Описание методической системы
статья по теме

Методическая система педагога

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon opisanie_metodicheskoy_sistemy_mikhnovoy_g._n.doc40.5 КБ

Предварительный просмотр:

Описание методической системы  Михновой Г.Н.,

учителя начальных классов

МКОУ «СОШ № 1» г. Называевска Омской области

В условиях введения ФГОС второго поколения любой учитель поставлен в условия  модернизации своего методического арсенала, а учитель начальных классов в первую очередь. Что же включает моя методическая система для оптимального  развития личности каждого ребёнка без ущерба его здоровью?

Работу с каждым  своим первым классом начинаю с изучения  психолого-педагогических особенностей учащихся, опираясь на результаты тестирования детей перед поступлением в первый класс.  Зная результаты тестирования, строю свою дальнейшую деятельность по шагам: диагностика, целеполагание, мониторинг, результаты, анализ, планирование.

Мне очень важно без ущерба здоровью перевести каждого ребёнка от игровой к учебной деятельности, показать, что учение, становясь главным ведущим видом деятельности в жизни ребенка, также интересно, как и игра. Свою роль вижу в организации и руководстве этим процессом, влияя на ученика в большей степени не через информацию в форме слова, а через воздействие личности учителя на личность ученика. При этом использую различные технологии, как современные, так и давно известные и хорошо зарекомендовавшие себя.

Моя индивидуальная тема самообразования «Взаимосвязь форм и методов обучения, активизирующих образовательный процесс в начальной школе», и я постоянно думаю над тем, каким образом нужно построить обучение, чтобы процесс познания стал обоюдно интересным, значимым  и для педагога, и для ученика. В последнее время появился новый подход – интерактивное обучение. Это обучение, погруженное в общение.  В микрогруппе дети учатся высказывать свою точку зрения, уважительно относиться к мнению другого, подчинять свою точку зрения мнениям товарищей, если они были ближе к истине при обсуждении учебной ситуации. Этот подход оказался для меня наиболее реальным путём обеспечения положительной мотивации учащихся к предмету, формирования устойчивого познавательного интереса, создания условий для развития способностей учащихся и успешного формирования коммуникативной компетентности.

В своей методической системе ведущую роль отвожу следующим технологиям: игровая, проблемно-диалогическая, разноуровневого обучения, здоровьесберегающие технологии и методические приёмы, а также технологии, рекомендованные образовательной системой «Школа-2100», хотя сама работаю по образовательным программам «Школа России». Считаю что эти технологии (формирование типа правильной читательской деятельности – автор  Н. Н. Светловская и оценивание образовательных достижений (учебных успехов) – автор Д.Д. Данилов) можно успешно применять и в рамках работы по программам «Школа России».

Использование этих технологий предлагает новые подходы к процессу обучения, в первую очередь системно-деятельностный и личностно-ориентированный,  позволяющий успешно внедрять ФГОС второго поколения.

Ведущей формой организации учебной деятельности по-прежнему остаётся урок. Для меня урок – это не только основная форма организации учебного процесса, но и место встречи с личностью ученика, поэтому стараюсь использовать разные типы. Нетрадиционные уроки занимают значительное место: «Урок-размышление», «Урок-исследование», «Урок-путешествие» и другие. Они требуют предварительной подготовки, как со стороны учителя, так и со стороны учащихся, поэтому их проведение возможно нечасто.

На уроках математики развиваю творческую активность учащихся способом включения в учебный процесс нестандартных задач. Такие задачи вызывают у школьников интерес, активизирует мыслительную деятельность и формирует интеллектуальные умения. Дидактическую значимость вычислительных упражнений по математике связываю с формированием у учащихся основных математических знаний, умений и навыков.

В моей работе на уроках математики большую помощь оказывает учебник «Математика» М.И. Моро, С.И. Волковой. Учебник насыщен задачами для всех групп учащихся (сильных, средних, слабых). Много заданий на смекалку, ребусов, магических квадратов, игр, волшебных цепочек.

Хочу отметить,  что вообще структура современных учебников, сам учебный материал, разнообразные творческие задания обеспечивают дифференциацию обучения, разноуровневый подход, обеспечивая тем самым  реализацию права каждого ребёнка на получение равного с другими начального образования (в соответствии с ФГОС) и индивидуальный темп развития. Совершенно искренне считаю, что обучение может быть развивающим вне зависимости от того, по какому УМК работает учитель, приверженцем какой концепции он является. Учебные программы, по которым я работаю, относят к традиционной системе обучения. В своей практике пересматриваю традиционное обучение в пользу развивающего.

Дидактические принципы традиционной системы: научность, прочность, доступность, наглядность, систематичность, сознательность, связь с жизнью – перекликаются с принципами развивающих систем: психологической комфортности, развития всех учащихся в одном коллективе, теоретического мышления и практических действий, непрерывности, высокого, но доступного уровня знаний, вариативности, целостного представления о мире, осознание процесса обучения.

Переходя на ФГОС второго поколения с прошлогодними первоклассниками мне пришлось осваивать новую  для себя педагогическую технологию –  метод проектов.  Данную  технологию применяю теперь на уроках, во внеурочной деятельности, внеклассной работе. Я не «навязываю» ученикам информацию, а направляю их самостоятельный поиск, например: «Всё ли знаете, чтобы выполнить данный проект? Какую информацию вам необходимо получить? К каким источникам информации следует обратиться? Иными словами, действую по принципу: «…ничего не делай за меня, направь в нужное русло, подтолкни к решению, а остальное я сделаю сам». Особое  внимание обращаю на формирование у детей необходимых личностных УУД:

- деловые отношения, умение взаимодействовать в группах, планировать совместную работу, договариваться о способах разделения обязанностей,

- умение презентовать себя, объективно оценивать свою работу, выслушивать мнение участников проекта, конструктивно реагировать на критику со стороны своих товарищей.

Но пока данная технология в моей практике ещё не играет ведущую роль.

Метод проектов, как и проблемно-диалогическое обучение позволяют развивать у учащихся такие навыки как  умение работать в группе; высказывать свое личное мнение; выслушивать мнение товарищей; создавать благоприятный психологический климат, атмосферу взаимопомощи, толерантности.

Проблемно-диалоговая технология базируется на исследовательских, поисковых, творческих методах. Она результативна, подходит для работы в классах разного типа. Дети активно вовлечены в процесс обучения на протяжении всего урока: они формулируют проблему, выдвигают гипотезы, планируют деятельность по открытию новых знаний, обобщают, делают выводы. В начальных классах учитель лишен того уровня диалога, который позволяет часто вывести ситуацию на глубокий уровень. Но на уроке я использую преимущественно фрагменты диалогических ситуаций. Моя роль при этом состоит в том, чтобы ставить вопросы, направляющие мышление детей. Для создания диалоговых ситуаций на этапе формирования понятий использую побуждающие и фокусирующие вопросы, соответствующие различным типам мыслительной деятельности.  Эти вопросы носят открытый характер, то есть не предполагают какого-либо единственного правильного ответа. Дети при этом не страшатся угадать, какой ответ ждёт учитель. Они ведут самостоятельный интеллектуальный поиск. Для включения младших школьников в ситуацию диалогового взаимодействия применяю и такие приемы, как неожиданный вопрос и «незнающий» учитель. Дети не боятся свободно высказывать своё мнение, даже если оно неверное. Я считаю, что знания полученные методом проб и ошибок, самостоятельно, –  наиболее прочные. 

Выше перечисленные технологии позволяют успешно формировать универсальные учебные действия, порождающие образ мира и определяющие способность личности к обучению, познанию, сотрудничеству, освоению и преобразованию  окружающего мира, а в целом обеспечивающие компетенцию «научить учиться».

Обязательным этапом проведения занятий в любой форме является рефлексия, способствующая формированию адекватной самооценки ребёнка и регулятивных УУД. Часто использую для этого этапа систему сигнальных карточек, интервью и др.

Успешность обучения в начальной школе во многом зависит от сформированности универсальных учебных действий. Универсальные учебные действия, их свойства и качества определяют эффективность образовательного процесса, в частности усвоения знаний, формирование умений, образа мира и основных видов компетенций учащегося, в том числе социальной и личностной.

Развитие универсальных учебных действий обеспечивает формирование психологических новообразований и способностей учащегося, которые в свою очередь определяют условия высокой успешности учебной деятельности и освоения учебных дисциплин.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая система учителя

« Формирования  творческих способностей и предметных компетенций средствами  информационно-коммуникативных технологий» В методических поисках учителя всегда будет два слагае...

Методическая система нравственного воспитания младших школьников на основе УМК "Школа 2100"

Данный материал является кратким  описанием моей педагогической системы с указанием целей, задач, принципов, технологий и результатов....

"Этапы работы над сочинением-описанием" (методические рекомендации)

Методические рекомендации подробно описывают этапы работы над сочинением-описанием с учащимися 3 класса. Красочная презентация помогает сделать выводы по каждому этапу работы. В ней также размещены не...

Полное описание методической системы

описание модической системы по теме "Игра как средство интерактивного обучения"...

Наличие методических публикаций (в т.ч. докладов на научно-практических конференциях, семинарах), отражающих отдельные элементы методической системы учителя

Наличие методических публикаций (в т.ч. докладов на научно-практических конференциях, семинарах), отражающих отдельные элементы методической системы учителя...

презентация к заочному этапу конкурса "Методическое портфолио" "Методическая система как основа повышения качества образования"

презентация к  заочному этапу конкурса "Методическое портфолио"  "Методическая система как основа повышения качества образования"...

Описание воспитательной системы

        Умение устанавливать социальные контакты, поддерживать их является неотъемлемым компонентом успешной социализации личности. Психологический комфорт каждого ребенка в...