"Формирование экологической культуры личности на межпредметной основе"
методическая разработка по теме

Воротникова Светлана Олеговна

Из опыта моей работы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ekologiya_vorotnikova_s.o.docx30.84 КБ

Предварительный просмотр:

«Формирование экологической культуры личности

на межпредметной основе».

(из опыта)

Воротникова  Светлана  Олеговна,

учитель начальных классов   МБОУ СОШ №38

        Любовь к природе – великое чувство. Оно помогает стать справедливее, великодушнее, ответственнее. Любить природу может лишь тот, кто её знает и понимает, кто умеет видеть её. А чтобы человек научился этому, мы прививаем ему любовь к природе с самого раннего детства. Варварское отношение некоторых людей к природе – результат определённого воспитания в детстве.

Убедительны слова В. А. Сухомлинского: «к тому, кто был глух к природе с детства, кто в детские годы не подобрал выпавшего из гнезда птенца, не открыл для себя красоты первой весенней травы, к тому потом с трудом достучится чувство прекрасного, чувство поэзии, а может быть и простая человечность».

Человек, прочувствовавший и понявший природную красоту, наверняка станет оберегать и охранять её не только как источник материальных благ, но и как источник красоты и вдохновения.

          Работая над проблемой «Формирование экологической культуры личности на межпредметной основе», нашла эффективные пути, формы и методы обучения, воспитания и развития личности, направленные на формирование системы научных и практических знаний и умений, ценностных ориентаций, поведения и деятельности, обеспечивающих ответственное отношение к окружающей социально-природной среде и здоровью.

        В своём исследовании вопросов формирования экологической культуры младших школьников я исходила из концепции И.З. Зверева и А.Н. Захлебного, намечающей основные пути решения данной проблемы:

        а) интеграция естественнонаучных и общественно-гуманитарных знаний;

        б) формирование экологического сознания и мышления, нравственно-этического восприятия природы;

        в) непрерывное воспитание у учащихся ответственного отношения к окружающей среде и здоровью.

         Считаю, что целью экологического образования и воспитания является формирование ответственного отношения к окружающей среде, которое строится на базе экологического сознания. Это предполагает соблюдение нравственных и  правовых принципов природопользования и пропаганду идей его оптимизации, активную деятельность по изучению и охране природы своей местности.

          Ответственное отношение к природе – сложная характеристика личности. Она означает понимание законов природы, определяющих жизнь человека, проявляется в соблюдении нравственных и правовых принципов  природопользования, в активной созидательной  деятельности по изучению и охране среды, пропаганде идей правильного природопользования, в борьбе со всем, что губительно отражается на окружающей природе. Условием моей работы по обучению и воспитанию выступает организация взаимосвязанной научной, нравственной, правовой, эстетической и практической деятельности учащихся, направленной на изучение и улучшение отношений между природой и человеком. Критерием сформированности ответственного отношения к окружающей среде является, по моему мнению, нравственная забота о будущих поколениях.

          Поставленную цель экологического образования  и воспитания, достигаю по мере решения в единстве следующих задач:

- образовательных – формирование системы знаний об экологических проблемах современности и пути их разрешения;

- воспитательных – формирование мотивов, потребностей и привычек экологически целесообразного поведения и деятельности, здорового образа жизни;

-  развивающих – развитие системы интеллектуальных и практических умений по изучению, оценке состояния и улучшению окружающей среды своей местности; развитие стремления к активной деятельности по охране окружающей среды: интеллектуального (способности к анализу экологических ситуаций), нравственного (воли и настойчивости, ответственности), эмоционального (отношение к природе как к универсальной ценности).

          Для решения задач экологического образования и воспитания на межпредметном уровне  формирую у учащихся целостное представление о природном и социальном окружении как среде жизни, труда и отдыха человека; развиваю умение воспринимать окружающий мир посредством органов чувств и познавательного интереса и способности к причинному объяснению при анализе фактов и явлений окружающей действительности; обучаю методам познания окружающего мира; воспитываю эстетическое и нравственное  отношение к среде жизнедеятельности человека.

         Формирование экологической культуры, определяющей отношение к окружающей среде, рассматриваю как сложный комплексный процесс, который во многом зависит от возрастных особенностей и возможностей учащихся. В своей работе я опираюсь на такие психофизиологические особенности младших школьников, как целостное мировосприятие, врожденная любознательность и эмоциональная восприимчивость;  стремление овладеть методами изучения природного и социального окружения, правилами и нормами поведения в природе и обществе, научиться оказывать помощь природным обитателям.

           Ориентируясь на указанные критерии, решая задачи экологического образования на межпредметном уровне, разработала и апробировала методику развития экологической культуры у младших школьников, которую использую при проведении уроков по учебным дисциплинам, в кружковой работе. В рамках каждого предмета, рассматриваю ту экологическую проблематику, которая вытекает из содержания данного предмета и его  специфики.

           Используя содержание предметов гуманитарного цикла ( русский язык, чтение, изобразительное искусство, музыка) раскрываю экологические знания о природе как источнике красоты, вдохновения, эстетического наслаждения, творческой деятельности человека, о том, что жизнь, здоровье, душевное состояние человека зависит от окружающей природной среды.

          Элементы экологического образования можно использовать на любом этапе урока русского языка, например, при организации словарной работы. Многие словарные слова обозначают названия растений, животных (медведь, ворона, воробей, осина, желудь и т.д.). Предлагаю учащимся рассказать всё, что они знают о том или другом представителе природы, установить природные связи между объектами, обозначенными этими словами. Например, как связаны между собой в лесу жёлудь, мышь, сова? Таким образом, на уроке русского языка повторяются и расширяются знания об объектах природы, условиях их жизни, пищевых связях между ними.

           Проводя работу по развитию речи, прошу объяснить значение пословиц: «Много леса – береги, мало леса – посади», «Много снега – много хлеба», предлагаю вспомнить и рассказать, как ведется на полях снегозадержание; составляем рассказ по картине или на заданную тему, пишем сочинение на темы: «Лес – наше богатство», «Пробуждение природы», «Мы охраняем родную природу».  При написании изложения на тему «Лесной дом», учащимся необходимо доказать, почему нельзя губить деревья, почему нужно беречь лесной дом и природу? Эти задания   помогают повторить знания о взаимосвязях  в природе, о мерах её охраны, развивают у учащихся способность воспринимать красоту, радоваться и удивляться в процессе общения с природой и передавать эти впечатления с помощью слова, т. е. формируют мотивы охраны природы.

         В учебнике «Русский язык» (автор Р.Н.Бунеев, О.В.Пронина) есть упражнения, которые имеют экологическую направленность, также я сама подбираю тексты и задания для осуществления экологического образования. Например, тексты «Встреча в лесу» (по Г.Скребицкому), «Шиповник» (по Ю.Дмитриеву) дают возможность повторить и систематизировать  знания учащихся об объектах природы, их признаках и свойствах. В процессе работы на уроке с текстами провожу беседу о значении диких и домашних животных, о правилах поведения в лесу, рассказываю учащимся о том, что, например, шиповник в нашем крае становится редким видом, раскрываем причины сокращения и исчезновения данного растения. Работая с текстом «Куда всё подевалось?» (по В.Сухомлинскому), прошу учащихся задуматься о  том, как связаны в природе вода, трава, дуб и соловей, почему после высыхания колодца ветер несёт тучи пыли. Даю задание составить схему, отражающую связи между этими объектами природы, а также ответить на вопросы: Как вы оцениваете поступок мальчика? Как надо охранять родники, колодцы? Приходилось ли вам выполнять такую работу? Знаете ли вы, как можно «возродить» родник?

          На уроках литературного чтения, анализируя произведения писателей-натуралистов, лирические стихотворения, развиваю у учащихся умение сравнивать состояние в разное время года, видеть многообразие форм и настроений природы, эмоционально отзываться на её красоту, формировать своё видение окружающего мира, видеть отношение человека к окружающему миру. Например, при изучении стихотворения А.С.Пушкина «Вот север, тучи нагоняя…» организую беседу по следующим вопросам: Как называется в стихотворении зима? Почему автор пишет, что мы рады приходу зимы? Какую бы вы нарисовали картину к этому стихотворению? Какие бы вы взяли для этого краски? Какие чувства возникают у вас после прочтения стихотворения?

           На уроках использую не только готовый материал учебника, но и акцентирую внимание детей на экологических понятиях, предлагая им выводы, опираясь на текст учебника, т. е. использовать экологический материал, данный в неявном виде. Например, на одном из уроков внеклассного чтения изучаем два произведения: рассказы Э. Шима «Тяжкий труд» и Н. Надеждиной «Как спят змеи» (2 класс). В подготовительной работе перед чтением рассказа Э. Шима объясняю, где живут ежи, чем питаются. Затем зачитываю отрывок из рассказа, о том как ёж расправляется с гадюкой. После чтения рассказа Н. Надеждиной о змеях, провожу беседу и выясняем, что змеи приносят большую пользу: питаясь мышами, полёвками и истребляя их в большом количестве, они охраняют много зерна. Ставлю проблему: «Мы прочитали рассказ Э. Шима и сделали вывод о том, что ежи – полезные животные, а после чтения рассказа Н. Надеждиной сказали, что змеи тоже приносят пользу. Но ведь ежи питаются змеями. Значит, мы пришли к противоречию? Может быть, кто-то из них является вредным, ненужным?». Предлагаю детям задания на прогнозирование: «Что будет в природе, если человек уничтожит всех змей? А что будет, если погибнут ежи?». Затем выслушиваю мнения детей и делаем вывод о том, что в природе всё взаимосвязано, постепенно подвожу их к усвоению понятия о равновесии в природе, о нарушении его человеком и последствиях этого нарушения, о важности правильного, экологически грамотного взаимодействия человека с природой.

           Взаимосвязь человека с миром природы в той или иной мере отражена практически в любом литературном произведении. Русские писатели демонстрируют поэтические формулы мира природы, образцы красоты, глубокого и тонкого её  восприятия. Например, всё творчество И.А.Бунина проникнуто поэзией русской природы, а в произведениях Л.Н.Толстого, С.Т. Аксакова раскрыты духовные связи между человеком и миром природы. В творчестве М.М. Пришвина любовь к родной природе сочетается со знанием о ней и её пониманием. К.Г. Паустовский в своих произведениях провозглашает бескорыстное отношение к миру природы. И им ставилась проблема охраны     окружающей природы ещё в 50-х гг. У писателей-натуралистов В.В. Бианки, Н.Н. Сладкова прослеживается связь природы и человека в этом мире.

          На уроках изобразительного искусства учу не только видеть красоту природы, но и изображать её, показывать своеобразие, характер объектов природы, используя богатство красок.

          В процессе преподавания предметов естественно-математического цикла (математика, окружающий мир, трудовое обучение) формирую экологические знания: природа – объект целесообразной трудовой деятельности человека, направленной на её рациональное использование, улучшение, восстановление, охрану;  характер трудовой деятельности  людей зависит от состояния природы и наоборот, состояние природы находится в тесной зависимости от трудовой и хозяйственной деятельности человека.

         На уроках математики создаю условия для развития умения давать количественную оценку состояния природных объектов и явлений, положительных и отрицательных последствий деятельности человека в  природном и социальном окружении.

         С целью повышения активности и интереса детей к решению арифметических  примеров, использую задания экологического содержания. Предлагаю решить цепочку примеров и узнать, какая птица выводит птенцов зимой:

15 : 5 =□;                □ + 7 = □;              □ : 2 = □;               дятел – 7       аист – 6

□ · 10 =□;                □ – 48 = □;            □ + 6 = □.             клёст – 8

Выполнив решение, учащиеся определили, что такой птицей является клёст. Затем дети вспоминают материал по окружающему миру: почему именно зимой у этих птиц появляются  птенцы, чем они питаются. В результате беседы на уроке математики приходим к выводу о том, что в природе существует тесная взаимосвязь между сезонными изменениями в неживой природе, в жизни растений и животных, взаимозависимость между характером питания и жизнедеятельностью птиц.

          Учащиеся с интересом решают задачи, содержащие информацию краеведческого характера, которые способствуют формированию не только вычислительных навыков, но и экологических знаний об объектах природы, их свойствах, многообразии. Решая задачу: «Златоглазка уничтожает в день до 30 насекомых – вредителей. Сколько она может уничтожить за 2 дня? За 5 дней?», учащиеся приходят к выводу, что Златоглазка приносит большую пользу растениям и человеку в его хозяйственной деятельности и её необходимо охранять. Обращаю внимание на то, что некоторые виды занесены в Красную книгу и подлежат охране. Во время устного счета или на уроках закрепления материала использую книжки-задачи, несущие информацию о различных видах растений и животных. Например, показываю книжку, на обложке которой изображён слон. Спрашиваю: «О ком рассказывается в этой книжке? Что о нем знаете?», предлагаю решить задачу: «Слону в зоопарке в день дают 30кг сена, 7 кг чёрного хлеба, 2 кг белого хлеба, 70 кг овощей, 1 кг сахара. Сколько всего продуктов в день съедает слон?». Учащиеся сами делают книжки-задачи, используя материал о каком-либо растении или животном.

          В ходе выполнения заданий экологического характера на уроках математики ученики получают дополнительные сведения о состоянии природы родного края, заповедниках, значении животных и растений в природе и в жизни человека.

          Наиболее богатые возможности по воспитанию экологической культуры предоставляют уроки окружающего мира по учебникам А. А. Плешакова, где обеспечивается формирование естественно - научной основы для понимания необходимости природоохранной деятельности человека. Часто на уроках использую стихотворения, которые способствуют видению природы, раскрывают сложные взаимосвязи окружающей среды, формируют чувства любви к природе. Задания к стихотворениям позволяют учащимся самостоятельно делать выводы о взаимоотношениях человека и природы, выражать своё нравственное отношение к природе.

         Экологически образованная личность, зная какой вред природе приносят те или иные действия, формирует своё отношение к этим действиям и решает для себя вопрос о их правомерности. Если человек экологически образован, то нормы и правила экологического поведения будут иметь под собой твёрдое основание и станут убеждениями этого человека. Эти представления развиваю у учеников в курсе «Мир вокруг нас», где на доступном уровне рассматриваем связи между живой и неживой природой, между различными компонентами живой природы, между природой и человеком. Изучение экологических связей способствует развитию логического мышления, памяти, воображения, речи; значительно повышает интерес учащихся к предмету.

          С целью повышения мотивации обучения и эффективности урока, а также  обеспечивая реализацию идей развивающего обучения, совершенствуя формы и  методы организации учебно – воспитательного процесса, использую информационно – компьютерные технологии на уроке окружающего мира. Создала презентации «Кто такие звери?», «Зимующие птицы», слайды к экологической сказке «Путешествие Лучика». Апробирую работу на уроке с использованием наглядно – дидактического пособия «Мир природы» с интерактивной доской. На уроке эффективно использую методы проблемного обучения, создавая целенаправленные проблемные ситуации, тем самым поддерживаю высокую мотивацию учащихся, которые чувствуют себя не пассивными созерцателями, а полноправными творцами познавательного процесса. Пользуясь интерактивной доской, ученики на экранах программы создают схемы, записывают ответы, которые  сохраняются и используются для сравнения или проверки ответа ученика с помощью наглядно - познавательных материалов программы.

          Важное значение придаю беседам, которые учат взаимоотношениям с окружающей родной средой, культуре поведения в ней. С помощью вопросов стараюсь вызвать учащихся на откровенные рассуждения, помогаю им найти правильное решение. При рассмотрении конкретных экологических ситуаций: «Природа просит защиты», «Учитесь жалеть», «Привал в лесу» и др., показываю возможность деятельности человека в изменении окружающей среды. Это позволяет подвести детей к выводу о необходимости защиты и охраны природы.

           Таким образом, экологические знания учащиеся получают через различные формы деятельности на уроке и вне его. Постепенно формируется экологическое мышление. Это ведёт, в свою очередь, к включению эмоциональной сферы учащихся: умение видеть и замечать красоту, любить и ценить всё, что их окружает в природе. И как результат формируется экологическая культура. Учащиеся не только знают, что нужно беречь природу, но и пытаются ей помочь. Ключ, который помогает открыть души учеников и сделать работу успешной, - интерес, поэтому я в своей работе использую разные формы: сезонные праздники: «Золотая осень», «Зимушка-зима», «Весна красна», «Лето пришло»; конкурсы рисунков «Лес, точно терем расписной», «Зима в природе», «Приметы весной»; конкурс осенних букетов «Природа и фантазия»; выставка поделок из природного материала «Подарки природы»; занятия по экологии: «Мир вокруг нас», «Аптечка в походе»; игра – путешествие «По местным тропинкам» (с использованием ИКТ), «На родину комнатных растений» (знакомство с разнообразием растений, их значением, правилами ухода); ролевая игра «Рыцари цветов»; заочное путешествие по экологической тропе (игра – соревнование); операция «Большие дела маленьких рук» (заготовка кормов для зимующих птиц, изготовление кормушек); работа над проектом «Моё дерево» (фенологические наблюдения); оформление стенда «Мой родной край» (по впечатлениям от экскурсий, походов, поездок); экологические недели, экскурсии в природу, проектно – исследовательские и творческие работы.

              Формируя ценностные ориентации к окружающей  среде и здоровью, на занятиях кружка «Экотопик», работали над экологическим проектом «Удивительное рядом», поставив цель: создать в классе красивый и уютный интерьер с цветами. Результаты наблюдений заносили в дневник «Зелёный друг». Проектно – исследовательская работа оказалась довольно сложной, продолжительной по времени, технически не простой, но интересной для учащихся. С ребятами мы выполнили работы: «Мой ласковый и нежный зверь», «Экологоразвивающая среда классной комнаты», где изучили основные факторы окружающей среды, выяснили соответствие их общепринятым санитарно – гигиеническим нормам и осуществили меры по её улучшению. Проект «Знакомые незнакомцы» помог учащимся овладеть умением определять породы деревьев  в зимнее время. Экологический проект «Новогодняя красавица» направлен на воспитание бережного отношения к лесным богатствам, провели выставку «Как сохранить ель», конкурс на оригинальную замену новогодней ели.

            В результате систематически проводимой внеклассной нравственно – эстетической работы у моих учащихся развивается эмоциональная, интеллектуальная, действенно – практическая сферы. Дети становятся эмоционально отзывчивыми не только по отношению к природе, но и друг к другу. У них развиваются такие черты характера как отзывчивость, доброта, ответственность за поступки, воспитываются высокие моральные качества: трудолюбие , дисциплинированность, коллективизм.

           Работая над проблемой «Формирование экологической культуры личности на межпредметной основе» и используя все вышеуказанные формы и методы работы, межпредметные связи, междисциплинарный подход в формировании экологической культуры школьников, систематичность и непрерывность изучения экологического материала, единство интеллектуального и эмоционального, волевого начала в деятельности учащихся по изучению природы, я могу сделать вывод: учащиеся усваивают нормы и правила экологически – обоснованного взаимодействия  с окружающим миром, ощущают потребность  в приобретении экологических знаний, самовыражаются в творческой деятельности, проявляют инициативу в решении экологических проблем, тем самым расширяется кругозор учащихся, возрастает интерес к знаниям, повышается качество обученности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья "«Формирование социальной компентентности у младших школьников через развитие экологической культуры личности»

Статья "Формирование экологической компетентности младших  школьников через развитие экологической культуры личности"....

Тема самообразования "Воспитание толерантного отношения к окружающим как основа формирования коммуникативной культуры личности"

В материале рассмотрены актуальность выбранной темы, принципы построения работы, структура занятий....

ФОРМИРОВАНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА ОСНОВЕ КРАЕВЕДЧЕСКОГО МАТЕРИАЛА.

В статье описываются формы работы по формированию экологической культуры младших школьников на основе краеведческоно материала...

Формирование экологической культуры младших школьников на основе краеведческого материала

В процессе  эколого-краеведческой работы происходит духовное обогащение детей посредством общения с природой; раскрываются личностные качества ребенка, его внутренний мир, отношение к одноклассни...

Формирование экологической культуры личности.

Экологическое воспитание – это целенаправленная систематическая деятельность по формированию личности, готовой к практической экологической деятельности, к пропаганде экологических идей, к защит...