Эссе "Моя педагогическая философия"
статья по теме

Александрова Светлана Эдуардовна

Эссе участника  городского профессионального конкурса "Педагогический звездопад- 2009"  на тему:"Моя педагогическая философия".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл esse_moya_pedagogicheskaya_filosofiya.docx620.44 КБ

Предварительный просмотр:

Если я гореть не буду,

Если ты гореть не будешь,

Если мы гореть не будем,

Кто тогда рассеет тьму?

Назым Хикмет

     Как Вы думаете, почему слова урок, учитель, ученик  начинаются одинаково?

     Случайно ли это совпадение?

     Слово Урок состоит из двух слагаемых – У+Рок.
«
У» является эквивалентом санскритского Ура, что означает Свет. В нём же мыслится: Высший Логос, Слово, Бог, Жизнь, Любовь.
«
РОК» следует понимать как Судьбу, которая складывается, зарождается именно в данное время.
    Таким образом, изначальная семантика слова
Урок вмещает в себя следующее смысловое содержание: Свет Судьбы, Жизнь Судьбы; Судьба, зарождающаяся через Свет, через Жизнь, через Любовь.
Данное определение семантической основы понятия «Урок» подводит к выводу, что
Урок является важнейшей, ведущей формой процесса творения судьбы детей; в нем аккумулируется  жизнь Ребенка, жизнь детей, и обогащается она Светом духовности и знаний.

     Суть смысла понятий Учитель и Ученик заключена в их едином ядре – «УЧ», которое, со своей стороны, несёт в себе два начала; «У» и «Ч». Первое начало «У», как было сказано при определении понятия Урок, означает: Ура, Свет, Логос, Слово (которое было в начале), Жизнь, Любовь, Бог. Второе же начало «Ч» следует понимать как Чело, Дух (сравните: Чело-Век).
Исходя из этого, получается, что понятие
Учитель имеет такую смысловую основу: Дух, излучающий, дарящий Свет, Жизнь (смысл Жизни), Любовь, Знания,Мудрость. 

Учитель.

Мудрый, понимающий.

ЖИВЕТ, ТВОРИТ И ЛЮБИТ!

Наставник.


      Соответственно понятие
Ученик означает: Дух, ищущий, принимающий Свет, Жизнь (смысл Жизни), Любовь, Знания, Мудрость.

     Любовь – ключевое слово для данных понятий. «Чтобы быть хорошим преподавателем, нужно любить то, что преподаешь, и любить тех, кому преподаешь»,- писал В.О. Ключевский. И, конечно, добавила бы я, осознавать значимость своей профессии. Для этого можно сравнить профессию учителя с профессией врача, и тогда вспоминается совет Шалвы Александровича Амонашвили «Не навреди!». Учитель, также как и настоящий врач-педиатр – это добрая душа, чуткое сердце, любовь к детям и неудержимое желание посвятить им свою жизнь. А если сравнить профессию педагога с профессией артиста? Учитель должен владеть способностью перевоплощаться, умением входить в роль, но он принадлежит не общему понятию «зритель», а детям, которые имеют конкретные имена и характеры. Труд учителя сродни также труду хлебороба и строителя – из зерен добра и справедливости выращивает он душу учеников, из кирпичиков знаний складывает их разум. Помогает найти свои пути в жизни, свой гражданский долг. Я считаю, педагог современной школы – это личность, педагог-профессионал, психолог, исследователь. Это тот, кто всегда учится творчеству, и творит – себя как личность, урок, ученика. На нем огромная ответственность за каждое прикосновение словом, мыслью, жестом к разуму, душе ребенка. Ребенку нужен не учитель-информатор, а соратник, друг, способный бескорыстно дарить знания, доброту, любовь ко всем людям, окружающим его. Не отрицая силы и значения Разума, в основании всего следует положить именно Любовь и Доброту. Поэтому, мне близки заповеди Ш.А. Амонашвили:

Будь осторожен!

Не ошибись!

Не навреди!

Будь надеждой для школьника!

Дари себя детям!

Знай, к чему стремишься!

Постоянно ищи в ребенке богатство его души!

Будь терпелив в ожидании чуда и будь готов для встречи с ним в ребенке!

     Сократ сравнивал учителя с дождевой каплей. Действительно,  как дождь открывает потенциал каждого зерна, так и моя цель, как учителя – выявить одаренность каждого ученика. «Ребенок – это не сосуд, который нужно наполнить, а огонь, который нужно зажечь». Нет на свете неспособных детей, есть глухие и слепые взрослые, которые не верят или боятся верить, что их ребёнок – личность. Моя задача – помочь ученику найти себя, сделать первое и самое важное открытие – открыть свои способности, а может быть, и талант, создать ситуацию успеха. Успех – первостепенное условие становления личности. Это внутренний комфорт, радостный настрой, когда дело спорится. Для школы это особенно важно. Ребенок, если его усилия не увенчаются успехом, начинает терять веру в себя. А если справляется с поставленной задачей, работает с увлечением и удовольствием, возвращаясь домой с нетерпением ждет завтрашнего дня, желание учиться крепнет. Это один из показателей успешности и учительского труда. В.А. Сухомлинский писал: «Есть успех – есть и желание учиться. Особенно важно это на первом этапе обучения – в начальной школе, где ребенок не умеет преодолевать трудности, где неудача приносит настоящее горе…»

     Талант учителя, как мастера, раскрывается тогда, когда на каждом уроке ему удается увлечь ребенка в мир неизвестного, заинтересовать его настолько, чтобы ему самому захотелось познать новое, самому решить поставленную перед ним проблему. Чтобы глаза у ребенка горели, чтобы он чувствовал в себе уверенность, силу и желание творить.

        Конечно, каждому учителю хочется иметь ярких и способных учеников, но все дети – очень разные. Для учителя необычайно важно дать каждому ребенку возможность самореализоваться, дать ему почувствовать его пусть маленький, но успех, вовремя замеченный и одобренный. Поражение – если скука, в лучшем случае, - вынужденная добросовестность…

     Победа, если на лицах (хотя бы на некоторых) замечаю следы радости  и пусть едва различимой одухотворенности…

     Ради этого стоит быть Учителем.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Моя педагогическая философия

Каждому человеку рано или поздно приходится делать судьбоносный выбор – выбор профессии, дела жизни....

моя педагогическая философия

Каждый день я открываю дверь класса, и ко мне обращаются взоры моих учеников, их светлые, ясные глаза, любопытные, добрые, оценивающие каждый мой шаг. Они многого ожидают от меня. И я дарю им счастье...

Эссе "Моя педагогическая философия"

Эссе "Моя педагогическая философия"...

Эссе. Моя педагогическая философия

«Жил мудрец, который знал все. Один человек захотел доказать, что мудрец знает не все. Зажав в, ладонях бабочку, он спросил: «Скажи, мудрец, какая бабочка у меня в руках: мертвая или живая?» А сам дум...

Моя педагогическая философия

Моя педагогическая философия. Мысли вслух....