Нравственное и патриотическое воспитание в современных условиях.
методическая разработка по теме

Остапенко Оксана Владимировна

Данная работа содержит опыт и наработки по данной тематике.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon obobshchenie_opyta_ostapenko.doc132 КБ
Office presentation icon obobshchenie_opyta_ostapenko.ppt292 КБ

Предварительный просмотр:

Воспитание есть воздействие на сердца тех,

кого мы воспитываем.

Л.Н.Толстой.

Нравственность – это разум сердца.

Нравственности предшествует принуждение,

позднее она становится обычаем,

ещё позднее – свободным повиновением, и, наконец,

почти инстинктом – тогда она,

как и всё привычное и естественное,

связана с удовольствием и называется

добродетелью.

Ф.Ницше (Слайд 2)

Работаю над проблемой «Нравственное и патриотическое воспитание в современных условиях».

Основным стержнем в общей системе всестороннего развития личности является нравственное и патриотическое воспитание. Нравственное воспитание призвано вырабатывать у подрастающего поколения твердые моральные убеждения и навыки поведения, подготовить борцов за идеалы, за прогресс и утверждение моральных принципов. Важно, чтобы нравственно развитая личность была свободна от груза старых нравственных привычек и правильно ориентировалась в выборе высоких нравственных форм поведения в современных условиях общества.

К.Д.Ушинский, заложивший научные основы педагогической мысли в России, особо подчеркивал роль духовного и нравственного воспитания как основы для развития индивидуальности.

Целью нравственного воспитания является установление истинных, основанных на любви и уважении стандартов во взаимоотношениях между людьми. (Слайд 3)

Нравственное воспитание начинается с первых шагов сознательной жизни, когда дети постигают сущность добра и зла, чести и бесчестия, справедливости и несправедливости. Одновременно с этими азбучными истинами я стараюсь раскрывать перед детьми сущность таких моральных ценностей, как любовь к Родине, героизм, стойкость, честь, независимость.

В своей работе по нравственному воспитанию я ставлю перед собой следующие задачи:

1. Помочь ребенку познать природу мира, природу межличностных отношений, природу окружающей среды, открыть себя в этом мире и найти своё место в нем.

2. Подготовить младшего школьника к вхождению в социум.

3. Сформировать у ребенка осознанное волевое поведение.

4. Пробудить самостоятельное логическое мышление.

5. Развить общую культуру ребенка.(Слайд 4)

Одна из основных задач, которую я ставлю для себя – вооружить учащихся системой моральных представлений и понятий.

Чтобы овладеть моральным понятием, необходим определённый круг знаний, которые ребята получают в процессе обучения, добывают самостоятельно. Моральные понятия у ребят непосредственны, суждения носят односторонний характер. Для формирования нравственный понятий я использую с 1 класса следующие методы:

- рассказ

- этическая беседа,

- на уроках литературного чтения обсуждаем поступки героев;

- анализируем примеры из жизни,

- работа с книгой,

- демонстрация,

- познавательная игра,

- ситуационный метод

- дискуссия,

- видеометод. (Слайд 5)

В процессе нравственного просвещения дети высказывают  определенные нравственные суждения, делают выводы, оценивают поступки.

Представления младших школьников о нравственности богаче и правильнее, чем их поведение. Личный опыт нравственного поведения  у них ограничен, не очень богат ситуациями, где они сами должны решать вопросы своих взаимоотношений в коллективе. Разрыв в сознании и поведении проявляется в том, что школьник знает, как надо поступить, но не поступает в соответствии со всеми знаниями. Он ещё только учится соотносить имеющиеся у него представления с жизнью, с реальными поступками, с конкретным поведением.

Вхождение ребёнка в литературу, другими словами – в культуру, искусство начинается, или, во всяком случае, должно начинаться, в начальной школе на уроках «Литературного чтения». Конечно, в идеале всё это происходит или должно происходить с самого рождения ребенка, в семье. Первые мелодии, которые слышит ребенок, - это колыбельные песни матери, первые произведения литературы – это сказки, рассказываемые бабушкой. Но так не всегда, к сожалению, бывает, особенно в наше время. Поэтому сегодня непомерно возрастает роль школы и именно предметов художественного цикла, к которым относится и литература, в деле воспитания и образования учащихся. Психологи утверждают, что ребенок к первому классу готов к достаточно серьезной работе над художественным текстом, поскольку неосознанное, художественно-игровое восприятие такого текста у дошкольников уже способно перерасти - художественно-аналитическое. Именно с семи лет у ребенка уже может формироваться осознание своих представлений и переживаний при чтении художественного текста и осмысление содержания и художественной формы произведения, а главное, в этом возрасте у него появляется способность наслаждаться художественным словом.

Большие возможности нравственного воспитания заложены в содержании литературных произведений, изучаемых на уроках литературного чтения, здесь ученик имеет возможность для самовыражения нравственных суждений, для отстаивания своих взглядов.

В процессе освоения младшими школьниками теоретико-литературных понятий, языковых и речевых умений, анализа литературных произведений, при характеристике положительных и отрицательных героев формируется гуманистическое мировоззрение детей, способность к межличностному диалогу.

Одна из форм работы по нравственному воспитанию младших школьников – проигрывание литературных произведений на уроках литературного чтения с последующим обсуждением: (Слайд 6)

Первый этап – выявление проблемы нравственного характера. На этом этапе нужно продумать, как  распределить роли и кто будет зрителями.

- Работу начинаю с прослушивания литературного произведения с диска. Произведение читают артисты, что придаёт сказке дополнительную яркость и эмоциональную окраску.

- Затем дети пересказывают сказку.

- Затем детям задаю вопросы:

- О чём сказка?

- Кто главные герои? Какие из героев симпатичны, а какие нет и почему? (Слайд 7)

Второй этап – предлагаю детям разделиться на группы для проигрывания литературного произведения: одна группа – зрители; две – действующие лица.  Во время инсценировки предлагаю доброту героя показать действиями, а зрителей прошу назвать, какие именно действия можно назвать добрыми.

Результат такой работы – дети сами начинают искать соответствие между словами и действиями, сами пробуют характеризовать действия героев.

Детям предлагаю подумать, как бы они поступили, окажись на месте героев, как бы они вели себя в аналогичной жизненной ситуации, как бы они действительно поступили, если такая ситуация с ними случалась. Постепенно подвожу учеников к сравнению того, как они считают нужным действовать правильно и как они действуют на самом деле. (Слайд 8)

Третий этап – после проигрывания произведения обсуждаем характеры героев.

Далее зрители выбирают команду, которая на их взгляд, наиболее удачно показала характер героев литературного произведения.

Для закрепления полученных знаний о характерах героев я им предлагаю нарисовать понравившийся персонаж.

Итог работы – умение ребёнка применять полученные знания в реальной или воображаемой ситуации. (Слайд 9)

Но просто так духовно-нравственное содержание, а социально-нравственный опыт не «перетекает» из художественного произведения в душу ребенка. Чем я могу и должна помочь ученику, что мне надо знать и уметь, как жить самой, чтобы быть образцом для детей? Как работать с детьми на уроке, чтобы ученикам и потом, после школы, захотелось читать замечательные произведения русской и мировой литературы, воспитательный потенциал которых просто трудно переоценить, и читать, вбирая в себя нравственные и эстетические сокровища, понимая, что «чтение есть лучшее учение?» Главным условием решения задач нравственного воспитания учащихся на уроках «Литературного чтения» является организация личностно значимого для ученика полноценного чтения и глубокого анализа художественных произведений.

Самый главный вопрос для учителя – как организовать такую учебную деятельность, чтобы она была развивающей, в том числе и нравственно, образовательной и воспитывающей Человека и Гражданина? Каким должен быть сегодня урок «Литературного чтения», чтобы ученик действительно получил на этом уроке основы литературного образования и нравственного развития, чтобы с этого урока началось его личностное вхождение в культуру?

На уроке «Литературного чтения» дети под моим руководством читают великие книги с огромным нравственным потенциалом. Я, прежде всего, определяю идею произведения и в соответствии с нею намечаю конкретную цель урока и его план. Если тема произведения – это ответ на вопрос, о чём пишет автор, то идея – это главная мысль произведения, оценка жизни, событий, героев в свете миропонимания, взглядов самого автора. Она не преподносится, как нечто готовое, требующее запоминания. Это вывод, к которому писатель подводит нас всем развитием сюжета. Идея, основная мысль, есть в каждом художественном произведении – в каждом из них заложен нравственный урок.

РНС «Курочка Ряба»- не в золоте счастье.

РНС «Колобок» - не верь речам, где мёду с лишком, не будь самоуверен слишком.

РНС «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка» - мир не без  добрых людей.

Л.Н.Толстой «Два товарища» (басня) – без беды друга не узнаешь.

А.С.Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке» - алчешь чужого, потеряешь всё.

И.А.Крылов «Ворона и Лисица» - в очи льстив, а за очи лжив. (Слайд 10)

Часто идейная  сущность передаётся в заглавии (« Волшебное слово») или в концовке произведения. Иногда достаточно подумать над вопросами: чему учит произведение? Что хотел сказать автор?

После определения  темы и  идеи произведения становится ясной воспитательно-образовательная цель урока. Воспитательную цель чтения  на уроке трудно определить  как достижение  законченного  результата. Воспитание убеждений, нравственных качеств и норм поведения – длительный процесс. Нельзя путём чтения одного рассказа (В. Осеева « Синие листья») « воспитать чувство дружбы и товарищества», но можно дать детям конкретное  образное представление о том, как не поступают настоящие товарищи. Поэтому я формулирую цель урока не как законченный  результат, а как один из этапов воспитательного процесса. Например, возбудить интерес к труду мамы, напомнить, что маме надо помогать, о ней надо заботиться (Е.Благинина «Посидим в тишине»); дать детям самим решить, что такое настоящая храбрость (Н.Артюхова «Трусиха»); вызвать чувство уважения к пытливым, любознательным людям (В.Одоевский «Городок в табакерке»).

Чтение рассказов о природе имеет своей целью не только получить интересные сведения о животных и растениях, но и пробудить живую любознательность и вызвать желание вмешаться определенным образом в жизнь природы.

Большинство рассказов о современной жизни мы читаем, имея в виду цели такого характера:

- возбудить интерес к…,

- помочь разобраться в … и оценить…,

- вызвать чувство уважения к…,

- воспитать чувство гордости за… и т.п. (Слайд 11)

Тематическое расположение материала в книгах для чтения помогает определить направления воспитательной работы при чтении ряда произведений, а на каждом уроке я ставлю конкретную цель соответственно материалу чтения. Для правильного выбора цели урока необходимо:

- во-первых, глубоко понять идейную направленность произведения,

- во-вторых, представить себе предполагаемую эмоциональную реакцию детей при чтении данного произведения.

Например, произведение Н.А.Некрасова «Дед Мазай и зайцы» знакомит детей с красочным миром весенней природы, проникнуто глубоким уважением к русскому крестьянину, будет вызывать яркие образные представления и добрую улыбку. Чтение его вызывает интерес к животным и одобрение поступка Мазая. Сообразно этому я определяю цель чтения – оживить интерес к родной природе, вызвать желание по-хозяйски, заботливо относиться к ней. Занятия для урока подбираю так, чтобы обеспечить достижение этой цели.

Но есть в уроке и целевая направленность в развитии учебных навыков. Она определяется:

- во-первых, требованиями программы для данного этапа обучения и,

- во-вторых, особенностями произведения, которые позволяют его использовать для выполнения конкретных программных требований.

Для третьеклассников, читающих «Деда Мазая…», важным требованием является развитие самостоятельности в работе над текстом и укрепление навыка выразительного чтения. Данное произведение позволяет над этим работать. Его характер, таким образом, дает возможность определить конкретные обучающие цели:

- совершенствование умения строить картинный план с подписями словами текста на основе самостоятельного чтения;

- самостоятельная подготовка к выразительному чтению отрывка.

Итак, уроки чтения не могут проводиться по стереотипному плану, занятия бесконечно разнообразны, и это определяется тем, как поставлены цели урока и какие пути ведут, по мнению учителя, к их осуществлению.

Чтобы воспринять эстетические и нравственные ценности, перевести на свой язык то, что, может быть, было для ребенка чужим, а подчас и чуждым, я стараюсь, чтобы на уроке дети:

- думали над прочитанным;

- сопереживали героям;

- оценивали их поступки;

- осмысливали их проблемы;

- соотносили их жизнь со своей жизнью;

- старались поступать в соответствии с воспринятыми нравственными нормами. (Слайд 12)

Читая и анализируя произведение, ребенок должен задумываться о важных вопросах бытия; о правде и лжи, любви и ненависти, истоках зла и добра, возможностях человека и его месте в мире. И не надо думать, что он ещё маленький и что его не следует пугать или осложнять его жизнь такими вопросами, - современный ребенок на своем пути сталкивается порой с такими серьезными проблемами, что чем раньше он начнет думать над ними, тем лучше. И пусть эти проблемы помогут ему решать добрые и умные книги и его учитель.

Кроме сопереживания, основой формирования нравственных убеждений является оценка. Оценивая поступки литературных героев, ученик-читатель соотносит свои представления о том, «что такое хорошо и что такое плохо», с нравственными ценностями своего народа и человечества, и в конечном итоге воспринимает «чужое» как «своё». Получает представление о нормах поведения и взаимоотношения людей, которые ложатся в основу его нравственных представлений и личностных качеств. А чтобы это происходило, на уроке литературного чтения ученики не просто читают художественные произведения. Я стараюсь организовать полноценное, глубокое восприятие детьми всей информации, заложенной в текст, помогаю им представить себе картины, нарисованные автором, эмоционально отозваться на чувства автора и героев, понять авторскую мысль и по мере возможности увидеть, как все это передает нам, читателям, художник слова. Другими словами – сформировать читательские умения и навыки, главные из которых:

- умение представить себе картину, нарисованную автором произведения;

- сопереживать героям и автору;

- понять главную мысль произведения, его идею; осознать свою позицию и передать её в форме устной или письменной речи. (Слайд 13)

Итак, каким же я представляю себе урок, цель которого – литературное и нравственное развитие, формирование читательских умений и навыков, а также нравственных представлений учащихся? Я думаю, что это особый урок, поскольку сам предмет изучения – это искусство. И цель работы на этом уроке – развить способности учеников-читателей полноценно воспринимать художественный текст.

Конечно, полноценное восприятие прочитанного возможно только на базе прочного навыка чтения, позволяющего быстро и полно воспринимать содержание. Я обязательно предупреждаю ошибки в чтении:

- в 1 классе это разрезная азбука до конца учебного года;

- слоговое чтение трудного слова на доске;

- проговаривание его в беседе до чтения (картинка, экскурсия). Знакомое слово не пугает, не останавливает детей.

- конкретные технические задачи для самостоятельного подготовительного чтения типа: найти слова из пяти и более слогов, прочитать их шепотом; расставить ударение в указанном предложении. (Слайд 14)

Эти задания осмыслены логически. Например, при чтении произведения А.С.Пушкина «Опрятней модного паркета…» предлагаю следующие вопросы:

- О каком времени года мы будем читать?

- С чем сравнивается речка, покрытая льдом?

- С каким настроением скользят мальчики по льду?

- Какое слово помогает передать звук скользящих коньков?

- Поэту несколькими словами удаётся описать картину первого снега. Каким изображен первый снег? Как он назван?

Мелькает, вьётся первый снег,

Звездами падая на брег.

- Прочитайте стихотворение выразительно. Передайте своё радостное настроение при чтении. (Слайд 15)

На своих уроках я использую индивидуальный подход и дифференцированные задания. Я стараюсь, чтобы слабочитающие дети читали чаще. Подбираю для них более легкие тексты (из детских книг и журналов; причем заинтересованность детей такой формой организации чтения: прочитать на ту же тему, но другое, дающее новые знания, вызвать своим пересказом интерес у одноклассников).

У меня на уроках дети читают под контролем класса. Учащиеся следят за чтением товарища и исправляют ошибки. Такая система, хорошо и тактично организованная, повышает ответственность и внимание каждого учащегося.

  • Громкое чтение в виде первичного полного знакомства со всем содержанием, в виде выборочного чтения имеет место на всех этапах урока;
  • выделяют основные мысли – перечитывают предложение;
  • готовятся к пересказу – выразительно читают слова и выражения; анализируют план, составленный самостоятельно – иллюстрируют один из заголовков соответствующим отрывком;
  • отчитываются за самостоятельную работу по заданию – иллюстрируют ответ чтением.
  • Чтение про себя обязательно сопровождается самостоятельной работой, всегда интересной и достаточно сложной. Именно на базе самостоятельной работы над текстом веду анализ произведения, строю беседу.
  • Беседа – всегда диалог, в котором вопросы ставлю не только я, но и учащиеся. Цель беседы в отношении художественного произведения – добиться отчетливого, глубокого понимания детьми авторского замысла и помочь им выразить своё отношение к прочитанному. (Слайд 16)

В центре беседы – выявление идейного содержания и формирование его главной мысли.

После чтения научно-познавательной статьи беседа объединяет все частные выводы, сделанные при разборе прочитанного по частям, и подсказывает детям пути применения к жизни знаний, полученных из статьи. Часто во время беседы возникают новые проблемы для обсуждения, ставятся вопросы для установления причинных связей (психологических, социально-исторических), даются сопоставления с другими произведениями на ту же тему.

Чтение произведений на темы общественной морали требуют беседы, которая направлена на осознание психологической атмосферы вокруг обсуждаемого поступка. Ключом к беседе должен являться вопрос, заставляющий учеников-читателей размышлять над замыслом автора.

Например, при обсуждении сказки А.Гайдара «Горячий камень» прежде всего мы выясняем, считал ли старик себя счастливым и почему, а затем обсуждаем вопрос: в чем же сам Гайдар и его герои видели свое счастье?

Итак, беседа – всегда диалог, в основе которого лежит система вопросов. Вопросы по их направленности можно разделить на следующие группы. Вспомним сказку К. Чуковского «Федорино горе».

1. Выясняю, как поняли дети фактическое содержание (Какое горе случилось у Федоры?)

2. Выясняю представления детей о данном факте (Какая посуда убежала от Федоры?)

3. Выясняю различные связи: причины и следствия, сходства и контрасты, временные связи и другое (Почему посуда убежала?)

4. Вопросы, ведущие к оценкам и обобщениям (Кто виноват в горе Федоры?).

5. Вопросы, направленные на установление ассоциаций с опытом учеников-читателей (Всегда ли бережно вы относитесь к своим вещам?)

6. Вопросы, привлекающие внимание детей к языку и художественным особенностям произведения (Выделите слова, показывающие движение посуды). (Слайд 17)

Вопросы всех типов встречаются по ходу всего урока, но очевидно, что:

- в задание и беседу по первичному восприятию входят преимущественно вопросы из 1 и 2 групп;

- повторное чтение, сопровождаемое анализом, направляется вопросами 3, 4, 6 групп;

- для обобщающей беседы преимущественное значение имеют вопросы 4 и 5 групп.

Например, вот как я располагаю в процессе урока вопросы различной направленности.

Рассказ Л.Н.Толстого «Прыжок».

При проверке восприятия:

- О чем этот рассказ?

- Когда вам было страшно? – Все из 1 и 2 групп.

В процессе анализа, при чтении по отрывкам:

- Где происходили события, описанные в рассказе? (2)

- Почему весь народ был на палубе? (1)

- Чем развлекались люди? (1)

- Выделите глаголы, передающие действия обезьяны. (6)

- «Ещё больше расходилась» - объясните выражение. Сравните: раззадорилась (6).

- Сколько лет было мальчику? (1)

- Как вел себя мальчик? (4)

- Какую шутку сыграла обезьяна с мальчиком? (2)

- Почему мальчик бросился за обезьяной на мачту? (4)

- Почему мальчик оказался на самом верху мачты? (4)

- Какие слова указывают, что мальчик и обезьяна оказались наверху очень быстро? (6)

- Как обезьяна повесила шляпу на край последней перекладины? (2)

- Почему мальчик не мог достать шляпу без опасности для жизни? (3)

- Какой опасности подвергался мальчик? (3)

- Как вели себя люди на палубе? (3)

- Зачем у отца мальчика в руках было ружьё? (2)

- Какую команду отдал капитан корабля? Зачем? (4)

- Как мальчик оказался на корабле? (2)

- Как долго мальчик был в море?(2)

- Почему сорок секунд показались долгими всем? (3)

- Когда капитан закричал и убежал в свою каюту? Почему? (4)

В заключительной беседе:

- Кто спас мальчика? (4)

- Сравните, как вел себя капитан, когда увидел мальчика на верхушке мачты, и как, когда убедился, что сын вне опасности? Каким человеком был капитан? (4)

- Подумай, как к такому человеку относились матросы? (5)

Как видите, на первых этапах работы над произведением я использую главным образом вопросы 1 и 2 групп, изредка 3 группы. В беседе по выявлению главной мысли опираюсь на вопросы 4, 5 групп, отчасти 2,3 групп.

Стараюсь, чтобы беседы не были длительными, многовопросными. Важно, чтобы дети ощущали плодотворность беседы, видели, что она помогла что-то выяснять, чему-то научила. Только тогда, на протяжении всего урока литературного чтения, дети будут работать: и читать, и думать. Процесс работы мысли на уроке характеризуется как процесс аналитико-синтетический.

Выделяется три важнейших момента: (Слайд 18)

1.Синтез, т.е. целостное восприятие произведения в чтении учителя или самостоятельном. К этому синтетическому восприятию дети должны быть подготовлены (предварительные работы, задание для самостоятельного чтения).

2. Далее идет самый длительный этап – анализ произведения.

Например, очерк Тургенева «Осенний день в березовой роще».

Цели урока: раскрыть особенности художественного описания природы; воспитывать у детей желание наблюдать природу в разные времена года, учить чуткому отношению к природе; обучать пересказу, близкому к тексту.

1. Сообщения учащихся о наблюдениях за погодой в прошедший день.

2. Чтение очерка про себя и подготовка ответов на вопросы.

- В чем особенность погоды, описанной Тургеневым?

- Какие картины вы увидели вместе с писателем?

3. Чтение вслух с анализом художественных средств.

- Какое время года описано?

- В чем проявилось непостоянство погоды?

- Нарисуйте словами две картины неба.

- Что писатель говорит о шуме листвы в разные времена года? Почему?

- Перечитайте отрывок про себя и приготовьтесь пересказать его близко к тексту.

- Выделите глаголы, описывающие осенний дождь.

- Почему автор употребляет данные глаголы?

- Какие слова указывают на то, что дождь был мелкий, кратковременный?

- Почему в березовой роще не было слышно птиц?

- С чем сравнивается голосок птицы?

4. Самостоятельная работа по вариантам.

- Перечитайте текст и приготовьте подробный пересказ на темы: « Картины осеннего дня во время теплого солнечного сияния», «Картины осеннего дня во время дождя».

5. Подробный пересказ текста.

6. Обобщение учителя об авторе очерка.

Как видите, согласно идее произведения и цели урока, анализ самого текста, его языка составил центральную часть урока. Анализ начат на основе самостоятельной работы, более детальный – в процессе чтения вслух под руководством учителя (вопросы 6 группы).

3. Обобщающая беседа стала синтезом всей аналитической работы. Обращаю внимание на то, что беседу нельзя превращать в назидание, поучение со стороны учителя. Она должна быть построена так, чтобы дети сами обсудили своё отношение к прочитанному и к той действительности, о которой она нам напомнила.

Дидактические игры, как утверждают психологи, занимающиеся феноменом игровой деятельности (Л.С.Выготский, Д.Б.Эльконин и другие), вызывают всегда огромный интерес у детей, а значит – очень высокую активность в учебной деятельности, и интеллектуальную, и эмоциональную, и поведенческую, с глубоким включением всех явлений психики: воображения, мышления, речи, эмоций, памяти и другие. Кроме того, игровая ситуация организует глубокое заинтересованное общение всех участников игры. Способствует организации совместно разделенной деятельности, где каждый участник знает свою «роль» и полностью отвечает за неё. В этом воспитательный смысл игры. В процессе игры, особенно ролевой, идет примеривание на себя иной социальной роли, что помогает детям пережить ситуацию, которой не было в их жизни, а значит, воспитывает, учит «жизни», как сказали сами дети. Громадные возможности в этом смысле предоставляют уроки литературы, особенно если игра ролевая, и ученики «исполняют» предлагаемые им роли. Конечно, и в соревновательных играх происходят те же процессы, но в них нет вхождения в ситуацию жизни другого человека, проигрывания различных нравственных ситуаций, поисков выхода, необходимости организации взаимодействия с другими – того, что требуют условия ролевой игры.

Самые простые по организации – игры «типа спортивные», по классификации философа Ю.А.Левады, когда соревновательный момент присоединяется к процессу обучения, обобщения знаний или самостоятельного добывания их. Они могут быть очень простыми: например, когда класс делится на группы, а учитель говорит заветные слова: кто больше придумает, найдет в тексте, вспомнит. Ещё интереснее, если повторение знаний, теоретико-литературных знаний или текста произведения проводится, например, в виде игры «Покорение высоты»: к доске вызываются представители команд, которые, отвечая правильно на вопросы, поднимаются по уступам холма, нарисованного на доске.

Можно «срежиссировать» и более сложную игровую ситуацию, уже как бы ролевую. Например, я использовала для проверки знаний учащихся по теме «Литературные сказки» игру «Литературный футбол». Класс делится на две команды, капитаны которых формируют «группу нападения», которая готовит вопросы противнику, «группу защиты», которая будет отвечать, «вратаря», которому защита сможет «перепасовать» вопрос, если сама не  сумеет ответить. За каждый неправильный ответ назначается гол команде, возможны «пенальти», т.е. удар прямо в ворота, т.е. вопрос вратарю. Ролевые игры – это игры, где требуется ролевая трансформация, перевоплощение, вхождение в образ героя произведения. Дидактические игры на самом деле решают серьезные учебные задачи. Например, итоговый урок по русским народным сказкам с занимательными заданиями, играми и ролевыми превращениями.

1. «Сказочная география». Команды отвечают на вопросы:

- Где стоит избушка на курьих ножках?

- На какой речке сражался Иван – крестьянский сын со змеями-чудищами?

- Какие реки текут по сказочной стране?

- Какие у них берега? И т.д.

2. Чей это транспорт? (Например, гуси-лебеди, ступа, ковер-самолет и т.д.)

3. «Перекрестная перестрелка». Команды отвечают на вопросы, которые придумали дома (не менее 5 вопросов команде противника по главным приметам народной сказки).

4. Лото «Идеальная пара». Обеим командам даются одинаковые наборы карточек, на которых написаны определяемые слова и постоянные эпитеты. Надо собрать лото, подобрав к слову постоянный эпитет.

5. «Бюро находок». Разыскать владельцев вещей, которые поступили в бюро находок (скалочка, коса, репа, пшеничные колоски, топор и т.д.).

6. Игра «Помоги сказочному персонажу одеться». Каждой команде выдается одинаковый набор изготовленных из бумаги нарядов для нарисованных кукол. Первая команда должна одеть Падчерицу и Ивана-царевича, а вторая команда – Василису Прекрасную и Иванушку-дурочка. Все, что надевается, надо назвать (задание дается на время).

7. Игра «Узнайте героя сказки и представьте его». Команде дается цитата из сказки, где говорится о действиях героя. Надо вспомнить любой другой эпизод с его участием и представить героя в любом жанре: инсценировке, пантомиме, балете и пр.

8. Разгадай кроссворд. Команды на время должны разгадать кроссворд и сдать листочки с кроссвордом. Ответы проверяю.

9. «Узнай пословицу по её началу».

Поэтому воспитательная деятельность учащихся должна быть ценностно ориентированной. Главное – не сама, пусть даже активная деятельность ученика, а её содержание, его эстетический и нравственный уровень – именно благодаря нему и осуществляется воспитание.

В начальной школе возможны настоящие творческие проекты и все их виды, разумеется, на уровне возрастных возможностей детей. «Проект – это совокупность определенных действий, документов, предварительных текстов, замысел для создания реального объекта, предмета, создание разного рода теоретического продукта. Это всегда творческая деятельность. В основе метода проектов лежит развитие познавательных творческих навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания и ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического мышления» (Е.С.Полат). Очень нравятся детям всевозможные творческие проекты такие, как создание диафильмов, сборников любимых сказок или стихов, кроссвордов, комиксов, иллюстраций к изученным произведениям, макетов декораций к спектаклям, сборников пословиц и поговорок на определенную тему, крылатых выражений, которые пришли к нам из мифов. В работу над проектами вовлекаются не только ученики, но и родители, работники школьной и сельской библиотек (Приложение Урок – проект «Пословицы и поговорки»)

Патриотическое воспитание подрастающего поколения в современном российском обществе осуществляется в условиях экономико-политического реформирования, в ходе которого существенно изменилась социокультурная жизнь людей.

(Слайд 19) Патриотизм, по мнению философов, - одно из наиболее глубоких чувств человека, закрепленных веками, тысячелетиями обособленных отечеств. Оно присуще всем народам. Это важное качество человека, предполагающее любовь к Родине, готовность служить её интересам, своему народу, выполнять гражданский долг и конституционные обязанности по защите своей страны. Именно патриотизм является тем фундаментом, который во все времена объединял все слои российского общества.

«Патриотическое воспитание граждан РФ на 2006-2010гг.» определила стратегические цели государства и основные пути развития патриотического воспитания.

Вместе с тем патриотизм – это естественная привязанность к родным местам, языку, национальным традициям. Чувство патриотизма возникает под воздействием окружающей природы, народного искусства и практической деятельности человека. Любовь к Родине у каждого проявляется в своё время и по-своему. Сначала это происходит неосознанно, ребенок тянется к отцу, матери; подрастая, он начинает испытывать привязанность к друзьям, родной улице, селу; и только взрослея, набираясь опыта и знаний, он постепенно осознает свою принадлежность к Отчизне.

Сегодня патриотическое воспитание – это систематическая деятельность педагога по формированию у юных граждан патриотического сознания, ценностей, чувства верности своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга, а его основная цель – формирование духовно и физически здорового человека, неразрывно связывающего свою судьбу с будущим родного края и страны, способного встать на защиту государственных интересов.

В своей работе для достижения указанной цели я ставлю перед собой (Слайд 20) следующие задачи:

- развивать личность, обладающую качествами гражданина – патриота Родины, способную успешно выполнять гражданские обязанности в мирное и военное время;

- расширять знания о родном крае, селе, воспитывать гордость за его героическое прошлое, историческое и культурное наследие;

- изучение живой национальной культуры, народного искусства;

- привитие учащимся чувства глубокого уважения и почтения к символам РФ.

Патриотическое воспитание – одно из важнейших направлений в моей работе.

В своей работе по  формированию чувства патриотизма использую следующие (Слайд 21)психолого-педагогические компоненты:

- потребностно - мотивационный

- конгитивно-интеллектуальный

- эмоционально-чувственный

- поведенческий

- волевой.

(Слайд 22) Потребностно – мотивационный – формирую в процессе обучения с помощью разнообразных форм работы:

Создаю такие ситуации, в которых бы ребята переживали чувства любви, гордости за свою Родину, восхищались её историей – на уроках «Мир вокруг нас», мужеством и храбростью патриотов. Огромное влияние на возбуждение потребностно – мотивационной сферы оказывают идеи патриотизма, которые раскрываю при изучении литературных произведений на уроках литературного чтения. На уроках «Мир вокруг нас» учащиеся переживают чувства привязанности к своей родной земле, особенно когда они включаются в краеведческую исследовательскую работу. На обобщающих уроках ребята знакомят класс со своими исследованиями, учатся делать выводы, рассуждать, принимать решения.

Конгитивно-интеллектуальный компонент включает в себя углубленное осмысление сущности патриотизма и способов его проявления в различных видах деятельности детей:

- в беседах;

- в сообщениях, которые ребята готовят на патриотическую тему;

- при проведение литературных викторин, круглых столов;

- при исследовательской работе.

Эмоционально-чувственный компонент состоит из формирования у детей патриотических чувств, взглядов и убеждений. Для этого важно, чтобы полученные знания детей о патриотизме приобрели личностный смысл, прошли через эмоциональные переживания и превратились в руководящие принципы их деятельности и поведения. Для этого я в своей работе использую яркие примеры проявления патриотизма, создаю педагогические ситуации, которые включают элементы дискуссии – где ребята рассуждают, высказывают своё мнение, принимают решения по той или иной ситуации, в результате чего складывается их собственная позиция.

Поведенческий и волевой компоненты – это формирование у учащихся способности к волевым проявлениям в области патриотизма и культуры межнациональных отношений.

Это и:

- участие ребят в школьных спортивных праздниках – где проявляется их воля к победе.

- экскурсии;

- празднование юбилейных дат;

- встречи с ветеранами и знаменитыми людьми;

Ребёнок – это зеркало нравственной жизни родителей и поэтому свою работу в классе я начинаю со знакомства с семьёй учащихся, общаюсь с ними, рассказываю, как протекает жизнь их ребенка в школе, рисую родителям перспективы воспитания детей. В каждой семье свой уклад жизни, свой стиль отношений больших и маленьких, влияющие на развитие основ личности ребенка. И чем лучше я изучу индивидуальные особенности детей, черты их характера, поведения, доброту, как они проявляют себя по отношению к близким, как ведут себя со сверстниками, умеют ли оказывать помощь, проявлять доброту и отзывчивость, тем легче мне будет найти подход к каждому ребенку. Считаю разговор с родителями трудным, так как обо всём необходимо рассказывать честно, справедливо, но и постараться не оттолкнуть родителей от школы. Родительские собрания стараюсь проводить интересно и познавательно для родителей. Об успеваемости на родительских собраниях озвучиваю только положительную динамику. Если у родителей возникают вопросы и трудности в учебе и воспитании детей, то я работаю с ними индивидуально, т.к. считаю что проблемы отдельного ребенка нужно решать конкретно с его родителем. Эта практика помогает мне найти общий язык со всеми родителями.

На уроках учу детей видеть прекрасное в природе, прививать любовь ко всему живому. Следующая задача, которую я ставлю в своей работе, заключается в том, чтобы ребята глубоко осознали нравственные нормы, приняли их и руководствовались ими в повседневной жизни.

Нравственные понятия переходят в убеждения человека в том случае, если они сливаются с другими сторонами сознания, с чувствами, волей. У младших школьников имеются элементы убежденности. С переходом из класса в класс убеждения углубляются, делаются более стойкими и всё сильнее проникают в личность ученика.

Каждый ребёнок способен чувствовать прекрасное, ценить и творить добро, любить окружающих и мир в целом. Самое важное для меня помочь маленькому человеку пробудить эти качества в себе и развить их.

Приложение 1

Модель современного урока литературного чтения

Методы работы учителя:

- исследовательский;

- частично-поисковый;

- эвристический

Цель урока

Содержание урока

Результат

Формы организации учебной деятельности учащихся

- разные виды анализа текста (в том числе сопоставительные анализы);

- творческие пересказы (например, с изменение лица рассказчика);

- дописывание сюжета;

- составление структурных схем;

- рисунок (в т.ч. устное словесное рисование);

- отзывы, рецензии, мультфильмы;

- сочинения (в т.ч. творческие);

- дидактические игры;

- инсценирование;

- театральные постановки

- образование,

- развитие самостоятельной и творческой личности,

- навыки анализа,

- аналитическая деятельность учащихся,

- нравственные понятия произведения,

- создание собственного текста.

Содержанием урока, цель которого – образование и развитие, является самостоятельная и творческая деятельность учащихся. Я стараюсь работать не репродуктивными, а продуктивными методами, использую интерактивные, т.е. внутренне активные методы обучения (рисунок, инсценирование, игра). Результаты учебной деятельности учащихся во внутренних личностных духовных изменениях, освоении и присвоении эстетических и нравственных ценностей учениками-читателями. Причем сущность этих результатов такова, что они могут проявляться при отстраненном контроле.

Общеизвестно требование: каждый урок должен совершенствовать умение детей читать. Под умением читать я понимаю не только овладение техникой чтения. Скажу больше: для характеристики полноценного читателя недостаточно только понимать прочитанное. Умение читать обязательно включает в себя возникновение того или иного отношения как к самому произведению, как и той действительности, которая в нем изображена. А это высшее умение обнаруживается уже на начальной стадии образования навыка чтения. Например, читается рассказ В.Осеевой «Сыновья». Уже сейчас, едва оторвавшись от азбуки, дети переживают сложный комплекс чувств и мыслей: задумываются над словами старика: «Я только одного сына вижу», определяют своё отношение к действующим лицам рассказа, ставят вопрос о своем поведении в реальной действительности (ведь показаны-то в рассказе мир семьи, близкая детям действительность!).


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Обобщение опыта по теме : « Нравственное и патриотическое воспитание в современных условиях» Подготовила Учитель МОУ СОШ №5 Остапенко Оксана Владимировна

Слайд 2

Воспитание есть воздействие на сердца тех, кого мы воспитываем. Л.Н.Толстой. Нравственность – это разум сердца. Нравственности предшествует принуждение, позднее она становится обычаем, ещё позднее – свободным повиновением, и, наконец, почти инстинктом – тогда она, как и всё привычное и естественное, связана с удовольствием и называется добродетелью . Ф.Ницше

Слайд 3

Целью нравственного воспитания является установление истинных, основанных на любви и уважении стандартов во взаимоотношениях между людьми.

Слайд 4

задачи: 1. Помочь ребенку познать природу мира, природу межличностных отношений, природу окружающей среды, открыть себя в этом мире и найти своё место в нем. 2 . Подготовить младшего школьника к вхождению в социум. 3. Сформировать у ребенка осознанное волевое поведение. 4. Пробудить самостоятельное логическое мышление. 5. Развить общую культуру ребенка.

Слайд 5

Для формирования нравственный понятий я использую с 1 класса следующие методы: рассказ этическая беседа, на уроках литературного чтения обсуждаем поступки героев; анализируем примеры из жизни, работа с книгой, демонстрация, познавательная игра, ситуационный метод дискуссия, видеометод.

Слайд 6

Одна из форм работы по нравственному воспитанию младших школьников – проигрывание литературных произведений на уроках литературного чтения с последующим обсуждением :

Слайд 7

Первый этап выявление проблемы нравственного характера. На этом этапе нужно продумать, как распределить роли и кто будет зрителями. Работу начинаю с прослушивания литературного произведения с диска. Произведение читают артисты, что придаёт сказке дополнительную яркость и эмоциональную окраску. Затем дети пересказывают сказку. Затем детям задаю вопросы: О чём сказка? Кто главные герои? Какие из героев симпатичны, а какие нет и почему?

Слайд 8

Второй этап предлагаю детям разделиться на группы для проигрывания литературного произведения: одна группа – зрители; две – действующие лица. Во время инсценировки предлагаю доброту героя показать действиями, а зрителей прошу назвать, какие именно действия можно назвать добрыми. Результат такой работы – дети сами начинают искать соответствие между словами и действиями, сами пробуют характеризовать действия героев. Детям предлагаю подумать, как бы они поступили, окажись на месте героев, как бы они вели себя в аналогичной жизненной ситуации, как бы они действительно поступили, если такая ситуация с ними случалась. Постепенно подвожу учеников к сравнению того, как они считают нужным действовать правильно и как они действуют на самом деле.

Слайд 9

Третий этап после проигрывания произведения обсуждаем характеры героев. Далее зрители выбирают команду, которая на их взгляд, наиболее удачно показала характер героев литературного произведения. Для закрепления полученных знаний о характерах героев я им предлагаю нарисовать понравившийся персонаж. Итог работы – умение ребёнка применять полученные знания в реальной или воображаемой ситуации.

Слайд 10

Идея, основная мысль, есть в каждом художественном произведении – в каждом из них заложен нравственный урок. РНС «Курочка Ряба»- не в золоте счастье. РНС «Колобок» - не верь речам, где мёду с лишком, не будь самоуверен слишком. РНС «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка» - мир не без добрых людей. Л.Н.Толстой «Два товарища» (басня) – без беды друга не узнаешь. А.С.Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке» - алчешь чужого, потеряешь всё. И.А.Крылов «Ворона и Лисица» - в очи льстив, а за очи лжив.

Слайд 11

Большинство рассказов о современной жизни мы читаем, имея в виду цели такого характера : - возбудить интерес к…, - помочь разобраться в … и оценить…, - вызвать чувство уважения к…, - воспитать чувство гордости за… и т.п.

Слайд 12

на уроке дети : думали над прочитанным; сопереживали героям; оценивали их поступки; осмысливали их проблемы; соотносили их жизнь со своей жизнью; старались поступать в соответствии с воспринятыми нравственными нормами.

Слайд 13

читательские умения и навыки , главные из которых: - умение представить себе картину, нарисованную автором произведения; - сопереживать героям и автору; - понять главную мысль произведения, его идею; осознать свою позицию и передать её в форме устной или письменной речи.

Слайд 14

предупреждаю ошибки в чтении: в 1 классе это разрезная азбука до конца учебного года; слоговое чтение трудного слова на доске; проговаривание его в беседе до чтения (картинка, экскурсия). Знакомое слово не пугает, не останавливает детей. конкретные технические задачи для самостоятельного подготовительного чтения типа: найти слова из пяти и более слогов, прочитать их шепотом; расставить ударение в указанном предложении.

Слайд 15

- О каком времени года мы будем читать? - С чем сравнивается речка, покрытая льдом? - С каким настроением скользят мальчики по льду? - Какое слово помогает передать звук скользящих коньков? - Поэту несколькими словами удаётся описать картину первого снега. Каким изображен первый снег? Как он назван? Мелькает, вьётся первый снег, Звездами падая на брег. - Прочитайте стихотворение выразительно. Передайте своё радостное настроение при чтении.

Слайд 16

Громкое чтение в виде первичного полного знакомства со всем содержанием, в виде выборочного чтения имеет место на всех этапах урока; выделяют основные мысли – перечитывают предложение; готовятся к пересказу – выразительно читают слова и выражения; анализируют план, составленный самостоятельно – иллюстрируют один из заголовков соответствующим отрывком; отчитываются за самостоятельную работу по заданию – иллюстрируют ответ чтением. Чтение про себя обязательно сопровождается самостоятельной работой, всегда интересной и достаточно сложной. Именно на базе самостоятельной работы над текстом веду анализ произведения, строю беседу. Беседа – всегда диалог , в котором вопросы ставлю не только я, но и учащиеся. Цель беседы в отношении художественного произведения – добиться отчетливого, глубокого понимания детьми авторского замысла и помочь им выразить своё отношение к прочитанному.

Слайд 17

1 . Выясняю, как поняли дети фактическое содержание (Какое горе случилось у Федоры?) 2 . Выясняю представления детей о данном факте (Какая посуда убежала от Федоры?) 3. Выясняю различные связи: причины и следствия, сходства и контрасты, временные связи и другое (Почему посуда убежала?) 4 . Вопросы, ведущие к оценкам и обобщениям (Кто виноват в горе Федоры?). 5. Вопросы, направленные на установление ассоциаций с опытом учеников-читателей (Всегда ли бережно вы относитесь к своим вещам?) 6 . Вопросы, привлекающие внимание детей к языку и художественным особенностям произведения (Выделите слова, показывающие движение посуды).

Слайд 18

Выделяется три важнейших момента : 1.Синтез , т.е. целостное восприятие произведения в чтении учителя или самостоятельном. К этому синтетическому восприятию дети должны быть подготовлены (предварительные работы, задание для самостоятельного чтения). 2 . Далее идет самый длительный этап – анализ произведения . 3. Обобщающая беседа стала синтезом всей аналитической работы.

Слайд 19

Патриотизм , по мнению философов, - одно из наиболее глубоких чувств человека, закрепленных веками, тысячелетиями обособленных отечеств. Оно присуще всем народам. Это важное качество человека, предполагающее любовь к Родине, готовность служить её интересам, своему народу, выполнять гражданский долг и конституционные обязанности по защите своей страны. Именно патриотизм является тем фундаментом, который во все времена объединял все слои российского общества. Вместе с тем патриотизм – это естественная привязанность к родным местам, языку, национальным традициям. Сегодня патриотическое воспитание – это систематическая деятельность педагога по формированию у юных граждан патриотического сознания, ценностей, чувства верности своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга, а его основная цель – формирование духовно и физически здорового человека, неразрывно связывающего свою судьбу с будущим родного края и страны, способного встать на защиту государственных интересов.

Слайд 20

следующие задачи : развивать личность, обладающую качествами гражданина – патриота Родины, способную успешно выполнять гражданские обязанности в мирное и военное время; расширять знания о родном крае, селе, воспитывать гордость за его героическое прошлое, историческое и культурное наследие; изучение живой национальной культуры, народного искусства; привитие учащимся чувства глубокого уважения и почтения к символам РФ.

Слайд 21

психолого-педагогические компоненты : потребностно - мотивационный конгитивно-интеллектуальный эмоционально-чувственный поведенческий волевой.

Слайд 22

Потребностно – мотивационный – формирую в процессе обучения с помощью разнообразных форм работы. Конгитивно-интеллектуальный компонент включает в себя углубленное осмысление сущности патриотизма и способов его проявления в различных видах деятельности детей: - в беседах; - в сообщениях, которые ребята готовят на патриотическую тему; - при проведение литературных викторин, круглых столов; - при исследовательской работе. Эмоционально-чувственный компонент состоит из формирования у детей патриотических чувств, взглядов и убеждений. Поведенческий и волевой компоненты – это формирование у учащихся способности к волевым проявлениям в области патриотизма и культуры межнациональных отношений. Это и: - участие ребят в школьных спортивных праздниках – где проявляется их воля к победе. - экскурсии; - празднование юбилейных дат; - встречи с ветеранами и знаменитыми людьми.

Слайд 23

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Патриотическое воспитание в современной начальной школе.

Данная работа затрагивает некоторые проблемы патриотического воспитания школьников в современном обществе на начальном этапе обучения, а также предлагает конспект занятия в 1-2ом классе по заданной те...

Системно-деятельностный подход в духовном, нравственном и патриотическом воспитании младших школьников.

Согласно с ФГОС второго поколения – духовное, нравственное и патриотическое воспитание подрастающего поколения является первостепенной задачей современной образовательной системы и представляет собой ...

Особенности духовно - нравственного воспитания в современных условиях

Воспитывать учащихся в духе гражданственности и патриотизма, выявление природных задатков, развитие творческого потенциала каждого студента, чтобы привлечь студентов к работе по возрождению, сохранени...

"Музей как средство духовно-нравственного и патриотического воспитания"

В статье говорится о значении музейной деятельности в деле воспитания воспитания младшмх школьников....

статья Музей как средство духовно-нравственного, эстетического, патриотического воспитания.

статья "Музей как средство духовно-нравственного, эстетического, патриотического воспитания" предназначена для учителей начальных классов...

статья Музей как средство духовно-нравственного, эстетического, патриотического воспитания.

статья "Музей как средство духовно-нравственного, эстетического, патриотического воспитания" предназначена для учителей начальных классов...

Доклад «Духовно-нравственное и патриотическое воспитание школьника в условиях модернизации школьного образования»

В настоящее время духовно-нравственное воспитание в общеобразовательной школе приобрело особую значимость. Сегодня всем очевиден запрос общества на повышение качества духовно-нравственного воспитания ...