Описание воспитательной системы
статья
Умение устанавливать социальные контакты, поддерживать их является неотъемлемым компонентом успешной социализации личности. Психологический комфорт каждого ребенка в классном коллективе во многом определяет успешность обучения. Одна из задач воспитательной работы заключается в формировании здорового коллектива и решается за счет создания учителем условий для совместной творческой поисковой интеллектуальной деятельности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Описание воспитательной системы | 916.74 КБ |
Предварительный просмотр:
- Описание воспитательной системы, опыта работы
Классное руководство является неотъемлемой частью работы учителя начальных классов. За время своей педагогической деятельности я была классным руководителем 6 полных выпусков. В настоящее время являюсь классным руководителем 4 «Б» класса. Безусловно, за это время накоплен богатый положительный опыт по достижению благоприятного психологического климата в классе, по формированию приемов взаимодействия с родителями, по развитию ученического самоуправления.
Основные направления моей воспитательной работы:
- Нравственное воспитание
- Интеллектуальное развитие
- Работа с родителями
- Формирование ЗОЖ
- Патриотическое воспитание
- Педагогическая диагностика
- Социальное сотрудничество
- Развитие творческих способностей
Результаты наблюдения и диагностики, которые систематически проводятся школьным педагогом-психологом, показывают, что 92% учащихся моего класса уверенно и без боязни чувствуют себя в классе. Дети умеют работать индивидуально, в паре, группами без боязни неудачи. Такие результаты демонстрируют толерантные взаимоотношения между детьми, умение сотрудничать, дискутировать, нести ответственность за свою работу.
Умение устанавливать социальные контакты, поддерживать их является неотъемлемым компонентом успешной социализации личности. Психологический комфорт каждого ребенка в классном коллективе во многом определяет успешность обучения. Одна из задач воспитательной работы заключается в формировании здорового коллектива и решается за счет создания учителем условий для совместной творческой поисковой интеллектуальной деятельности.
Постоянное взаимодействие классного руководителя с родителями обеспечивает единство требований, общих интересов детей и родителей, взаимопонимание всех участников образовательного процесса.
Своё взаимодействие с родителями рассматриваю как сотрудничество. Его целью является развитие творческих способностей каждого ребёнка для становления личности, раскрытия в ученике нравственных качеств и свойств, необходимых для самоопределения и самореализации.
В своей работе с родителями использую самые разнообразные формы сотрудничества. Традиционно в работе с родительским коллективом использую:
• Анкетирование, беседы – для организации оперативной обратной связи в том числе по вопросам удовлетворенности жизнью классного коллектива, жизнью в школе;
• Консультации – для оказания методической помощи в изучении школьного курса по новым образовательным стандартам, психологической поддержке, в том числе при взаимодействии со школьным педагогом-психологом;
• Тематические родительские собрания – для своевременного просвещения родителей в вопросах воспитания и обучения младших школьников;
• Посещение семьи – в первую очередь из числа социально незащищенных и неблагополучных с целью профилактики и предотвращения случаев нарушения прав ребенка;
• Привлечение родителей к участию во внеклассных мероприятиях – семейные праздники, внутриклассные спортивные, творческие, интеллектуальные праздники, конкурсы, соревнования;
• Работа с родительским комитетом: родители учащихся занимают активную жизненную позицию. Родители нашего класса принимают активное участие в общешкольном родительском комитете.
Нетрадиционная форма сотрудничества с родителями – открытые занятия в бассейне, открытые тренировки по дзюдо, открытые занятия в вокальной студии, совместное посещение музея и библиотеки с детьми и их родителями и педагогом из разовых выходов превратилось в классную традицию.
Учитывая тему самообразования, активно привлекаю родителей к помощи учащимся при выполнении и защите проектов, организации и проведению исследований, участию в конференциях, конкурсах в разных ролях в зависимости от уровня сформированности умений исследовательской деятельности: Творческий исследователь, Организатор, Консультант, Руководитель, Опытный член жюри, Эксперт.
Новой формой взаимодействия учителя с родителями стало приглашение желающих для участия в открытых занятиях во внеурочной деятельности «Социокультурные истоки», кружка «Знайки», творческой мастерской к праздникам. Участие родителей совместно с детьми и учителем в подготовке и проведении внеклассных и общешкольных мероприятий.
Все эти методы дают положительный результат в нравственном и социальном развитии учащихся.
К функциям классного руководителя относятся:
- организация разнообразной деятельности в классе
- забота о развитии каждого ребенка
- помощь в решении возникающих проблем.
Так же можно выделить несколько типов задач, которые решает классный руководитель в процессе взаимодействия с учащимися и их родителями:
- Социальные задачи включают в себя защиту ребенка, помощь ему по всем направлениям, включение в систему социальных связей, взаимодействие с семьей и различными институтами воспитания с целью создания наиболее комфортных условий развития личности.
- С целью включения ребёнка в систему социальных связей всем классом посещаем:
- студию вокала в Доме детского творчества «Счастливое детство» (руководитель Н.А. Михалик);
- Кружок в Доме детского творчества «Скульптура» (руководитель С.И. Штошкус);
- Секцию «Плавание» во Дворце спорта (тренер Мустафин М.Р.);
- Секцию «Дзюдо» во Дворце спорта (тренер Месхорадзе М.З.);
- Организовали в классе шахматный клуб (руководитель: Великжанин П.Г. и Злобин Е.Н.)
- Диагностические задачи - правильная организация системы воспитания. Для этого классный руководитель должен знать своих учеников, их личностные качества и индивидуальные характеристики. Задача педагога при этом не превышать меру знаний о ребенке в соответствии с этическими нормами.
- Веду диагностику изучения самочувствия ребенка в классе («Портретная галерея нашего класса», «Цветик-семицветик», «Солнце, тучка, дождик»), изучения взаимоотношения в коллективе («Подарки», «Аукцион», Изучение общительности в классе, «Самые памятные события из жизни моего класса», «Социометрия»).
- Воспитательные задачи связаны с ориентацией детей на критерии добра и зла, постановка их в ситуации нравственного выбора и конкретизация нравственных норм в реальной жизни.
- Процессуальные задачи - выбор эффективных педагогических средств, планирование работы с классом, контроль и рефлексия деятельности.
Педагог как руководитель классного коллектива реализует свои функции относительно всего класса в целом и каждого ученика в отдельности. Классный руководитель решает поставленные перед ним задачи в соответствии со спецификой возраста детей и взаимоотношений внутри класса, учитывая при этом индивидуальные особенности каждого ученика. Основным в работе классного руководителя является содействие саморазвитию личности, реализации ее творческого потенциала, обеспечение активной социальной защиты ребенка создание необходимых и достаточных условий для активизации усилий детей по решению собственных проблем.
Содержание деятельности классного руководителя определяется его функциями, которые можно распределить на три уровня:
I. Целевые функции.
К ним относятся педагогические и социально-гуманитарные функции, которые направлены на создание условий для социального развития учащихся, ориентированы на помощь ребенку как в решении его актуальных личностных проблем, так и в подготовке к самостоятельной жизни. Основными функциями, определяющими содержание деятельности классного руководителя, являются следующие:
- воспитание детей;
- социальная защита ребенка от неблагоприятных воздействий окружающей социальной среды.
Задача классного руководителя заключается в интегрировании усилий всего педагогического коллектива в реализации этих функций.
II. Социально-психологические функции.
- организаторская (поддержка положительной инициативы, связанной с повышением уровня жизни; внимание акцентируется не столько на организации деятельности учащихся классным руководителем, сколько на помощи в самоорганизации);
- функция сплочения коллектива (классный руководитель акцентирует свое внимание на развитии ученического самоуправления).
III. Организация и управление деятельностью.
- диагностическая функция (классный руководитель определяет исходный уровень и постоянно отмечает изменения воспитанности учеников; эта функция направлена на анализ и исследование личности и индивидуальных особенностей ребенка, на выявление причин неэффективности результатов и дает возможность увидеть характеристику педагогического процесса в целом);
- Веду диагностику изучения психологического климата коллектива («Наши отношения», «Психологический климат», «Атмосфера в классе», «Твое отношение к школе и классу»).
- функция целеполагания (взаимодействие классного руководителя с учащимися в определении целей воспитательной деятельности; при этом доля участия педагога зависит от возраста учащихся; реализация этой функции отражается в процессе планирования деятельности классного руководителя);
- функции контроля и коррекции (эти функции направлены на выявление положительных и отрицательных результатов взаимодействия классного руководителя с учащимися; на основе анализа этих результатов осуществляется коррекция деятельности классного руководителя).
Реализуя свои функции, классный руководитель осуществляет выбор форм работы с детьми, которые различаются:
- по видам деятельности – учебная, трудовая, спортивная, художественная;
- по способу влияния педагога – непосредственные.
В свою очередь, по времени проведения формы работы делятся на:
- кратковременные (от нескольких минут до нескольких часов);
- продолжительные (от нескольких дней до нескольких недель);
- традиционные (регулярно повторяющиеся).
- К традиционным в нашем классе формам работы относятся ежедневные тренировки по плаванию и по дзюдо, еженедельные шахматные турниры, ежемесячные экскурсии в лес, участие в интеллектуальных олимпиадах и конкурсах.
Все формы так же классифицируются по результату:
- Результат - информационный обмен
- Результат - выработка общего решения (мнения)
- Результат - общественно значимый продукт
По числу участников формы делятся на:
- Индивидуальные (педагог-ученик) — охватывают всю внеклассную деятельность. Они действуют в групповых и коллективных формах и, в конечном счете, определяют успешность всех других форм, к которым относятся беседа, задушевный разговор, консультация, обмен мнениями, выполнения совместных поручений, оказание индивидуальной помощи в конкретной работе;
- Использую индивидуальную форму работы при подготовке индивидуальных исследовательских работ, при проведении индивидуальных консультаций.
- Групповые (педагог-группа учащихся) - творческие группы, органы самоуправления, микро кружки (в этих формах - классный руководитель - рядовой участник или организатор, который помогает каждому проявить себя и создать условия для получения в группе значимого положительного результата);
- Использую групповую форму работы при подготовке проектов и при работе кружка «Знайки».
- Массовые (педагог - несколько групп, классов) - конкурсы, спектакли, походы, спортивные соревнования и др. Роль педагога в данном случае зависит от возраста учеников и рядя других условий. Классный руководитель может выполнять роль: ведущего участника, организатора; рядового участника деятельности, воздействующего на детей личным примером овладения опытом более знающих людей; советчика, помощника детей в организации деятельности.
- Массовые формы работы сплачивают коллектив, дают наиболее ощутимые результаты в воспитательной работе.
Развитие ученического самоуправления
Развитие ученического самоуправления –
одно из важнейших направлений
совершенствования учебно - воспитательного
процесса в современной школе. Сегодня каждый творчески работающий учитель не мыслит результативности своей работы без содружества с детским коллективом, без обучения детей навыкам коллективной работы, развитие их творческих инициатив. Детское самоуправление является конкретным видом деятельности школьников. Отвечая за отдельные разделы работы своего коллектива, принимая участие в дежурстве, дети организуют остальных на выполнение тех или иных заданий, участвуют в планировании, контролируют и проверяют друг друга. Эту деятельность учащихся можно назвать организаторской.
Всякая деятельность является своего рода упражнением его сил и способностей и, следовательно, вызывает определённое их развитие. Участвуя в работе органов классного самоуправления, учащиеся приобретают целый ряд привычек и навыков, умений и знаний. У них развиваются определённые нравственные качества и черты характера.
Воспитательное значение ученического самоуправления состоит в подготовке учащихся к участию в общественном самоуправлении, в воспитании организаторов, в формировании у детей важнейших качеств нравственного человека.
Решать эту задачу путём только лишь словесного воспитания, путём разъяснений и бесед невозможно: никакие книжки, никакие уговоры и поучения взрослых не заменят ребёнку его непосредственного жизненного опыта, личного участия в общественно-полезной деятельности.
Если в роли организаторов выступают лишь взрослые, а сами дети находятся в положении организуемых и только пассивно выполняют чужие требования, то не может быть и речи о достижении целей ученического самоуправления.
Организаторская работа складывается из ряда специфических умений и навыков. Это умение планировать, выбирать главное в работе, правильно распределять обязанности товарищей, а также такие навыки, как исполнение обязанностей. Любые из названных умений и навыков должны быть предметом специальной заботы учителя: трудно рассчитывать, что они появятся у детей сами собой. Поэтому каждый педагог должен быть хорошим организатором, без этого невозможно успешное решение задач развёртывания детского самоуправления в классе и школе.
Наконец, воспитательное значение ученического самоуправления состоит в том, что практически выступая в определённой роли в своём коллективе, учащиеся приобретают ряд моральных качеств, необходимых современному человеку.
У учащихся формируется такое важное качество, как принципиальность во взаимоотношениях с другими членами коллектива и постоянно растущая требовательность к себе и к своим одноклассникам.
Как первичные коллективы являются основой общешкольного воспитательного коллектива, так и самоуправление класса, группы служит основой самоуправления школы. Самоуправление класса складывается из распределения конкретных обязанностей между отдельными учениками. Обычно на одном из первых классных собраний, в начале учебного года избирается актив. Это могут быть отдельные учащиеся, за каждым из которых закрепляются определённые обязанности.
В первых классах привлечение учащихся к выполнению простейших функций может быть успешным, уже начиная со второй четверти. Начинается самоуправление первоклассников с выполнения ими простейших обязанностей дежурных по классу. В этой работе использую памятку дежурного. Она действует не целый год, а лишь на начальном этапе приучения детей к труду в классе. В ноябре они уже могут выполнять обязанности санитара, цветовода, игровика, хозяйственника. Дети помогают учителю, собирая тетради для проверки, раздавая индивидуальный дидактический материал. Всё это они делают по прямым поручениям учителя. Никаких постоянных обязанностей за отдельными учащимися на длительные сроки в первом классе не закрепляю. Это связано как с особенностями психологии младших школьников, так и с необходимостью для учителя лучше познакомиться с классом, а, следовательно, большее число учеников посмотреть в работе. Кроме того, малыши очень ревниво относятся к таким поручениям: каждому хочется быть санитаром и ухаживать за цветами, дежурить. И надо дать такую возможность на время каждому учащемуся. Для этого веду специальный учёт распределения временных обязанностей своих учеников, чтобы всех в своё время «назначить на должность».
Со второго класса, когда оформятся и начинают свою деятельность отдельные группы ребят, закрепляем на определённый срок уже известных поручений за группами детей. Новое в работе и коллективный характер исполнения своих обязанностей. Здесь важно учить детей распределять работу между исполнителями.
С четвёртого класса самоуправление всё больше начинает выполнять свою внешнюю функцию - включение класса в общешкольный коллектив. Здесь уже избираются на сравнительно долгий срок ответственные по основным участкам работы: в качестве представителей класса они входят в состав органов самоуправления общешкольного коллектива.
Опыт показывает, что включение детей в коллективную творческую деятельность с помощью самоуправления активизирует их, что выражается в самостоятельности суждений, помогает глубже осознавать предъявляемые к ним требования, развивает стремление самому контролировать свои действия и поступки и тем самым укреплять отношения содружества и требовательности между членами коллектива.
Использование современных технологий в воспитательной работе
Внедрение деятельностных технологий во внеурочную деятельность – это повышение интереса многих детей и подростков, и именно этот ресурс необходимо использовать для активизации воспитательной работы в новых условиях. Основным фактором, обеспечивающим эффективность воспитательного процесса, является включение учащихся в активную жизнь класса. Используя новые, увлекательные для нового поколения технологии, можно обеспечивать эту включённость.
Современные технологии позволяют разнообразить формы работы с учащимися, сделать их более творческими, упростить процесс общения с учениками и их родителями.
В воспитательной работе успешно использую следующие современные технологии:
- технология социального проектирования;
- технология сотрудничества;
- технология проектного метода;
- личностно-ориентированная технология;
- технология кандидата педагогических наук Степановой Валентины Васильевны;
- технология здоровьесберегающая;
- технология игры;
- технология развития критического мышления;
- технология создания ситуации успеха;
1. Социальное проектирование-технология социального воспитания детей. Главный педагогический смысл этой технологии – создание условий для социальных проб личности. Именно социальное проектирование позволяет воспитаннику решать основные задачи социализации: формировать свою Я - концепцию и мировоззрение; устанавливать новые способы социального взаимодействия с миром взрослых.
К 75-ой годовщине Великой Победы ребята нашей школы разработали и реализовали проект "Победа! 75 лет". Данный проект носил социальный характер и имел важное значение не только для учащихся начальной школы, но и старшеклассников. Результатом этого проекта стала выставка, посвящённая Великой Отечественной войне. На выставке представлены работы учащихся на тему: «Что такое война и что такое мир?», «Дети – герои войны», «Символ мира», «Копилка мудрости о войне и мире», «Мы помним! Мы гордимся!». К нашему проекту присоединились учащиеся всей начальной школы.
2. Технология сотрудничества - задача каждого ученика состоит не только в том, чтобы сделать что-то вместе, а в том, чтобы познать что-то вместе, чтобы каждый участник команды овладел необходимыми знаниями, сформировал нужные навыки, и при этом, чтобы вся команда знала, чего достиг каждый ученик. Четвёртый год ведётся работа по формированию здорового образа жизни у младших школьников. Класс делится на команды по интересам. Вся работа проходит в команде, дети отвечают не только за себя, но и болеют за честь своей команды. Команда готовит материал по очередной проблеме здорового образа жизни. Оформляет свою работу, представляют собранный материал другим группам. Такая работа эффективна, так как дети чувствуют большую ответственность за результат работы. Сетевые проекты «Быть здоровым – здорово!» - 2-ой год, участники 4 группы класса. Сетевой проект «Разговор о здоровом питании» - 2 года, «Профессии наших родителей» - традиционно. В сетевых проектах учащиеся принимают не личное, а командное участие. Дети учатся работать в команде, оценивая свою работу и успех, и успех и работу команды.
3.Личностно-ориентированное воспитание— это такая воспитательная система, где ребенок является высшей ценностью и ставится в центр воспитательного процесса. В условиях современной школы каждый ребенок имеет возможность развивать свои способности. Сейчас множество конкурсов, проектов на уровне города, региона, страны, где дети нашего класса принимают активное участие и занимают призовые места. Для достижения высоких результатов использую личностно-ориентированный подход к каждому ученику.
4. Технология игрового обучения – включает достаточно обширную группу методов и приёмов организации педагогического процесса в форме различных педагогических игр.
В отличие от игр вообще, педагогическая игра обладает существенным признаком – четко поставленной целью обучения и соответствующим ей педагогическим результатом, которые могут быть обоснованы, выделены в явном виде и характеризуются учебно-познавательной направленностью. Данная технология наиболее успешно реализуется в начальной школе, где дети еще играют, верят в сказку и добро. Игровые технологии используются при проведении классных часов и при проведении семейных праздников.(«Папа, мама, я- читающая (дружная, спортивная) семья», Новогодние представления и праздники к 8 Марта совместно с родителями).
5.Технология проектного метода. Двенадцатый год работаю по программе дополнительного образования проектной деятельности "Эрудит". В основе его работы лежит метод проектов. Каждый учащийся класса имеет возможность заниматься исследовательской деятельностью. Ежегодно в нашей школе проходит школьный и региональный этап научно - практической конференции «Леонардо», где ребята представляют результаты своих исследований. Наши учащиеся с исследовательскими работами участвуют в муниципальных, региональных и всероссийских конкурсах. Финалистами всероссийского этапа конкурса «Леонардо» в городе Москве в 2016 году были Кислякова Елена, Гайнуллина Юлия, Барсучкова Виктория, Тарасова Яна, Ахметова Эльвира.
6.Технология здоровьесберегающая.
Здоровьесберегающая технология - это системный подход к обучению и воспитанию, построенный на стремлении педагога сохранить здоровье учащихся; направленная на:
- создание благоприятного психологического климата на уроке и во внеурочной деятельности;
- охрана здоровья и пропаганда здорового образа жизни. Одним из важнейших аспектов является именно психологический комфорт школьников во время урока. Таким образом решается задача предупреждения утомления учащихся и появляется дополнительный стимул для раскрытия творческих возможностей каждого ребенка. Доброжелательная обстановка в детском коллективе, спокойная беседа, внимание к каждому высказыванию, позитивная реакция учителя на желание ученика выразить свою точку зрения, тактичное исправление допущенных ошибок, поощрение к самостоятельной мыслительной деятельности, уместный юмор или небольшое историческое отступление — помогает создать психологический комфорт для ребят. Учащиеся входят в класс не со страхом, а с желанием продолжить беседу, продемонстрировать свои знания, получить новую информацию. В процессе такого общения не возникает эмоционального дискомфорта даже в том случае, когда ученик с чем-то не справился, что-то не смог выполнить. Более того, отсутствие страха и напряжения помогает каждому освободиться внутренне от нежелательных психологических барьеров, смелее высказываться, выражать свою точку зрения. В обстановке психологического комфорта и эмоциональной приподнятости работоспособность учащихся заметно повышается, что в конечном итоге приводит и к более качественному усвоению знаний, и, как следствие, к более высоким результатам. По окончании школьного дня ученики покидают класс с хорошим настроением, поскольку в течение этого времени отрицательные факторы практически отсутствовали. Охрана здоровья ребенка предполагает не только создание необходимых гигиенических и психологических условий для организации воспитательной деятельности, но и профилактику различных заболеваний, а также пропаганду здорового образа жизни. В школе действует программа «Здоровье». Выполнению этой программы способствуют мероприятия по воспитанию санитарно-гигиенических норм: уроки физкультуры, спортивные соревнования, секции, Дни здоровья, походы и экскурсии, изучение на классных часах и правил дорожного движения, акции, направленные на пропаганду ЗОЖ, динамические перемены. Применению здоровьесберегающей технологии способствуют самые разнообразные формы воспитательной работы, приемы и методы.
7.Технология здоровьесберегающая кандидата педагогических наук Степановой В.В. «Школа развития индивидуальности».
17 лет работаю в здоровьесберегающей технологии «Школа развития индивидуальности» Степановой В.В., которая базируется на утверждении принципа субъект - субъектных отношений. Важным в данной технологии является признание приоритетности развития индивидуальности ребёнка, обязательный учёт в процессе обучения и воспитания психологических и физиологических возможностей ребёнка. Технология направлена также на сохранение физического и психического здоровья детей.
Цель технологии «Школа развития индивидуальности»: обеспечить эффективность и качество обучения и воспитания путём внедрения в практику работы здоровьесберегающих и развивающих видов деятельности.
Для достижения указанной цели решаю следующие задачи:
- использование здоровьесберегающих видов деятельности в педагогической практике для повышения качества образования, сохранения и укрепления здоровья учащихся;
- создание обучающей, воспитывающей и развивающей среды, способствующей развитию творческого потенциала учащихся, их способностей и индивидуальности.
В 2013 году обобщила опыт работы в конкурсе педагогического мастерства, который занял 2 место. Опыт работы по внедрению здоровьесберегающей технологии «Школы развития индивидуальности» был представлен в 2013 году в материалах конкурсного отбора в сфере образования Ханты-Мансийского автономного округа – Югры, «Лучший педагог (преподаватель) общеобразовательного учреждения» для получения гранта округа. Проведённые мастер-классы на тему «Образовательные технологии деятельностного типа. Модель позиционного обучения Н.Е.Веракса», «Внедрение новых педагогических и воспитательных технологий в учебно-воспитательный процесс» получили высокую оценку и признание сообщества учителей начальных классов, воспитателей детских садов и учителей предметников средней школы. Методическая статья «Проблемы освоения новой педагогической технологии: организация проектной и исследовательской деятельности учащихся» стала победителем региональной научно – практической конференции «Реализация инновационной политики в ХМАО – Югре». В 2014 – 2015 учебном году участвовала в муниципальном конкурсе «Лучшее портфолио педагога» и заняла 2 место. В 2015 году представила своё портфолио на Всероссийском конкурсе и заняла 1 место. В 2015 году представляла свой опыт работы и победила на муниципальном конкурсе на предоставление гранта «Самый классный классный». В 2015 году представляла свой опыт воспитательной работы и стала победителем в окружном конкурсе «Воспитать человека».
Освоение программы повышения квалификации по воспитательной работе:
Чтобы успешно обучать и воспитывать учащихся, готовить их к жизни в современном обществе в условиях рыночной экономики, учитель сам должен быть всесторонне развитым, быть в курсе всех проблем детей и их родителей, школы. Большое внимание уделяю самообразованию.
Главный смысл самообразования выражается в удовлетворении познавательной активности, в самореализации путём непрерывного образования. Самообразование является связывающим звеном, объединяющим различные формы повышения квалификации и расширения кругозора педагога.
В программе профессионального самообразования – необходимое направление – повышение квалификации и профессиональная переподготовка.
Моя программа профессионального самообразования:
1. Педагогика и методика обучения:
продолжить изучение и использование новых инновационных образовательных технологий, в том числе ИКТ;
следить за модернизацией образования в начальной школе;
изучить опыт работы передовых учителей, учителей-новаторов;
продолжить работу над развитием творческой активности детей на уроках и во внеклассных мероприятиях;
воспитание и формирование всесторонне развитой личности, способной самостоятельно добывать знания и реализовать их в жизни;
воспитание в детях навыков поиска и исследования умений мыслить, обобщить, доказывать;
формирование крепкого дружного коллектива, воспитание человечности, доброжелательности.
2. Психология: воспитание толерантности в процессе обучения и воспитания;
продолжить изучение психологических особенностей старших школьников; разработка и осуществление совместно с учителями и родителями развивающих программ с учетом индивидуальных особенностей школьников.
3. Связь с родителями учащихся: вовлечение родителей в совместную деятельность с детьми; оказание психолого-педагогической помощи в организации семейного воспитания.
Авторские проекты
Социальное сотрудничество с участниками образовательного процесса (педагогическим коллективом и родительской общественностью)
Социальное сотрудничество в рамках деятельности классного руководителя с культурно-досуговыми и спортивными центрами города позволяет воспитывать любознательность, неравнодушие, эмоциональность, создают условия для успешной познавательной деятельности в процессе обучения, формирования ненасыщаемых потребностей в знаниях, информации, здорового образа жизни. Мой опыт внедрения в учебно – воспитательный процесс здоровьесберегающих видов деятельности показал, что реализация воспитательной программы приводит к тому, что уже в младшем школьном возрасте у ребят:
Развивается воля (как способность вызывать и удерживать собственное психическое состояние), а не произвольность (как организация собственного поведения, послушного чужим, внешним целям, правилам и контролю);
Возникает в качестве доминирующих качеств истинная познавательная потребность и мотивация, чувство взаимопомощи, а не желание любой ценой быть первым;
Развивается принципиально новый тип самооценки и переживания себя, зависимый не от оценок учителя или группы, а только от личного, индивидуального переживания как границ собственного знания и умения, так и принципиальной возможности их безграничного развития;
Происходит становление «бесстрашного интеллекта», не только не боящегося новых задач, но жаждущего их и умеющего их решать;
Освоение на высоком уровне базового образовательного компонента в виде грамотного письма, чтения, вычислительных навыков, решения математических задач и примеров;
Сохраняется и укрепляется здоровье учащихся. Одним из главных показателей успешности создания здоровьесберегающей, развивающей и образовательной среды считаю тот факт, что за четыре года не произошло никаких ухудшений здоровья учащихся.
Создание благоприятного психологического климата в детском коллективе.
Психологический климат – это эмоциональная окраска психологических связей членов коллектива, возникающая на основе их близости, симпатии, совпадения характеров, интересов, склонностей. Климат отношений между людьми состоит из трех климатических зон. Первая климатическая зона – социальный климат, который определяется тем, насколько в данном коллективе осознанны цели и задачи общества, насколько здесь гарантированно соблюдение всех конституционных прав и обязанностей. Вторая климатическая зона – моральный климат, который определяется тем, какие моральные ценности в данном коллективе являются принятыми. Третья климатическая зона – психологический климат, те неофициальные отношения, которые складываются между учащимися, находящимися в непосредственном контакте друг с другом. Психологический климат – это климат, зона действия которого значительно локальнее социального и морального климата.
Для создания благоприятного психологического климата создаю условия вовлечения в деятельность каждого ребёнка, учитывая его особенности. Начиная с первого класса, использую групповую форму работы, что позволяет детям быстрее познакомиться и адаптироваться к школьной жизни. Упражнения на умение видеть, слышать и понимать одноклассников применяю в течение всего обучения в начальной школе. Игры «Печатная машинка», «Чтение без звука с показом гласных», «Пингвины», коллективное рисование на одном листе, театрализация, игры с мячами и скакалками, с мыльными пузырями и гимнастической лентой (автор технологии кандидат педагогических наук Валентина Васильевна Степанова) позволяют комфортно чувствовать себя каждому ученику, и создаёт благоприятный психологический климат.
От психологического климата в ученическом коллективе зависит не только качество обученности учащихся, но и успешность человека во взрослой жизни. При планировании воспитательной работы учитываю результаты диагностики психологического климата в ученическом коллективе.
Достижения класса в мероприятиях разного уровня
(в том числе в социальных проектах):
Результативность:
Участие учащихся в школьных мероприятиях
2019 – 2020 учебный год:
1.Школьный этап конкурса чтецов «Поэзия Победы»:
Магомедова Карина – 1 место
Тальникова Янина – 2 место
Умаров Заур – 3 место
2. Весёлые старты – команда 8 человек
3. Конкурс библиотеки по ремонту книг
4. Конкурс библиотеки «Дарите книги с любовью»
2020 – 2021 учебный год:
1. Школьная предметная олимпиада «Юниор»:
Литературное чтение:13 участников.
1. Тальникова Янина – победитель
2. Пугач Вероника – призёр
3. Петрова Елизавета - призёр
Математика: 11 участников.
Окружающий мир: 12 участников.
1. Исламгалиев Карим – победитель
2. Тальникова Янина – призёр
3. Петрова Елизавета - призёр
Русский язык: 14 участников.
1. Пугач Вероника - победитель
2. Никульщин Михаил - призёр
3. Тальникова Янина – призёр
2. Школьная предметная неделя ( во всех мероприятиях приняли участие 24 ученика – 100%):
1. Викторина по литературному чтению
2. Турнир по математике «Король быстрого счёта»
3. Конкурс на лучшую тетрадь по математике
4. Конкурс на лучшую тетрадь по русскому языку
5. Интеллектуальная игра по русскому языку «Своя игра»
6. Интеллектуальная игра по окружающему миру «Экологический марафон»
7. Мастер-класс по технологии «Оригами. Журавлик»
Реализация проектов
2019 – 2020 учебный год:
Организация выставки «Маршалы Победы»
«Города – герои» - 23 участника
«Наши защитники» - 23 участника
«Экономика нашего края» - 23 уч
«Экология нашего края» - 23 уч
«Книжка – малышка: «Устное народное творчество» - 23 уч
«Фольклор русского народа» - 23 уч
«Крылатые фразы» - 23 участника
«Растения нашего края» - 23 уч
«Животный мир нашего края» - 23 у.
2020 – 2021 учебный год:
Акция «Добрый доктор» (грамоты):
1. Жукаев Абакар
2. Магомедова Карина
3. Тальникова Янина
4. Смагулов Артур
5. Ашуралиев Ренат
Участие учащихся в городских мероприятиях, конкурсах, соревнованиях:
- Городской конкурс чтецов «Поэзия Победы»:
Магомедова Карина – 3 место
- Елизаветинские чтения:
Тальникова Янина - Грамота
Павловская Маргарита- Грамота
Погребцова Владислава- Грамота
Ткач Анна – Грамота
- «Фестиваль Дружбы народов» - выступление с песней.
2020 – 2021 учебный год:
- Городской фестиваль проектных задач «Решаем проектные задачи-2020» - 4 человека ( Грамоты в номинации «Лучший буклет «Путешествие по Югре»)
- Городской фестиваль «Дружба Народов» - 6 человек ( Грамоты за победу в номинации «Традиции Югры»)
- Онлайн-викторина «Мой край. Моя Югра»: 23 участника.
Дерюгина Алиса – 1 место
Павловская Маргарита – 1 место
2 место – 14 человек
3 место – 6 человек
- 1V Свято-Елизаветинские чтения «Белый ангел России»: Номинация «Декоративно-прикладное творчество» - выставка "Формула добра в моих увлечениях"
Погребцова Владислава – поделка «Осенняя корзинка»
Гурин Михаил – поделка «Защитникам Отечества»
Окружной конкурс детского рисунка «Моя любимая семья»:
Павловская Маргарита – диплом
Пугач Вероника – диплом
Региональный этап в ХМАО - Югре Всероссийского фестиваля творческих открытий и инициатив «Леонардо»:
Магомедова Карина – 2 место
Дерюгина Алиса – 3 место
Всероссийские олимпиады и конкурсы:
2019 – 2020 учебный год:
Всероссийская олимпиада по математике «Мегаталант» - 16 человек
19 Всероссийская олимпиада по русскому языку «Вот задачка точка ру» (ноябрь 2019) – 8 человек
12 Всероссийская олимпиада по окружающему миру «ФГОС тест» - 19 человек
3 Всероссийская олимпиада по математике «Мир олимпиад» - 21 человек
20 Всероссийская олимпиада по русскому языку ««Вот задачка точка ру» (февраль 2020) – 18 человек
11 Всероссийская олимпиада по окружающему миру «РОСтКОНКУРС» - 16 человек
Всероссийская Осенняя олимпиада «Заврики» по математике 2019 «Учи.ру» - 8 человек
Всероссийская осенняя олимпиада «Заврики» по русскому языку 2019 г «Учи.ру» - 11 человек
Всероссийская осенняя олимпиада «Юный предприниматель» 2019 «Учи.ру» - 7 человек
Всероссийская зимняя олимпиада по Программированию 2020 «Учи.ру» - 4 человека
Всероссийская зимняя олимпиада «Заврики» по математике 2020 «Учи.ру» - 11 человек
Всероссийская весенняя олимпиада «Заврики» по русскому языку 2020 г «Учи.ру» - 14 человек
2020 – 2021 учебный год:
1. Всероссийская олимпиада «Безопасные дороги»: 25 участников.
18 победителей – 1 место
1. Жукаев Абакар
2. Умаров Заур
3. Шаримова Анелия
4. Ашуралиев Ренат
5. Гурин Михаил
6. Исламгалиев Карим
7. Магомедова Карина
8. Мещерина Милана
9. Павловская Маргарита
10. Паппо София
11. Петрова Елизавета
12. Погребцова Владислава
13. Пугач Вероника
14. Смагулов Артур
15. Тальникова Янина
16. Ткач Анна
17. Цыбенко Илья
18. Шатов Александр
2 призёра – похвальная грамота
1. Дерюгина Алиса
2. Бабанин Марк
5 призёров – 3 место
1. Марченко Артём
2. Иванова Дарья
3. Белкина Стефания
4. Гаджиев Курбан
5. Никульшин Михаил
2. «Вот задачка точка ру» Всероссийская олимпиада по математике. 20 участников.
1. Тальникова Янина – 1 место
2. Гурин Михаил – 2 место
3. Исламгалиев Карим – 2 место
4. Белкина Стефания – 3 место
5. Погребцова Владислава – 3 место
6. Цыбенко Илья – 3 место
7. Шатов Александр – 3 место
3. «Фгостест» Всероссийская олимпиада по русскому языку: 17 участников
Международные олимпиады и конкурсы:
2019 – 2020 учебный год:
IVМеждународный дистанционный конкурс «Старт» - 14 человек
Международный конкурс «Лисёнок» - 5 человек
2020 – 2021 учебный год:
Международная олимпиада по окружающему миру «Мегаталант»
12 участников.
1. Тальникова Янина – 2 место
2. Жукаев Абакар – 2 место
3. Погребцова Владислава – 3 место
4. Ткач Анна – 3 место
Проведение классных мероприятий с участием родителей:
- День матери - 25 учеников,
- мам, 2 бабушки;
- Международный женский день. Концерт для мам. - 24 ученика, 24 мамы , 4 бабушки
- Весёлые старты к 23 февраля - 8 мальчиков, 16 человек с песней, 2 мамы
Фестиваль Дружбы народов для 4 классов. Выступление фольклорной группы 3 Б класса с песней. – 2 мамы.
Охват учащихся в системе дополнительного образования:
- ДДТ Фольклорный ансамбль «Росинка» - 9 человек
- ДДТ Объединение «Скульптура» - 8 человек
- Дворец спорта «Плавание» - 4 человека
- Дворец спорта «Самбо» - 2 человека
- Дворец спорта «Гимнастика» - 2 человека
- Школа искусств – индивидуальная музыка – 4 человека
- Школа искусств – изо – 1 человек
- КСК «Ягун» - танцы – 1 человек
- Клуб «Возрождение» - 1 человек
Выступления на МО, семинарах, педсовете:
- Методическая неделя. Круглый стол по теме: «Современные технологии и методические приёмы как средство повышения мотивации и познавательной активности младших школьников в условиях ФГОС»: Выступление по теме: «Технология активных методов обучения».
- ИРО. Семинар-практикум для представителей ресурсных центров инклюзивного образования и представителей «Ассоциации школ инклюзивного образования» 21 мая 2020 – сертификат
- Городской онлайн – семинар по курсу «Социокультурные истоки»
Участие в конкурсах:
- Всероссийский конкурс «Методологические и теоретические основы ФГОС НОО» Диплом 1 степени
- Международный конкурс «ФГОС НОО как основной механизм повышения качества начального образования» Диплом 1 степени
- Благодарность сайта «Учи.ру» - за активную работу в период с 1 марта по 31 мая.
- Благодарность сайта «Вот задачка. Ру» - за организацию и проведение Всероссийской олимпиады по математике
- Благодарность сайта «Фгостест» - за организацию и проведение Всероссийской олимпиады естественно-научный цикл
- Благодарность от Управления образования - за подготовку призёра в конкурсе чтецов «Поэзия Победы»
- Благодарность за подготовку участников к городскому мероприятию «Елизаветинские чтения»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Модель воспитательной системы класса
Структура модели воспитательной системы класса...
Концепция воспитательной системы класса /начальная школа/ "Колосок" (по Степанову)
Автор: Красникова Марина Борисовна Сайт: http//:guru1.ucoz.ru Воспитательная система класса "Колосок" ориентирована на учащихся начальной школы. Содержательная часть воспитательной системы основана ...
Описание методической системы
Методическая система педагога...
Полное описание методической системы
описание модической системы по теме "Игра как средство интерактивного обучения"...
«Совершенствование воспитательной системы школы посредством моделирования и построения воспитательных систем класса».
Цель: Поиск путей совершенствования воспитательной системы школы и формирование у воспитателей установки на осуществление деятельности по моделированию и построению воспитательных систем классов...
Опыт создания модели воспитательной системы класса (МВСК) на базе воспитательной системы лицея
Опыт создания модели воспитательной системы класса в практике воспитателя начальной школы. Для построения модели воспитательной системы в качестве теоретической базы выбрана ко...
Отечественные воспитательные системы: воспитательная система общей заботы (И.Иванов); гуманистическая воспитательная система современной массовой школы. (В.Караковский)
Дипломная работа по воспитательной работе....