурологической тематики, рассматриваемой в рамках культурологического подхода, имеют особенно важное значение, поскольку характер светской школы определяется, в том числе, и ее отношениями с социальным окружением, религиозными объединениями, признанием свободы вероисповедания и мировоззрения участников образовательного процесса. Запрос на современное образование, решающее задачи духовно-нравственного воспитания граждан России, остается слишком значимым.

Современный национальный воспитательный идеал – это высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укоренённый в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации.

В этой связи особо актуальным становится включение в школьную программу предмета «Основы мировых религиозных культур», имеющего комплексный характер и представляющего четыре национальных духовных традиций – православие, ислам, буддизм, иудаизм.

Введение предмета «Основымировых религиозных культур» должно стать первым шагом на пути восстановления в новых условиях на основе принципов гуманизма, нравственности, традиционной духовности социально-педагогического партнерства школы, семьи, государства, общественности в деле воспитания детей и молодежи.

Педагогическая поддержка самоопределения личности, развитие её способностей, таланта, передача ей системных научных знаний, умений, навыков и компетенций, необходимых для успешной социализации, сами по себе не создают достаточных условий для свободного развития и социальной зрелости личности. Личность несвободна, если она не отличает добро от зла, не ценит жизнь, труд, семью, других людей, общество, Отечество, то есть всё то, в чём в нравственном отношении утверждает себя человек и развивается его личность. Знание наук и незнание добра, острый ум и глухое сердце таят угрозу для человека, ограничивают и деформируют его личностное развитие.

Духовно-нравственное воспитание личности гражданина России –   педагогически

организованный процесс усвоения и принятия обучающимися базовых национальных ценностей, имеющих иерархическую структуру и сложную организацию. Носителями этих ценностей являются многонациональный народ Российской Федерации, государство, семья, культурно-территориальные сообщества, традиционные российские религиозные объединения (христианские, прежде всего в форме русского православия, исламские, иудаистские, буддистские), мировое сообщество.

 Включение предмета «Основы мировых религиозных культур» в основной вид деятельности обучающихся - в урочную деятельность интегрирует духовно-нравственное развитие и воспитание детей в образовательный процесс, способствуя концентрации содержания воспитания вокруг базовых национальных ценностей:

- Патриотизм;

- Социальная солидарность;

- Гражданственность;

- Семья;

- Труд и творчество;

- Наука;

- Традиционные российские религии;

- Искусство и литература;

- Природа;

- Человечество;

Система базовых национальных ценностей лежит в основе представления о единой нации и готовности основных социальных сил к гражданской консолидации на основе общих ценностей и социальных смыслов в решении общенациональных задач, среди которых воспитание детей и молодёжи.

Достижение гражданского согласия по базовым национальным ценностям позволит укрепить единство российского образовательного пространства, придать ему открытость, диалогичность, культурный и социальный динамизм.

Гражданское согласие по базовым национальным ценностям не имеет ничего общего с единообразием ценностей нации и самой нации, духовной и социальной унификацией. Единство нации достигается через базовый ценностный консенсус в диалоге различных политических и социальных сил, этнических и религиозных сообществ и поддерживается их открытостью друг другу, готовностью сообща решать общенациональные проблемы, в числе которых духовно-нравственное воспитание детей и молодёжи как основа развития нашей страны.

Планируемые результаты изучения учебного предмета «Основы мировых религиозных культур»

Личностные результаты:

  1. Формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества; Формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
  2. Формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;

Метапредметные результаты:

  1. Освоение учащимися универсальных способов деятельности, применяемых как в рамках образовательного процесса, так и в реальных жизненных ситуациях: умение выделять признаки и свойства, особенности объектов, процессов и явлений действительности (в т.ч. социальных и культурных) в соответствии с содержанием учебного предмета «Основы мировых религиозных культур», высказывать суждения на основе сравнения функциональных, эстетических качеств, конструктивных особенностей объектов, процессов и явлений действительности;
  2. Осуществлять поиск и обработку информации (в том числе с использованием компьютера).

Предметные результаты:

  1. Готовность к нравственному самосовершенствованию, духовному саморазвитию;
  2. Знакомство с основными нормами религиозной морали, понимание их значения в выстраивании конструктивных отношений в семье и обществе;
  3. Понимание значения нравственности, веры и религии в жизни человека и общества;
  4. Формирование первоначальных представлений о традиционных религиях, их роли в культуре, истории и современности России;
  5. Первоначальные представления об исторической роли традиционных религий в становлении российской государственности;
  6. Становление внутренней установки личности поступать согласно своей совести; воспитание нравственности, основанной на свободе совести и    вероисповедания, духовных традициях народов России;
  7. Осознание ценности человеческой жизни.

Содержание учебного предмета

ОСНОВЫ МИРОВЫХ РЕЛИГИОЗНЫХ КУЛЬТУР

Введение. Духовные ценности и нравственные идеалы в жизни человека и общества. (1ч.)

Россия  - наша Родина.

Основы мировых религиозных культур. (28ч.)

         Культура и религия. Культура и религия. Возникновение религий. Возникновение религий. Религии мира и их основатели. Священные книги религий мира: Веды,  Авеста, Типитака. Священные книги религий мира: Тора, Библия, Коран. Хранители предания в религиях мира. Добро и зло. Возникновение зла в мире. Понятие греха, раскаяния и воздаяния. Рай и ад. Добро и зло. Возникновение зла в мире. Понятие греха, раскаяния и воздаяния. Рай и ад. Человек в религиозныз традициях мира. Священные сооружения. Священные сооружения. Священные сооружения. Искусство в религиозной культуре. Искусство в религиозной культуре. История религий в России. История религий в России.

История религий в России. Религиозные ритуалы. Обычаи и обряды. Религиозные ритуалы. Обычаи и обряды. Поломничества и святыни. Праздники в религиях мира. Праздники в религиях мира. Религия и мораль. Нравственные заповеди в религиях мира. Религия и мораль. Нравственные заповеди в религиях мира. Милосердие, забота о слабых, взаимопомощь, социальные проблемы общества и отношение к ним разных религий.  Милосердие, забота о слабых, взаимопомощь, социальные проблемы общества и отношение к ним разных религий. Семья, семейные ценности. Долг, свобода, ответственность, учение и труд.

Любовь и уважение к Отечеству. Патриотизм многонационального и многоконфессионального народа России. (5ч.)

Долг, свобода, ответственность, труд. Любовь и уважение к Отечеству. Подготовка творческих проектов.  Подготовка творческих проектов. Презентации творческих проектов на выбранные темы.

Презентации творческих проектов на выбранные темы.

Блок 1. Введение. Духовные ценности и нравственные идеалы в жизни человека и общества (1 час).

Блок 2. Основы мировых религиозных культур. (28 часов) .

Блок 3. Духовные традиции многонационального народа России. (5 часов)

Блоки  1    и  3    посвящены  патриотическим  ценностям  и  нравственному  смыслу межкультурного и межконфессионального диалога как фактора общественного согласия. Уроки в рамках этих блоков проводятся для всего класса вместе. По желанию учителя возможно также проведение совместных завершающих уроков в блоке 2, связанных с презентациями таорческих проектов учащихся.

Блок 3 – итоговый, обобщающий и оценочный. Предусматривает подготовку и презентацию творческих проектов на основе изученного материала. Проекты могут быть как индивидуальными, так и коллективными. На презентацию проектов приглашаются родители. В ходе подготовки проекта учащиеся получают возможность обобщить ранее изученный материал, освоить его еще раз, но уже в активной, творческой, деятельностной форме.

Подготовка и презентация проекта позволяют оценить в целом работу учащегося и выставить ему итоговую оценку за весь курс.

                       Учебное пособие для комплексного учебного предмета  

                        «Основы мировых религиозных культур»

Учебное пособие «Основы мировых религиозных культур» подготовлено для экспериментального предмета «Основы мировых религиозной культуры» для 4 классов основной школы. Каждый ученик получает предлагаемое учебное пособие, имеющее общую структуру из четырех блоков и связанное общими методологическими принципами, а также целями и задачами курса указанными выше.

В качестве методологического принципа разработки  учебного пособия выбран культурологический подход, способствующий формированию у учащихся первоначальных представлений об основах мировых религиозных культур, учитывающий уже имеющийся круг знаний учащихся, а также межпредметное взаимодействие.

Все представленные материалы адаптированы с учетом возрастного восприятия младших подростков. 

Материально-техническое обеспечение:

I. Книгопечатная продукция:

1. Программы:

-  Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. [А.Я.Данилюк, А.М.Кондаков, В.А.Тишков] – М.Просвещение, 2010 г. (Стандарты второго поколения).

- Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Начальная школа [сост. Е.С.Савинов].—2- е изд., перераб. — М. Просвещение, 2010. — п.5.2.6 — ( Стандарты второго поколения).

 - Примерная программа по курсу «Основы религиозных культур и светской этики». [Составители: учёные Российской академии наук, Российской академии образования, Федерального института развития образования, Академии повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования, представители религиозных конфессий].

            2. Учебник:

-  Беглов А.Л., Саплина Е.В., Токарева Е.С., Ярлыкапов А.А., Данилюк А.Я. Основы мировых религиозных культур. Издательство «Просвещение», Москва, 2012 г. 

           3. Методические пособия:

-Тишкова В.А., Шапошникова Т.Д. Книга для учителя. 4 класс. Издательство «Просвещение», Москва, 2012 г.

            II. Компьютерные и информационно – коммуникативные средства:

1. Учебные видеоматериалы к урокам.

           III.Технические средства обучения:

1. Классная доска с набором приспособлений для крепления таблиц, постеров и картинок.

2. Наборная доска с набором приспособлений для крепления картинок.

3. Телевизор.

4. DVDплеер.

5. Аудиоцентр.

6. Мультимедийный проектор.

7. Экспозиционный экран.

8. Компьютер.

         IV. Оборудование класса:

1. Ученические двухместные столы с комплектом стульев.

2. Стол учительский с тумбой.

3. Шкафы для хранения учебников, дидактических материалов, пособий.

4. Настенные доски для вывешивания иллюстративного материала.

СОГЛАСОВАНО

 Зам. директора по УВР

 __________/_____________________/

«______» ______________ 20____ г.

СОГЛАСОВАНО

 на заседании ШМО (РМО)

протокол № ___ от «___» ________ 20___ г.

Руководитель ШМО (РМО)

_____________ /__________________/

подпись             расшифровка подписи 

Тематическое планирование модуля «Основы мировых религиозных культур»

Темы

Кол-во

Основные термины и понятия

Вид контроля на уроке

Д. з.

п.п

уроков

часов

1

Россия -

1

Россия. Родина. Патриот. Отечество. Столица.

Творческая работа «Составление

Рассказать членам семьи

наша Родина

Президент. Государственные символы.

предложений со словами Россия, Отечество,

об известных людях.

патриот, президент, духовные ценности».

Придумать вопросы для

интервью с известным

человеком.

2

Культура и

1

Культура. Религия.

Творческая работа «Составление

Прочитать статью

религия.

предложений со словами культура, религия».

пособия, обсудить с

родителями её

содержание.

3

Культура и

1

Культура. Религия.

Творческая работа «Составление

Прочитать статью из

религия.

предложений со словами

пособия, ответить на

христианство, православие».

вопросы.

4

Возникновен

1

Пантеон. Многобожие. Завет.

Коллективная рефлексия, предусмотренная в

Прочитать статью из

ие религий.

электронном сопровождении к уроку.

пособия, составить план.

5

Возникновен

1

Мессия (Христос). Христианство. Ислам. Нирвана.

Коллективная рефлексия, предусмотренная в

Прочитать статью из

ие религий.

Ступы. Буддизм.

электронном сопровождении к уроку.

пособия, ответить на

Религии

вопросы.

мира и их

основатели.

6

Священные

1

Веды, Авеста, Типитака.

Коллективная рефлексия, предусмотренная в

Прочитать статью из

книги.

электронном сопровождении к уроку.

пособия, ответить на

религий

вопросы.

мира: Веды,

Авеста,

Типитака.

7

Священные

1

Канон. Тора. Библия. Коран. Пророки.

Коллективная рефлексия, предусмотренная в

Прочитать статью из пособия, ответить на

вопросы.

книга мира:

электронном сопровождении к уроку.

Тора,

Библия,

Коран.

8

Хранители

1

Жрец. Раввин. Апостол. Епископ. Священник.

Коллективная рефлексия, предусмотренная в

Рассказать членам семьи

предания в

Диакон. Иерархия. Умма. Имам. Хафиз. Сангха.

электронном сопровождении к уроку.

и друзьям о мировых

религиях

Лама.

религиях.

мира.

9

Человек в

1

Молитва. Таинства. Намаз. Мантра. Православная

Творческая работа «Продолжить

Подготовить рассказ на

религиозных

культура.

предложение «Молитва    это    ».

тему «Что говорит о

традициях

человеке

культура ».

мира.

10

Священные

1

Синагога. Церковь. Алтарь. Икона. Фреска.

Коллективная рефлексия, предусмотренная в

Написать, какие

сооружения.

электронном сопровождении к уроку.

священные сооружения

ты встречал в своём

городе.

11

Священные

1

Мечеть. Минарет. Ступа. Пагода.

Коллективная рефлексия, предусмотренная в

Написать, какие

сооружения.

электронном сопровождении к уроку.

священные сооружения

ты встречал в своём

городе.

12

Искусство в

1

Икона. Каллиграфия. Арабески.

Коллективная рефлексия, предусмотренная в

Составить план ответа

религиозной

электронном сопровождении к уроку.

на тему «Искусство в

культуре.

религиозной культуре

…».

13

Искусство в

1

Семисвечник. Способы изображения Будды.

Коллективная рефлексия, предусмотренная в

Подготовить рассказ

религиозной

электронном сопровождении к уроку.

«Мои впечатления от

культуре.

…».

14

Добро и зло.

1

Грех. Грехопадение. Покаяние. Добро. Зло. Традиция.

Коллективная рефлексия, предусмотренная в

Подготовить рассказ с

Возникновен

электронном сопровождении к уроку.

примерами из истории

ие зла в

представлений человека

мире.

о добре и зле.

Понятие

греха,

раскаяние и

воздаяние.

Рай и ад.

15

Добро и зло.

1

Грех. Грехопадение. Покаяние. Добро. Зло. Традиция.

Коллективная рефлексия, предусмотренная в

Подготовиться к

Возникновен

электронном сопровождении к уроку.

сочинению «Что такое

ие зла в

добро и зло».

мире.

Понятие

греха,

раскаяние и

воздаяние.

Рай и ад.

16

Творческие

1

Самостоятельная работа учащихся по

работы

составлению плана будущей творческой

учащихся.

работы.

17

Презентация

1

Презентации творческих работ.

творческих

работ.

18-

Религии

1

Митрополия. Патриарх. Синод. Протестанты.

Коллективная рефлексия, предусмотренная в

Ответить на вопросы из

19

России.

электронном сопровождении к уроку.

пособия.

20

Религия и

1

Притча.

Коллективная рефлексия, предусмотренная в

мораль.

электронном сопровождении к уроку.

Нравственны

е заповеди в

религиях

мира.

21

Религия и

1

Бодхисаттва.

Коллективная рефлексия, предусмотренная в

мораль.

электронном сопровождении к уроку.

Нравственны

е заповеди в

религиях

мира.

22

Религиозные

1

Обряды. Ритуалы. Таинства.

Коллективная рефлексия, предусмотренная в

ритуалы.

электронном сопровождении к уроку.

Обычаи о

обряды.

30

Любовь и

1

Отечество. Любовь. Уважение. Патриотизм.

Самостоятельная работа «Составить

Подготовить сообщение

уважение к

Многонациональный и многоконфессиональный

предложения со словами Отечество, любовь

об одной из конфессий.

Отечеству.

состав. Великая сила нравственности. Народ.

к Родине, уважение, Отечество, патриотизм,

Патриотизм

народ.

многонацион

ального и

многоконфес

сионального

народа

России.

31

Подготовка

1

Самостоятельная работа учащихся по

творческих

составлению плана будущей творческой

проектов.

работы.

32-

Презентации

3

Презентации творческих работ.

34

творческих

Проектов.

        

Календарно - тематическое планирование

по основам мировых религиозных культур

(наименование учебного предмета)

на 2013 – 2014 учебный год.

Номера уроков

по порядку

№ урока

в разделе, теме

Тема урока

Плановые сроки изучения  учебного материала

Скорректированные сроки изучения учебного материала

Введение. Духовные ценности и нравственные идеалы в жизни человека и общества. (1ч.)

1.

1

Россия  - наша Родина.

04.09.13г.

Основы мировых религиозных культур. (28ч.)

2.

1

Культура и религия.

11.09.

3.

2

Культура и религия.

18.09.

4.

3

Возникновение религий.

25.09.

5.

4

Возникновение религий. Религии мира и их основатели.

02.10.13г.

6.

5

Священные книги религий мира: Веды,  Авеста, Типитака.

09.10.

7.

6

Священные книги религий мира: Тора, Библия, Коран.

16.10.

8.

7

Хранители предания в религиях мира.

23.10.

9.

8

Добро и зло. Возникновение зла в мире. Понятие греха, раскаяния и воздаяния. Рай и ад.

06.11.13г.

10.

9

Добро и зло. Возникновение зла в мире. Понятие греха, раскаяния и воздаяния. Рай и ад.

13.11.

11.

10

Человек в религиозныз традициях мира.

20.11.

12.

11

Священные сооружения.

27.11.

13.

12

Священные сооружения.

04.12.13г.

14.

13

Священные сооружения.

11.12.

15.

14

Искусство в религиозной культуре.

18.12.

16.

15

Искусство в религиозной культуре.

25.12.

17.

16

История религий в России.

15.01.14г.

18.

17

История религий в России.

22.01.

19.

18

История религий в России.

29.01.

20.

19

Религиозные ритуалы. Обычаи и обряды.

05.02.14г.

21.

20

Религиозные ритуалы. Обычаи и обряды.

12.02.

22.

21

Поломничества и святыни.

19.02.

23.

22

Праздники в религиях мира.

26.02.

24.

23

Праздники в религиях мира.

05.03.14г.

25.

24

Религия и мораль. Нравственные заповеди в религиях мира.

12.03.

26.

25

Религия и мораль. Нравственные заповеди в религиях мира.

19.03.

27.

26

Милосердие, забота о слабых, взаимопомощь, социальные проблемы общества и отношение к ним разных религий.

02.04.14г.

28.

27

 Милосердие, забота о слабых, взаимопомощь, социальные проблемы общества и отношение к ним разных религий.

09.04.

29.

28

Семья, семейные ценности. Долг, свобода, ответственность, учение и труд.

16.04.

Любовь и уважение к Отечеству. Патриотизм многонационального и многоконфессионального народа России. (5ч.)

30.

1

Долг, свобода, ответственность, труд.

23.04.

31.

2

Любовь и уважение к Отечеству. Подготовка творческих проектов.

30.04.

32.

3

 Подготовка творческих проектов.

07.05.14г.

33.

4

Презентации творческих проектов на выбранные темы.

14.05.

34.

5

Презентации творческих проектов на выбранные темы.

21.05.

Итого

часов

В том числе:

уроков повторения

контрольных работ

практических (лабораторных) работ

уроков развития речи

по программе

34

0

0

0

0

выполнено

СОГЛАСОВАНО

 Зам. директора по УВР

 __________/_____________________/

«______» ______________ 20____ г.

СОГЛАСОВАНО

 на заседании ШМО (РМО)

протокол № ___ от «___» ________ 20___ г.

Руководитель ШМО (РМО)

_____________ /__________________/

подпись             расшифровка подписи


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по Основам мировых религиозных культур

В программе пояснительная записка, тематическое планирование, умения и навыки, которыми должны овладеть уч-ся 4 класса по предмету...

Рабочая программа модуля "Основы мировых религиозных культур" ОРКСЭ 4 класс

Представлено планирование уроков по учебнику Амирова Р. Б.  "Основы мировых религиозных культур"...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по курсу «Основы религиозных культур и светской этики» модуль «Основы мировых религиозных культур» 4 класс на 2016 - 2017 учебный год, автор Корчагина Т.А.

Рабочая программа по курсу ОРКСЭ модуль ОМРК для 4-х классов, реализуется в течение 4-х лет, претерпела видоизменения, удобна и понятна в работе....

рабочая программа по основам мировых религиозных культур

рабочая программа для 4 класса, 34 часа...

Рабочая программа по курсу Основы религиозных культур и светской этики (модуль: Основы мировых религиозных культур) 4 класс

Пояснительная записка и КТП по учебнику Р.Б.Амирова "Основы мировых религиозных культур" 4 класс...

Рабочая программа по Основам мировых религиозных культур 4 класс

Рабочая программа по Основам мировых религиозных культур 4 класс...

Рабочая программа "Основы религиозных культур и светской этики". Модуль «Основы мировых религиозных культур», 4 класс.

Рабочая программа по курсу «Основы религиозных культур и светской этики», модуль «Основы МИРОВЫХ РЕЛИГИОЗНЫХ КУЛЬТУР» разработана для обучающихся 4 класса  в соответствии ...